Нюансы оформления ДТП с полисом КАСКО

Как оформить ДТП по КАСКО?

Разница между страхованием по ОСАГО и КАСКО в том, что при последнем варианте ущерб покрывается при возникновении любой ситуации, указанной в договоре, вне зависимости от виновности водителя. Этот метод страхования ответственности популярен в такси и авто напрокат. Распространяется действие полиса КАСКО и на случаи ДТП.

Как составить договор для максимальной защиты своих интересов?

Для того, чтобы сумма выплат по КАСКО покрыла весь возможный ущерб стоит внимательно отнестись к расчету поправочных коэффициентов. Именно они оказывают непосредственное влияние на итоговую сумму выплат. Поправочные коэффициенты определяются следующими факторами:

  1. Годом выпуска авто. Для новых автомобилей потребуется больше расходов на восстановление после аварии, так как их запчасти стоят дороже (из-за отсутствия коэффициента износа).
  2. Маркой и моделью авто. Ремонт престижных брендов и моделей обходится дороже, нежели их бюджетных аналогов.
  3. Местом постоянной эксплуатации ТС. Чем крупнее населенный пункт, тем плотнее и интенсивнее в нем движение автотранспорта и тем вероятнее попасть в аварию.

Для понимания суммы затрат и возможных выплат при ДТП стоит воспользоваться калькуляторами расчета КАСКО. В этом случае, проще предугадать риски и ситуации, при которых может наступить страховой случай.

Какие случаи считаются страховыми?

Все страховые случаи по КАСКО делятся на две больших группы:

  • повреждение ТС в результате ДТП;
  • хищение, угон или повреждение ТС третьими лицами.

В перечень ситуаций, ущерб от которых покрывается полисом КАСКО относятся:

  1. Аварии, произошедшие на дорогах общего пользования и прилегающих к ним территориях.
  2. Угон ТС.
  3. Непреднамеренный наезд на препятствие, приведший к повреждениям автомобиля.
  4. Повреждение, нанесенное третьими лицами, действиями хулиганов.
  5. Поломка дополнительного оборудования, установленного на авто, например, при наезде на бордюр.
  6. Причинение вреда стеклам машины или осветительным приборам при столкновении с камнем, вылетевшим из-под колес попутного авто.
  7. Участие в автокатастрофах.
  8. Наступление несчастного случая или стихийного бедствия (пожар, удар молнии).
  9. Поломки, возникшие в результате воздействия животных.
  10. Полная утрата (без возможности восстановления) ТС в результате серьезной аварии.
  11. В случаях, когда виновник ДТП скрылся с места аварии, а оснований для получения выплат от собственной страховой компании нет.
  12. При доказанной вине водителя в создании аварийной ситуации и отсутствии оснований для выплат по ОСАГО.
  13. При превышении суммой ущерба лимита компенсации по ОСАГО.

Важным условием является тот факт, чтобы все действия носили непредумышленный и случайный характер.

Выплата по КАСКО не производится в следующих случаях:

  • водитель осознанно и грубо нарушил правила дорожного движения: управление в нетрезвом виде или под воздействие наркотиков и психотропных препаратов, серьезное превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал;
  • отсутствие у водителя права управления данным транспортным средством (нет водительского удостоверения);
  • произошедшее ДТП было неправильно или заведомо ложно оформлено клиентом;
  • ремонт или утилизация авто были проведены до момента осмотра его экспертом страховой компании.

Порядок действий при аварии

Если владелец КАСКО попал в ДТП, то ему необходимо выполнить следующие действия:

  1. Оставить машину в том месте и положении, в котором она находилась во время аварии. Если такое положение ТС мешает другим автомобилям, то убрать его можно, только зафиксировав положение на фото- или видеосъемку (п.2.6 и 2.6.1 ПДД);
  2. При возникновении споров относительно определения виновника ДТП, лучше не рисковать и оставить автомобиль как есть, не убирая с проезжей части. Штраф за это нарушение незначительный – 2000 рублей (ч.4 ст.12.19 КоАП);
  3. Включить аварийные огни и выставить знак аварийной остановки. При его размещении важно соблюсти нормы ПДД: для города – не менее 15 метров, для трассы – не менее 30 метров;
  4. Уточнить наличие пострадавших, вызвать врачей и, по возможности, оказать первую помощь;
  5. При серьезных повреждениях ТС или наличии пострадавших – вызвать сотрудников ГИБДД и дождаться их приезда. При незначительных повреждениях без жертв – оформить европротокол;
  6. Вызвать аварийного комиссара, предусмотренного полисом КАСКО;
  7. Зафиксировать все обстоятельства аварии на фото или видео, записать данные других участников и свидетелей аварии;
  8. Дождаться проведения экспертизы полученных повреждений страховой компанией. До получения заключения нельзя ремонтировать или утилизировать пострадавшую машину;
  9. Сдать документы страховщику и получить выплату.

В некоторых договорах КАСКО предусмотрено обязательное оформление происшествия сотрудниками ГИБДД, размер ущерба при этом не имеет значений. Если такое условие оговорено, то нельзя оформлять ДТП европротоколом.

Если водитель не вписан в полис

По полису КАСКО страхуется не ответственность водителя, а имущество. Поэтому не имеет значения кто будет находиться за рулем автомобиля. Об этом гласит п. 34 Постановления Пленума Верховного суда №20 (от 06.2013). Отсутствие записи о лице, непосредственно управляющем авто в момент аварии, в полисе КАСКО не освобождает страховщика от необходимости выплат.

В какие сроки необходимо обратиться в страховую компанию после аварии?

В законодательстве России не предусмотрено актов, оговаривающих единые сроки подачи документов для возмещения ущерба по КАСКО. Все условия содержатся в договоре страховой компании. Чаще всего, они обязывают своих клиентов предоставить все бумаги в течение 5 дней после аварии. На осуществление выплат и проведение ремонта отводится от 14 до 30 дней.

Какие документы нужно предоставить?

Для получения выплат необходимо предоставить:

  • извещение о ДТП;
  • копию протокола, составленного представителем ГИБДД. В нем должны быть перечислены все повреждения ТС;
  • водительское удостоверение лица, находившегося за рулем в момент аварии;
  • паспорт страхователя, обратившегося для получения выплат.

Начиная с 2017 года, из обязательного перечня документов для выплат по КАСКО исключена справка по форме №154. В ней содержалась информация, которую можно получить из других документов:

  1. Данные обо всех автомобилях, участвовавших в аварии (марки, модели, госзнаки).
  2. Данные о водителях-участниках ДТП.
  3. Полисе ОСАГО.
  4. Повреждения, полученные в результате ДТП.

Как оценивается ущерб?

Расчет суммы ущерба зависит от двух критериев:

  • агрегатной суммы – этот показатель уменьшает каждую последующую выплату по одному полису КАСКО;
  • неагрегатной суммы – это единая и неизменная величина.

Оценка ущерба производится экспертом страховой компании. В расчетах он учитывает не только объем повреждений, но и модель автомобиля, год его выпуска. Будет ли учитываться при оценке ущерба степень износа оговорено в условиях страхования. Сумма может быть рассчитана как с учетом этого показателя, так и без него.

Выплаты

Выплаты по КАСКО осуществляются следующими способами:

  1. Путем перечисления денежных средств на счет, указанный страхователем.
  2. Направлением пострадавшего авто на ремонт в сервисный центр.
  3. Заменой полностью утраченного ТС на аналогичный.

В каком случае положен тот или иной порядок выплат – прописано в договоре страхования. Единых сроков для осуществления выплат законодательством не предусмотрено, они устанавливаются на усмотрение страховых компаний. Как правило, в соглашениях присутствуют сроки от 14 до 30 дней. Датой начала отсчета считается день предоставления полного пакета документов.

Почему могут отказать в выплатах?

Правомерными причинами отказа считаются:

  • отсутствие уведомления о наступлении страхового случая со стороны владельца автомобиля;
  • непредоставление клиентом полного пакета документов;
  • оформление аварии без участия сотрудника ГИБДД, в случаях, когда его присутствие считается необходимым;
  • у владельца отсутствует СТС или действующая диагностическая карта;
  • отказ от претензий при оформлении ДТП сотрудниками ГИБДД;
  • произошедшая авария не подходит под описание страховых случаев.

Все причины отказа должны быть перечислены в договоре страхования. В случае получения неправомерного отказа в выплатах ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей» дает возможность отстаивания клиентом своих прав перед страховщиком. Для этого потребуется подать исковое заявление в суд. Определение инстанции зависит от суммы возмещения: до 50 тыс. рублей – в мировой суд, свыше 50 тыс. рублей – в районный по месту жительства клиента или регистрации страховщика.

При наличии страхования по полису КАСКО пострадавший автовладелец вправе рассчитывать на возмещение 100% ущерба от ДТП вне зависимости того, кто из участников будет признан виновным. Для получения выплат потребуется зафиксировать факт аварии, собрать пакет документов и предоставить его страховщику.

Как правильно оформить ДТП, чтобы не получить отказ по КАСКО?

Зачастую мы задумываемся о правильном порядке оформления ДТП только после происшествия. Пост-аварийный стресс и незнание простейших правил приводят к ошибкам, а результатом таких ошибок нередко становится отказ в выплате. Между тем, алгоритм первичных действий после ДТП предельно прост, важно лишь чётко определить обстоятельства происшествия.

Первичные действия зависят от характера ДТП

В зависимости от обстоятельств происшествия можно выделить четыре вида ДТП:

  1. ДТП с одним транспортным средством.
  2. ДТП с двумя транспортными средствами (Европротокол).
  3. ДТП с двумя и более транспортными средствами (НЕ Европротокол).
  4. ДТП с пострадавшими.

Соответственно, порядок действий напрямую зависит от характера происшествия.

Последний пункт вынесен отдельно, ведь в случае реальной угрозы жизни или здоровью людей действовать нужно незамедлительно. В таких ситуациях только человеческая жизнь является приоритетом.

ДТП с одним участником – наезд на забор, фонарный столб, дикое животное и тому подобное

1. Ни в коем случае не покидайте место происшествия без оформления ДТП.

Помните, что забор, столб, дикое животное и другие объекты – это чья-то собственность. Если не оформить аварию надлежащим образом, впоследствии вам могут предъявить регрессное требование. Кроме того, без документов полиции страховщик почти наверняка откажется ремонтировать автомобиль по КАСКО.

2. Обеспечьте безопасность на дороге:

  • Включите аварийную световую сигнализацию.
  • Не изменяйте расположение машины и предметов, относящихся к ДТП.
  • Выставьте на проезжей части знак аварийной остановки. Расстояние от знака до ближайшего повреждённого автомобиля должно быть 15 метров в населённом пункте и 30 метров за городом. Будьте предельно внимательны и осторожны на дороге, чтобы не угодить под колеса других автомобилей.

3. Зафиксируйте обстоятельства ДТП:

  • ВАЖНО: не изменяйте расположение машины и предметов, относящихся к ДТП.
  • Зафиксируйте расположение и повреждения транспортного средства на фото или видео. Заснимите место аварии как минимум с четырёх сторон.
  • Также крупным планом сфотографируйте следы торможения, оторванные детали машин и иные предметы, связанные с ДТП.
  • Узнайте, есть ли свидетели происшедшего. Попросите их оставить свои данные (номер телефона, паспортные данные или другое).
  • Помните, что нельзя покидать место происшествия (п. 2 статьи 12.27 КоАП РФ). Если Вы не уверены, где именно произошла авария, включите навигатор и уточните своё местоположение. Альтернативный вариант: узнайте адрес ближайшего дома, а на трассе найдите ближайший знак километра шоссе.

4. Если создаётся препятствие для движения другого транспорта, уберите авто с проезжей части. Препятствием считается занятие полосы движения вне зависимости от возможности объезда.

ВАЖНО: Невыполнение данной нормы наказывается административным штрафом 1 000 рублей (п. 1 статьи 12.27 КоАП РФ). Однако перед тем, как убрать автомобиль, нелишне скоординировать свои действий с полицией по телефону. Позвоните в ГИБДД и получите дальнейшие указания.

В зависимости от обстоятельств аварии порядок последующих действий может разниться. Поэтому важно получить дальнейшие инструкции от компетентных органов. Возможные указания сотрудников полиции:

  • Убрать авто с проезжей части, если создаётся препятствие.
  • Или ехать на пост ДПС или в подразделение полиции для оформления документов.
  • Или ждать прибытия наряда ГИБДД.
Читайте также:  ОСАГО в ВСК

5. Сообщите о происшествии в страховую компанию.

Чаще всего правила КАСКО обязывают сообщить своему страховщику информацию о месте, времени и обстоятельствах ДТП. Лучше сделать это с места аварии во избежание возможных проблем при урегулировании убытка.

Телефон страховщика указан на бланке полиса. Запишите время звонка и фамилию оператора, ответившего на звонок. По возможности получите информацию относительного дальнейшего урегулирования убытка.

6. Заполните извещение о ДТП.

В идеале следует заполнить извещение о ДТП непосредственно на месте происшествия. Правда, в большинстве случаев данный документ можно заполнить в офисе страховщика при подаче документов на выплату или дома.

ДТП только с двумя участниками (Европротокол)

1. Обеспечьте безопасность на дороге:

  • Включите аварийную световую сигнализацию.
  • Не изменяйте расположение машин и предметов, относящихся к ДТП.
  • Помните, что нельзя покидать место происшествия (п. 2 статьи 12.27 КоАП РФ). Если Вы не уверены, где именно произошла авария, включите навигатор и уточните своё местоположение. Альтернативный вариант: узнайте адрес ближайшего дома, а на трассе найдите ближайший знак километра шоссе.
  • В случае агрессивного или неадекватного поведения одного из участников аварии, а также в случае запугивания или угроз с его стороны позвоните в полицию. Ожидайте прибытия сотрудников полиции в своей машине, заблокировав двери изнутри.
  • Выставьте на проезжей части знак аварийной остановки. Расстояние от знака до ближайшего повреждённого автомобиля должно быть 15 метров в населённом пункте и 30 метров за городом. Будьте предельно внимательны и осторожны на дороге, чтобы не угодить под колеса других автомобилей.

2. Зафиксируйте обстоятельства ДТП:

  • Зафиксируйте расположение и повреждения транспортных средств на фото или видео. Снимите место аварии как минимум с четырёх сторон.
  • Также крупным планом сфотографируйте следы торможения, оторванные детали машин и иные предметы, связанные с ДТП.
  • Узнайте, есть ли свидетели происшедшего. Попросите их оставить свои данные (номер телефона, паспортные данные или другое).
  • Запишите данные другого участника аварии (паспортные данные, номер водительского удостоверения, номер полиса ОСАГО , контактный телефон).

3. Если создаётся препятствие для движения другого транспорта, уберите авто с проезжей части. Препятствием считается занятие полосы движения вне зависимости от возможности объезда.

ВАЖНО: Невыполнение данной нормы наказывается административным штрафом 1 000 рублей (п. 1 статьи 12.27 КоАП РФ). Однако перед тем, как убрать автомобиль, нелишне скоординировать свои действий с полицией по телефону. Позвоните в ГИБДД и получите подтверждение планируемых шагов (или иные указания).

4.Сообщите о происшествии в страховую компанию.

Чаще всего правила КАСКО обязывают сообщить своему страховщику информацию о месте, времени и обстоятельствах ДТП. Лучше сделать это с места аварии во избежание возможных проблем при урегулировании убытка.

Телефон страховщика указан на бланке полиса. Запишите время звонка и фамилию оператора, ответившего на звонок. По возможности получите информацию относительного дальнейшего урегулирования убытка.

5. Оформите «Извещение о ДТП» вместе с другим участником ДТП.

При заполнении «Извещения» каждый водитель заполняет свою колонку лицевой части (любую на выбор – левую или правую):

  • ВАЖНО: при оформлении «Извещения» рекомендуется использовать типовые схемы ДТП, а также Инструкцию РСА.
  • Используйте шариковую ручку.
  • Пишите с нажимом, чтобы слова хорошо пропечатывались на обеих копиях «Извещения».
  • Внесите общие данные по дорожному происшествию.
  • Составьте вместе с другим участником происшествия схему ДТП.
  • Далее разъедините листы «Извещения о ДТП».
  • Водители подписывают листы с заполненной стороны в соответствующих графах нижней части формы. Каждый ставит по две подписи в соответствующих графах нижней части формы. В сумме каждый водитель ставит по четыре подписи: по две на лицевой стороне каждого из разъединённых бланков. На оборотной стороне ставится только ваша подпись.
  • После этого участники ДТП заполняют по отдельности каждый свою часть комплекта с оборотной стороны «Извещения о ДТП».

ДТП с двумя и более участниками (НЕ Европротокол)

1. Обеспечьте безопасность на дороге:

  • Включите аварийную световую сигнализацию.
  • Не изменяйте расположение машин и предметов, относящихся к ДТП.
  • Помните, что нельзя покидать место происшествия (п. 2 статьи 12.27 КоАП РФ). Если Вы не уверены, где именно произошла авария, включите навигатор и уточните своё местоположение. Альтернативный вариант: узнайте адрес ближайшего дома, а на трассе найдите ближайший знак километра шоссе.
  • В случае агрессивного или неадекватного поведения одного из участников аварии, а также запугивания или угроз с его стороны позвоните в полицию. Ожидайте прибытия сотрудников полиции в своей машине, заблокировав двери изнутри.
  • Выставьте на проезжей части знак аварийной остановки. Расстояние от знака до ближайшего повреждённого автомобиля должно быть 15 метров в населённом пункте и 30 метров за городом. Будьте предельно внимательны и осторожны на дороге, чтобы не угодить под колеса других автомобилей.

2. Зафиксируйте обстоятельства ДТП:

  • Зафиксируйте расположение и повреждения транспортных средств на фото или видео. Снимите место аварии как минимум с четырёх сторон.
  • Также крупным планом сфотографируйте следы торможения, оторванные детали машин и иные предметы, связанные с ДТП.
  • Узнайте, есть ли свидетели происшедшего. Попросите их оставить свои данные (номер телефона, паспортные данные или другое).
  • Запишите данные другого участника аварии (паспортные данные, номер водительского удостоверения, номер полиса ОСАГО, контактный телефон).

3. Если создаётся препятствие для движения другого транспорта, уберите авто с проезжей части. Препятствием считается занятие полосы движения вне зависимости от возможности объезда.

ВАЖНО: Невыполнение данной нормы наказывается административным штрафом 1 000 рублей (п. 1 статьи 12.27 КоАП РФ). Однако перед тем, как убрать автомобиль, нелишне скоординировать свои действий с полицией по телефону. Позвоните в ГИБДД и получите дальнейшие указания.

Возможные указания сотрудников полиции:

  • Если нет разногласий относительно обстоятельств аварии: направиться на ближайший пост ДПС или в подразделение полиции для оформления ДТП.
  • Если есть разногласия относительно обстоятельств ДТП: ждать прибытия наряда ДПС на место аварии либо направиться на ближайший пост ДПС или в подразделение полиции для оформления ДТП.

4.Сообщите о происшествии в страховую компанию.

Чаще всего правила КАСКО обязывают сообщить своему страховщику информацию о месте, времени и обстоятельствах ДТП. Лучше сделать это с места аварии во избежание возможных проблем при урегулировании убытка.

Телефон страховщика указан на бланке полиса. Запишите время звонка и фамилию оператора, ответившего на звонок. По возможности получите информацию относительного дальнейшего урегулирования убытка.

5. Заполните извещение о ДТП.

В большинстве случаев данный документ можно заполнить в офисе страховщика при подаче документов на выплату или дома. Однако в идеале следует заполнить извещение о ДТП непосредственно на месте происшествия. Нередко впоследствии трудно найти других участников происшествия, чтобы те заполнили свою часть извещения. А без этого документа страховая компания откажется возмещать ущерб.

Оформляем Европротокол по КАСКО — все нюансы процедуры

Европротокол по КАСКО при дорожно-транспортном происшествии представляет собой документ, в котором отражаются обстоятельства аварии. Он составляется и подписывается сторонами аварии и направляется в страховую компанию, которая примет решение о выплате по страховке. Статья расскажет, в каких случаях и как правильно оформить такой документ, а также в какой срок можно получить выплату.

Можно ли оформить ДТП таким образом?

В конце 2014 года упрощённая схема оформления (без участия сотрудников ГИБДД) коснулась и полиса КАСКО. То есть, можно использовать Европротокол. Регламентировано ФЗ №306 от 1 декабря 2007 года. Это даёт преимущества участникам дорожного движения:

  • Экономия времени.
  • Сокращение заторов на дорогах.
  • Быстрое оформление происшествия без полиции.

Большое значение имеет масштаб ДТП. Европротокол разрешается, если пострадало не более 2-х транспортных средств (речь идёт не о водителях).

Существуют и «подводные камни»: если одна из сторон рассчитывает на компенсацию по КАСКО, могут возникнуть проблемы. Страховые компании для перечисления возмещения в обязательном порядке требуют справку с места происшествия, которую составляют сотрудники дорожной полиции.

Чтобы не рисковать выплатой в случае КАСКО, следует внимательно прочитать свой договор. Иногда страховщики указывают пункты, при которых можно оформлять ДТП по Европротоколу – т.е. при незначительных повреждениях. А именно:

  • Повреждения лакокрасочного покрытия и зеркал.
  • Выход из строя антенны.
  • Поломка осветительных приборов.

Нередко в договоре прописывают, что застрахованный водитель не должен обращаться в ГИБДД, если ущерб не будет превышать суммы, указанной в документе.

Подробнее о том, в каких случаях можно применить Европротокол при ДТП, узнайте в этой статье.

Как оформить?

Типовой бланк европейского протокола выдаётся страховыми компаниями одновременно с полисом КАСКО, ОСАГО. Стандартный бланк разделён на две колонки, и его можно заполнять в двух экземплярах. Каждая сторона ДТП заполняет свою половину. Для внесения данных пользуются шариковой ручкой. При заполнении извещения подробно излагают все обстоятельства происшествия и указывают:

  • Точное место совершения ДТП.
  • Дату и время.
  • Количество транспортных средств, которые попали в аварию и получили повреждения.
  • ФИО собственника автомобиля и лица, которое управляло транспортом во время происшествия.
  • ФИО свидетелей.
  • Схема ДТП и подробная информация.
  • Контакты водителя и реквизиты его водительского удостоверения.
  • Наименование компании-страховщика и номер полиса.
  • Марки и модели машин, участвовавших в аварии, их номера и данные о регистрации ТС.

Обратную сторону извещения заполняет владелец документа и заверяет своей подписью.

Подробнее о составлении извещения о ДТП по Европротоколу можно узнать в этом материале.

При оформлении ДТП по Европротоколу обе стороны должны иметь полис и согласиться на эту процедуру. ОСАГО по европейскому протоколу оформляется согласно ст. 11.1 ФЗ №40 без участия сотрудников полиции при условии, что в аварии не погибли и не пострадали люди, а ущерб не превышает 100 тыс рублей.

Действия участников происшествия:

  • Фиксирование информации об аварии в Европротоколе.
  • Подготовка двух экземпляров документа.
  • Направление извещения в страховую компанию (куда обращаться после составления извещения?).

С 1 октября 2019 года должны ввести обязательный пункт в правила заполнения документов. Собственников транспортных средств обяжут представлять доказательства причинённого урона посредством технических средств.

Получение выплаты

После заполнения бланка извещения о ДТП потерпевший обязан обратиться в страховую компанию в течение 5 рабочих дней (подробнее о сроках подачи Европротокола в СК узнайте тут).

Чтобы получить выплаты по КАСКО, пострадавший должен представить пакет документов, который включает:

  1. Бланк извещения о происшествии на дороге.
  2. Заявление о возмещении, заполненное в произвольной форме.
  3. Свидетельство о регистрации ТС и технический паспорт.
  4. Носители с данными, подтверждающими факт ДТП: флэш-карту с фотоснимками и видеозаписями аварии.

Виновная сторона должна посетить свою страховую компанию или направить бланк извещения иным способом. Он также не вправе приступать к ремонту автомобиля в течение 15 дней с момента происшествия.

Страховщик в течение 5 дней проводит экспертизу с целью оценки причинённого урона. Если результаты устраивают обе стороны ДТП, пострадавший передаёт страховой компании банковские реквизиты для перечисления компенсации. Через 30 дней он получит выплаты по КАСКО по Европротоколу.

Читайте также:  Что делать, если не согласен с выплатой по ОСАГО

Если в заполненных документах обнаружатся ошибки, расхождения или неточности в описании случившегося участниками обстоятельств, страховщик вправе отказать в выплате денежных средств (допустимы ли исправления в Европротоколе?).

Таким образом, получение страховых возмещений при оформлении дорожно-транспортного происшествия с использованием европейского протокола возможно не только для пострадавшего лица с ОСАГО, но и виновнику ДТП, имеющего КАСКО. Перед заполнением Европротокола тщательно проверяют повреждения на ТС. После передачи извещения в страховую компанию изменение указанных данных невозможно. Поэтому нужно быть внимательным при заполнении бланка.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нюансы оформления ДТП с полисом КАСКО

Оформление ДТП – это прерогатива работников ГИБДД. Так думают многие водители. Однако, не каждый из них понимает, что есть ситуации, когда вызвать их по тем или иным причинам невозможно.

Безусловно, нужно знать каждому водителю ТС, как оформить ДТП по ОСАГО или по КАСКО. Различий в схемах оформления не много, поэтому сложностей не должно возникать. Начинаем!

Случилось ДТП – что делать?

К сожалению, невозможно предугадать, случится ли с вами ДТП или нет. Даже если вы профессионал и законопослушный гражданин, никогда нельзя быть уверенным, что все остальные участники дорожного движения ведут себя за рулем так же.

В каждом происшествии страдают и люди, и транспортные средства (ТС), в результате чего считается, что авария – это одна из самых стрессовых ситуаций в жизни человека.

Немного сгладить негатив от последствий аварии можно только в том случае, что весь ущерб будет правильно оценен и компенсирован страховой компанией. Однако, для того, чтобы это произошло, необходимо правильно оформить дорожно-транспортное происшествие.

Выплаты разных страховых компаний по КАСКО.

Схема действий такова:

  1. Обездвижьте машину.
    Включите аварийную сигнализацию, выставьте знаки аварийной остановки перед автомобилем и за ним на расстоянии 15 метров, если авария произошла в городской черте, или за 30-35 метров, если на трассе за городом.
  2. Проверьте состояние всех ваших пассажиров, а также водителя и пассажиров второго автомобиля.
    Если кому-то из пострадавших нужна медицинская помощь, то вызывайте скорую. Если же никто не пострадал, то можно выдохнуть и успокоиться. Самого страшного и непоправимого не случилось.
  3. Позвоните в ГИБДД и назовите место ДТП, сообщите коротко его обстоятельства.
    Пока будете ожидать работников полиции, не перемещайте автомобили, а также предметы, которые имеют отношение к происшествию.
  4. Позвоните в страховую компанию.
    Каждый водитель обязан иметь полис автогражданской ответственности, поэтому если вы не виноваты в происшествии, то ваше ТС должно быть отремонтировано за счет страховой компании. Если же вы нарушили правила дорожного движения и в результате ваших действий произошло ДТП, то ваша страховая компания будет восстанавливать по ОСАГО автомобиль потерпевшего, а вашу машину вам нужно будет ремонтировать по риску “ущерб”, который гарантирует полис КАСКО.
  5. Внимательно следите, чтобы работник ГИБДД подробно и точно описал в протоколе все обстоятельства аварии.
    Здесь должны быть отражены такие данные, как состояние дорожного полотна, техническое состояние ТС, которым управлял виновник аварии, условия видимости, погода, состояние бордюров, кюветов и многое другое. Также, заполняя протокол о повреждениях автомобиля, он должен описать, что кроме видимых повреждений, возможны скрытые. Эта фраза очень важна, поскольку в случае обнаружения их в вашем автомобиле позже, стоимость их восстановления могут не оплатить.

Какие документы вы должны принести в СК?

Для того, чтобы страховая компания начала рассматривать дело о компенсации ущерба, нанесенного вашему ТС, нужно предоставить целый список документов.

К ним относятся:

  • заявление на компенсацию;
  • паспорт гражданина РФ;
  • страховой полис ОСАГО;
  • страховой полис КАСКО;
  • водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации ТС или паспорт ТС;
  • протокол о ДТП;
  • отказ в возбуждении административного дела;
  • акт осмотра (если был произведен аварийным комиссаром);
  • извещение о ДТП (заполняется вне зависимости от того, как оформляется происшествие). Нужно в любом случае, даже если нет второго участника ДТП (ТС пострадало в результате столкновения с деревом, провалилось в большую лужу, столкнулось с препятствием);
  • акт независимой экспертизы (если делалась).

Согласно правил страховой компании, которые есть в любом договоре ОСАГО или КАСКО, необходимо подать этот пакет документов в срок от 2 до 5 дней. Стоит помнить, что страховщик может отказать вам в выплате при любой возможности, если вы оформите ДТП не по правилам.

И если по страховым случаям ОСАГО есть вероятность компенсировать убытки через суд с виновника ДТП, то в случае с КАСКО, тем более, если нет второго участника, пенять можно только на себя.

Как оценить повреждения

Существует несколько способов узнать, какой будет страховая выплата в случае наступления страхового случая по КАСКО.

  1. Автомобиль осматривает аварийный комиссар и делает опись повреждений.
    После чего, ваше ТС будет отправлено на партнерское СТО страховой компании, где автомеханики сверят все повреждения, составят калькуляцию на ремонтные работы и передадут её страховщикам. В зависимости от того, что прописано в вашем договоре КАСКО, ремонтировать вы можете в сервисе по своему выбору, на Гарантийном СТО или в автоцентре, который выбирает страховая.
  2. Ни в коем случае не начинайте ремонт ТС до тех пор, пока он не будет осмотрен представителем СК или мастером в партнерской СТО, поскольку калькуляция должна быть согласована со страховой компанией.
  3. Лучше не терять время и сразу организовывать автомобильную независимую экспертизу.
    Однако, чтобы эта услуга была полезной и помогла определить реальный ущерб, необходимо выполнить её по всем правилам: участник ДТП должен уведомить работника страховой компании о дате, месте и времени проведения экспертизы не позднее, чем за 3 дня до её начала, письменно или с помощью телеграммы.

Когда сумма ущерба будет просчитана, страховая компания должна выдать вам направление на ремонт, или оплатить любым способом страховую сумму.

Когда можно не рассчитывать на компенсацию

Страховые компании в своих правилах всегда предупреждают, что причин для отказов достаточно много. Так, например, если ДТП произошло без участия второго водителя: например, девушка за рулем не вписалась в гараж при парковке и поцарапала корпус авто, а на следующий день просто поехала в страховую. В данном случае, ей могут запросто отказать.

Давайте подробно рассмотрим, когда выплаты по КАСКО не будет.

  • грубое нарушение правил дорожного движения, такие как нахождение за рулем в состоянии алкогольного опьянения, вождение автомобиля лицом, не имеющим на это права, проезд на красный свет и сильное превышение скорости;
  • если у вас нет обязательного полиса ОСАГО, а также отсутствие у вас при ДТП полиса КАСКО;
  • вы неправильно действовали в момент наступления страхового случая: написали в протоколе, что не имеете никаких имущественных претензий, не вовремя вызвали ГИБДД и другие обстоятельства;
  • вы провели частичный или полный ремонт своего автомобиля до осмотра его специалистом по КАСКО страховой компании.

Если вы в момент подписания договора КАСКО невнимательно с ним ознакомились, то при наступлении страхового случая, у вас могут быть неприятные сюрпризы. Так, например, если в ДТП нет второго участника, а повреждения связаны со взрывом или возгоранием другого транспортного средства, у вас могут быть проблемы с получением страховки.

Также, страховщик не будет компенсировать ущерб, нанесенный при проведении рядом с авто спецработ: ремонт дороги, уборка, погрузка мусора и т.д. Не оплатят стоимость автомобиля, если у вас его похитили незаконным способом, КАСКО защищает только при риске «угон».

Если вы хотите, чтобы ущерб разного характера, не только в случае с ДТП или аварией с участием неодушевленных предметов, был компенсирован, внимательно читайте договор и корректируйте пункты договора еще на стадии оформления страховки.

Не лишним будет еще обратить внимание на такие моменты:

  1. Лучше при подписании договора КАСКО исключить пункт о том, что страховая компания может попросить предоставить в случае угона авто постановление о завершении или приостановлении уголовного производства.
    Это может стать серьезным камнем преткновения для получения суммы выплаты, так как этот документ не только сложно получить, постановление могут и не вынести.
  2. Если в вашем договоре имеют место общие формулировки типа «рыночные цены, действующие на момент страхового случая», то лучше уточнить, что под этим имеется ввиду.
    Договор – это официальный документ, который вносит ясность в отношения между страховщиком и страхователем.
  3. Очень часто страховщики вносят пункт о том, что клиент несет все расходы до получения выплат по страховке, то есть услуги автоэкспертизы, почтовые телеграммы, эвакуатор, аварийный комиссар, ремонт, в конце концов, вам нужно будет делать за свой счет, а компания потом может и заплатит.
    Оставлять этот пункт или нет – решать вам.

Разгребать последствия ДТП вне зависимости от того, ОСАГО у вас или КАСКО, очень неприятно. Это всегда лишняя трата времени и денег, поэтому, чтобы обязать страховую компанию действовать в ваших интересах, необходимо показать, что вы грамотны и можете отстаивать свои права, как самостоятельно, так и с помощью юристов.

Всегда внимательно читайте договор, правильно ведите себя в случае дорожно-транспортного происшествия и не принимайте решения в состоянии аффекта.

ЗаСАГО по полной: почему лучше не врезаться в машину с каско

Автомобилисты, застрахованные по ОСАГО, совершенно не подозревают, чем может обернуться для них ДТП с водителем, имеющим полис каско. Если по договору ОСАГО страховщики компенсируют убытки гражданам заниженными суммами или ремонтом на мутных СТО с дешевыми деталями, то по каско автомобили ремонтируют с помощью новых оригинальных запчастей и у официальных дилеров. Разницу переплаты такого дорогого ремонта, непокрытую «автогражданкой», страховщики взыскивают с виновника ДТП. Причем за долгом страховщик может обратиться и через год после аварии. Непрозрачная экспертиза ущерба будет исключительно на их стороне, водителю останется лишь платить столько, сколько захотел страховщик. Подробнее об этой проблеме в материале «Известий».

«Сюрприз» замедленного действия

Вышеописанная ситуация произошла с корреспондентом «Известий», который на своем автомобиле Mazda 6 в мае прошлого года столкнулся с автомобилем Nissan X-Trail на одном из московских перекрестков. После небольшого разбора ДТП на месте сотрудники ГИБДД признали виновником водителя Mazda и вынесли соответствующее постановление. Оба автомобилиста были застрахованы по ОСАГО, а находящийся на гарантии кроссовер X-Trail вдобавок еще и по каско.

Страховые компании виновника и пострадавшего (ГСК «Югория») были вовремя уведомлены о наступившем страховом случае. Корреспондент хоть и оспаривал первоначально свою виновность в ГИБДД, но в итоге не стал доводить дело до суда, полагая, что страховка сможет покрыть ущерб. Тем более что Nissan X-Trail в аварии получил типичный страховой ущерб: повреждение бампера, правого крыла и правой фары и, как отметили сотрудники ДПС, возможные скрытые повреждения.

Учитывая, что стоимость запчастей и ремонта оценочно составляла не более 250 тыс. рублей, страхователь понадеялся, что страховой лимит по ОСАГО в 400 тыс. рублей сможет его покрыть. Однако спустя без малого девять месяцев внезапно на номер Сергея пришло сообщение из страховой компании с уведомлением о задолженности, возникшей в результате ДТП.

Читайте также:  Правила страхования КАСКО

«По ОСАГО лимит по убытку 400 тыс. рублей, а всё, что выше, — претензия к вам. Общая сумма ремонта автомобиля 493,2 тыс. рублей за минусом 400 тыс. получается 93 тыс. рублей», — отрапортовал представитель «Югории».

Стоимость нового Nissan X-Trail составляла в середине 2019 года примерно 1,6–2,1 млн рублей. Таким образом, ущерб, оцененный страховщиками, составил 30–23,5% от стоимости нового автомобиля. Страховая компания «Югория» на запрос не ответила.

Проблема масштабная

Ситуация, при которой автомобилисты — виновники аварии бывают должны деньги страховщикам сверх покрытия ОСАГО, как правило, возникает с новыми автомобилями, застрахованными по каско, объясняет автомобильный эксперт Сергей Ифанов.

«Для ОСАГО страховщики используют «Единую методика оценки ущерба на восстановительный ремонт», которую сами же ежегодно составляют. Так вот цены на запчасти, которые там указаны, не соответствуют рыночным реалиям. Отремонтировать машину у официального дилера по ним весьма проблематично, поэтому по ОСАГО зачастую направляют на ремонт в мутные сервисы, расположенные в гаражных кооперативах, где из самых дешевых запчастей не высококвалифицированными мастерами проводится ремонт авто. Ситуация кардинально меняется в случае с каско — добровольным и более дорогим. Страховщик заинтересован сохранить такого клиента, поэтому машину ремонтируют и на нормальном дилерском сервисе, и с оригинальными запчастями. Тем более что все убытки свыше лимита «автогражданки» легко переложить иском на виновника ДТП», — рассказывает Ифанов

Подобные претензии довольно распространены и подаются в качестве иска суброгации, объясняет юрист Коллегии правовой защиты автомобилистов Москвы Константин Кожевников.

«Что делают страховые компании? Они, как правило, накручивают итоговую сумму ремонта на сервисе. Например, крыло в магазине стоит 100 тыс. рублей, а они пишут — 150 тыс. рублей. На бумаге-то проводятся одни договоренности, а на самом деле у них другие. И так по всем деталям», — рассказывает Кожевников.

Эксперт рекомендует в таких случаях знакомиться со всем списком документов страховщика. И самый первый из них — это акт осмотра транспортного средства (вынесенное определение), который был составлен инспектором ДПС. Далее страховая компания должна провести второй акт осмотра, где изучаются в том числе и скрытые повреждения. Очень часто страховщики, минуя это звено, составляют калькуляцию ущерба напрямую от автосервиса, перечисляя все повреждения автомобиля. Это неправильно, этому должно предшествовать заключение эксперта-техника страховщика с независимым заключением. Причем к заключению должны быть приложены цветные фотографии, где повреждения запечатлены вместе с линейкой. Только они помогут понять повреждения.

Суд, экспертиза

Доказать, где были приписки, а где повреждения указаны справедливо, можно лишь сделав свою независимую экспертизу.

«В ней перед экспертом ставится вопрос: все ли детали относятся к заявленному событию. Могли они образоваться именно от этого ДТП, потому что клиент обращается в рамках каско, а заодно мы ему еще и старые повреждения сделали. Экспертиза делается самим клиентом на досудебной стадии либо когда на него уже в суд подают. Вся доказательная база в данном случае ложится на самого ответчика. Где каждый представляет свою калькуляцию. Затем судом уже назначается экспертиза, которая может насчитать как меньше, так и больше, к этому надо быть готовым. Сама экспертиза судебная обойдется никак ни меньше 30–40 тыс. рублей, — рассказывает Кожевников из Коллегии правовой защиты автомобилистов Москвы.

Адвокат, ссылаясь на свою судебную практику, констатирует, что страховые компании в подавляющем большинстве случаев завышают сумму восстановительного ремонта машины пострадавшего. По словам Кожевникова, автосервисы и страховые компании работают в тандеме.

«Судебная экспертиза определит реальную стоимость ремонта, потому что если страховщика направили к дилеру, а там ремонт получился так, как будто запчасти позолотили, то будет названа нормальная цена ремонта», — в свою очередь, отмечает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

Страховщики сделали всё, чтобы сделать ОСАГО убыточной и неудобной для автомобилистов услугой, убежден вице-президент «Движения автомобилистов России» Леонид Ольшанский.

«Человек покупает полис для того, чтобы именно компания платила за ремонт при ДТП вместо него. Любимая метафора — даже если горбатый «Запорожец» врежется в Rolls-Royce, то страховщик должен заплатить за ремонт последнего. Сейчас же получается, что страховщики за счет различных поправок в законы наживаются. А причина этого в том, что в Гражданский кодекс они протащили положение, что к страховой компании переходит в собственность та сумма, которую они заплатили кому-то по страховому случаю. Текущие страховые дела иллюстрируют пример звериного капитализма, и страхование может быть только добровольным, — убежден Ольшанский.

Если машина застрахована по КАСКО и ОСАГО: куда обращаться в случае ДТП

Автор статьи: Дмитрий Лидов
*Если вам нужна бесплатная юридическая консультация
напишите сообщение или позвоните по номеру +7 (495) 212-90-15

В случае, если произошло дорожное происшествие, а на машину был оформлен полис КАСКО и ОСАГО, то проблема может появиться если возникает выбор между ними, когда водитель является пострадавшим лицом. Но все будет зависеть от условий страхового договора и величины ущерба.

Зачем оформлять две страховки

Приобретение полиса ОСАГО является обязанностью собственника авто, по которому страхуется ответственность водителя автомашины. По договору страхования возмещается только ущерб, полученный при попадании в автокатастрофу, и только лишь на сумму, не превышающую 400 тысяч рублей. Если страхователь по ОСАГО становится виновником происшествия, то ТС ему придется ремонтировать за счет своих средств.

Страхование по КАСКО производится в добровольном порядке и гарантирует полную компенсацию повреждений, полученных машиной в разных обстоятельствах, в том числе ДТП, преступные деяния третьих лиц, неблагополучные атмосферные условия, повреждения от тяжелых предметов и иные случаи, предусмотренные соглашением. Если происходит угон авто, то страховая компания выплачивает компенсацию в размере полной стоимости ТС. Именно поэтому приобретение полиса КАСКО является обязательным требованием кредитных учреждений, выдаваемых займы для покупки машины.

Конечно, это разные виды страхования. Но при покупке ТС на свои сбережения без страхования по КАСКО не удастся избежать заключения соглашения о страховании автогражданской ответственности. В противном случае владельцу грозят штрафные санкции и эвакуация машины на штрафстоянку.

Итак, в зависимости от приобретения той или иной страховки будет отличаться и порядок действий при ДТП:

Если собственник ТС и приобретатель ОСАГО пострадал в происшествии, то:

  • Ему возмещается вред на сумму до 400 000 руб., если виновник повреждений имеет такую же страховку;
  • Виноватое лицо производит восстановление своего автомобиля за личные средства.

Зачинщик ДТП является страхователем по ОСАГО:

  • Пострадавшему компания возмещает порчу авто;
  • Собственный автомобиль придется чинить за свои деньги.

Владелец авто оформил соглашение об автогражданской ответственности и застраховал его от возможных повреждений, а также является пострадавшей стороной:

  • Ему компенсируется полученный ущерб по КАСКО с учетом его естественного износа.

Зачинщик ДТП приобрел оба полиса:

  • Он вправе рассчитывать на полную компенсацию вреда по КАСКО;
  • Пострадавшее лицо может получить выплату в размере до 400 тыс. руб. по одному из его видов страхования.

Какие предпринимать действия

Попав в аварию, необходимо осуществить следующие действия:

  1. Остановиться, включить аварийные сигналы и произвести оценку полученных повреждений.
  2. Выйти из авто и проверить наличие пострадавших. При возникшей необходимости вызвать медицинских работников либо оказать посильную первую помощь.
  3. Выставить требуемые знаки аварийной стоянки: при нахождении в населенном пункте на расстоянии в 15 м. от ТС, на трассе – до 30. Если дорога извилистая либо плохая видимость участка, то устанавливаются дополнительные преграды.
  4. Стараться избегать конфликта с другими участниками ДТП.
  5. Вызвать инспекторов ГИБДД. Если повреждения незначительные, то существует возможность самостоятельного оформления столкновения. Если зачинщик аварии имеет полис КАСКО, то вызов полиции для фиксации произошедшего обязателен. Это необходимо для дальнейшего получения возмещения вреда.
  6. Не стоит отъезжать с места столкновения до появления сотрудников ДПС.
  7. Возможно самостоятельно зафиксировать произошедшее фото или видеосъемкой. В последующем они могут стать доказательствами в судебных разбирательствах и ускорят принятие решения страховой компанией. Фото должны быть отчетливыми и содержать номера авто. Если для фиксации используется смартфон, то нужно использовать геолокацию, чтобы существовала привязка к месту нахождения машины.
  8. Контролировать достоверность сведений, заносимых в протокол, и помогать его составлению. Не нужно оставлять сотрудника ГАИ с другими участниками аварии наедине.
  9. Внимательно изучать всю документацию, составляемую по факту ДТП. При выявлении неточностей и недостоверной информации вносить свои разъяснения и рекомендации. Участники происшествия вправе записывать составление документации и общение с должностными лицами полиции на видео. Если полицейские будут препятствовать этому, то необходимо жаловаться на такие действия вышестоящему руководству.
  10. Взять контактную информацию у других участников аварии и свидетелей. Выявить наличие видеокамер, которые могли записать произошедшее.
  11. После составления необходимой документации, получить их копии. Подготовить пакет документов для страховщика.
  12. Письменно уведомить агента о происшествии, соблюдая сроки, установленные соглашением. ОСАГО предусматривает 5 дней, КАСКО – 15. Заявление может быть направлено средствами почтовой связи либо лично вручено для регистрации в офисе компании.

Нюансы выбора ОСАГО и КАСКО

Если водитель застраховал автогражданскую ответственность и приобрел комплексное автомобильное страхование, то при возникновении страховой ситуации необходимо учитывать следующее:

  • Если авто нанесен вред на сумму свыше 120 000 рублей, то компенсацию лучше получать по КАСКО, так как самая большая сумма возмещения по ОСАГО не может превысить этот предел. Помимо этого, страховщики сознательно занижают величину ущерба, учитывая амортизацию транспортного средства;
  • Если подписав соглашение по КАСКО не был включен пункт о невозмещаемой части страховой компенсации, то за выплатой вреда необходимо обращаться к агенту виновника ДТП или к своему по ОСАГО. Например, если был приобретен полис на 1500 000 руб. с франшизой в 3%, то компенсировать сумму до 45 т. р. не будут;
  • В остальных случаях лучше использовать полис КАСКО, который предусматривает возмещение вреда или дающий право ремонтировать машину на СТО. При этом необходимо опираться на условия договора и статус страховщика. Крупные компании направляют новые авто на гарантии в специальные центры для их ремонта по сервисному обслуживанию без учета естественного износа.

ВАЖНО! Возмещения ущерба по КАСКО осуществляется быстрее, так как страховщик заинтересован в сохранении клиента и компенсации затрат через суброгацию и регресс с страхового агента виновного водителя либо с него самого.

Осуществляя подбор варианта для получения возмещения на восстановление авто нужно исходить из таких показателей, как объем полученного ущерба, договорные условия о страховании, а также финансовое состояние страховой компании, выдавшей полис.

Автор статьи: Дмитрий Лидов
*Если вам нужна бесплатная юридическая консультация
напишите сообщение или позвоните по номеру +7 (495) 212-90-15

Добавить комментарий