Абандон в страховании по полису КАСКО

Выплаты по КАСКО при тотальной гибели автомобиля. Абандон

Ситуация подразумевает решение юридических вопросов с учетом массы нюансов. Владельцы страховки КАСКО зачастую уверены, что им то, нечего бояться. Но так ли это на самом деле? Стоит разобраться подробнее.

Полная конструктивная гибель автомобиля: критерии и правила получения компенсации при «тотале»

Тотальной гибелью авто считается ситуация, когда стоимость восстановления равна полной стоимости транспортного средства или превышает его. Причем за основу расчетов берется стоимость с учетом износа или рыночная цена до наступления ДТП. Такое происшествие делает ремонт нецелесообразным, а следовательно, авто «списывается в утиль».

По ОСАГО (в отношении автомобиля потерпевшего) учитывается стоимость годных остатков, и выплаты осуществляются после вычета их стоимости из рыночной цены. В этом случае важно проследить, чтобы рыночная цена не была занижена, а стоимость годных запчастей не завышена.

По КАСКО алгоритм действия другой. Тотальная гибель машины при страховании КАСКО устанавливается аналогично, но рыночная цена авто фиксируется в полисе, поэтому расчетов не потребуется. Большинство компаний при выплате компенсаций забирает автомобиль и самостоятельно реализует годные остатки. Страховщики могут определить конструктивную гибель по собственным установленным конкретно в их компании лимитам. Чаще всего, это 50-75 %. То есть, обратившись в компанию после серьезной аварии, для получения выплат, придется согласиться, что машина пострадала более чем на 50 %, что делает ее по правилам компании «погибшей». При этом компании забирает авто, и выплачивает автовладельцу только часть компенсации рыночной стоимости.

Если компания не забирает авто, то важно проследить за качеством осмотра и списком деталей, признанных годными. Если будут не учтены мелкие повреждения, то деталь будет считаться полностью годной, а следовательно, сумма выплаты уменьшится. Часто мелкие комплектующие осматриваются поверхностно, вследствие чего набегает приличная сумма разницы. Конечная оценка также зависит от начальной рыночной стоимости.

Пример: Рыночная стоимость по договору КАСКО 800 тысяч рублей. При лимите признания «тотал» гибели авто (конструктивная гибель автомобиля по КАСКО) в 75 % сумма выплат в размере 600 тысяч рублей и более, автоматически делает автомобиль погибшим. Из суммы стоимости вычитается сумма амортизации, стоимость годных по результатам экспертизы запчастей, остальная сумма выплачивается. Год износа для данного автомобиля считается по ставке 13 %. Стоимость деталей всегда пытаются завысить. Если вы уверены, что сумма завышена слишком сильно, то стоит обратиться к сторонним специалистам.

При расчете годные запчасти, такие как двигатель, оцениваются в процентах к стоимости целого авто. Двигатель стоит приблизительно 23 % от цены автомобиля. Таким образом, утрата годовалой машины, но с оставшимся целым двигателем будет оценена страховщиками:

(800 000 – 13 %) -23 % = (800 000-104 000) – 160 080= 589 920 рублей

Еще один наиболее неприятный вариант развития событий – отказ компании от выплаты или существенное занижение суммы. Тогда придется обращаться в суд, проводить независимую оценку повреждений. Как правило, страховщик пытается или занизить сумму ущерба или завысить цену целых запчастей, чтобы существенно сократить размер страховых выплат. Объективности от страховых компаний добиться сложно, поэтому на практике наиболее выгодный для автовладельца вариант: делать оценку через суд при полном отказе от уничтоженного транспортного средства (т.н. абандон).

Выплаты КАСКО при тотальной гибели кредитного автомобиля

В современном обществе далеко не каждый может себе позволить покупку авто за наличные, поэтому большинство страхователей КАСКО являются заемщиками по программе автокредитования, причем КАСКО как раз является одним из условий оформления займа. В таком случае выгодоприобретателем по страховому полису по факту является банк (кредитная организация). Естественно, разбив достаточно новую машину, имея на руках страховку, никто не хочет продолжать платить по кредиту.

Но банк не будет бороться за увеличение вашей страховой суммы, и в итоге расчет будет явно не в вашу пользу. При таком раскладе, рекомендуется заменить выгодоприобретателя страховки еще до оформления заявления об аварии с требованием выплаты страхового возмещения, но для замены выгодоприобретателя вы должны иметь возможность сделать полное досрочное погашение.

Следует учесть, что банк вправе в данном случае сам истребовать досрочного погашения кредита из-за гибели залога. Если весь процесс пройдет быстро, то деньги могут и не понадобиться заранее, но если суд затянется, то будьте готовы найти довольно крупную сумму в короткий срок. Без суда выплаты поступят приблизительно через 4 недели, с судом в самом лучшем случае удастся получить деньги через 2-3 месяца.

«Подводные камни» выплат КАСКО при тотальной гибели авто

Но многие боятся судов, хотя именно в страховом деле, это скорее норма, чем исключительный случай.

Помощью застрахованному лицу в проведении судебного процесса может служить лимит, достаточный для признания машины погибшей. Если в договоре данный вопрос не прописан или прописан не четко, то применяется проводить сравнительный анализ лимита в других крупных страховых компаниях. Именно поэтому в таких ситуациях в суде гибель авто часто признают уже при доказанных повреждениях от 50 %.

Выплаты по КАСКО при полной гибели автомобиля обычно осуществляются страховыми компаниями только с учетом износа, поэтому решать вопрос следует ли оставить машину себе или передать право владения страховщику необходимо исходя из возраста авто. Если машина накопила приличный багаж возможного процента амортизации, то стоит подумать о самостоятельно распродаже ГОТС (годных остатков транспортного средства). Хотя по факту в России не существует рынка для БУ запчастей, что делает их перепродажу достаточно невыгодной для автовладельца, так как при необходимости срочно реализовать ГОТС, ему придется значительно занизить реальную стоимость.

Выгоды страховой компании при тотальной гибели авто. Стоимость годных остатков транспортного средства (ГОТС)

Полная гибель автомобиля с КАСКО – для страховщика лишь один из страховых случаев. Но и при ОСАГО, и при КАСКО страховщик пытается занизить суммы выплат. Признать гибель авто гораздо проще, так как в некоторых случаях ремонт может быть дороже покупки нового транспортного средства. Но и экономии на признании тотальной гибели им не хватает, поэтому суммы страховки намеренно пытается занизить каждый страховщик.

Условия расчета сумм, подлежащих уплате при страховом случае, прописаны в договоре, но в каждом есть лазейка, заранее предусмотренная страховщиком. В любом случае соглашаться на первое предложение страховой компании точно не стоит. Следует обратить внимание на:

  • оценку остатков целых запчастей,
  • уже проведенные ремонты,
  • срок эксплуатации автомобиля,
  • срок оформления страховки.

Все эти параметры могут существенно повлиять на величину страховки. Если проводился существенный ремонт за счет страховки, то страховщик имеет право уменьшить на эту сумму конечные страховые выплаты при полной гибели автомобиля.

Действовать в этом случае надо по схеме:

  1. Получить у страховщика документы, подтверждающие его вариант калькуляции, на основе которой ТС признается уничтоженным полностью.
  2. При подписании заключения страховщика, указать свое несогласие.
  3. Провести независимую экспертизу состояния авто.
  4. Предъявить страховщику досудебную претензию с расчетами.
  5. Подать в суд, если ваши доводы не убедили страховую компанию в серьезности ваших намерений.

Чаще всего суд принимает сторону страхователя. Но, если ваши эксперты определили «гибельность» машины, стоит тут же заказать независимую оценку ГОТС, чтобы на руках у вас был другой аргумент, который позволит повысить сумму страховых выплат. Если суда избежать не удалось, но вы его выиграли, то можете претендовать на выплату моральной компенсации и, понесенных при подготовке процесса издержек, в том числе стоимости экспертизы.

Другой вариант тактики действий – это отдельное взыскание стоимости износа (амортизации) автомобиля, о чем будет сказано ниже.

Учет износа автомобиля для выплат КАСКО при признании полной конструктивной гибели авто

Судебная практика сформирована таким образом, что по Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 20, износ авто не должен учитываться для выплат по платежам по полису КАСКО при абандоне.

Но по факту вы столкнетесь с обратной практикой. В договоре и правилах страхования всех страховых компаний существует прописанная норма расчета износа. Ни в ГК РФ, ни в Законе «Об организации страхового дела в РФ» о таком правиле нет ни слова. Эти законодательные акты подразумевают, что страховая сумма может быть получена целиком как за новый автомобиль, если страхователь передаст право владения ГОТС страховой компании при «тотале». Логика законодателя и судебной практики в том, что суммы с учетом износа не хватит на покупку равнозначного автомобиля.

Судится со страховщиком по этому вопросу или нет, решает сам автовладелец. Если сумма существенная, то имеет смысл потратить время, тем более, что можно рассчитывать на получение законной неустойки. В целом, выбор зависит от возраста авто или срока, прошедшего с начала действия страхового договора. В месяц страховщик может начислить до 1,7 % вычета якобы в оплату амортизационного износа.

Многие компании пытаются манипулировать законом в свою пользу, и склоняют несведущих клиентов передать ГОТС по договору в комиссионный магазин, что аннулирует право получить полную сумму за гибельное авто, так как запчасти передаются не страховщику, а третьему лицу. Внимательно читайте все бумаги, которые предлагает подписать страховщик, а лучше проконсультируйтесь с юристом. Страховая компания не может не принять авто, если владелец решил сам передать его при выплате возмещения компании страховщику по абандону. Об этом лучше сразу указать в заявлении на выплату компенсации.

Типичные ситуации и судебная защита прав на компенсацию при полной гибели авто по КАСКО

Для подачи исков с претензией по КАСКО при тотальной гибели автомобиля типичными считаются ситуации когда:

  • страхователь не согласен с признанием гибели авто;
  • компания страховщик нарушает сроки решения по выплате компенсации;
  • страховщик отказывает в выплате полной страховой суммы;
  • страховщик не согласен со страховой стоимостью авто;
  • завышается цена ГОТС;
  • при отказе компании от своего решения признать гибель авто, если клиент решает передать его в собственность страховщика.

Часто претензии страхователя, переходят в судебное разбирательство, когда идет вопрос с хранением авто. Хранение осуществляется за счет владельца, следовательно, пока авто находится во владении пострадавшего в аварии – ответственность лежит на нем, а при передаче страховщику – ответственность переходит к нему, и расходы также ложатся на компанию страховщика, независимо от места нахождения транспортного средства.

Дополнительными услугами, связанными с проведением профессиональной независимой экспертизы считаются услуги третьих лиц. Все допуслуги оплачиваются за счет заказчика, как правило автовладельца, причем независимо от того по собственной инициативе они проводятся или назначены судом.

Судебная практика КАСКО при полной конструктивной гибели авто

В основе договора КАСКО, в том числе и при рассмотрении ситуации с полной гибелью автомобиля и вычетами из возмещения амортизации и других сумм, судебная практика индивидуальна. Конечно, в большинстве случаев, где проводилась независимая экспертная оценка, доказывающая существенную разницу с оценкой ущерба страховщиком, суд остается на стороне страхователя.

Следует понимать, что КАСКО может различаться по полноте заложенных в него услуг. При возникновении страхового случая необходимо написать заявление в страховую компанию. На дополнительные соглашения после страхового события, предложенные страховой компанией, лучше не соглашаться, так как чаще всего они не в пользу страхователя.

Если страхователь не ответит на заявление предложением с рассчитанной суммой компенсации в двухнедельный срок, то смело подавайте в суд.

Обширная судебная практика показала, что суды, связанные с опротестованием вычета износа из суммы страховой компенсации, как правило, удовлетворяются в пользу владельца транспортного средства. Нормы законодательства не предусматривают сокращение страховой выплаты на сумму амортизации за время действия договора, то есть законом страховая выплата не ограничена состоянием, в котором находилось имущество в момент причинения вреда.

Также судебная практика при полной гибели автомобиля с КАСКО принимает во внимание п. 5 ст.10 «Закона об организации страхового дела» , предполагая, что страховщик не имеет право не произвести выплату при КАСКО в случае полной гибели авто, даже если иное прописано в полисе.

Следует знать, что страховщик не имеет права отказать в выплате компенсации по причине задержки оплаты последнего платежа по полису, если была согласована рассрочка платежей страховой премии. Также не является достаточной причиной для отказа несвоевременное оповещение компании об аварии.

Страховщик не может ограничить выплаты рамками страховой суммы, при задержке выплаты страхователь имеет право, как минимум, также на возмещение стоимости использования его средств по ст. 395 ГК РФ, а также на компенсацию других убытков по ст. 15 ГК РФ.

Но, если страхователь дает ложную информацию по ДТП, пытаясь мошенничеством получить выплату у страховщика, договор может быть аннулирован на основании ст. 179 ГК РФ. Об этом тоже нужно помнить.

Тотал по каско.

Опции темы
Поиск по теме

Я имею ввиду заявление об (абандоне) они обойти не могут? Это как козырная карта у владельцев ТС? Или в самом договоре они могут прописать, что абандон действует, но с вычетом износа и ПСО?

Для начала вам надо внимательно прочесть правила страхования или скинуть их сюда.
Второй, надо определиться Тоталить или нет.
Если Тоталить,то пишите заявление об отказе от имущества в пользу СК, направляйте заявление письменно,а лучше завезите его сами, чтобы на вашем экземпляре поставили отметку о принятии.

Я их уже 3 раз перечитываю, думаю всё понял уже ))
Решил тоталить, но вот в этом и вопрос, выгодопреобретатель является банк, в этом случае абандон действует или мне сначала надо погасить кредит?

Конечно же действует абандон. В этом случае так же все просто, в случае Полной гибели выгодоприобретателем в полисе указывают банк, вы пишите заявление об отказе от имущества в пользу СК, в этом же заявлении указываете реквизиты ваши и счета по которому платите кредит, обычно СК направляет запрос в Банк, чтобы предоставили сведения об остатке долга по кредиту и счета для перечисления. Вы также вместе заявлением, можете предоставить подобный ответ Банка. После этого СК должна произвести оплату страховой суммы в размере остатка долга по кредиту на счет Банка и разницу перечислить уже на ваш расчетный счет.
В данный момент погашать кредит досрочно вы не должны, только ежемесячные платежи, согласно графика.
Пришлите мне вашу почту, я вам решение суда направлю.

Читайте также:  Особенности выплаты по КАСКО при угоне транспортного средства

Но я ещё должен договориться с банком о том, что я отказываюсь от имущества в пользу страховой, так ведь? п.2 ст.346 ГК РФ – для отказа от застрахованного имущества согласие банка обязательно.
Или я не прав?

Копию заявления об отказе от имущества можете направить в банк, обычно СК сама направляет письмо, указывая, что был страховой случай, признан Тотал, и просит у Банка, т.к. он является выгодоприобретателем по Полной гибели, указать, реквизиты для перечисления и сумму долга.
Электронку получил, решение вышлю.
З.Ы. странное название эл почты у вас.

ок, спасибо!
Вот и письмо прислали страховщики, то есть уже есть основания идти с абандоном к ним, получается законна только 1) франшиза, а 2) уже как доп соглашение, которое не законно и аморт износ, который тут указан, тоже не законен? Всё же я правильно понимаю?

Франшиза- законна.
По остальному, надо смотреть, что они имеют ввиду, отсутствующие детали, это то, что входит в штатную комплектацию и было при страховании, например запаска, домкрат!?
Повреждения, не связанные с данным страховым случаем и зафиксированные при осмотре ТС соответственно не входят (у вас были повреждения, выявленные при страховании)!?
Амортизационный износ незаконен.

запаска и домкрат – были. При регистрации полиса и осмотре ТС, были небольшие сколы на некоторых элементах.

Названия электронки ещё старое, когда в игру онлайн играл, так и пользуюсь ))
Заявление (абандон) подготовил, машинку должен буду забрать, так как у неё разобрана задняя дверь(лично я ремонтировал) всё соберу обратно и отвезу на их стоянку. по пути заеду в банк и возьму реквизиты. Всё в страховую сразу и передам.

Главный вопрос остался. Передача авто осуществлять куплей-продажей или есть нюансы?

Названия электронки ещё старое, когда в игру онлайн играл, так и пользуюсь ))
Заявление (абандон) подготовил, машинку должен буду забрать, так как у неё разобрана задняя дверь(лично я ремонтировал) всё соберу обратно и отвезу на их стоянку. по пути заеду в банк и возьму реквизиты. Всё в страховую сразу и передам.

Главный вопрос остался. Передача авто осуществлять куплей-продажей или есть нюансы?

По почте помню, решение пришлю сегодня, заявление образец также направлю, можете посмотреть и взять от-туда что-нибудь полезное. Просьба личные данные, если вы увидите, никуда не передавать.
Что касательно передачи, скорее всего вам дадут подписать соглашение об урегулировании убытка по “Полной гибели” (возможно название данного соглашения будет отличаться, но не суть), внимательно читайте, что там будет указано.
Также вы должны будете составить акт приема-передачи, с указанием комплектации и возможно отсутствующих деталей, также передать ПТС и Свидетельство о регистрации ТС страховщику. Насколько я знаю, еще делается запрос в ГИБДД о наличии ограничений на перерегистрацию и отчуждение.

Ого как много (( ладно, займёмся. Просьбу услышал, исполню.
Лишь бы мелким шрифтом не писали, а то вдруг подпишу, что не нужно.
Сейчас сходил в банк, так как надо получить согласие на абандон (п.2 ст.346 ГК.) Они мне ничего и не сказали, т.к. ни бланков, ни заявлений, ничего такого нет. Девушка позвонила какому-то умному человеку, который ничего плохого по этому не сказал. Забрал у них же реквизиты, куда нужно перевести средства СК.
Ехать в офис к СК не хотелось, поэтому послал заявление “абандон” и реквизиты письмом.

Пришла мысль, а как мне получить ПТС, если оно у банка? Мне ведь ТС придётся снимать с учёта? Хотя я надеялся, что страховая сама свое имущество снимет с учёта (

01.04 – отправляю заявление “абандон” по почте
10.04 – СК получила заявление,
11.04 – звонят и говорят, что срочно авто надо забирать из сервиса, а то на меня стоянку повесят и прочее, я позвонил в сервис и там мне сказали, что ничего я не должен. (но авто я и сам хотел забрать, там вещей много личных)
12.04 – забрал ТС, страховая сказала, что надо на стоянку к ним отвезти (опять таки я не против, т.к. колёса надо летние поставить и ремонт был не связанный со страховым случаем, надо доделать)

Вопрос: куратор СК мне сказала, что я должен получить распорядительное письмо от СК с ним в банк, в банке забрать реквизиты и ПТС, после этого будет выплата, НО 320 000 – 15 781 (амортизационный износ) – 15 000 (франшиза) – 20 576 (повреждение на ПСО) = 268 643 руб – эту сумму я получу.
Но с этим я не согласен! В абандоне я написал, что хочу получить полную страховую сумму – это 320000 – 15000 это безусловная франшиза на которую я согласен, а вот с износом и с повреждениями ПСО не согласен.
Это по закону. На что она мне ответила – “Вы же подписывали договор, значит вы с ним согласны”

Друзья посоветовали лучше проконсультироваться с юристом, я так и сделал.
Юрист мне помогал по независимой экспертизе, советами – общиство защиты автолюбителей есть такая группа, ну вот он сказал, что:
“не за что тут биться (( 15 000руб износа, это не о чём, я понимаю было бы там 60 000 руб, ещё есть смысл. отдавайте авто и пусть с вас высчитывают износ, а они его высчитают.
Юрист за 35000 минимум возьмётся за это, надо ли оно вам? Даже не задумывайтесь, отдавайте авто, берите, что дают и живите дальше спокойно. “

Вот видимо и все мои бодания со страховой на этом и закончатся (( все говорят, если вы готовы подарить страховой 5000 или 10000, то пожалуйста, а тут получается дарю им 50000, вот и всё. Смысл тогда этих разговоров?

Я вам направлял претензию и решение суда. Зачем вам юрист!? получайте ден. средства и решайте, что делать дальше, можете сами судиться без представителя, у вас все обоснования на руках со ссылками на законодательство и позицию ВС РФ. Готовьте сами исковое заявление и предъявляйте его в суд, амортизационный износ не законен.
Не совсем понял, что такое повреждения на ПСО-это не относящиеся к ДТП!?
Франшиза законна, как у вас получается 320 000, если 15 000 франшиза!?

Спасибо, у юриста я хотел узнать, есть ли смысл чего-то делать, внятного ответа от него я не услышал. Могу судиться, но я даже не представляю как, хорошо что девушка из Москвы взялась помочь мне, все доки уже направил ей. Показывала решение суда и дело, сказала безвозмездно помогу)
К сожалению я не смыслю особо в бумагах и тяжеловато мне вникнуть в это.
повреждения на ПСО как трактует интач, это стоимость отсутствующих деталей, узлов и агрегатов, а так же стоимость восстановительного ремонта поврежденных деталей, узлов и агрегатов, если их отсутствие или повреждение прямо не связано со страховым случаем (в том числе стоимость повреждённых или отсутствующих деталей и ремонт повреждений, зафиксированных при осмотре ТС до выдачи страхового полиса)

Насчёт франшизы, я сомневаюсь, что она законна, опять таки опираясь на ту девушку, которая сказала, что мне поможет, вот кусочек цитаты о её аналогичном деле, что касаемо франшизы:

Ответчик в своих возражениях указывает, что удержание денежных средств в виде франшизы и недостатков, обнаруженных при заключении договора страхования, предусмотрено договором страхования, что согласуется с п.36 Постановления Пленума ВС РФ «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан».

Суд не может согласиться с данной позицией.

В силу пункта 1 статьи 943 Гражданского кодекса Российской Федерации условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).

Пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии с частью 5 статьи 10 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 “Об организации страхового дела в Российской Федерации” в случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 20 “О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан”, в случае полной гибели имущества, то есть при полном его уничтожении либо таком повреждении, когда оно не подлежит восстановлению, страхователю выплачивается страховое возмещение в размере полной страховой суммы в соответствии с пунктом 5 статьи 10 Закона об организации страхового дела (абандон).

Таким образом, исходя из положений вышеприведенной правовой нормы, являющейся императивной, и разъяснений, в случае полной гибели, утраты застрахованного имущества, в том числе транспортного средства, застрахованного по договору добровольного страхования, и отказа выгодоприобретателя от своих прав на указанное имущество в пользу страховщика страхователю выплачивается страховое возмещение в размере полной страховой суммы.

Следовательно, условие, содержащееся в названных Правилах страхования, о том, что при полной гибели, утрате транспортного средства, в том числе в результате хищения, страховая выплата определяется с учетом износа деталей поврежденного имущества, противоречит императивной норме, содержащейся в части 5 статьи 10 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 “Об организации страхового дела в Российской Федерации”.

Таким образом, довод ответчика о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения указанных Правил страхования о выплате страхового возмещения с учетом амортизационного износа, является необоснованным, поскольку пунктом 1 статьи 16 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей” установлено, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Аналогичное положение распространяется на франшизу.

Абандон в страховании – это. Определение, особенности и примеры

Большинство владельцев транспортных средств, особенно только что приобретенных, считают необходимым застраховать свой автомобиль. Приобретя страховой полис, страхователь считает, что имеет полное право рассчитывать на получение полной стоимости поврежденного автомобиля, если произошел страховой случай. И даже в случае, когда авто не подлежит восстановлению ввиду катастрофических разрушений, страховая компания выплатит компенсацию за бывший автомобиль в полном размере. В этом вопросе большинство клиентов, как правило, постигает разочарование. Ведь сумма возмещения, которую выплачивает страховщик, иногда разительно отличается от суммы, на которую рассчитывал клиент.

Абандон в страховании – это.

Термин abandonment происходит от французского «abandinner» – оставлять. Абандон в страховании – это отказ клиента страховой компании или указанного в договоре выгодоприобретателя от имущества, которое перечислено в договоре страхования, в пользу страховщика. Такое действие клиент может совершить только по полисам имущественного страхования, к которым относится и КАСКО. Использование абандона в страховании автомобиля связано с тем, что клиент страховой компании не имеет желания реализовывать остатки поврежденного автомобиля и, как результат, получать страховое возмещение в размере, меньшем чем страховая сумма.

Закон об абандоне

На сегодняшний день понятие отказа от имущества закреплено в Федеральном Законе «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Страхователь имеет полное право отказаться от принадлежащего ему на правах собственности имущества, поврежденного или уничтоженного в результате страхового случая, в обмен на получение полной страховой суммы, исходя из норм пункта 5 статьи 10. Учитывая это, на вопрос о том, в каком страховании часто применяется абандон, единственно правильным будет ответ, что Abandonment применим только при наличии у страхователя договора страхования имущества или автомобиля.

Выбор страхователя: транспорт или абандон

Заключая договор страхования транспортного средства, клиент страховой компании должен изучить его правила. Кроме страховой суммы, размера страхового платежа необходимо детально ознакомиться с условиями выплаты страхового возмещения, рисками и исключениями. Абандон в страховании автомобиля по КАСКО – это право страхователя на получение полной страховой суммы за поврежденный автомобиль.

Бывают ситуации, когда после аварийного транспортного события, автомобиль поврежден больше чем на 70%. В страховании такое событие считают конструктивной гибелью транспортного средства, или тотальным ущербом. Если имеет место такой факт, в большинстве страховых компаний, согласно действующим правилам страхования, проводят выплату страховой суммы. Однако ее уменьшают на стоимость остатков авто, которые страхователь еще может реализовать. В таком положении клиент предстает перед выбором: искать покупателей на пригодные для продажи остатки автомобиля или воспользоваться абандоном в страховании, процедура которого менее утомительна.

Читайте также:  Оформление ОСАГО в Росгосстрахе

Конструктивная гибель

Как показывает статистика, большинство клиентов страховых компаний не читают полностью договор страхования. Они уверены, что имея на руках подписанный с двух сторон документ КАСКО при наступлении страхового случая у них есть возможность возместить полученный ущерб в полном размере. А уж если автомобиль невозможно или слишком дорого восстанавливать, то страховщик выплатит полную его стоимость.

Все не так однозначно. Тотальным ущерб признается в том случае, если во время страхового события произошло повреждение застрахованного имущества, а стоимость ремонтных работ или полное восстановление составляют 70 и более процентов от реальной стоимости на момент аварии или другого страхового случая.

Очень часто страхователи с целью экономии на страховом платеже заключают договоры КАСКО с определением страховой суммы не по рыночной цене на момент страхования, а по договорной цене. В результате сумма страхового возмещения при конструктивной гибели транспортного средства не сможет полностью покрыть полученный ущерб.

Договор страхования и абандон

Заключая договор страхования автомобиля, потенциальный клиент обязан изучить все его пункты. Есть компании, которые в страховых договорах не прописывают процедуру абандона. В страховании это закреплено на законодательном уровне, должно быть расписано в правах страхователя, которые указаны в правилах и полисах. Ознакомившись с условиями страхования, клиент должен детально узнать свои права, а также что такое абандон в страховании и обязанности при наступлении страхового случая. Точно так же страховая компания обязана ознакомить страхователя и со своими обязанностями и правами.

Процедура абандона оформляется двумя способами:

– прописывается в договоре страхования;

– заключается акт о передаче прав на поврежденное застрахованное имущество.

Оформление абандона

В соответствии с законодательством Российской Федерации существует две возможности оформить процедуру абандона в страховании. Это возможно в таких ситуациях:

  1. Действующий договор между страховщиком и страхователем имеет пункты, которые раскрывают процедуру выплаты, в том числе абандона. Согласно положениям этого документа, за клиентом страховой организации закреплено право (не обязанность) воспользоваться абандоном, то есть передать свой автомобиль компании в обмен на возмещение в размере страховой суммы. Согласие для этого страховщика не требуется.
  2. Оформляется двухсторонний документ, по которому страхователь – собственник транспортного средства передает право владения страховой организации. Полноправным владельцем страховщик станет только после компенсации полученного ущерба.

Таким образом, в любом из вариантов страхователь имеет право воспользоваться процедурой абандона в страховании. Образец документа о передаче прав должен включать в себя информацию о сторонах, которые его подписывают, данные объекта отчуждения.

Подводные камни абандона в страховании

Следует помнить, что все условия, прописанные в договоре страхования, необходимо тщательно изучить. Бывают ситуации, когда страхователь решает воспользоваться положенным ему правом на абандон. Он рассчитывает, что после передачи автомобиля страховой компании ему перечислят компенсацию в размере полной страховой суммы. Как показывает практика, страховщикам прибыльно определять конструктивную гибель транспортного средства и рекомендовать клиентам воспользоваться процедурой абандона.

Во многих договорах КАСКО с целью уменьшения страховых платежей клиентам предлагают заключать договор страхования с учетом изношенности авто. Если у клиента договор с таким условием, то при определении суммы страховой компенсации страховая сумма автоматически уменьшится на сумму амортизационного износа. К тому же необходимо учесть сумму франшизы, которая указана в документе на страхование. Поэтому, воспользовавшись своим правом на отказ от имущества, страхователь может получить значительно меньшую сумму компенсации, чем он предполагал. Такие случаи бывают нередко.

Некоторые нюансы абандона в страховании

Следует знать, что:

  • не только повреждение автомобиля, а и его утрата (угон) считаются условиями для возможности страхователя отказаться от своего права на транспортное средство;
  • страховая сумма не может превышать реальную рыночную стоимость авто на момент подписания страхового договора;
  • соглашение о передаче прав на имущество необходимо подписывать только со страховой компанией, а не с третьими лицами;
  • процедуру передачи остатков определяет страхователь, если иное не прописано в договоре.

Самое важное при заключении договора страхования КАСКО – детально прочитать все его пункты и подпункты. Желательно для этого пригласить знакомого юриста.

Условия страхования КАСКО

Компания «АльфаСтрахование» предлагает обезопасить свой автомобиль на максимально выгодных условиях. Индивидуальный сервис — это возможность управлять своими затратами и комплектовать страховой пакет опциями по вашему выбору. Мы разработали для вас актуальные страховые продукты, характеризующиеся оптимальным набором опций и дополнительных услуг — АльфаКАСКО 50×50+, АльфаБИЗНЕС, АльфаВСЕ ВКЛЮЧЕНО — на любой вкус и кошелек.

КАСКО от бесполисных

Каско от бесполисных – всего за 495 рублей послужит защитой от водителей без полиса ОСАГО или он поддельным полисом. Экономьте свое время и нервы, в случае ДТП мы выплатит Вам возмещение за виновника аварии.

КАСКО от чужих ошибок

КАСКО от чужих ошибок – всего за 950 рублей, при ДТП защитит вас от ошибок других водителей, управляющих автомобилем даже без ОСАГО или с поддельным полисом, и обеспечит гарантированный ремонт автомобиля в случае ДТП. Подробнее ознакомиться с программой.

КАСКО за 3

Каско за 3 — полис, который обеспечит ремонт Вашего автомобиля, если вы попали в ДТП и виноваты другие участники дорожного движения. Покрытие будет действовать даже если у виновника ДТП не было полиса ОСАГО. Подробнее ознакомиться с программой.

КАСКО ДАЙ ПЯТЬ

«Каско дай пять» — это возможность существенно сэкономить на стоимости полиса КАСКО, если у вас уже есть наш полис ОСАГО, при этом ваш автомобиль будет защищен от повреждения в ДТП по вине третьих лиц. Подробнее ознакомиться с программой.

КАСКО в десятку

Полис «Каско в десятку» — уникальное предложение, позволяющее приобрести полис каско на автомобиль практически онлайн и для этого не нужно делать расчет каско онлайн. Фиксированная стоимость полиса — не только важное преимущество, но и позволяет вам не изучать и не тратить лишнее время на изучение калькуляторов каско страховых компаний. Понятный набор рисков — по понятной цене. Знать сразу стоимость своего полиса каско не используя калькуляторы — лучшее предложение для наших клиентов. Подробнее ознакомиться с программой.

Независимо от выбранного продукта, Вы получаете:

  • Круглосуточный диспетчерский пульт (8 800 333 0 999);
  • Возмещение расходов на эвакуацию поврежденного авто с места страхового случая без ограничения количества случаев;
  • Страховая сумма установлена без уменьшения на размер выплаченного страхового возмещения;
  • Замена поврежденных деталей по принципу «Новое за старое»;
  • Хранение застрахованного авто без ограничения места и времени;

АльфаКАСКО 50×50+

Обычное КАСКО — полис, позволяющий Вам уверенно чувствовать себя на дороге и не беспокоиться о сохранности своей машины. Но если Вы ездите аккуратно, страховка может и не понадобиться, особенно если Вы — опытный водитель.

Зачем в таком случае переплачивать?

АльфаКАСКО 50×50+ позволит Вам сэкономить на страховании 50% от стоимости стандартного полиса КАСКО.

За 50% от стоимости стандартного полиса КАСКО Вы страхуете машину на случай угона или полной гибели, т. е. при наступлении такого страхового случая Вы получите полное возмещение без всяких доплат. А если Ваша машина в результате аварии получит повреждение, то Вы сможете выбрать: либо отремонтировать автомобиль собственными силами (если повреждение незначительное), либо заплатить 25% стоимости полиса для получения полного возмещения по этому страховому случаю. При этом в любой момент до наступления страхового случая Вы можете доплатить 50% стоимости и получить условия полного покрытия КАСКО.

Таким образом, на протяжении всего времени пользования услугой «АльфаКАСКО 50×50+» Вы не беспокоитесь за сохранность вашего транспортного средства, имея в своем распоряжении все преимущества полиса КАСКО.

Если же в течение срока действия контракта страховой случай не наступил, Вы экономите 50% от стоимости полиса! Мы предлагаем нашим клиентам уникальную возможность получить такую большую скидку, потому что мы хотим, чтобы Вы ездили аккуратно и без аварий. Это должно быть выгодно и страховой компании, и клиенту!

Основные условия страхования:

  • Минимальный возраст лиц, допущенных к управлению ТС — 25 лет, со стажем вождения более 5 лет.
  • Подробные условия и порядок выплаты страхового возмещения Вы можете найти в Правилах страхования КАСКО.

АльфаБИЗНЕС

Некоторые клиенты хотят купить КАСКО со стандартным набором дополнительных услуг, включая возможность урегулирования страховых случаев без справок.

АльфаБИЗНЕС позволяет получать страховое возмещение по повреждению стеклянных элементов без ограничений количества обращений в год и по одному кузовному элементу до 2-х обращений в год без предоставления документов из государственных компетентных органов.

Подробные условия и порядок выплаты страхового возмещения Вы можете найти в Правилах страхования КАСКО и приложении № 1 к ним

АльфаВСЕ ВКЛЮЧЕНО

АльфаВСЕ ВКЛЮЧЕНО — для клиентов, желающих получить максимальное страховое покрытие, и готовых максимально избавить себя от любых забот, связанных с урегулированием страховых случаев.

Возможность получения страхового возмещения в размере до 50% от страховой суммы, без предоставления справок из государственных компетентных органов.

Подробные условия и порядок выплаты страхового возмещения Вы можете найти в Правилах страхования КАСКО и приложении № 2 к ним

Автомобиль восстановлению не подлежит. Вся правда про тотал и абандон по договору КАСКО

Нередко страховые компании признают конструктивную гибель автомобиля ради собственной выгодны, а отнюдь не из-за технического состояния машины. При этом менеджеры уповают на юридическую безграмотность клиента, ведь такие действия противозаконны. В каких случаях можно оспорить решение страховой компании?

Когда страховщик вправе признать «тотал»?

Каждая страховая компания самостоятельно решает, в каких случаях можно признать конструктивную гибель автомобиля. Однако в правилах КАСКО большинства компаний указано, что тотальная гибель машины наступает в следующих случаях:

  • Если стоимость ремонта превышает определенный процент от страховой суммы (обычно 70-80 процентов).
  • Если нет технической возможности отремонтировать автомобиль.

Фактически оба пункта обозначают одно и тоже, ведь сложно представить ситуацию, когда при стоимости ремонта 40-50 процентов от страховой суммы нет технической возможности восстановить машину.

Отдельные компании предпочитают указывать в правилах КАСКО, что конструктивная гибель автомобиля может быть признана только по решению экспертной организации.

Это условие крайне обременительно для автовладельца. В таком случае именно страховая компания решает, какой фирме доверить проведение экспертизы. Нет никаких гарантий, что эксперт будет объективен в своей оценке.

Варианты выплаты

В случае тотальной гибели машины автовладелец вправе решить, что делать с годными остатками автомобиля. Неповреждённые детали можно передать страховой компании или оставить себе.

В первом случае возмещение выплачивается в размере страховой суммы. Если автовладелец решит воспользоваться вторым вариантом, страховщик вычтет стоимость годных остатков из выплаты. В обоих случая выплата уменьшается на процент износа, указанный в правилах КАСКО .

Некоторые страховые компании имеют партнёрские отношения с посредниками, занимающимися реализацией аварийных автомобилей. Такой страховщик может предложить клиенту ещё один вариант урегулирования страхового события. А именно, автовладелец продаёт годные остатки через посредника, а страховщик выплачивает возмещение за минусом их стоимости.

Если решите воспользоваться этим вариантом, стоит поинтересоваться репутацией посредника. Иногда страховые компании сотрудничают с довольно сомнительными фирмами, потому нельзя судить о благонадёжности посредника по репутации страховщика. На какой бы вариант выплаты ни пал выбор, речь пойдёт о крупной денежной сумме.

Не стоит удивляться, если страховая компания будет настаивать на безналичном расчёте. Удобнее выплачивать крупные суммы именно в безналичной форме.

Срок выплаты

Каждый страховщик устанавливает свой срок урегулирования убытка по «тоталу». Чаще всего страховые компании указывают в правилах КАСКО , что решение по выплатному делу должно быть принято в течение тридцати дней. После этого у компании есть еще порядка десяти дней на перечисление денег. Однако указанные сроки могут сильно отличаться от компании к компании, поэтому клиенту следует заранее выяснить, когда именно ждать выплату.

А вот с датой начала срока урегулирования убытка всё обстоит несколько проще. Любая компания начинает отсчёт с момента, когда заявитель предоставил последний необходимый документ. Следует попросить у менеджеров копию акта приёма-передачи документов, иначе не удастся обжаловать действия страховщика в случае нарушения сроков выплаты.

В некоторых случаях урегулирование убытка может быть приостановлено до момента заключения дополнительного соглашения о выплате. Нередко автовладельцы отказываются подписывать этот документ, так как их не устраивают отдельные пункты соглашения. Это даёт страховщику законный повод для задержки выплаты. Разрешить подобную конфликтную ситуацию можно при помощи абандона.

Рассчитать КАСКО – в 17 компаниях за 2 минуты

Что такое абандон?

Этот термин обозначает право автовладельца отказаться от поврежденной машины в пользу страховой компании. Для этого необходимо подать в страховую компанию письменное заявление. После получения такого заявления страховщик обязан выплатить возмещение, а автовладелец может рассчитывать на выплату в размере страховой суммы.

Особенность абандона заключается в том, что собственнику машины не требуется согласие страховщика на выплату. В случае судебного разбирательства достаточно доказать факт передачи заявления менеджерам страховой компании. Как правило, страховщики предпочитают решать вопросы по абандону через суд, потому автовладельцу лучше запастись терпением.

Как оспорить «тотал»?

Довольно часто решение страховщика о признании полной гибели машины вызывает у автовладельца негодование. Это неудивительно, особенно если после аварии машина осталась на ходу. К тому же нередко менеджеры страховой компании специально завышают стоимость ремонта, чтобы заполучить повреждённый автомобиль. Обычно в подобных аферах участвуют и работники СТОА.

Для полной уверенности в том, что стоимость ремонта была завышена, стоит обратиться к одному из официальных дилеров машины нужной марки. Желательно, чтобы такая СТОА не сотрудничала со страховой компанией, в которой оформлен полис. Специалисты дилерской сервисной станции определят стоимость работ в соответствии с технологией ремонта завода-изготовителя.

Читайте также:  Как избежать суброгации по КАСКО

Также автовладелец может обратиться к независимому эксперту. Его заключение и мнение специалистов дилерской СТОА помогут объективно оценить обоснованность решения страховщика о признании конструктивной гибели машины. Если автовладелец уверен, что страховая компания пытается его обмануть, следует обращаться в суд.

Е-ОСАГО по выгодной цене

Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
10 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail

Абандон в страховании каско

Пункт 5 статьи 10 Закона об организации страхового дела позволяет сделать вывод о том, что в названной правовой норме не содержится императивного указания о выплате при отказе страхователя от прав на застрахованное имущество в пользу страховщика во всех случаях страхового возмещения в размере полной страховой суммы независимо от износа застрахованного имущества за период действия договора страхования, а имеется лишь указание на то, что получение от страховщика страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы является целью абандона.


Задайте свой вопрос юристу
прямо сейчас

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего Сухаревой С.И.

судей Быханова А.В. и Шиловской Н.Ю.

при секретаре Ю Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 04 сентября 2012 года дело № 2-1016/2012 по апелляционной жалобе ООО «наименование организации» на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 12 апреля 2012 года по иску ФИОа Е. В. к Обществу с ограниченной ответственностью «наименование организации» о взыскании страхового возмещения, процентов, судебных расходов.

Заслушав доклад судьи Сухаревой С.И., объяснения представителя ООО «наименование организации» ФИО по доверенности от , поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ФИОа Е.В. – С А.В. по доверенности от , возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

ФИО Е.В. обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ООО «наименование организации» о взыскании суммы страхового возмещения в размере рублей, расходов по оплате государственной пошлины в сумме рублей, судебных издержек по оплате услуг представителя, указывая, что заключил с ответчиком договор добровольного страхования принадлежащего ему автомобиля марки «Мицубиси Паджеро» государственный номер№. в котором выгодоприобретателем указано ЗАО «Кредит Европа Банк», страховая сумма составляет рублей. Свои обязательства перед банком он выполнил, выплатив кредит. В период с по , принадлежащий истцу автомобиль был похищен, в связи с чем СУ при УВД по Калининскому району Санкт-Петербурга возбуждено уголовное дело.

истец обратился к ответчику с заявлением о выплате страхового возмещения, на которое получил отказ со ссылкой на п. 10.2.и 12.2. Правил страхования.

Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от с ООО «наименование организации» в пользу ФИОа Е.В. взыскано страховое возмещение в сумме рублей, расходы на оплату услуг представителя в сумме рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме рублей, а всего в общей сумме рублей.

В апелляционной жалобе ООО «наименование организации» просит решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от отменить, считая его незаконным и необоснованным.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим изменению в части взыскания страхового возмещения и государственной пошлины.

Судом первой инстанции установлено, что между ФИОым Е.В. и ООО «наименование организации» заключен договор добровольного страхования принадлежащего истцу транспортного средства марки «Мицубиси Паджеро» государственный номер №. Указанный договор включал риск КАСКО (ущерб+хищение). Выгодоприобретателем по риску КАСКО указано ЗАО «Кредит Европа Банк».

Согласно акту от ФИО Е.В. в связи с выплатой и закрытием кредита перед ЗАО «Кредит Европа Банк» получил технический паспорт на автомобиль марки «Мицубиси Паджеро».

Материалами дела установлено, что в период с по принадлежащий истцу автомобиль был похищен, после чего ФИОым Е.В. было подано заявление в ООО «наименование организации» о выплате страхового возмещения.

ООО «наименование организации» письмом от , отказал истцу в выплате страхового возмещения, ссылаясь на пункты 10.2 (в) и 12.2 (д) Правил добровольного страхования транспортных средств и спецтехники №. утвержденных Приказом ОАО «наименование организации» №. от .

Согласно подпункту «в» пункта 10.2 вышеуказанных Правил при гибели или повреждении транспортного средства страхователь обязан принять доступные меры для уменьшения ущерба и спасения ТС.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 12.2. Правил страхования не является страховым событием хищение застрахованного транспортного средства оставленного с незапертыми дверями, незакрытыми окнами, не активированными (не включенными) механическими и электронными противоугонными средствами.

Удовлетворяя требования истца в части взыскания страхового возмещения, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ссылка ответчика на нарушение истцом вышеназванных пунктов Правил страхования является несостоятельной, поскольку истцом были предприняты все необходимые действия по сохранности автомобиля, что подтверждается материалами дела. Доказательств обратного ответчиком не представлено.

Вместе с тем, суд пришел к ошибочному выводу о необходимости взыскания страхового возмещения в размере полной страховой суммы без учета амортизационного износа автомобиля, исходя из следующего.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

По договору имущественного страхования могут быть, застрахованы риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (статья 930 ГК РФ).

В соответствии со ст.ст. 421, 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом, стороны не вправе заключать договор на условиях, противоречащих закону.

Правила страхования, являясь в силу п.1 ст. 943 ГК РФ неотъемлемой частью договора страхования, не должны содержать положений, противоречащих гражданскому законодательству и ухудшающих положение страхователя по сравнению с установленным законом.

Согласно пункту 5 статьи 10 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 “Об организации страхового дела в Российской Федерации” (в редакции Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 172-ФЗ) в случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы.

Проанализировав изложенные выше положения федеральных законов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что положение пункта 5 статьи 10 Закона Российской Федерации “Об организации страхового дела в Российской Федерации” носит императивный характер и не предусматривает возможности его изменения по соглашению сторон.

Сославшись на то, что названным законом не предусмотрено оснований для отказа в страховой выплате (страховом возмещении) в размере полной страховой суммы, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что включение такого условия в договор страхования, как выплата страховой суммы с учетом износа при полной конструктивной гибели транспортного средства применяться не должно.

С указанным выводом суда нельзя согласиться, поскольку он не основан на действующем законодательстве, в том числе и на приведенных нормах Гражданского кодекса РФ и пункта 5 статьи 10 Закона Российской Федерации “Об организации страхового дела в Российской Федерации”.

Анализ положений пункта 5 статьи 10 Закона Российской Федерации “Об организации страхового дела в Российской Федерации” позволяет сделать вывод о том, что данная норма носит императивный характер в части установления права страхователя, выгодоприобретателя в случае утраты, гибели застрахованного имущества отказаться от своих прав на него в пользу страховщика , однако в названной правовой норме не содержится императивного указания о выплате при отказе страхователя от прав на застрахованное имущество в пользу страховщика во всех случаях страхового возмещения в размере полной страховой суммы независимо от износа застрахованного имущества за период действия договора страхования, а имеется лишь указание на то, что получение от страховщика страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы является целью абандона.

Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются на усмотрение сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Российской Федерации “Об организации страхового дела в Российской Федерации” размер страховой выплаты может определяться условиями договора страхователя.

Поскольку размер страховой выплаты при абандоне не предписан законом или иными правовыми актами, размер страховой выплаты в силу пункта 3 статьи 10 Закона Российской Федерации “Об организации страхового дела в Российской Федерации” мог быть определен соглашением сторон при заключении договора страхования.

Таким образом, если соглашением сторон, включая действующие у страховщика правила страхования, предусмотрен учет износа застрахованного имущества при определении размера страховой выплаты, это правило распространяется и на случаи отказа страхователя от своих прав на это имущество в пользу страховщика в случае утраты, гибели застрахованного имущества, если иное не установлено договором.

При изложенных обстоятельствах решение суда в части взыскания с ООО «наименование организации» в пользу ФИОа Е.В.страхового возмещения размере полной страховой суммы, а также производных от данной суммы выплат в виде госпошлины подлежит изменению с вынесением в этой части нового решения.

В пункте 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 N 4015-1 “Об организации страхового дела в Российской Федерации” страховая сумма – денежная сумма, которая установлена федеральным законом и (или) определена договором страхования и исходя из которой устанавливаются размер страховой премии (страховых взносов) и размер страховой выплаты при наступлении страхового случая.

Из приведенных норм следует, что стороны договора страхования самостоятельно определяют размер страховой суммы, исходя из реальной рыночной стоимости имущества, при этом страховая сумма не должна превышать действительную стоимость имущества.

Как следует из условий договора страхования, заключенного сторонами по делу и Правил страхования, стороны определили страховую сумму, а соответственно сумму страховой выплаты (пункт 3 статьи 10 Закона N 4015-1) с учетом договорной суммы износа застрахованного транспортного средства.

Поскольку стороны подписали договор с оговоркой об уменьшении суммы страховой выплаты в зависимости от срока эксплуатации автомобиля, в пользу истца подлежит взысканию страховое возмещение в размере рублей ( – (20% (первый год эксплуатации) + 6% (второй год эксплуатации с по ) = руб. (при этом неполный месяц действия договора страхования считается как полный).

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

С учетом указанного требования процессуального закона в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в сумме рублей.

Решение суда в части взыскания расходов об оплате услуг представителя в размере рублей подлежит оставлению без изменения, как вынесенное в соответствии с требованиями закона.

Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28 июня 2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» на правоотношения, возникающие из договора имущественного страхования, с участием потребителей распространяются положения Закона о защите прав потребителей в части, не урегулированной специальными законами.

В силу разъяснений, содержащихся в п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28 июня 2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п.6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей).

Согласно п.6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей) при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Доводы представителя ответчика о том, что в данном случае штраф не подлежит взысканию в пользу истца, поскольку им в нарушение требований названного закона не была направлена ответчику претензия, являются несостоятельными и противоречащими материалам дела.

Так, из материалов дела следует, что досудебная претензия направлена истцом и получена ответчиком. (л.д.21).

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца штраф в замере рублей.

В остальной части решение суда является законным и обоснованным, отвечающим нормам материального права, постановленным при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства, каких-либо оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика судебной коллегией не выявлено.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от в части взыскания страхового возмещения и государственной пошлины изменить, взыскать с ООО «наименование организации» в пользу ФИОа Е.В. страховое возмещение в сумме рублей и государственную пошлину в сумме рублей, а также штраф в сумме рублей. В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Добавить комментарий