Приоритет натурального возмещения при ДТП в ОСАГО

Приоритет ремонта над денежными выплатами по ОСАГО с 28 апреля 2017 года

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет об изменениях, которые вносятся в Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” с 28 апреля 2017 года.

Основная идея обновленного закона состоит в том, что по умолчанию страховые компании будут проводить ремонт поврежденных транспортных средств, а не предоставлять водителю 2 варианта на выбор.

Сразу же хочу заметить, что нововведений довольно много, поэтому их рассмотрение будет разбито на две статьи. Сегодня речь пойдет о том, в каких случаях водитель может получить денежную компенсацию, а в каких обязан согласиться на восстановительный ремонт. Во второй части будут рассмотрены особенности проведения восстановительного ремонта.

Страховое возмещение вместо страховой выплаты

Рассмотрим обновленную статью 1 закона “Об ОСАГО”:

договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – договор обязательного страхования) – договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным;

договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – договор обязательного страхования) – договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным;

Ранее в законе существовало понятие “страховая выплата”, однако начиная с 28 апреля 2017 года оно будет повсеместно заменено на понятие “страховое возмещение”. Страховое возмещение может быть осуществлено в двух вариантах:

  • в виде страховой выплаты, которая и существовала ранее;
  • в виде восстановительного ремонта транспортного средства.

Приоритет восстановительного ремонта над денежными выплатами

Рассмотрим пункт 15 1 статьи 12 обновленного закона:

15 1 . Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется (за исключением случаев, установленных пунктом 16 1 настоящей статьи) в соответствии с пунктом 15 2 настоящей статьи или в соответствии с пунктом 15 3 настоящей статьи путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).

Итак, физические лица, владеющие легковыми автомобилями, по умолчанию будут получать возмещение в виде восстановительного ремонта. Давайте рассмотрим этот пункт подробнее.

1. Это требование распространяется только на автомобили, владельцами которых являются физические лица. Т.е. если автомобиль принадлежит юридическому лицу, то для него восстановительный ремонт не имеет приоритета. Юридические лица, также как и раньше, могут выбрать или ремонт, или денежную компенсацию.

2. Требование распространяется только на легковые автомобили и не распространяется на другие типы транспортных средств (мотоциклы, автобусы, грузовые автомобили). Владельцы указанных транспортных средств также могут выбрать по своему желанию либо денежную выплату, либо ремонт.

Например, это относится к владельцам грузовых автомобилей категории B, которые зачастую не сильно отличаются от легковых. Т.е. при повреждении в ДТП пикапа Volkswagen Amarok его владелец сможет получить выплату вместо ремонта, если он этого захочет.

3. Требование распространяется только на автомобили, зарегистрированные в Российской Федерации. Владельцы иностранных автомобилей могут выбрать ремонт или выплату по собственному желанию.

Обратите внимание, есть несколько случаев, когда владелец легкового автомобиля может получить выплату вместо ремонта, они будут рассмотрены ниже.

Ситуации, в которых можно получить денежную выплату вместо ремонта

Пукнт 16 1 статьи 12:

16 1 . Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) в случае:

а) полной гибели транспортного средства;
б) смерти потерпевшего;
в) причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал такую форму страхового возмещения;
г) если потерпевший является инвалидом, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения;
д) если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает установленную подпунктом “б” статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания;
е) выбора потерпевшим возмещения вреда в форме страховой выплаты в соответствии с абзацем шестым пункта 15 2 настоящей статьи или абзацем вторым пункта 3 1 статьи 15 настоящего Федерального закона;
ж) наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).

Существует перечень ситуаций, в которых вместо восстановительного ремонта владелец легкового автомобиля обязательно получит денежную выплату:

  • Уничтожение автомобиля. Если купить новый автомобиль оказывается дешевле, чем ремонтировать поврежденный.
  • В случае смерти потерпевшего (владельца автомобиля).
  • Если стоимость ремонта автомобиля превышает 400 000 рублей (либо 50 000 рублей при оформлении ДТП без сотрудников полиции) и потерпевший не согласен оплатить недостающую стоимость ремонта.
  • Если все участники ДТП признаны его виновниками, т.е. имеет место обоюдная вина и потерпевший не согласен оплатить недостающую стоимость ремонта.
  • Если ни одна из станций по ремонту, с которыми сотрудничает страховая компания, не соответствует следующим требованиям: срок проведения ремонта не более 30 дней, расстояние от места жительства или места ДТП до места ремонта не более 50 километров, сохранение гарантии поврежденного транспортного средства. Перечисленные требования подробно рассмотрены в следующей статье.
  • При наличии соглашения между водителем и страховой компанией.

Ситуации, в которых владелец легкового автомобиля может выбрать между восстановительным ремонтом и денежной компенсацией:

  • Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
  • Если потерпевший является инвалидом (любой группы, либо ребенком-инвалидом).
  • Если владелец автомобиля в заявлении при заключении договора ОСАГО указал станцию технического обслуживания и возможность ремонта на указанной станции отсутствует.

Обратите внимание, если Вы категорически не хотите ремонтировать автомобиль по направлению страховой компании, то Вы всегда можете попытаться заключить соглашение о получении выплаты (в соответствии с абзацем ж). Страховая не обязательно согласится на это, но попытаться все же стоит.

Запрет на проведение восстановительного ремонта для страховой компании

Пункт 17 1 статьи 12 ФЗ “Об ОСАГО”:

17 1 . В случае выявления Банком России неоднократного (два и более раза) в течение одного года нарушения страховщиком обязательств по восстановительному ремонту, в том числе обязанностей по его организации и (или) оплате, Банк России вправе принять решение об ограничении осуществления таким страховщиком возмещения причиненного вреда в натуре в соответствии с пунктами 15 1 – 15 3 настоящей статьи на срок до одного года (далее – решение об ограничении). Страховщик, получивший решение об ограничении, в отношении потерпевших, обращающихся с заявлением о страховом возмещении вреда или прямом возмещении убытков после даты принятия решения об ограничении, осуществляет возмещение вреда, причиненного транспортному средству, в форме страховой выплаты, за исключением случая, когда потерпевший, уведомленный страховщиком о принятии в отношении его решения об ограничении, подтверждает свое согласие на возмещение вреда, причиненного его транспортному средству, в натуре. В этом случае страховщик осуществляет организацию и (или) оплату восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства в соответствии с пунктами 15 1 – 15 3 настоящей статьи и направляет копии документа, подтверждающего уведомление потерпевшего о принятии решения об ограничении, и заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков, содержащего указание на возмещение вреда, причиненного транспортному средству, в натуре, в профессиональное объединение страховщиков в течение трех рабочих дней со дня получения такого заявления.

Потерпевшим, которым на дату принятия Банком России решения об ограничении выданы направления на ремонт, страховщик организует и (или) оплачивает проведение восстановительного ремонта поврежденных транспортных средств в соответствии с пунктами 15 1 – 15 3 настоящей статьи.

Порядок принятия решения об ограничении устанавливается Банком России.

Информация о принятии Банком России решения об ограничении размещается на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия Банком России соответствующего решения.

Обратите внимание, если страховая компания несколько раз нарушает обязательства по восстановительному ремонту поврежденных транспортных средств, то Банк России может запретить этой организации проводить восстановительные ремонты. Информация о наложенном ограничении публикуется на сайте Банка России cbr.ru.

Если на страховую компанию наложено подобное ограничение, то она по умолчанию вместо ремонта транспортных средств должна проводить денежные выплаты. Однако это относится только к водителям, которые обратились в страховую после принятия решения об ограничении.

Например, если водитель Алексей получил направление на ремонт в страховой компании “СуперАвтоСтрах” 1 июня 2017 года, а 5 июня 2017 года Банк России запретил этой компании производить возмещение в виде восстановительного ремонта, то Алексей все равно сможет по имеющимся документам отремонтировать свою машину.

Что касается водителей, которые подали документы после наложения ограничения на страховую компанию, то они могут по собственному желанию согласиться на ремонт либо получить денежную компенсацию.

Учет износа запасных частей при восстановительном ремонте

Пункт 19 статьи 12 закона “Об ОСАГО”:

Размер расходов на запасные части (в том числе в случае возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 15 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

Размер расходов на запасные части (за исключением случаев возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном пунктами 15 1 – 15 3 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

1. Износ запасных частей не учитывается, если водитель выбирает восстановительный ремонт автомобиля. Т.е. в этом случае на машину должны поставить новые комплектующие за счет страховой компании.

2. Износ учитывается, если автовладелец получает денежную выплату. Т.е. при денежной выплате возмещения водитель получает лишь часть суммы, требующейся для ремонта.

Возможность выбора автосервиса при покупке ОСАГО

Пункт 3 1 статьи 15 закона “Об ОСАГО”:

3 1 . В заявлении о заключении договора обязательного страхования страхователь вправе указать станцию (станции) технического обслуживания, которая соответствует предусмотренным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и выбрана им из предложенного страховщиком перечня станций технического обслуживания, либо при наличии согласия страховщика в письменной форме иную станцию технического обслуживания, на которой страховщиком, застраховавшим ответственность страхователя, при наступлении страхового случая будет организован и (или) оплачен восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства в рамках прямого возмещения убытков.

Читайте также:  Выкуп страховых дел по ДТП

При подаче потерпевшим заявления о прямом возмещении убытков в случае отсутствия у страховщика возможности организовать проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на указанной им при заключении договора обязательного страхования станции технического обслуживания потерпевший вправе выбрать возмещение причиненного вреда в форме страховой выплаты или согласиться на проведение восстановительного ремонта на другой предложенной страховщиком станции технического обслуживания, подтвердив свое согласие в письменной форме.

Это довольно интересное нововведение, на которое следует обратить внимание. Начиная с 28 апреля 2017 года у водителя появится возможность заранее выбрать автосервис, где он будет ремонтировать автомобиль в случае дорожно-транспортного происшествия.

Автовладелец может либо выбрать станцию техобслуживания из списка, предложенного страховой компанией, либо предложить страховой компании собственный вариант автосервиса. Так что если Вы заинтересованы в ремонте в какой-то определенной фирме, например у официально дилера, то рекомендую заявить об этом непосредственно перед покупкой страхового полиса.

На какие договоры ОСАГО распространяются нововведения?

4. Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (в редакции настоящего Федерального закона) применяется к договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенным после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Обратите внимание, восстановительный ремонт будет иметь приоритет над денежными выплатами только в том случае, если договор ОСАГО заключен после 28 апреля 2017 года. На “старые” страховые договоры это требование не распространяется.

При этом значение имеет именно дата заключения договора, а не дата начала его действия.

Например, если срок действия Вашего договора ОСАГО завершается 1 мая 2017 года и Вы хотите сохранить возможность выбора между страховыми выплатами и восстановительным ремонтом, то можно поступить следующим образом. До 28 апреля 2017 года обратитесь в страховую компанию и приобретите новый полис ОСАГО. При этом хотя датой начала действия полиса и будет 1 мая 2017 года, водитель сохранит возможность выбора, т.к. ОСАГО приобретено до вступления в силу рассматриваемого закона.

В завершение предлагаю Вам самостоятельно ознакомиться с обновленным текстом Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”:

Также хочу напомнить, что в следующей статье серии “Реформа ОСАГО в 2017 году” рассмотрены особенности проведения восстановительного ремонта.

Натуральное возмещение по ОСАГО

Федеральный закон, принятый 28 марта 2017 года № 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», определил приоритет натурального возмещения по ОСАГО по сравнению с выплатой в денежном эквиваленте.

Законом установлены ряд случаев, когда ущерб может возмещаться пострадавшему деньгами, определены предписания к станциям технического обслуживания (далее – СТО), которые осуществят ремонт автомобиля согласно договору, заключенному со страховщиком.

Приоритет натурального возмещения вреда по ОСАГО

28 апреля 2017 года вступил в действие Федеральный Закон ««О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», которым определен приоритет проведения ремонтных работ по восстановлению пострадавшего в результате аварии транспортного средства перед выплатой по договору страхования.

Закон предусматривает, что владелец транспортного средства в установленных законодательством случаях, получит восстановленный автомобиль вместо выплаты страховой суммы. Данная процедура зарекомендовала себя давно и дает положительные результаты в КАСКО, когда владелец транспортного средства не бегает по инстанциям для получения денег, а затем самостоятельно ремонтирует автомобиль.

Указанная норма действует только в отношении договоров, которые подписаны сторонами после вступления в силу вышеупомянутых изменений, а именно, на договора, заключенные после 29 апреля. Возмещение натуральным способом по договорам, вступившим в силу до указанной даты, предусмотрено исключительно на договорной основе между страховщиком и страхователем.

Согласно нововведениям, продавая полис ОСАГО или принимая заявление на страховое возмещение, страховщик предоставляет клиенту список станций, обеспечивающих техобслуживание, с которыми компания заключила договора.

Законом установлены обязательные требования как к ремонту в целом, так и к самим станциям техобслуживания. Например, расстояние до ближайшей СТО или от места аварии, или до места проживания владельца авто должно не превышать 50 километров.

Закон установил срок проведения ремонта, который не может превышать тридцати дней, просрочка указанного срока влечет выплату страховой компанией штрафа в размере половины процента от суммы, которая подлежит возмещению.

Законодатель устанавливает срок гарантийного обслуживания: 6 месяцев на ремонт и 12 месяцев на лакокрасочные и кузовные работы.

Транспортные средства, срок эксплуатации которых не превышает 2 лет и имеющие гарантию, проходят ремонт на определенных СТО, наделенных правом проведения такого ремонта, сохраняя при этом гарантии.

Страховщик, имеющий возможность выполнить указанные требования, осуществляет натуральное восстановление, если же нет, то возмещение проводится в денежной форме. Следует отметить, что в данном случае торопится с отказом не стоит.

Допустим, СТО находится в шестидесяти километрах, а не в пятидесяти, как указано в законе, разница не велика, но при денежной выплате будет учитываться степень износа, и выплата будет меньше, нежели при натуральном возмещении. Кроме того, по оценке специалистов, денежное возмещение предполагает доплату за износ до 38 процентов.

Законом предусмотрено, что владелец транспортного средства наделен правом выбора станции техобслуживания. Однако эти детали подлежат согласованию с компанией, осуществляющей страхование.

Нормативным актом определены случаи, когда приоритет на натуральное возмещение невозможен, а именно:

  • причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью;
  • смерть потерпевшего;
  • полное уничтожение транспортного средства;
  • превышение стоимости ремонта над лимитом выплаты по ОСАГО (400 000 рублей).

Также, возмещение деньгами предусмотрено для отдельных категорий инвалидов. Но, для этих граждан страховая компания может осуществить натуральное возмещение пострадавшему, если это предусмотрено договором.

Порядок натурального возмещения по ОСАГО

Центральный банк опубликовал письмо – разъяснение по вопросам натурального возмещения для компаний, осуществляющих страхование по ОСАГО.

28 апреля нынешнего года вступили в силу изменения относительно приоритета проведения ремонта автомобилей клиентов по сравнению с денежной формой возмещения. Это вызвало ряд вопросов, касающихся порядка проведения данного вида страхового возмещения. В связи с этим, Центральный банк опубликовал письмо с информацией для страховых компаний.

В Центральном банке России указали, что согласно нормам действующего закона, возмещение по страховому договору вреда, причиненного легковому автомобилю, который является собственностью гражданина и зарегистрирован в Российской Федерации, осуществляется путем организации процедуры и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного автомобиля потерпевшего (за исключением отдельных случаев, установленных законодательством). Иначе говоря, путем возмещения причиненного вреда в натуре.

Возместить ущерб владелец пострадавшего автомобиля может двумя способами: обращением в компанию страховщика ОСАГО или к компании, выдавшей полис виновнику аварии, лицу, причинившему ущерб.

Где можно получить бесплатную юридическую помощь при ДТП?

Как получить бесплатную юридическую консультацию по ДТП по телефону, читайте тут.

Законодатель указывает на то, что согласно нововведениям, нормы закона об ОСАГО о возмещении вреда натуральным образом применимы к договорам «автогражданки», которые заключены включительно с 29 апреля 2017 года, после вступления в силу указанных изменений в закон.

«Ссылаясь на законодательство, можно прийти к выводу, что возмещение причиненного вреда натуральным способом будет возможно с даты подписания договора на ОСАГО пострадавшего при его обращении к страховщику согласно статьи 14.1 Закона об ОСАГО, или с даты заключения договорных обязательств ОСАГО причинителем вреда» — отметили в Центральном банке.

Свой вариант разъяснений предложили немного ранее в РСА. Этим документом разъяснялась возможность выбора СТО, вариантах, предусматривающих выплаты в денежной форме, а не осуществлении ремонта, и также о дальнейших действиях клиентов, если проведенный ремонт по ОСАГО их не устроил.

Зачем принят закон о натуральном возмещении вреда по ОСАГО

Законодатель благодаря нововведениям стремится исключить возможность мошенничества и происков авантюристов на рынке страхования, которые влекут за собой причинение значительных убытков для страховщиков.

Посредники и мошенники направляют свои усилия на те сферы, где возможен значительный оборот денег. Возможность оказания натурального возмещения в виде предоставления услуг по ремонту снизит заинтересованность посреднических структур и всевозможных любителей легкой наживы.

Однако, принятые изменения в закон уже спровоцировали ряд скептических высказываний, указывающих на отсутствие значительных изменений в данной сфере.

Прежде всего, вызывает сомнение перспектива искоренения на рынке автострахования деятельности мошенников. Предположительно, авантюристы освоят новую сферу – займутся представлением интересов в судебных инстанциях владельцев автомобилей, которых не устраивает качество проведенного ремонта.

Собрать доказательства плохого качества ремонта и возможное нарушение сроков его проведения не представляет труда. Это может спровоцировать еще большие убытки для страховщиков от исковых требований авантюристов, чем те, что они несли до внесенных в закон изменений.

Второе, что может произойти, это то, что мошенники поменяют схемы и начнут работать с восстановительными и ремонтными работами на станциях технического обслуживания автомобилей.

Эта сфера достаточно перспективна для любителей легких денег, и принятие нового нормативного акта окончательно не устранит всех проблем, связанных с деятельностью мошенников и угрозой возникновения у страховых компаний ущерба от их незаконной деятельности.

Практическая реализация нововведений законодательства также приведет к трудностям и для владельцев автомобилей, и для компаний, занимающихся страхованием. Предположим, страховщики станут предлагать клиентам ремонт и восстановительные работы на тех СТО, с которыми у них заключены договора. В обязанности страховой компании входит направление автомобиля на ремонт в сервисы – официальные представительства, расположенные на расстоянии пятидесяти километров от места проживания владельца автомобиля.

Обеспечить выполнение данного условия является достаточно проблематичным на территории России. Учитывая всеобъемлющие просторы и протяженность государства, ближайшее СТО, которое является официальным дилером, как правило, находится не менее, чем на расстоянии нескольких километров.

Эти географические особенности не учтены в законодательном акте № 49-ФЗ, и это может повлечь за собой возникновение трудностей у страховых компаний и собственников транспортных средств.

Важно также обратить внимание на то, что проведение ремонта не у официальных представительств, вызывает проблему потери гарантии на автомобиль. Кроме того, даже если не принимать во внимание расстояние в северных регионах, осуществление ремонта при незначительных поломках транспортного средства у официального дилера вызывает сложности в организации этой процедуры.

Также важно учесть, что станции техобслуживания, которые не наделены официальным статусом, при проведении ремонта могут не обладать знаниями технологий производителя автомобиля, поэтому гарантировать качество обслуживания не смогут, особенно при осуществлении ремонта электроники.

Заработал приоритет натурального возмещения по ОСАГО

По договорам, заключённым до 28 апреля 2017 года, клиенты тоже могут получить натуральное возмещение ущерба, но лишь со своего согласия. В противном случае страховой компании придётся заплатить деньги. А вот начиная с этой даты — всё сложнее.

Завтра, 28 апреля, вступают в силу поправки в закон об ОСАГО. Согласно им, при возмещении ущерба от ДТП приоритет будет отдаваться натуральной форме (то есть ремонту), а не денежной выплате. В этой связи президент РСА Игорь Юргенс разъяснил условия, при которых производится ремонт. Так, при заключении договора ОСАГО либо уже при приёме заявления о возмещении страховщик обязан предоставить клиенту список станций техобслуживания, с которыми у него заключены соглашения. А если автомобиль не старше двух лет и на гарантии, то это должен быть дилерский сервисный центр, имеющий право на проведение ремонта с сохранением этой самой гарантии.

Читайте также:  Что делать, если страховая компания отказывает в выплате по ОСАГО?

Владелец автомобиля вправе предложить другую СТО на свой вкус, но в этом случае уже страховая компания может согласиться либо не согласиться с его выбором. Кроме того, пока действует договор, в него можно вносить изменения, а именно — позднее вписать новую СТО, естественно, при согласии сторон.

Следующее обязательное условие — расстояние. От места аварии (либо от места жительства автовладельца, на его выбор) до СТО должно быть не более 50 км. Ограничен и срок ремонта — не более 30 дней (без учёта нерабочих и праздничных). За каждый день просрочки со страховой компании будет взиматься штраф в размере 0,5% от суммы возмещения. Тут, правда, есть тонкость: отсчёт идёт с момента выдачи направления на ремонт, а его страховая компания обязана дать не позже 20 дней с момента обращения.

И ещё есть дополнительные пять дней, которые закон выделяет на транспортировку повреждённой машины к месту ремонта, напоминает Сергей Кузин, руководитель «Центра помощи автомобилистам» из Нижнего Новгорода. В общем, можно надолго остаться без автомобиля. Правда, как уверяет Юргенс, даже в сложных случаях СТО обычно справляются дней за 15, а в простых — за три.

Закон обязывает при восстановительном ремонте использовать только новые запчасти. Что касается качества работ, то, по мнению руководителя РСА, сервисным центрам выгодно «держать планку», иначе страховые компании просто будут расторгать с ними договоры. Гарантийный срок на ремонт составляет шесть месяцев и один год на кузовные и лакокрасочные работы.

Если все эти условия страховая компания выполнить не может, например, из-за отсутствия запчастей не получается уложиться в максимальный срок, то автовладелец имеет право потребовать от страховщика денежного возмещения ущерба либо всё равно подождать ремонта. Если условия выполнены, то выбора у страхователя нет: только ремонт. Ещё есть несколько ситуаций, когда правило приоритета натурального возмещения не работает. Это причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью, смерть потерпевшего, полное уничтожение автомобиля или превышение стоимости ремонта над лимитом выплаты по ОСАГО (400 000 рублей). Компенсации в денежной форме имеют право потребовать и некоторые категории инвалидов.

Update

Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев на пресс-конференции в «Российской газете» заявил, что только 30% автомобилистов на первых порах смогут воспользоваться натуральной формой возмещения убытков. Это оценка РСА — и то оптимистичная. Просто очень сложно выполнить все требования закона при такой форме компенсации. В переговорах с РСА техцентры уже начали выдвигать свои требования. Например, мало кто возьмётся за проржавевшую машину старше пяти−семи лет, с учётом гарантийных обязательств по кузовному ремонту. А раз никто не возьмётся, то страховщику придётся «по старинке» выплатить потерпевшему деньги. В любом случае внедрение новации пойдёт плавно, и будет время отшлифовать спорные и неоднозначные моменты, считают в руководстве Союза автостраховщиков.

Все о приоритете натурального возмещения над денежной выплатой в ОСАГО

С 28 апреля 2017 года вступил в силу Закон о приоритете натурального возмещения над денежной выплатой по ОСАГО.

Изменения будут применяться только к договорам страхования ОСАГО, заключенным с 28 апреля 2017 года. При этом, несмотря на то, что к более ранним договорам эти условия не применяются, многие страховые компании уже направляют пострадавших только на ремонт и не предлагают денежную компенсацию.

Выбери надежное ОСАГО

Ремонт по ОСАГО

Теперь при покупке полиса ОСАГО, в том числе и при покупке полиса ОСАГО онлайн, страховая компания будет предлагать список станций технического обслуживания (СТО), с которыми у нее заключены договоры. И в случае ДТП пострадавшему будет предлагаться ремонт автомобиля, а не денежное возмещение.

Список сервисов, которые можно выбрать при покупке полиса ОСАГО должны публиковаться на сайте страховой компании. Список должен содержать адреса СТОА, обслуживаемые ими марки автомобилей с годами выпуска, ориентировочные сроки работ.

В ряде случаев допускается денежная форма возмещения:

  • автомобиль не подлежит восстановлению (полная гибель);
  • размер максимального возмещения по ОСАГО меньше стоимость ремонта ТС;
  • в результате происшествия нанесен вред (тяжкий / средней тяжести) здоровью потерпевшего;
  • гибель потерпевшего в результате ДТП;
  • потерпевший является инвалидом;
  • СТОА, указываемые страховой компанией, не соответствуют требованиям закона;
  • с денежной компенсацией согласны и страховщик и потерпевший.

Порядок выбора СТОА

  • при покупке ОСАГО страхователь выбирает СТОА из списка, предоставленного Страховщиком;
  • если ремонт невозможен на выбранной СТОА либо иной СТОА из списка страховщика, в этом случае потерпевший вправе согласовать иное СТОА или получить возмещение в денежной форме;
  • для ТС менее двух лет страховщик обязан предоставить направление на СТОА дилера.

Однако, даже если на этапе заключений договора по ОСАГО Вы выбрали СТОА, то на этапе урегулирования убытков можно выбрать иной сервис из списка.

Также законом допускается ремонт в СТОА (не входящего в список) по своему выбору, но это только по согласованию со страховой компанией. Если Вам повезет и страховщик согласится на такое, то для согласования необходимо в заявлении указать название организации, ее юридический адрес, непосредственно адрес СТОА, банковские реквизиты организации.

Доступность СТОА

От места ДТП или места жительства страхователя до СТОА расстояние не должное превышать 50 км.

Важно знать, что эвакуация транспортного средства после ДТП в СТОА также подлежит оплате (в пределах страховой суммы).

Сроки ремонта ТС

Срок ремонта не должен составлять (с даты приема ТС в ремонт на СТОА ) более 30 рабочих дней, если иной срок не согласован с потерпевшим.

Порядок учета износа

Для физических лиц ремонт осуществляется без учета износа. Однако, если потерпевший получает денежную компенсацию, рассчитанную по калькуляции, то в этом случае износ уменьшает размер выплаты.

Гарантия на выполненные работы

Гарантийный срок на выполненные на работы – 6 месяцев.

Гарантийный срок на кузовные работы и работы с использованием лакокрасочных материалов – 12 месяцев.

Куда обращаться по ОСАГО

Нововведения не изменяли порядок обращения. В случае ДТП (не более двух автомобилей и нет пострадавших), за компенсацией по ОСАГО потерпевшему следует обращаться в страховую компанию, в которой он сам застрахован.

Если у пострадавшего в ДТП «старый» полис, а у виновника «новый»

Как разъяснили в Банке России, если у пострадавшего в ДТП полис ОСАГО выдан до 29 апреля, а у виновника ДТП после указанной даты, то порядок обращения немного другой. В этом случае пострадавшему за натуральным возмещением (ремонтом) следует обращаться в страховую компанию виновника происшествия.

Что говорят о новом ОСАГО

Безусловно, нововведения накладывают на автовладельца обязанности более серьезно относиться к выбору страховщика. Если раньше страхователь считал, что ему все-равно, в какой страховой компании у него полис, т.к. другой водитель будет разбираться с данным страховщиком, то теперь от уровня страховой компании будет зависеть и уровень СТО, на которые будет отправляться сам застрахованный.

Риски возмещения ремонтом по ОСАГО

Во-первых, неудобство в том, что автовладельцев ограничивают в правах. У них теперь нет права выбрать форму компенсации убытков.

Во-вторых, есть риски того, что СТО, к ремонту по ОСАГО, могут относиться менее щепетильно, а значит выполнять свою работу менее качественно. Или, на начальном этапе, не справиться с количеством обращений, что также скажется на качестве ремонта.

В-третьих, стоимость автозапчастей фиксируется в рублях и только Банк России имеет право изменять эту стоимость, но не более двух раз в год. Учитывая, что ряд запчастей покупается за валюту, то при резком изменении курса, реальная стоимость запчастей может оказаться выше той стоимости, которую возместит страховщик СТО. Что приведет к тому, что пострадавшим придется доплачивать собственные средства за ремонт. Конечно можно будет обратиться в суд с требованием, но уже не к страховой, а к виновнику ДТП, за возмещением разницы. Однако это достаточно длительный процесс, безусловно сложный, а результат не всегда положительный.

Новый закон по выплатам ОСАГО 2020 – натуральное возмещение ущерба

В ДТП попадает каждый второй российский водитель, и всем приходится сталкиваться с получением компенсационных выплат, однако с марта 2017 года действуют новые правила возмещения ущерба по ОСАГО.

Ранее пострадавшие граждане могли компенсировать ремонт своих транспортных средств за счет денег, перечисляемых страховыми компаниями, но после внесения поправок в ст. 12 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности» у СК в приоритете натуральное возмещение, т.е. ремонт поврежденных автомобилей, а денежные выплаты отходят на второй план.

Новые правила возмещения по ОСАГО в законодательстве были вызваны увеличением случаев мошенничества: некоторые водители специально подставляли свои машины, например, если они ранее уже были повреждены по их вине. Это привело к повышению затрат страховыми компаниями на фактически нестраховые случаи.

По мнению представителей власти, новые правила выплат по ОСАГО помогут снизить количество подобных правонарушений, и СК будут возмещать убытки только за действительно произошедшие ДТП.

Дело в том, что в таком случае в процессе участвуют автоюристы, и благодаря ним большинству истцов удается получить желаемые деньги, т.к. суды чаще всего принимают их сторону, при этом перечисленные суммы не всегда соответствуют фактически причиненному имущественному ущербу.

Изменения

Как говорилось ранее, основным изменением в ФЗ «Об обязательном страховании…» является приоритет оплаты ремонта над денежным возмещением ущерба, нанесенному транспортным средствам в результате ДТП.

В целом, хронология изменений в законодательстве об ОСАГО выглядит так:

  • 17 марта 2017 года Госдума приняла закон о внесении изменений в законодательный акт, пояснив, что при ДТП потерпевшие водители в первую очередь должны доставлять свои автомобили на сервисы, с которыми у СК заключены договоры, денежные выплаты при этом отходят на второй план;
  • 28 марта закон был утвержден Президентом РФ и вступил в силу.

Стоит учитывать, что вышеперечисленные изменения коснутся только автовладельцев, купивших полисы ОСАГО после 28 апреля 2017 года. Те, кто приобрели страховку до указанной даты, могут получать компенсацию за причиненный в результате ДТП ущерб автомобилю, как и до внесения поправок – в денежном эквиваленте, однако расчет страховой суммы будет производиться с учетом износа поврежденных деталей.

Согласно внесенным поправкам в Закон «Об ОСАГО», теперь водители должны обращаться в СК за ремонтом, а не за деньгами, как это было ранее. Разница между теми, кто приобрел полис до 28 апреля 2017 года и после заключается в том, что в первом случае износ запчастей будет учитываться, а во втором – нет.

Т.е. даже если автомобилю 10 лет, расчет стоимости деталей теперь производится по реальным рыночным ценам, ведь именно по ним все сервисы приобретают необходимые материалы. На руки автовладельцы получать деньги будут только в исключительных случаях.

ОСАГО: правила выплат

Существенных отличий между правилами получения компенсаций до 28 марта 2017 года и оформления документов в страховой при ДТП после вышеуказанной даты нет, однако некоторые нюансы все же следует учитывать.

Так, в первую очередь после ДТП, как и ранее, процедура начинается с посещения офиса СК, а в дальнейшем последовательность действий выглядит так:

  1. по закону расположение СТО не может быть более 50 км от места ДТП или адреса проживания обратившегося в СК гражданина. Если же расстояние больше вышеуказанного, компания должна оплатить и организовать доставку автомобиля до места проведения ремонта;
  2. все документы (Европротокол, справка о ДТП из ГИБДД и т.д.) предоставляются сотруднику страховой компании, который предлагает ему несколько автосервисов, на которых возможно проведение ремонта;
  3. транспортное средство доставляется на сервис, где производится ремонт в течение 30 дней с момента обращения;
  4. по истечении указанного времени или ранее работники СТО или страховой компании оповещают автовладельца о завершении ремонта, и тот забирает свой автомобиль, подписав акт о принятии и квитанции.
Читайте также:  В какой суд подавать иск по ОСАГО

Немаловажным вопросом является послеремонтная гарантия. Предполагается, что на различные детали ее длительность будет составлять полгода, а на кузовные – 1 год.

Что нужно учитывать тем, кто попал в ДТП и только собираются обратиться в СК:

  1. если автомобиль был выпущен менее двух лет назад, его ремонт должен производиться только в авторизованном дилерском центре;
  2. при ремонте должны использоваться только новые детали. Ставить на место поврежденных б/у запчасти можно только с согласия владельца автомобиля, или же если найти новые не представляется возможным. В любом случае собственник транспорта должен быть оповещен об этом;
  3. если автомобиль ремонтируется более 30 суток, страховая обязуется выплачивать по 0,5% от суммы ущерба за каждый день просрочки.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону:

+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19

Это быстро и бесплатно!

Когда ущерб возместят деньгами?

Денежное возмещение по ОСАГО по новым правилам 2020 при ДТП полностью не отменено, и оно вполне возможно в следующих случаях:

  1. автомобиль не подлежит восстановлению;
  2. не получилось найти подходящий автосервис;
  3. владелец ОСАГО или другой потерпевший погиб при ДТП, а за выплатами обращаются родственники;
  4. компания сама согласилась оплатить ущерб деньгами;
  5. при ДТП потерпевшим были получены средние или тяжкие повреждения;
  6. стоимость ремонта превышает величину максимальных выплат – 400 000 руб.;
  7. потерпевший имеет инвалидность.

Требования к ремонту

В связи с вступлением поправок в ФЗ «Об обязательном страховании…» появились и новые требования к ремонту, согласно которым он должен производиться только на сервисах, с которыми у СК заключены договоры. Исключением является согласие компании на проведение работ на других сервисах при отсутствии соглашения по желанию автовладельца.

Какие правила возмещения ущерба по ОСАГО существуют:

  1. новые автомобили в возрасте до 2 лет должны ремонтироваться только на авторизованных сервисах. Если таковых нет, и владелец транспорта не согласен на проведение ремонта на другой станции, ему обязаны перечислить деньги за ущерб при ДТП;
  2. на лакокрасочные работы дается гарантия 12 месяцев, на замененные детали – полгода. Ответственность за ремонт несет страховщик, и если на него будет поступать слишком много жалоб, Банк России может обязать его оплачивать ущерб деньгами;
  3. если при ДТП пострадало более двух машин, их собственники могут обращаться к своему страховщику, а впоследствии их СК будут разбираться с СК виновников.

Компромиссный вариант

Создание законопроекта было начато еще в 2016 году, когда депутат М. Емельянов предложил отдать право выбора (ремонт или денежные выплаты) страховым компаниям, а не автовладельцам. Во время второго чтения было решено оставить ремонт по умолчанию, а деньги перечислять только в отдельных случаях.

Отдельно депутатами обсуждались и сроки вступления законопроекта в законную силу: одни утверждали, что закон будет действовать на все полисы ОСАГО, в том числе и приобретенные даже до его создания, а другие ссылались на недопустимость подобных мер.

После ряда чтений было решено отменить обратную силу закона, благодаря чему он стал действовать только в отношении новых договоров.

Несмотря на, казалось бы, радужные перспективы, для добросовестных автовладельцев поправки имеют ряд минусов:

  1. велика вероятность некачественного проведения ремонта, т.к. сам процесс проконтролировать практически невозможно, как и доказать, что он был проведен недобросовестно;
  2. по факту сервис выбирает не потерпевший водитель, а страховая компания, т.к. списки СТО, с которыми заключены договоры, могут быть якобы «закрытыми»;
  3. при установке новых запчастей в некоторых случаях придется доплачивать разницу между ценами от СК и их фактической стоимостью, иначе без доплаты забрать свой автомобиль после ремонта будет невозможно.

+7 (499) 288-73-46 , Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств.
Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью “Рассылки” или “Статистики разделов” на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь “Расширенным поиском”. Возможна также подборка по теме.
Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.

В этот день 10 лет назад | все материалы раздела »

Финанс. online, 16 апреля 2010 г.

Страховой «дочке» АИЖК угрожает ликвидация

Комитет по финансовому рынку Госдумы предложил ликвидировать страховую «дочку» Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) и вернуть 1,5 млрд рублей уставного капитала компании в бюджет, заявил глава комитета Владислав Резник. По его словам, создание государственных страховых компаний идет вразрез с основными тенденциями развития страхового рынка и противоречит мировой практике. [. ]

korins.ru , 27 апреля 2017 г.

РСА разъяснил порядок натурального возмещения в ОСАГО

Российский союз автостраховщиков (РСА) разъясняет новые нормы законодательства о приоритете натурального возмещения в ОСАГО над денежной выплатой.

28 апреля 2017 года вступает в силу закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», устанавливающий приоритет восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства над страховой выплатой.

Как пояснил президент РСА Игорь Юргенс, теперь в ряде случаев автовладелец будет получать от страховой компании отремонтированный автомобиль вместо возмещения деньгами. «Такая процедура уже давно действует и успешно себя зарекомендовала в каско, когда автовладелец полностью избавлен от хлопот получения денег, а затем поиска станции, где ему отремонтируют автомобиль», – сказал он.

Распространяться эта норма будет на новые договоры, то есть на те, которые заключены с 28 апреля. По договорам, которые были заключены до этой даты, натуральное возмещение возможно, но по договоренности страховщика и страхователя.

Теперь при продаже полиса ОСАГО или при принятии заявления от клиента на страховое возмещение страховщик предложит список станций технического обслуживания (СТО), с которым у него заключены договоры. Закон определяет требование к таким станциям и к восстановительному ремонту в целом, которые страховщик должен соблюсти. Расстояние до СТО либо от места ДТП, либо от места жительства автовладельца (по выбору) должно составлять до 50 км. Срок ремонта автомобиля должен составлять не более 30 дней, за каждый день просрочки со страховой компании будет взиматься штраф в размере 0,5% от суммы возмещения. Гарантийный срок на ремонт составляет полгода и один год на кузовные и лакокрасочные работы. Автомобили не старше 2 лет, имеющие гарантию, должны ремонтироваться соответствующих СТО, которые имеют право проводить работы, с сохранением гарантии.

«Если страховщик в состоянии обеспечить эти условия, то восстановительный ремонт обязателен. Если нет, то выплата производится деньгами. Однако отмечу, что здесь стоит несколько раз подумать, прежде чем отказываться. Например, станция может находиться на расстоянии не в 50, а в 60 километрах от вас. Это не такая уж большая разница, но в случае денежной выплаты будет учитываться износ, соответственно, она будет гораздо ниже, чем при возмещении в натуральной форме. Тем более, по нашим оценкам, при денежном возмещении доплата за износ может составлять до 38%», – продолжил И.Юргенс.

Согласно закону, автовладелец имеет право предложить свою станцию, однако это необходимо согласовать со страховой компанией.

«При заключении договора ОСАГО у страховщика может не оказаться договора с подходящей вам станцией, однако этим вопросом стоит поинтересоваться, допустим, через месяц или два. Возможно, компания включит удобную для потребителя станцию в свой реестр. Тогда можно будет внести соответствующие изменения в свой договор ОСАГО», – отметил президент РСА.

Документ устанавливает ряд случаев, когда приоритет восстановительного ремонта не действует: причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью, смерть потерпевшего, полное уничтожения автомобиля, превышение стоимости ремонта над лимитом выплаты ОСАГО (400 000 рублей). Кроме того, денежное возмещение может быть выплачено отдельным категориям инвалидов. «Однако по договоренности со страховой компанией потерпевший может получить и в этих случаях натуральное возмещение», – пояснил И.Юргенс.

В части процедуры взаимодействия потребителя и страховой компании практически ничего не меняется. «После ДТП автовладелец обращается с заявлением о страховом возмещении в «свою» страховую компанию, если событие может быть урегулировано в рамках прямого возмещения убытков (ПВУ), или в страховую компанию виновника, если ПВУ не работает. Страховщик после осмотра автомобиля и оформления документов дает направление на СТО для ремонта», – продолжил И.Юргенс.

Срок ремонта в 30 дней является максимальным. «Как правило при наличии запчастей работы проводятся в течение 3-7 дней при незначительных авариях, в сложных случаях в течение 15 дней. Здесь, думаю, не должно возникнуть каких-то проблем. Другой вопрос в том, что закон обязал использовать только новые детали при восстановительном ремонте. Это сильно сужает круг потенциальных получателей этой услуги. Поставки деталей в отдаленные регионы занимают время, соответственно, в срок уложиться сложно. А праворукие автомобили, которых предостаточно на Дальнем Востоке, вообще практически выпадают из этой схемы», – рассказал И.Юргенс.

Если потребителя не устроили результаты проведенного ремонта, то он может обратиться к страховщику с соответствующим заявлением. «СТО очень заинтересованы в работе по схеме натурального возмещения в ОСАГО. Страховые компании обеспечат им стабильный поток клиентов, поэтому в их же интересах проводить работу качественно и в срок. Ведь в случае неудовлетворительной работы страховщик расторгнет с такой станцией договор», – отметил И.Юргенс.

«Идея документа родилась как возможность противодействия мошенничеству в ОСАГО, которое приняла уже гипертрофированные формы. Предполагалось, что мошенники, которые заинтересованы в наличных деньгах, автоматически будут исключены из взаимодействия страховщика и потребителя услуги ОСАГО, так как возмещение должно производиться в натуральной форме, то есть ремонтом. Однако в ходе работы над документом в нем появились дополнительные требования по критериям доступности СТО, по гарантийным срокам, по использованию новых деталей, что потенциально сужает использование восстановительного ремонта, соответственно, сохраняет наличность при возмещении в ОСАГО. Поэтому риски мошенничества сохраняются», – добавил И.Юргенс.

Но в любом случае страховое сообщество возлагает большие надежды на эту реформу. «Положительный эффект мы увидим не сразу, так как действие поправок распространяется только на новые договоры. Постепенно начнет накапливаться статистика и практика применения этих норм, что в дальнейшем позволит усовершенствовать и «докрутить» этот закон», – добавил И.Юргенс.

Добавить комментарий
&nbsp Найти : главное , по изданию , по теме , за период &nbspПолучать: на e-mail , на свой сайт
&nbsp Рейтинги популярности