Подводные камни при оформлении европротокола и правила заполнения

lesha-stet › Blog › Европротокол в 2016 году: друг или враг? Как правильно заполнить “европротокол” и избежать подводных камней

Продолжаю писать в блог полезную информацию связанную с ДТП, страховыми компаниями и прочими неприятностями на дороге, основанную на личном опыте. Не претендую на последнюю инстанцию, но думаю будет много полезного!

Если найдет отклик готов регулярно делиться подобной информацией)

Процедура упрощенного оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД все больше входит в жизнь автомобилистов, по некоторым данным количество обращений в страховые компании по «европротоколу» составляет до 35%, а это значит, что каждое третье ДТП оформляется таким образом.В интернете довольно много статей по заполнению бланков европротокола, читая которые иногда становится страшно за людей, которые рискнут ими воспользоваться. «Почему?» спросите Вы, а потому что написаны они людьми, кто никогда не сталкивался с европротоколом в жизни, а так же последствиями неправильно заполненных документов.

Когда можно оформить европротокол?

-СУММА УЩЕРБА НЕ ПРИВЫШАЕТ 50 000 РУБЛЕЙ. Очень часто для обычного автомобилиста сложно оценить ущерб на взгляд, поэтому если сомневаетесь – вызывайте ГИБДД, однако если сумму ущерба очевидна то европротокол позволит Вам сэкономить время и нервы.
-В ДТП УЧАСТВУЮТ ТОЛЬКО 2 ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВА. Есть вред здоровью? – Ждите ГИБДД. При ДТП повреждены более 2х транспорных средств? Ждите ГИБДД. При ДТП повредили столб/отбойник/дерево? Ждите ГИБДД.
— ОБА УЧАСТНИКА ДТП ЗАСТРАХОВАНЫ по ОСАГО. В этом моменте нужно быть особенно внимательным, на рынке страхования очень много поддельных полисов, лучший вариант тут проверить полис через сервисы сайта РСА. Там можно проверить как наличие полиса по гос.номеру автомобиля, так и по номеру полиса принадлежность к страховой компании и застрахованному автомобилю.
— НЕТ РАЗНОГЛАСИЙ ПО ВИНОВНОСТИ В ДТП. Если виновник не согласен, то Вам придется ждать сотрудников ГИБДД.

Если все вышеуказанные условия совпадают, то можно приступать к заполнению «европротокола».

Внимательно переписываем с документов все данные, учтите, что незаполненное поле может быть причиной отказа страховой компании в выплате.
Если с заполнением данных все более-менее понятно, то есть некоторые пункты требующие особого внимания:
П. 13 (Место первоначального удара) Стрелкой указываем место куда пришелся удар. У виновника в этом поле соответственно показывается место, чем он нанес повреждения.
П. 14. Характер и перечень повреждений.
Здесь советую просто перечислить поврежденные элементы, внимательно осмотрев свой автомобиль. Все что Вы не заметите и не впишете, страховая посчитает в свою пользу.
П. 15. Важный пункт «Замечания». Здесь потерпевшая сторона указывает «замечаний нет», а виновник пишет «Свою вину признаю полностью». В страховых компаниях очень часто любят отказывать в выплате из-за отсутствия этой фразы.
П. 16. Обстоятельства ДТП (отметить галочками).
Почему-то этот пункт вызывает много вопросом при заполнении, хотя ничего сложного в нем нет. Главное разобраться как было ДТП и отметить галочками что соответствует этому событию. Обычно одного-двух пунктов достаточно, чтобы в страховой была полная картина страхового случая.
П. 18. После записи всех повреждений, обстоятельств и схемы ДТП, обе стороны ставят свои подписи. ПОСЛЕ ЭТОГО НИКАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВНОСИТЬ НЕЛЬЗЯ.
После этого бланки разъединяются, и каждый участник ДТП пишет свое объяснение. Можно расписать все детально, можно ограничиться фразой «столкновение 2 транспортных средств», принципиальной роли это не играет.
Далее заполняются все остальные поля, внизу ставится подпись и дата.

Место ДТП (желательно с привязкой к местности) и повреждения автомобиля необходимо зафиксировать на фото, в страховых компаниях эти фотографии не нужны, а вот в суде лучше подстраховаться. Так же лучше сфотографировать документы виновника и обменяться телефонами, чтобы при возникновении спорных ситуаций можно было все оперативно урегулировать.
Есть еще такой нюанс : виновнику ДТП со своей копией европротокола НЕОБХОДИМО съездить в свою страховую компанию, сдать документы и провести осмотр автомобиля. Очень многие пренебрегают этим, но помните что у страховой компании есть право потребовать всю сумму которую они выплатили потерпевшему с Вас, если вы не предоставите им копию европротокола и поврежденный автомобиль.

Подведя итоги, можно сказать что если год назад я не советовал оформлять «европротокол», так как эта схема оформления ДТП была очень «сырой», и часто даже сотрудники страховых компаний не могли сказать как правильно его заполнять, то в 2016 году практика устоялась, выявились подводные камни и нюансы работы по этому направлению, так что можно принимать европротокол «на вооружение». Если после этой статьи остались какие-то вопросы, то сотрудники ООО «Независимый экспертный центр» готовы проконсультировать и, при необходимости, правильно заполнить европрокол, обращайтесь!

Европротокол при ДТП и его «подводные камни»

Внедрение упрощенной схемы оформления ДТП упростило проведение процедуры и сократило сроки ее реализации. На сегодняшний день водители вправе самостоятельно урегулировать конфликт, определить виновное лицо и заполнить извещение при страховом полисе. Документ оформляется с целью регистрации дорожного происшествия. Он обосновывает проведение платежей страховыми компаниями. Форма европротокола идентична для всех стран. Различие заключается только в языковом отображении содержания. Такое решение позволяет упростить процедуру для водителей, попавших в аварию на территории не своей страны. Несмотря на явные плюсы в оформлении ДТП по европротоколу, процедура имеет и подводные камни. Какие они и как их избежать?

Что это за документ и каково его предназначение?

Документ, оформляемый водителями или аварийным комиссаром на месте происшествия без присутствия сотрудника ГИБДД, называется европротоколом. Другое его название – извещение о ДТП. Бланк документа является приложением к полису ОСАГО. Он состоит из двух страниц, одна из которых является оригиналом, а вторая автоматически копируется при заполнении первого листа. Европротокол оформляется на месте происшествия. Перед его заполнением, участникам ДТП рекомендуется обсудить обстоятельства и прийти к общему мнению. В разделы документа данные вписываются от руки. Отображенная информация должна быть достоверной, читабельной и без помарок. Поскольку страховые компании относят извещение к категории важного документа, обосновывающего финансовые выплаты, то их представители не принимают европротокол с исправлениями. Документ подписывается обоими водителями. Его оригинал остается у потерпевшего в дорожном происшествии, а копия передается виновному лицу. Оригинал извещения передается в страховую компанию, которая после рассмотрения документа, проводит выплаты за нанесенный ущерб.

Краткая история возникновения процедуры

Оформление ДТП по упрощенной схеме было перенято Россией с зарубежных законов. Отечественные автомобилисты пользуются таким методом регистрации несложных аварий с 2009 года. До 2014 года водители относились с опаской к новой методике оформления дорожных происшествий, поскольку статистика показывала множество случаев мошенничества, отказов страховщиков в выплатах и снижение ее величины. С 01.09.2014 года в порядок оформления аварии по европротоколу был внесен раздел об ответственности виновника ДТП.

По новым правилам, при невыполнении им обязательств по своевременному оформлению документов и по предоставлению машины на осмотр, страховщик пострадавшего вправе требовать от него возмещения суммы, выплаченной потерпевшему. Создание единой электронной базы РСА с данными всех полисов увеличило популярность применения европротокола по причине возможности оперативной проверки актуальности полиса ОСАГО, что позволяет снизить вероятность мошенничества. 1 июля 2015 года изменениями в ПДД водителям были вменены обязательства об оформлении несложных ДТП без вызова сотрудников ГИБДД. На сегодняшний день, участники дорожного происшествия могут самостоятельно заполнить европротокол и уведомить страховщика о событии.

В каких случаях разрешается оформление по европротоколу?

Оформление дорожного происшествия по европротоколу возможно только в ситуациях, когда параметры аварии соответствуют регламенту, при котором допускается такое решение. Упрощенная схема регистрации ДТП может быть проведена ее участниками самостоятельно. Положениями нормативно-правовых источников разрешено оформление аварии по европротоколу в ситуациях:

  • Участия в дорожном происшествии не более двух автомобилей, в том числе и прицепа;
  • Отсутствия пострадавших;
  • Нанесения повреждений только тем транспортным средствам, которые отнесены к категории участников аварии;
  • Отсутствия повреждений иного имущества, в том числе другого транспорта, деревьев, оград и зданий;
  • Достижения единого мнения у водителей в отношении обстоятельств события и признания одного из его участников виновником.

Извещение заполняется только в случае одновременного выполнения всех регламентированных условий. При наличии сомнений пострадавшего лица в порядочности своего оппонента, не рекомендуется пользоваться такой схемой регистрации происшествия. Она также не актуальна при разном видении события и желании одного из участников привлечь к оформлению сотрудников ГИБДД. Отсутствие достаточных знаний о порядке заполнения европротокола, а также наличие страховки КАСКО у одного из водителей, является поводом для привлечения к процедуре аварийного комиссара.

Преимущества и недостатки

Преимущества оформления ДТП по европротоколу заключается в упрощении процедуры и сокращении времени ее проведения. Водители самостоятельно принимают решение о степени вины каждого из них. Снижаются их риски финансовых потерь за счет применения штрафных санкций. Плюсами использования такой схемы регистрации являются также разгрузка дорог и снижение нагрузки на сотрудников ГИБДД.

Подводные камни европротокола заключаются в порядке проведения мероприятий, предшествующих его оформлению и в нюансах заполнения документа. Место происшествия, обстоятельства, повреждения транспорта, его номерные знаки и номера на агрегатах, должны быть зафиксированы при помощи фото или видео. На их изображениях необходимо отобразить дорожную разметку и рядом расположенные знаки. Информация, представленная не в полном объеме, может расцениваться не в пользу потерпевшего, что станет причиной занижения страховых платежей или отказа в их выплате. Проблемы со страховщиком могут быть обусловлены некомпетентным оформлением европротокола, поскольку все разделы документа должны заполняться строго по регламенту, с положениями которого водители могут быть не знакомы.

В европротоколе должен быть отражен результат переговоров сторон и признание одного из водителей виновником. Отсутствие такой отметки может стать поводом для недобросовестного участника оспорить факт своей вины, а для страховой компании поставить под вопрос необходимость проведения выплаты ввиду возможности перенесения таких обязательств на страховщика другого участника водителя, претендующего на статус пострадавшего.

При заполнении раздела, раскрывающего обстоятельства ДТП, необходимо не только их описать, но и дополнить схемой движения, в которой отображено расположение обоих транспортных средств до момента столкновения во время и после происшествия. Оформляя план, важно отобразить направление движения автомобилей, актуальную разметку для дорожного участка, где произошло столкновение, знаки и точное место удара. Не допускается отображение упрощенной схемы, поскольку отсутствие информативности затруднит проведение расследование страховщиком с целью определения степени вины каждой из сторон.

Заключение

При компетентном заполнении извещения и при соблюдении порядка проведения мероприятия, у страховой компании не возникнет претензий, и ущерб оплачивается в полном объеме в установленные сроки. Широкое применение европротоколов позволило разгрузить сотрудников ГИБДД, за счет уменьшения количества вызовов на несложные ДТП, сократить время оформления процедуры и уменьшить пробки на дорогах. Однако, при возникновении сомнений у одного из участников происшествия в возможности регистрации ДТП по упрощенной схеме, следует вызывать специалистов уполномоченных органов.

Читайте также:  Стоимость полиса КАСКО

Подводные камни российского европротокола

Kolesa.Ru попытались разглядеть и показать подводные камни, которые могут встретиться тем, кто пожелал воспользоваться европротоколом.

Напомним, что европротокол стал действовать на территории РФ с 1 марта 2009 года, принятый в рамках поправок в «Закон об ОСАГО». Затем с 1 января 2013 года, когда вступили в действие очередные корректировки данного закона, была увеличена максимальная сумма выплат и по европротоколу, составляющая сегодня 50 тысяч рублей.

Для того чтобы воспользоваться европротоколом, необходимо соблюдение следующих условий: 1) в аварии должно участвовать не более двух транспортных средств; 2) вред здоровью водителей и пассажиров нанесено не было: 3) оба участника имеют действующий полис ОСАГО; 4) нет разногласий по поводу виновности в ДТП и размере причиненных повреждений; 5) размер ущерба не превышает 50 тысяч рублей. И в каждом пункте автовладельца может ждать подвох!

Больше двух не собираться

Начнем с самого очевидного, казалось бы, условия: «не более двух транспортных средств». Здесь понятие «два ТС» не равнозначно понятию «два участника движения». И автомобиль с грузовым прицепом, на который требуется отдельная регистрация с госномером и страховка, хоть и является «одним участником движения», но считается уже как два транспортных средства, поэтому европротокол здесь оказывается неприменим.

Также нельзя воспользоваться европротоколом в случае ДТП без непосредственного контакта между автомобилями либо тогда, когда такой контакт минимален. Типичный пример – один из автомобилей, пытаясь избежать столкновения, уклоняется от другого и врезается в столб. В этом случае придется вызывать ДПС.

Предъявите документы!

При желании воспользоваться европротоколом обоим водителям стоит повнимательнее просмотреть документы друг у друга, какое бы взаимопонимание и доверие между ними не возникло. Ибо, если полис ОСАГО одного из них будет просрочен, либо выписан на другое лицо, то выплаты от страховой компании не будет. Также в полном порядке должны быть документы на автомобиль и водительские права.

Особое внимание тем, чей автомобиль застрахован по КАСКО! Большинство страховых компаний для выплаты по этому полису требуют справку о ДТП, которую можно получить, только вызвав на место аварии ДПС. Поэтому европротоколом при страховании КАСКО воспользоваться будет нельзя. (Сейчас рассматривается возможность «расширения» действия европротокола и на застрахованных по КАСКО, но такой закон пока не принят.)

Скажем прямо

Самый важный и ответственный момент – заполнение бланка извещения о ДТП (выдается вместе с полисом). Здесь данные на каждый автомобиль и его владельца должны быть вписаны в полном объеме, также четко и полностью указаны полученные каждым автомобилем повреждения. Степень вины каждого участника обозначена прямо и без двусмысленностей. Например, если один из участников напишет фразу «свою вину частично признаю», то в выплате по страховке будет отказано.

Бланк извещения не должен содержать никаких помарок и исправлений. Именно заполнение бланка извещения о ДТП (и по оценкам экспертов рынка, и по отзывам обычных автовладельцев) выступает главным «камнем преткновения» – как для тех, кто хотел воспользоваться европротоколом, но не решился, так и для тех, кто уже попробовал, но получил отказ в страховой выплате.

Презумпция виновности

Страховые компании смотрят на обращения по схеме европротокола весьма настороженно, изначально подозревая участников в сговоре и попытке мошенничества, хоть открыто и не признают этого. Такие утверждения делают и профильные эксперты, и показывает наш собственный мониторинг сетевых форумов, где автовладельцы сетуют, что страховщики «придираются к каждой запятой» в бланке извещения, стараясь под любым предлогом отказать в выплате. Есть, конечно, и положительные решения, но они в большинстве своем касаются небольших сумм порядка 5-10 тысяч, а там, где нужно платить больше, возникает сопротивление.

Стоит иметь в виду, что страховая компания может потребовать на осмотр автомобиль как самого обратившегося, так и второго участника ДТП, с чем могут возникнуть проблемы. Поэтому с большой осторожностью стоит использовать европротокол в случае ДТП с автомобилем из другого региона, особенно удаленного.

Ущерб замедленного действия

Сложным моментом оказывается и определение размера ущерба. Согласно правилам европротокола, свыше максимальной суммы в 50 тысяч рублей получить нельзя, даже если обнаружатся скрытые повреждения, сразу незамеченные владельцем. Например, простая царапина на диске при осмотре на СТО может «вылиться» в ремонт подвески с заменой деталей, соответственно, сильно увеличив сумму ремонта. Кстати, в таком случае невиновный участник ДТП (т.е. тот, кому полагается выплата по ОСАГО) может обратиться в суд и попытаться «отозвать» свою подпись, заявив, что «был в шоке», «подвергся уговорам и давлению» и т.п. И если суд пойдет навстречу, то недостающую сумму будет компенсировать уже не страховая компания, а ее станут взыскивать лично с виновного в ДТП. То же самое может произойти, если невиновный участник, подписавший европротокол, потом вдруг обнаружит у себя недомогания, вызванные ДТП. Если тот обратится в суд и это докажет, то компенсация вреда здоровью ляжет на виновного. При этом подать иск в суд на пересмотр европротокола возможно и в случае отказа от изначального признания своей вины. И в случае удовлетворения такого иска бывший «невиновный», получивший страховку, будет обязан как минимум вернуть полученную сумму страховой компании.

Таким образом, российский европротокол как был, так и остается по сей день «палкой о двух концах», которая может бить «по правому и виноватому». И неудивительно, что число воспользовавшихся европротоколом, по разным оценкам, порядка 5-7% от общего количества заявителей на выплаты по ОСАГО. Европротокол у нас есть, и это хорошо и правильно, но пока наше общество, бизнес и право до него еще «не дозрели». И сейчас пользоваться европротоколом в России можно только, что называется, «на свой страх и риск».

В чем опасность Европротокола для виновника ДТП?

Как известно, при оформлении дорожной аварии в рамках ОСАГО стороны вправе обойтись без инспекторов ГИБДД. Такой порядок взаимодействия участников происшествия и страховщиков называется «Европротокол». Он позволяет существенно сэкономить время, если машины получили незначительные повреждения.

Многие автовладельцы все еще относятся к «Европротоколу» с недоверием. Причем речь идет как о потерпевших, так и о виновниках ДТП. Опасения последних вполне оправданы, ведь для них оформление аварии без участия инспектора ГИБДД может иметь серьезные последствия. О чем нужно знать водителю-виновнику, чтобы не столкнуться с неприятным сюрпризом?

Калькулятор ОСАГО расчет и онлайн покупка по 50 компаниям.

Выберите тип ТС

Виновник всегда рискует

Правилами ОСАГО предусмотрено право потерпевшего требовать возмещение ущерба у виновника аварии, когда возмещения по «Европротоколу» не хватает на ремонт автомобиля. При этом потерпевший не может предъявлять имущественные претензии страховщику, выплатившему возмещение.

Другими словами, восстановление автомобиля потерпевшего оплачивает виновник, но только когда стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты по «Европротоколу». При этом потерпевший вправе требовать возмещения ущерба без учета износа деталей. Как правило, в подобных обстоятельствах виновные водители не соглашаются добровольно оплачивать ремонт. Естественно, разрешить спор между участниками дорожного происшествия может только суд.

Примечательно, что размер долга виновника определяется на основании оплаченных счетов за ремонт. Конечно же, для виновной стороны подобный вариант развития события становится сущим кошмаром, особенно когда речь заходит о крупной денежной сумме.

Получается, что водитель-виновник заплатил за страховку, но все равно должен частично оплатить ремонт автомобиля потерпевшего. В довершении всего для него увеличится тариф в калькуляторе ОСАГО , ведь страховая компания произвела выплату в пределах суммы возмещения по «Европротоколу».

Таким образом, виновник дорожного происшествия всегда рискует столкнуться с неожиданными расходами. Следовательно, нужно очень внимательно подходить к оформлению происшествия без вызова инспекторов ГИБДД. Кроме того, в случае с «Европротоколом» виновный водитель всегда может прибегнуть к маленькой хитрости.

Как избежать проблем?

Допустим, водитель не сомневается в том, что происшествие спровоцировал именно он, а пострадавший предлагает оформить происшествие по «Европротоколу». В этой ситуации нужно первым делом оценить характер и масштабы повреждений. Конечно же, порой очень трудно определить, сколько стоит ремонт какой-либо детали чужой машины.

В таком случае желательно связаться с дилером производителя автомобиля, чтобы иметь хотя бы примерное представление о цене восстановительных работ. При этом не стоит доверять оценке потерпевшего, ведь он может ошибаться. Кроме того, он может попросту солгать, чтобы получить возможность отремонтировать машину без учета износа.

Если у виновника происшествия есть малейшие подозрения относительно того, что стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты в рамках «Европротокола», следует оформлять аварию при участии сотрудников дорожной полиции.

Это займет больше времени, но виновный водитель будет точно уверен, что в будущем ему не предъявят финансовые претензии. При оформлении аварии с участием полицейских максимальная выплата составляет полмиллиона рублей. Виновнику придется доплачивать за ремонт машины потерпевшего, только если цена восстановления автомобиля превысит указанную сумму.

Еще один вариант

Если же пострадавший по какой-либо причине не хочет обращаться за помощью к дорожным полицейским, виновнику аварии следует получить от него расписку об отсутствии претензий. В этом документе должно быть указано:

«Я не имею финансовых претензий к виновнику ДТП относительно повреждения моего автомобиля в части, превышающей размер максимально возможной страховой выплаты по договору ОСАГО в рамках «Европротокола».

Потерпевший обязательно должен поставить дату выдачи расписки и подпись. Кроме того, желательно, чтобы он указал следующие сведения.

  • Дата и обстоятельства происшествия.
  • Информация об автомобилях, участвовавших в аварии.
  • Данные участников происшествия, включая номера водительских удостоверений.

При возможности расписка должна быть заверена двумя свидетелями. В документе непременно стоит указать их данные, а также контактные координаты. Показания свидетелей пригодятся, если потерпевший захочет оспорить расписку в судебном порядке.

Неблагоприятный исход

Итак, если водитель-виновник решил обойтись без вызова полиции и не стал требовать у пострадавшего расписку, он может оказаться в трудном положении. Оценивать последствия такого выбора лучше всего на конкретном примере.

Пример

В результате аварии были повреждены бампер, фара и крыло. Потерпевший получил максимально возможную выплату по «Европротоколу». При этом независимый эксперт указал в своем заключении, что бампер и крыло можно отремонтировать, а фару следует заменить.

В дальнейшем потерпевший передал автомобиль для ремонта сотрудникам дилерской СТОА. В процессе ремонта выяснилось, что бампер и крыло необходимо заменить. Соответственно, это автоматически увеличило стоимость восстановления машины. В итоге потерпевшему не хватило возмещения по «Европротоколу» для полной оплаты ремонта.

Он обратился в суд, чтобы взыскать с виновника аварии разницу между ценой ремонта и размером страховой выплаты. Суд удовлетворил иск, использовав при оценке ущерба счета автосервиса. Виновник происшествия почти не имеет шансов оспорить такое судебное решение, а значит будет вынужден оплачивать все расходы потерпевшего на ремонт.

Читайте также:  Особенности страхования такси

Кроме того, нужно помнить, что потерпевший получил выплату по «Европротоколу», следовательно, водитель-виновник дороже заплатит за пролонгацию страховки. Как известно, наличие аварий увеличивает стоимость ОСАГО у всех без исключения страховщиков.

Е-ОСАГО по выгодной цене

Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
10 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail

Подводные камни «европротокола»

Город

Большинство водителей не только не знают , как оформить « европротокол», но и боятся это делать , ведь , если с документами что-то не так , страховая компания может и не выплатить то , что полагается. Сегодня мы подробнейшим образом расскажем , как справиться с этим заморским другом — «европротоколом» — без ущерба для кошелька.

Если в аварии только два участника , оба застрахованы по ОСАГО , нет пострадавших и материальный ущерб , причиненный каждому транспортному средству , не превышает 50 тысяч рублей , вместо вызова сотрудников ГИБДД водители должны оформлять « европротокол».

— Европейский протокол — это оформление документов о ДТП без вызова сотрудников полиции , — рассказал « Реадовке» юрист адвокатского кабинета «Слово и дело» Антон Либеров. — Иными словами , это возможность самостоятельно зафиксировать факт ДТП для дальнейшего обращения в страховую компанию за получением возмещения , и оперативно покинуть место ДТП , не создавая заторов на дороге.

Кстати , в Смоленске уже вовсю штрафуют автолюбителей , не соизволивших самостоятельно заполнить документ и создавших серьезную помеху для дорожного движения. Сумма штрафа — 1000 рублей.

По идее , данный механизм должен снизить загруженность дорог , сэкономить время участникам ДТП , а также облегчить работу полиции. Тем не менее , «европротокол» содержит ряд « подводных камней». Прежде всего , надо быть внимательным при заполнении бланка извещения о ДТП.

Ну а перед тем как приступить к бумажной работе , нужно зафиксировать на фото или видео транспортные средства , расположенные на проезжей части. Необходимо принять меры к сохранению всех доказательств ДТП: имеются ввиду осыпания , осколки.

Далее: при заполнении документов , следует обратить внимание , что извещение о ДТП состоит из лицевой ( самокопирующейся) части и оборотной стороны , — поясняют в Российском союзе автостраховщиков. — При этом вся внесенная вами информация на верхней ( лицевой) части должна четко отпечатываться на нижнем листке. Рекомендуем использовать шариковую ручку , поскольку записи , сделанные гелиевой ручкой или чернилами , размажутся при попадании влаги , а нанесенные карандашом пометки легко стереть или подделать. Заполнены должны быть и лицевая , и оборотная стороны. Каждый из водителей выбирает любую из колонок ( «А» или « В») и вносит в нее информацию по своему транспортному средству.

Заполняет поля и графы на лицевой стороне: дата и мест ДТП , страховые сведения , здесь все понятно. Будьте особо внимательны при заполнении пункта 14 бланка извещения о ДТП. В данном разделе указываются характер и перечень всех видимых повреждений деталей и элементов транспортного средства , полученных в результате ДТП. Постарайтесь описать их максимально точно и кратко. При этом проследите , чтобы другие водители не добавили в указанный пункт иных , не относящихся к данному происшествию , повреждений деталей и элементов. При указании характера повреждений автомобиля допустимо употреблять такие термины , как царапина , вмятина ( деформация), разрыв ( трещина). Невидимые ( скрытые) повреждения будут выявлены и описаны при осмотре вашего транспортного средства экспертами.

В пункте 16 водителями на соответствующей стороне извещения о ДТП отмечаются обстоятельства ДТП , а в клетках укрупненного формата , расположенных внизу , вписывается итоговое количество отмеченных подпунктов. Кроме того , необходимо правильно отразить маневры вашего транспортного средства , учитывая , что:

— стоянка — это не остановка. Если ваш автомобиль остановился , например , на красный сигнал светофора , ошибочно отмечать позицию 1 «На стоянке». В данном случае необходимо отметить позицию 22 «Остановился ( стоял) на запрещающий сигнал светофора»;

— если одно транспортное средство обгоняло другое , перестраиваясь с одной полосы на другую , нужно отметить позицию 12 «Менял полосу» и позицию 13 «Обгонял».

В пункте 17 составляется схема ДТП. На ней обозначаются контуры проезжей части с указанием названий улиц ( дорог и т.д.), а также направление движения , конечное положение ТС «А» и ТС «В», дорожные знаки , указатели , светофоры , дорожная разметка , предметы , которые имеют отношение к данному ДТП. При этом необходимо будет сделать привязку к номеру дома , если это населенный пункт , если это не населенный пункт — привязку делаем километровым столбиком.

В пункте 15 «Замечания» при необходимости вы можете привести дополнительные сведения о том , что не указано в пункте 16 «Обстоятельства ДТП».

После заполнения лицевой стороны участники ДТП отделяют и подписывают листки. Важно проследить , чтобы каждый водитель подписал оба листа извещения о ДТП с лицевой стороны. Затем участники ДТП приступают к заполнению оборотной стороны документа — каждый самостоятельно. Если на оборотной стороне извещения о ДТП вам не хватает места , сделайте необходимые дополнения на чистом листе бумаги , приложив его к основному бланку. При этом на нем следует сделать отметку « С приложением» и указать , к чему это приложение и кем оно составлено , а также заверить приложение теми же подписями , которые проставлены на лицевой стороне извещения о ДТП.

Имейте в виду , что , если в извещении о ДТП вы не указали какие-либо сведения или записи внесены неразборчиво , страховщик будет вынужден сам собирать недостающие данные. А это , в свою очередь , может повлиять как на срок осуществления выплаты , так и на возможность признания заявленного вами случая страховым событием. Поэтому извещение о ДТП следует заполнять четким почерком , желательно печатными буквами и без ошибок. Нужные ячейки лучше отмечать крестиком или галочкой. В графах , в которых отсутствуют какие-либо сведения , целесообразно нарисовать длинный прочерк либо написать большую букву Z или « Нет ( свидетелей , замечаний , примечаний и т.д.)».

Если бланк извещения о ДТП порван , испорчен или трудно читаем , нужно оформить документ на другом бланке.

Обратите внимание на то , что , если после подписания и разъединения бланков извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения — они должны быть заверены подписями обоих участников ДТП.

Если второй водитель отказывается подписывать извещение о ДТП или совместно его заполнять , это означает , что требуемого законом об ОСАГО согласия обоих участников ДТП нет , значит , документы по данному ДТП не могут быть оформлены. В этом случае вызываем сотрудников ГИБДД.

Заполнив все бланки , участники аварии должны убрать свои машины с проезжей части. Предоставить документы в страховую компанию можно в течение 5 дней.

Напоследок хотелось бы ответить на вопрос одного из наших подписчиков.

« В меня въехали весной этого года. Вызвали аварийного комиссара. Он , вернее она , составила все бумаги. Страховая выплатила 10 тысяч. Поехал на ремонт , там обнаружились скрытые повреждения. Ремонт мне обошелся в 18 тыр. Вот что делать со скрытыми повреждениями? Мое авто просто сфотали и рассчитали ущерб исходя из того , что было видно на фото. Не исключаю , что сам дурак , раз ремонтировал за свой счет. Но такое было со мной в первый раз. Как надо было поступить правильно , не знаю и до сих пор».

Отвечает адвокат Антон Либеров:

«Что касается скрытых повреждений , то это , как правило , самый острый камень преткновения. При ДТП вы можете точно указать только видимые повреждения , такие как помятые бампера , крылья , двери или расколотые фары и поворотный фонари. Но целый ряд неисправностей можно определить только на СТО при более тщательном осмотре.

Порой даже самые квалифицированные эксперты не в состоянии сразу обнаружить все повреждения , скрытые от визуального осмотра. А , как известно , что не указано в бланке , то не будет компенсировано полисом ОСАГО. Поэтому не удивительно , что сумма возмещения , в этой ситуации будет не достаточна для восстановления поврежденного имущества.

Что должен делать автолюбитель , при обнаружении скрытых повреждений? Рассмотрим идеальный вариант , когда ремонт машины осуществлялся на СТО , которое работает официально. Как только обнаружены скрытые повреждения , ремонтные работы останавливаются и приглашаются эксперты , представитель страховой компании и виновник дорожно-транспортного происшествия. Для надежности известить страховщика по ОСАГО лучше телеграммой уведомления за пять рабочих дней до дня экспертизы. Если и в этом случае компания отказывает возместить затраты на вновь выявленные повреждения , то в этом случае вы ремонтируете свой автомобиль и собираете все документы подтверждающие понесенные затраты. После этого со всеми справками отправляйтесь в суд. При этом помните , что по „европротоколу“ размер выплаты от страховой компании в общем случае ограничен 50 000 рублей. В случае , если ремонт превышает эту сумму — вам придется взыскивать сумму ущерба , превышающую 50 000 рублей , с виновника ДТП в судебном порядке. Однако , каждый случай ДТП — это явление индивидуальное и лучше всего , если ваши интересы в страховой компании и суде будет представлять адвокат или юрист , специализирующийся на делах по страхованию».

Как оформить европротокол при ДТП

Без полиции, волнения и ошибок

На светофоре в зад вашего автомобиля въехали.

Повреждений немного: вмятина на бампере, погнут номерной знак и разбит противотуманный фонарь. Второй водитель от своей вины не отказывается.

С вызовом полиции на оформление аварии уйдет полдня.

Но можно уложиться в один час или даже в 15 минут и не ездить потом за справками по инстанциям. Для этого достаточно оформить аварию по европротоколу.

Вкратце: как оформить европротокол

Следуйте такому плану:

  1. Возите с собой бланк извещения о ДТП. Его бесплатно выдают в любой страховой компании.
  2. Проверьте, что авария соответствует требованиям европротокола.
  3. Заполните и подпишите извещение о ДТП совместно со вторым участником ДТП.
  4. Подайте документы в страховую, в которой приобретали полис.

Если ДТП произошло в Республике Татарстан, Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, извещение о ДТП можно оформить в электронном виде. Для этого понадобится приложение «Помощник ОСАГО» и подтвержденные учетные записи на госуслугах у всех участников аварии.

Что делать после аварии

Действия участников ДТП после аварии прописаны в правилах дорожного движения. Независимо от того, кто виновен в происшествии, выполните следующие действия:

    Остановитесь. Если выходите на проезжую часть — соблюдайте меры предосторожности, наденьте светоотражающий жилет.

Если не выполнить эти требования, страховая компания может отказать в выплатах. Иногда возможны более тяжелые последствия. Например, оставление места ДТП наказывается лишением прав.

Что такое европротокол

Европейский протокол — это процедура оформления аварии без вызова полиции. Водители на месте самостоятельно заполняют документы для получения выплаты по ОСАГО и спокойно разъезжаются.

Подобная практика давно и успешно применяется за рубежом. Отсюда и название.

Европротокол действует на всей территории России. Даже если ваша машина стоит на учете в Москве, а въехали в нее во Владивостоке, вы все равно можете им воспользоваться.

Читайте также:  Все, что вы хотели знать о КБМ по ОСАГО

До 1 октября 2019 года европротокол можно было заполнить только на бумаге.

С 1 октября 2019 года данные о ДТП можно фиксировать и передавать в автоматизированную систему при помощи электронных сервисов. Страховая должна получить некорректируемые фотографии и координаты со спутника.

С 10 ноября 2019 года водители могут заполнять электронную форму извещения о ДТП c помощью приложения «Помощник ОСАГО». Его разработал Банк России совместно с Российским союзом автостраховщиков, РСА. Доступ в приложение возможен только для авторизованных пользователей портала госуслуг и только в Республике Татарстан, Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях.

Для той же цели ранее появилось приложение «ДТП Европротокол» — почитайте его разбор.

Основные положения Европейского протокола определены в законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Выплачивать возмещение по авариям, оформленным без ГИБДД, обязаны все страховые компании, имеющие действующую лицензию на ОСАГО.

Более того, европротокол работает и по полисам добровольного автострахования — каско. Центральный банк РФ обязал страховые компании, работающие по каско, включить в правила страхования пункт об оформлении ДТП без вызова сотрудников полиции. Если ДТП соответствует требованиям европротокола, клиент страховой может заявить убыток по каско без справок.

Когда можно оформлять ДТП без ГИБДД

Прежде чем оформлять документы без полиции, убедитесь, что ваша авария соответствует требованиям европротокола:

  1. В ДТП участвовало не более двух автомобилей.
  2. Место аварии — Россия. Во многих зарубежных странах есть свой европротокол, но там не действует российский полис ОСАГО.
  3. Повреждения получили только машины, пострадавших и жертв нет. Иное имущество — личные вещи пассажиров, фонарные столбы и дорожные ограждения — не пострадало.
  4. Будущий ремонт автомобиля пострадавшей стороны не превысит не превысит 100 тысяч рублей. Лимит страхового возмещения увеличивается до 400 тысяч, если у водителей нет разногласий по поводу вины или обстоятельств ДТП и они сделают фотофиксацию через приложение «Помощник ОСАГО» или «ДТП Европротокол».
  5. У обоих водителей есть полис ОСАГО. Если второй участник — иностранный гражданин, то у него должен быть полис страхования ответственности «Зеленая карта».

Убедитесь, что авария подходит под все пять пунктов, и приступайте к оформлению документов.

Что нужно заполнить на бумаге

Чтобы оформить аварию по европротоколу, водителям нужно заполнить единственный документ — извещение о ДТП. Его выдают страховые компании при покупке полиса ОСАГО. Бланки извещения также можно распечатать на обычном принтере минимум в двух экземплярах. Шаблон можно скачать с официального сайта РСА.

Бланк извещения о дорожно-транспортном происшествииDOCX, 40 КБ

Клиент Тинькофф-страхования может скачать бланк в личном кабинете. Он будет уже заполнен данными его автомобиля.

В бардачке почти каждого автомобиля лежит один или два бланка извещения. Неважно, чей бланк будет заполняться: форма извещения стандартная у всех страховых компаний. Если ни у вас, ни у второго водителя бланка не оказалось, одолжите его у любого водителя, проезжающего мимо.

Совет

Проверьте, есть ли у вас в машине бланк извещения о ДТП. Не нашли? Обратитесь в офис любой страховой компании — вам выдадут его бесплатно.

Помимо бланка извещения вам еще понадобится шариковая ручка и ровная твердая поверхность: книга, планшет или капот автомобиля. Гелевая ручка, фломастер или карандаш не подойдет для заполнения.

Помимо бланка извещения вам еще понадобится шариковая ручка и ровная твердая поверхность — книга, планшет или капот автомобиля. Извещение сделано из самокопирующейся бумаги, при его заполнении нужно посильнее нажимать на ручку, чтобы копия получилась читаемой. Гелевая ручка, фломастер или карандаш не подойдут.

Фотографировать место аварии и поврежденные автомобили необязательно. Но все же рекомендуется сделать несколько снимков на смартфон на всякий случай.

Как заполнить бланк европротокола

Вы вместе со вторым водителем должны заполнить один бланк извещения о ДТП.

На лицевой стороне

Сведения о своей машине заносите в левую графу «Транспортное средство „А“», а виновник пусть заполняет правую графу «Транспортное средство „В“».

Образец заполнения лицевой стороны извещения

Повреждения автомобиля. В пункте 14 опишите повреждения вашего автомобиля как можно подробнее. Чем конкретнее формулировки, тем лучше:

НетДа
Поврежден бампер, номерной знак, противотуманный фонарьБампер задний — вмятина в центральной части размером 10 × 10 см и глубиной 3 см. Номерной знак — помят по всей площади. Противотуманный фонарь — разбито наружное стекло
Помята боковая дверьПередняя левая дверь — вмятина в нижней части размером 50 × 10 см и глубиной 1 см
Царапины на крыле и бампереБампер передний — глубокие царапины на краске в правой части. Крыло переднее правое — царапины до металла на арке длиной 10 см

Если на лицевой стороне не хватает места для всех повреждений, используйте оборотную сторону. В этом случае сделайте пометку «Подробные повреждения на оборотной стороне».

Совет

Для определения размера повреждений вместо линейки можно использовать кредитную карту. Ее стандартный размер — 54 × 86 мм.

Часто машина в аварии получает скрытые повреждения, которые не видно сразу. При малейшем подозрении на такие повреждения вызывайте сотрудников ГИБДД.

Замечания. Попросите виновника в пункте 10 написать фразу «Свою вину в ДТП признаю. Претензий не имею». Это облегчит и ускорит процесс принятия решения страховщиком в вашу пользу.

Обстоятельства ДТП. В пункте 11 ставьте галочки напротив тех позиций, которые относятся к вашей аварии. Допускается указать сразу несколько позиций и в конце указать их точное число.

В случае наезда сзади на светофоре следует выбрать:

10 — Столкнулся с ТС, двигавшимся в том же направлении по той же полосе

Подписи сторон. Перед тем как ставить подписи в пункте 13, разделите копии извещения. На каждом бланке распишитесь сами и попросите сделать это второго водителя.

После того как вы подписали копии извещения на лицевой стороне, приступайте к заполнению оборотной стороны.

На оборотной стороне

Каждый водитель заполняет свой экземпляр оборотной стороны.

Оборотная сторона извещения о ДТП

На своем экземпляре извещения вы указываете обстоятельства ДТП. Описывайте аварию так, как считаете нужным, но не экономьте бумагу и пишите подробнее.

Если для вашей версии обстоятельств не хватает места на бланке, приложите чистый лист бумаги и опишите на нем все подробности. Вверху листа сделайте запись «Приложение к извещению о ДТП» и поставьте дату аварии. В самом бланке сделайте отметку «Подробные обстоятельства ДТП в Приложении».

Важно

Приложение должны подписать оба водителя.

Как оформить европротокол через приложение

Оформить электронный европротокол — это значит передать информацию об аварии, участниках и повреждениях в единую систему обязательного страхования и оформить извещение о ДТП в электронном виде. Для этого в 2020 году существуют два приложения: «Помощник ОСАГО» и «ДТП Европротокол». Они работают в Республике Татарстан, Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях.

Чтобы использовать «Помощник ОСАГО», должны соблюдаться следующие условия:

  1. У водителей отсутствуют разногласия относительно обстоятельств ДТП, характера и перечня видимых повреждений автомобилей.
  2. Владельцы транспортных средств — физические лица.
  3. Оба водителя — авторизованные пользователи Единого портала государственных и муниципальных услуг. Войти в приложение можно именно через портал госуслуг. Если хотя бы один из пользователей в нем не авторизован, то приложение не позволит оформить электронный европротокол.

Вот что нужно сделать, чтобы зафиксировать аварию через приложение «Помощник ОСАГО»:

  1. Установите приложение «Помощник ОСАГО» через Эпстор или Гугл-плей. Достаточно, чтобы приложение «Помощник ОСАГО» стояло у одного из водителей.
  2. После входа в приложение следуйте пошаговой инструкции. Заполните извещение, предлагаемое приложением. Оно само возьмет информацию о водителях и транспортных средствах из личного кабинета пользователей. Извещение в электронной форме заполняется одно — с одного гаджета.
  3. Введите данные второго участника и получите QR-код. Покажите QR-код второму участнику, чтобы он считал его своим смартфоном.
  4. Второй водитель получит электронное извещение в своем личном кабинете на портале госуслуг и проверит указанные вами данные.
  5. Определите адрес ДТП. Координаты приложение определит само.
  6. Нарисуйте схему ДТП на листе бумаги и сфотографируйте через приложение.
  7. Сфотографируйте положение обеих машин с четырех сторон, повреждения с нескольких ракурсов и расположение автомобилей относительно друг друга. Фото места аварии сделайте с трех ракурсов, а каждую поврежденную деталь сфотографируйте отдельно. Мобильное приложение подскажет, как фотографировать.
  8. Сфотографируйте бумажный бланк извещения о ДТП.
  9. Если данные в извещении указаны верно и второй участник это подтверждает, нажмите кнопку «Подписать». Второй участник подписывает извещение через свой личный кабинет.
  10. Дождитесь уведомления об успешной регистрации извещения и присвоенного вашему ДТП номера. Его вы в дальнейшем сообщите страховой.

Если у вас и второго участника возникли разногласия, вызовите ГИБДД или используйте приложение «ДТП Европротокол». В этом случае заполните еще бумажное извещение о ДТП, сфотографируйте и сохраните его.

Из информационной системы РСА ваш страховщик заберет данные самостоятельно. Для этого подайте заявление о страховом возмещении.

Куда подавать документы на выплату

Если бланк извещения о ДТП заполнили и подписали оба водителя, можно разъезжаться.

Для выплаты по европротоколу передайте заполненное извещение в страховую компанию, где вы приобретали полис ОСАГО. Обращаться в компанию виновника ДТП не требуется. Такая процедура называется прямым возмещением убытков и действует с 2007 года.

Если вы составили электронное извещение, то страховщик самостоятельно заберет его из единой системы обязательного страхования. Для этого сообщите страховщику о страховом событии.

Важный совет для тех, кто виноват: если вы виновник ДТП и оформили все по европротоколу, обязательно сообщите в течение пяти дней в свою страховую компанию о факте аварии.

Документы на выплату можно будет подать дистанционно — загрузить копии через личный кабинет. Оригиналы документов передаются при осмотре машины.

Размер выплат по европротоколу

Выплаты зависят от причиненного ущерба. Максимальные суммы определяет государство. Если в аварии были пострадавшие, заплатить могут до 500 тысяч каждой жертве, но в этом случае ДТП оформляют только через ГИБДД.

За поврежденный автомобиль по европротоколу можно получить не более 100 тысяч рублей. Лимит увеличивается до 400 тысяч при условиях:

  1. Участники сфотографировали автомобили и их повреждения на месте ДТП и передали изображения в автоматизированную информационную систему ОСАГО.
  2. У участников аварии нет разногласий.

Все три условия должны выполняться одновременно. Но и это не значит, что каждый пострадавший автоматически получит 400 тысяч за вмятину на крыле. Страховая компания проведет оценку и в соответствии с ней оплатит фактический ущерб.

Если сумма ущерба составит больше 400 тысяч рублей, разницу сможете потребовать с виновника в суде.

Добавить комментарий