Какие санкции предусмотрены за наезд на велосипедиста

Что грозит за наезд на велосипедиста

Правила поведения на дороге одни для всех участников дорожного движения. Но существует разные виды транспорта, и опасность от них тоже исходит разная. Так как велосипед является самым безопасным видом транспорта на дороге, всегда ли при столкновении он окажется невиновным, а главное – какая грозит ответственность за наезд на велосипедиста? В этой статье мы разберем наиболее часто встречающиеся ДТП с участием велосипеда.

ПДД для велосипедиста

Перед тем как начать разбираться с нарушениями, давайте вспомним, что же является велосипедом по Правилам дорожного движения. Велосипедом принято считать колесное средство с приводом, которое приводится в движение силой того, кто им управляет. Именно с приводом, а не путем отталкивания. По этому определению велосипедом можно назвать даже автомобиль с педалями, но никак не самокат, скейт, инвалидную коляску и пр.

Если говорить о правилах для велосипеда, они зависят от того, как и где им управляют. Разберем каждый из случаев:

Кроме правил поведения на дороге, есть еще требования к возрасту. Так, чтобы передвигаться по дорогам, велосипедисту должно исполниться 14 лет. Если речь идет о ТС с электрическим приводом мощностью более 0,25 кВт, к управлению таким допускаются лица от 16 лет с категорией прав А1. Для управления электровелосипедом с меньшей мощностью двигателя права не нужны.

Самые частые случаи наезда

Как мы уже знаем, велосипедисты являются полноправными участниками дорожного движения, но в то же время самыми незащищенными. По официальной статистике, более 90% ДТП с участием велосипедистов заканчиваются травмами для последних. При этом большая часть случаев происходят не по их вине. Среднестатистическая смертность таких инцидентов составляет примерно 5%.

Если посмотреть на ситуацию в целом, можно отметить следующие случаи, в которых совершается наезд автомобиля на велосипедиста:

  • Наезд сзади.
  • Велосипед выезжает навстречу авто.
  • Наезд на остановке или светофоре.
  • На пешеходном переходе.
  • Во дворе.

Разберем каждую ситуацию более подробно.

Наезд при попутном или встречном движении

Конечно, совершая движение по встречной полосе, велосипедист совершает грубое нарушение правил, за которое грозит не только административное наказание. Автомобилист может попросту не успеть среагировать и наехать на беспечного нарушителя. Учитывая скорость и массу автомобиля, несложно предугадать возможный исход ситуации. Поэтому не стоит ехать даже возле самого бордюра по встречке. Лучше уж остановиться и везти велосипед по тротуару.

Но такие необдуманные поступки, к счастью, случаются не так часто. Куда чаще может возникнуть ситуация, в которой по невнимательности водителя страдает велосипедист. Предположим, что последний движется по своей полосе, сзади едет автомобиль, водитель которого жмет на газ, желая быстрее проскочить светофор на желтый. В таком случае вина за происходящие ложиться только на автовладельца.

При выезде со двора

Нередко случается наезд на велосипедиста во дворе. Развитие событий может происходить по двум сценариям. Первый, когда автомобиль выезжает со двора, а велосипедист едет по основной дороге. Из-за препятствий водитель машины может не заметить быстро движущийся велосипед и совершить наезд на него. В этой ситуации виновен водитель авто, так как перед выездом на дорогу из переулка нужно притормозить и хорошо осмотреться. «Зеркальный» случай, когда велосипедист, выезжая со двора на дорогу, не притормаживает. Хотя вина велосипедиста очевидна, но и в этом случае полностью оправдаться водителю авто будет непросто.

Наезд на остановке

Проблема данной ситуации в том, что есть три участника движения, каждый из которых не нарушает правила:

  • габаритный троллейбус, который подъехал к остановке и совершает высадку/посадку пассажиров;
  • велосипедист, который по всем правилам совершает объезд препятствия, немного выезжая на встречную полосу;
  • автомобиль, движущийся по встречке, который не ожидает, что внезапно из-за троллейбуса покажется малозаметное транспортное средство.

В такой ситуации велосипедист оказывается между двумя автомобилями. Виновником в в данном случае станет тот, кто первым нарушит ПДД.

На пешеходном переходе

Ситуация, при которой совершается наезд на велосипедиста на пешеходном переходе, тоже возникает в двух случаях.

Велосипедист попытался быстро проехать по переходу, а автомобиль не успел затормозить. Это один из немногих случаев, когда закон на стороне автовладельца. Ведь велосипедист нарушал ПДД изначально, совершая движение по тротуару.

Человек ведет велосипед в руках. Тогда полностью виноват водитель автомобиля, ведь велосипедист в данном случае приравнивается к обычному пешеходу. А наказания за наезд на человека на пешеходном переходе уже более жесткие.

Что грозит за наезд на велосипедиста

Как и в любом другом правонарушении, существует множество факторов, способных смягчить или, наоборот, ужесточить меру наказания. Назовем основные:

  • Все зависит от того, кто является виновником ДТП.
  • Тип и место происшествия.
  • Степень причиненного вреда пострадавшей стороне.
  • Была ли возможность избежать столкновения.
  • Лояльность пострадавшего.

Ответственность автолюбителя может быть административной (лишение прав, штраф) или уголовной (лишение свободы). При худшем стечении обстоятельств для автомобилиста сбитый велосипедист может погибнуть. В этом случае виновника ДТП лишат свободы сроком до двух лет. Если пострадавший останется жив, грозит штраф либо лишение прав сроком до трех лет.

Читайте более подробную информацию о том, что грозит за наезд на велосипедиста.

Размеры штрафов

К сожалению, далеко не редкость, когда пострадавшая сторона требует компенсацию или даже угрожает автомобилисту, совершившему наезд. Тогда уже виновник становится жертвой, но выход есть. Нужно просто обратиться в суд и заплатить штраф в зависимости от нанесенного вреда, не слушая угроз в свою сторону.

Пугать вас может только максимальная сумма штрафа за наезд на велосипедиста – 25 000 рублей. Однако, если человек отделался легким испугом и парой ссадин, столько платить не придется. А если вы еще сможете доказать вину пострадавшего, так и вовсе можете не беспокоиться о штрафе.

Как и где проводится оплата

В настоящее время существует множество сайтов и сервисов по проверке и оплате штрафов ГИБДД. Там можно не только узнать о штрафе без необходимости посещать отделение, но и оплатить его. Также погасить взыскание можно в кассах банков, через терминалы самообслуживания и в мобильных приложениях. По сути, оплата штрафа ничем не отличается от коммунальных платежей.

Что в итоге

Обобщив все вышесказанное, можно сделать только один вывод: нужно быть внимательными как автомобилисту, так и велосипедисту, ведь первый рискует лишиться денег, водительских прав или свободы, а второй – здоровья или жизни. Вспоминайте это и не нарушайте ПДД.

Наезд на 10 летнего велосипедиста: Видео

Кандидат юридических наук. Адвокат. Юридический практический стаж – 7 лет. Специализации: Автоправо, налоговое право, займы и кредитования, возмещение ущерба.

Ответственность за наезд на велосипедиста. Степень наказания.

Ответственность за наезд на велосипедиста. Степень наказания.

Несмотря на стремительный рост автомобилей на наших дорогах и развитие технологий, для многих людей велосипед остается одним из наиболее востребованных и повсеместно применяемых транспортных средств. Однако именно велосипедисты часто попадают в сводки дорожно-транспортных происшествий, ведь в нашей стране для них отсутствует необходимость проходить обучение правилам дорожного движения.

Указанное обстоятельство пугает многих автолюбителей, ведь велосипед по ПДД является полноценным участником дорожного движения, у него есть свои ограничения и преимущества. Подобный пробел в действующем законодательстве ведет к тому, что наезд на велосипедиста становится одним из распространенных видов ДТП.

Особенности учета возможностей велосипедиста на дороге

За наезд на велосипедиста ответственность для водителя автомобиля может быть достаточно высокой. Поэтому нужно знать основные различия между велосипедом и автомобилем:

1. в первую очередь следует уяснить, что велосипед не относится к категории средств повышенной опасности. Это значит, что за наезд на велосипедиста ответственность будет определяться не фактом того, кто именно нарушил правила дорожного движения, а тем, что предпринял водитель автомобиля, чтобы предотвратить дорожно-транспортное происшествие.

Рассмотреть данный вопрос можно довольно наглядно сравнением особенностей этих двух транспортных средств. Так автомобиль имеет следующие особенности:

1. автомобиль может развивать скорость, которая представляет повышенную опасность для окружающих;

2. водителю досконально известны правила дорожного движения, у него имеется соответствующее удостоверение;

3. автомобиль имеет габариты, которые позволяют заметить его движение издалека.

Велосипед же имеет прямо противоположные характеристики:

1. он не может развить скорость, которую имеет среднестатистический автомобиль;

2. водителем велосипеда может быть и несовершеннолетний. При этом в большинстве случаев он даже не может знать правил дорожного движения;

3. габариты велосипеда и велосипедиста на нем очень маленькие, поэтому он плохо заметен на дороге.

Ответственность за наезд на велосипедиста

Автомобилисту следует понимать, что наезд на велосипедиста грозит серьезными проблемами. Сегодня законодательство предусматривает ответственность за наезд на велосипедиста в соответствии с УК РФ и КоАП РФ.

Если происходит дорожно-транспортное происшествие с участием велосипедиста, то степень ответственности водителя машины будет рассматриваться с учетом степени тяжести вреда здоровью, который был нанесен велосипедисту.

Административные наказания могут быть применены в следующих случаях:

Читайте также:  Как посмотреть штраф по номеру постановления

1. велосипедист после столкновения отделывается легким испугом;

2. велосипедист получает незначительные ушибы и ссадины;

3. у велосипедиста травмы, включая переломы, которые влекут длительное расстройство здоровья, неопасное для жизни.

Самое суровое наказание в данном случае будет лишение прав до двух лет, а также штраф до 25 тысяч рублей.

Уголовное наказание может наступить в случае, если наезд на велосипедиста привел к смерти или инвалидности. Самое суровое наказание в данном случае предполагает лишение свободы на срок до двух лет.

Степень наказания

Вид и размер наказания находятся в прямой зависимости от степени увечий, которые получил велосипедист при столкновении. Водителю нужно четко понимать, что уголовное дело может быть возбуждено в следующих случаях:

1. если велосипедист не выжил в аварии, то водителю грозит максимальный срок;

2. если велосипедист женского пола с беременностью при ДТП теряет ребенка, то наказание следует как в случае ДТП, где есть погибшие;

3. тяжкий вред здоровью может быть различным, к примеру, это травматическая ампутация конечности.

Учтите: степень причиненного вреда здоровью способен определить лишь врач, а не специалист скорой помощи, которые приезжает на место происшествия.

Вывод. Важно соблюдать скоростной режим и правила дорожного движения, чтобы вовремя предотвратить столкновение с велосипедистом, либо снизить до минимума последствия ДТП.

Все штрафы для велосипедистов за нарушение ПДД в 2020 году

Велосипедист – участник дорожного движения. Соответственно, у него есть не только права, но и обязанности, за несоблюдение которых грозит административный штраф. В нашей статье мы расскажем о том, какое наказание ждет велосипедиста за нарушение ПДД.

Наказание для велосипедистов: законодательная база

Штрафы для велосипедистов регламентируются:

ПДД – в п. 24 приводятся требования к их передвижению;

КоАП РФ – где устанавливаются размеры штрафов за нарушение правил.

Велосипедиста могут привлечь к ответственности в двух случаях:

за несоблюдение ПДД;

создание помех для других участников дорожного движения.

Виды штрафов

Согласно ч. 2 ст. 12.29 КоАП велосипедисту за нарушение ПДД положен штраф в размере 800 рублей. Важно учитывать, что данное взыскание назначается за нарушение в ходе движения. Если велосипедист идет пешком и везет транспорт рядом, он приравнивается к пешеходу.

Это общее наказание за несоблюдение правил движения, в некоторых ситуациях размер штрафа может меняться.

Проезд через пешеходный переход

В этом случае велосипедист приравнивается к водителю. Соответственно, он должен ориентироваться на сигналы светофора или указания регулировщика.

В случае их отсутствия, он должен предоставлять преимущество пешеходу, позволяя ему возможность пересечь «зебру».

Важно! Велосипедист должен пересекать дорогу по пешеходному переходу сойдя с транспорта и ведя его рядом (имеется в виду движение поперек дороги, переход на другую сторону).

За несоблюдение правил проезда по пешеходному переходу штраф стандартный – 800 рублей.

Движение по тротуару

В соответствии с п. 24.2 ПДД велосипедист может передвигаться по тротуару на законных основаниях если:

он сопровождает велосипедиста младше 14;

перевозит ребенка, не достигшего 7 лет (в предназначенном для этого месте);

нет велосипедной дорожки, а также отсутствует возможность передвижения по обочине и/или по правому ряду дороги.

В большинстве городов России нет специальных дорог для велосипедистов, поэтому за езду по тротуару привлекают к ответственности достаточно редко. Но если встретился особо принципиальный сотрудник ГИБДД, наказание за данное нарушение будет наложено. Размер штрафа за езду на велосипеде по тротуару стандартный – 800 рублей.

Езда без шлема

ПДД не включают велосипед в список транспортных средств, при управлении которыми необходимо носить защитный головной убор. Поэтому за езду без шлема штраф не предусмотрен. Использование защиты для головы остается на усмотрение велосипедиста.

Создание препятствий другим участникам движения

Если несоблюдение ПДД велосипедистом спровоцировало помехи для движения водителей, наказание регламентируется уже ч. 1 ст. 12.30 КоАП. Размер штрафа составляет 1000 рублей.

Если нарушение правил привело к причинению вреда другим участникам дорожного движения, взыскание достигает 1000-1500 рублей (ч. 2 той же статьи) в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Езда в пьяном виде

Для пьяных на велосипеде предусмотрена отдельная статья. В соответствии с ч. 3 ст. 12.29 КоАП управление данным видом транспорта в нетрезвом состоянии наказывается штрафом. Его размер составляет от 1000 до 1500 рублей.

Для управления данным видом транспорта не требуется наличие водительского удостоверения. Поэтому пьяная езда на велосипеде не может стать основанием для лишения прав.

Однако если нарушение правил привело к ДТП с получением тяжкого вреда потерпевшим, предусмотрены жесткие санкции. Велосипедисту грозит уголовное наказание по ст. 264 УК РФ. В этом случае могут быть назначены принудительные работы, арест либо ограничение свободы.

Несоблюдение скоростного режима

Минтранс РФ рассматривает возможность установления максимальной скорости для велосипедов, полностью приравняв их к мото/автотранспорту. Наряду с этим должны быть созданы специальные дорожки для их передвижения.

Однако пока в РФ не предусмотрены подобные ограничения. Поэтому штраф за превышение скорости велосипедистам не грозит. Тем не менее, для собственной безопасности важно соблюдать режим, установленный на конкретных участках дороги.

Важно! Минимальное ограничение в 20 км/ч может быть превышено как велосипедами, оснащенными электродвигателями (развивают до 25 км/ч), так и собственными силами человека.

Правила движения на велосипеде

Чтобы обеспечить безопасность на дороге, велосипедист должен соблюдать ПДД наравне с водителями автомобилей и иных транспортных средств.

Кроме того, при управлении своим механическим транспортом он обязан подавать сигналы перед любым маневром – остановкой, поворотом. Делать это нужно световыми приборами, а при их отсутствии рукой, вытянутой в сторону. При повороте намерение обозначается перед маневром. При его совершении рука должна уже находиться на руле (управлять велосипедом одной рукой запрещено ПДД).

Также важно помнить, что велосипедист должен ехать по ходу движения других транспортных средств (в отличие от пешеходов, которые должны передвигаться по встречному направлению).

В соответствии с п. 24 ПДД на данном виде транспорта запрещены:

поворот налево, разворот на участках с трамвайным движением, а также на отрезках дороги, на которых более одной полосы для движения в данном направлении;

перевозка грузов, выступающих по сторонам более чем на 0,5 м либо мешающих движению;

буксировка других велосипедов;

перевозка пассажиров, если это не предусмотрено строением велосипеда.

Таким образом, велосипедист обязан соблюдать ПДД, поддерживать общую культуру вождения и обеспечивать безопасность – как собственную, так и других участников дорожного движения.

Видео

Ответственность за наезд на велосипедиста

В наше время, несмотря на развитие технологий семимильными шагами, велосипед остается одним из самых востребованных и повсеместно используемых видов транспорта. К великому сожалению в Российской Федерации велосипедисты не обязаны проходить обучение правилам дорожного движения, прежде чем смогут выезжать на большую дорогу. Данное обстоятельство пугает многих (если не всех) автолюбителей, так как велосипед, согласно ПДД является таким же полноценным участником дорожного движения и имеет ряд своих преимуществ и ограничений.

Такой огромный пробел в действующем законодательстве порождает неимоверное количество ДТП с участием велосипедистов.

При рассмотрении вопроса об ответственности за наезд на велосипедиста следует запомнить самое главное различие между автомобилем и велосипедом:

  • автомобиль является средством повышенной опасности;
  • велосипед к категории средств повышенной опасности не относится.

«Что всё это означает?» – спросите Вы. А означает это, что при дорожно-транспортном происшествии с участием велосипедиста первоначальным будет вопрос не о том, кто именно нарушил правила дорожного движения, а о том предпринял ли водитель автомобиля все возможные меры по недопущению ДТП.

Рассмотрим этот вопрос более наглядно:

Может развивать скорость,

представляющую повышенную опасность

Не в состоянии развить скорость

Водитель досконально знает правила

дорожного движения, имеет

Водитель может быть несовершеннолетним, и,

в большинстве случаев, не знает правил

Габариты позволяют заметить движение

Плохо заметен на дороге

Теперь, когда мы разобрали какую же реальную опасность может представлять велосипедист на дороге, рассмотрим ответственность за наезд на велосипедиста в соответствии с КоАП РФ и УК РФ.

Итак, если случилась беда, и произошло столкновение автомобиля с велосипедистом, степень ответственности водителя автомобиля будет рассматриваться исходя от степени тяжести вреда здоровью нанесенного велосипедисту.

В каких же случаях и что применяется:

АвтомобильВелосипед

Самое суровое наказание:

  • лишение свободы на срок до двух лет.
Административное делоУголовное дело
  • Велосипедист после столкновения

отделался лёгким испугом;

  • Велосипедист получил незначительные

ссадины и ушибы;

  • Велосипедист получил травмы

(возможно даже перелом) повлекшие за собой

неопасное для жизни длительное расстройство

человека, либо у участника ДТП есть

перспектива стать инвалидом.

Самое суровое наказание:

  • штраф до 25 тысяч рублей;
  • лишение прав до двух лет.

Вид и размер наказания напрямую зависит от того, на сколько сильно пострадал велосипедист от столкновения. Так как результаты врачебной экспертизы готовятся сравнительно долго, а знать, чем дело закончится, хочется сразу, то следует помнить признаки 100% возбуждения уголовного дела:

  1. Если в аварии велосипедист не выжил – тут и ждать результатов не надо и так всё понятно;
  2. Велосипедист женского пола была беременна и потеряла ребенка – приравнивается к погибшим при ДТП;
  3. Велосипедист получил травматическую ампутацию конечности.

Конечно это не исчерпывающий перечень признаков причинения тяжкого вреда здоровью, но о них по крайней мере можно узнать непосредственно на месте ДТП.

Важно! Степень причиненного вреда здоровью может определить только врач, а не специалист скорой помощи прибывшей на место происшествия.

Вывод: Соблюдайте скоростной режим при управлении транспортного средства повышенной опасности, и Вы всегда сможете предотвратить столкновение с велосипедистом или сократить последствия ДТП до минимальных.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

Какая ответственность за наезд на велосипедиста?

Многие водители задаются вопросом, какая ответственность грозит за наезд на велосипедиста. Такой интерес вызван большим количеством людей, пересевших на этот двухколесный транспорт, но не все они готовы к движению по дорогам с соблюдением правил, где присутствуют и автомобили.

Особенности велосипедиста, как участника движения

Граждане, пересевшие на велосипед, относятся к отдельной категории участников движения, а именно – водители велосипеда.

Для этой группы предъявляются определенные правила, но в ряде случаев они не соблюдаются, что не только раздражает автолюбителей, но и приводит к ДТП.

Для тех, кто управляет автомобилем, полезно будет знать, что велосипедисты являются равноправными участниками движения, но с четким соблюдением ПДД. Само двухколесное транспортное средство должно иметь светоотражающие элементы. Несмотря на это, в случае ДТП с велосипедистом, в большинстве случаев ответственность возлагается на водителя автомобиля, так как его ТС представляет большую опасность, а само управление предполагает повышенное внимание.

Ответственность за наезд на велосипедиста

Наказание за наезд на велосипедиста определяется в зависимости от нанесенного ущерба, особенно относительно здоровья. При умеренных физических повреждениях виновнику назначается административная ответственность с оплатой штрафа, иногда и с возмещением определенного ущерба (о возмещении морального вреда читайте здесь, материального – здесь). Регламентироваться такие действия могут по ст.12.24 КоАП РФ.

Под административную ответственность попадают следующие случаи:

  • Травмы велосипедиста незначительные, например, легкие ушибы.
  • Пострадал велосипед, но сам управляющий этим ТС не имеет существенных физических повреждений.
  • У велосипедиста не отмечаются состояния, опасные для жизни, в том числе рассматривается психологическое самочувствие.

Читайте:Что грозит за наезд на пешехода без причинения вреда здоровью?

В зависимости от причиненного ущерба, включая нанесенные травмы, принимается решение о размере штрафа. При легкой степени – водителю автомобиля нужно заплатить штраф до 2 тыс. рублей, иногда следует временное лишение прав до 1,5 лет.

Средняя степень тяжести предполагает уже штраф до 25 000 рублей, но для этого должно быть официальное (медицинское) подтверждение, что действительно причинен вред. Предоставляется доказательная база, что пострадавшему потребуется реабилитация, есть вероятность дальнейших проблем со здоровьем. Кроме штрафа, возможен запрет на вождение автомобиля до 24 месяцев.

Тяжелая степень тяжести или смерть ведет к уголовной ответственности в соответствии со ст.264 УК РФ. В таких случаях досконально выясняются детали ДТП и решение выносится на основании состояния пострадавшего. Если ДТП привело к присвоению инвалидности, ампутации конечностей, смерти и к другим серьезным необратимым последствиям, то возможно лишение свободы до 2-лет.

Какой будет ответственность за наезд на велосипедиста, во многом зависит от юриста, оказывающего помощь в этом деле, так как в рамках закона такое ДТП можно интерпретировать по-разному.

Как место ДТП влияет на ответственность за наезд

Велосипедисты должны соблюдать определенные правила. При их нарушении и в дальнейшем происшедшем ДТП ответственность может быть разделена между участниками. Это касается следующих случаев:

  1. Наезд произошел на пешеходном переходе. Если велосипедист выступает в роли пешехода, то есть, везет свое ТС рядом, передвигается на разрешающий знак светофора, то виновником однозначно станет водитель автомобиля.
  2. Наезд на тротуаре может привести к ряду спорных вопросов. По установленным правила передвигать на велосипеде по тротуару запрещено, но есть и исключения. Например, нет возможности двигать справа проезжей части, а случается это часто. Препятствием может стать ремонт дороги, несанкционированная парковка и так далее. Кто в этой ситуации прав, будет решаться в индивидуальном порядке, в зависимости от условий происшествия.
  3. Если на проезжей части двигается велосипедист моложе 14 лет, то ответственность накладывается не только на водителя авто, но и на родителей, так как ребенок не имеет права выезжать на дорогу с оживленным движением. Он может кататься во дворе, но при условии, что территория не содержит дорог, где перемещаются автотранспортные средства.

Что делать, если произошел наезд на велосипедиста

В первую очередь после ДТП оценивается состояние велосипедиста и уже относительно этого принимается решение о дальнейших действиях. Если человек сильно пострадал или имеет травмы средней тяжести, то незамедлительно вызывается скорая помощь, а уже после этого ГИБДД. Если это потребуется, то пострадавшему оказывается первая помощь. При серьезных ДТП и спорных вопросах могут потребоваться показания свидетелей, видео с авторегистраторов или с наружных камер.

Необходимо дождаться ГИБДД для дальнейшего определения обстоятельств аварии. Иногда между велосипедистом и водителем может быть заключено своеобразное мирное соглашение, когда не привлекаются сотрудники ГИБДД, отсутствует протокол. Такие условия могут быть выгодными для обоих сторон, но виновнику происшествия нужно взять какое-либо подтверждение (письменное), что пострадавший претензий не имеет. Если было принято решение неофициально компенсировать ущерб, то взять нужно расписку, чтобы впоследствии, пострадавший не решил обратиться в суд и призвать водителя к ответственности.

Для исключения неприятных ситуаций лучше изначально все действия после наезда на велосипедиста проводить согласно закону и в регламентированном порядке. При необходимости можно обратиться за помощью к юристу, который проконсультирует по интересующим вопросам или станет представителем в суде.

Дорожно-транспортное происшествие с велосипедистом

С каждым годом на дорогах нашей страны появляется все больше транспортных средств, как четырехколесных, так и двухколесных. Активность их появления присутствует в теплое время года, особенно это касается велосипедистов. Однако в этот период и увеличивается количество ДТП, так же связанных с водителями велосипедов. Велосипед признан экологичным и недорогим транспортом, который все набирает свою популярность среди населения. Велосипедистов не обязывают сдавать на права, однако они так же являются полноценными участниками дорожного движения и несут полную ответственность за свои действия. Водитель велосипеда не тратит свое время в пробках и ему не нужны специальные парковки, но он так же, зачастую попадает в аварии и причины могут быть абсолютно разными, начиная от игнорирования приоритета и нарушения ПДД, заканчивая банальными ситуациями, когда водители просто не заметили друг друга.

Действия

При возникновении ДТП с велосипедистом стоит сначала разобраться, нет ли пострадавших. Если есть травмированные люди, либо ДТП со смертельным исходом, то следует незамедлительно вызвать скорую помощь и ГИБДД, а до их приезда следует оказать первую медицинскую помощь, если есть такая необходимость. В случае, когда вред причинен только имуществу, участники дорожно-транспортного происшествия с участия волосипедиста должны руководствоваться следующими действиями:

Далее участники дожидаются приезда сотрудников ДПС, составляют протокол и приступают к обсуждению урегулирования убытков. Хоть и водитель велосипеда является полноправным участником дорожного движения, у него отсутствует полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), поэтому возмещение ущерба возможно только через суд или добровольно. В случае, если расположение транспорта мешает другим транспортным средствам проехать, то проезжую часть следует освободить, сохранив при этом осколки и зафиксировав тормозной путь, если таковой был.

Кто виноват в ДТП с велосипедистом?

Почему-то в широких массах, в случае ДТП с велосипедистом, принято считать виноватым водителя автомобиля, однако это не так и чтобы в такой ситуации защитить себя, нельзя покидать места происшествия. Меры наказания для водителя указаны в КоАП ст. 12.27 или УКРФ. Взыскания могут быть следующие:

  • административный арест на 15 суток;
  • лишение водительского удостоверения на срок от 1 до 1,5 лет.

Если в ДТП были пострадавшие, а водитель скрылся, то наказания могут быть следующие:

В случае, если велосипедист скрылся с места аварии, то к нему применяются следующие меры:

  • лишение свободы;
  • штрафы;
  • расходы на ремонт и моральный ущерб.

Если видно, что водитель автотранспорта пытается скрыться, в этом случае нужно максимально собраться и запомнить госзнак, а так же опросить очевидцев и взять их контактные данные.

Сегодня большая часть ДТП оформляется по европротоколу, но с водителями велосипедов так делать нельзя из-за отсутствия у них страхового полиса. Обязательным условием при оформлении европротокола является наличие действующего полиса осаго у обеих сторон. Так что найти виновного могут только сотрудники ГИБДД или автотехническая экспертиза.

Дорожно-транспортное происшествие на пешеходном переходе

В случае ДТП с велосипедистом на пешеходном переходе ситуация более понятна. Велосипедисты обязаны пересекать пешеходный переход пешком при этом везти велосипед рядом с собой. Если нарушения со стороны двухколесного транспорта нет, то вина полностью лежит на водителе автомобиля. В том случае, если человек пересекал переход не слезая с велосипеда, то вина в ДТП лежит на нем, однако и полная ответственность с водителя не снимается.

Вина велосипедиста на пешеходном переходе зависит от соблюдения им ПДД и если он проезжает дорогу на красный сигнал, то заведомо нарушает и становится виновником.

Выплаты по страховке при ДТП с велосипедистом

Разберем ситуацию, в которой виновник ДТП с велосипедистом – водитель автомобиля. При условии, что машина застрахована по ОСАГО, потерпевший вправе обратиться в страховую компанию виновника для получения выплат, предоставив при этом все необходимые документы. В случае, когда страховка не покрывает полученный вред, либо предъявлен иск компенсации морального ущерба, владелец транспортного средства возмещает все из собственных средств добровольно или в порядке судебного урегулирования.

Если страховщик отказывает в выплате, либо удовлетворяет ее частично, гражданин имеет право потребовать страховое возмещение через суд. Иногда водитель может быть освобожден от ответственности полностью или частично, если доказано, что авария произошла по умыслу самого потерпевшего, либо вследствие непреодолимой силы. Когда вина в ДТП возлагается на водителя велосипеда, возмещение ущерба происходит по нормам гражданского законодательства, так как наличие страхового полиса у них не предусмотрено.

Компенсация ущерба осуществляется добровольно либо в судебном порядке. Если установлена вина обоих сторон, то судом определяется размер ответственности на основе степени вины каждого участника. Еще один случай, когда автомобиль застрахован по полису КАСКО, то потерпевший имеет право получить выплату со страховщика, который в порядке суброгации может взыскать уплаченные средства с велосипедиста.

Дорожно-транспортное происшествие с велосипедистом во дворе

Для полноценного понимания вопроса ДТП с велосипедистом во дворе разберем ситуацию. Водитель легкового автомобиля выезжает со двора на проезжую часть, при этом велосипедист передвигается по проезжей части в сторону машины, автомобилист не замечает велосипед и начинает выезжать. Исход ситуации зависит от реакции обоих и их дальнейших действий. Если произошло столкновение, то вина лежит на владельце ТС. Хотя по факту виноваты оба, потому что по сравнению с автомобилем у велосипеда высокая посадка и ему проще заметить помеху и предотвратить ДТП.

Практически во всех авариях во дворах виновником признается именно водитель машины, потому что автомобиль считается средством повышенной опасности, лишь изредка удается доказать свою невиновность.

Авария при движении по тротуару

Вообще езда по тротуару велосипедисту разрешается, но не приветствуется, веллеры должны передвигаться по отведенным дорожкам, либо по крайней правой полосе, так же допускается езда по обочине, если не создается помех пешеходам. Связаны такие правила с высоким травматизмом при наезде велосипедов на пешеходов. Но как быть в случае с автомобилем? Допустим, автовладелец выезжает с прилегающей территории, в то время как двухколесный транспорт едет по тротуару и чаще всего видимость затруднена из-за зеленых насаждений, технических установок и т.д. На первый взгляд уступить дорогу обязан автомобилист, так как он пересекает движение велосипеда, но с другой стороны, руководствуясь правилами, велосипедист обязан спешиться и действовать по правилам ПДД. При совершении такого вида ДТП, где велосипед протаранил автомобиль сбоку при движении по тротуару, сотрудники ГИБДД могут принять любую сторону. Вина с владельца автомобиля будет снята, если он докажет что заранее не мог предугадать появление помехи.

Ответственность велосипедиста при ДТП

При нарушении правил дорожного движения для водителей велосипедов применяется административное наказание. А именно:

  • статья 12.29ч.2 – нарушение ПДД в процессе движения, предусматривает штраф 800 рублей или предупреждение
  • статья 12.29ч.3 – нарушение в состоянии алкогольного опьянения со штрафом от 1000 до 1500 рублей, а так же штраф в размере 1500 рублей, если нанесен вред легкой или средней тяжести.

Ущерб по ремонту автомобиля, либо моральный ущерб при ДТП взыскиваются с водителя велосипеда в судебном или добровольном порядке.

Статистика ДТП с велосипедистами

По данным Госавтоинспекции за 2015 год с января по декабрь всего произошло 184000 ДТП из них аварий с велосипедистами 5094, при этом погибло 414 человек и 4830 ранены. Более свежие данные за 2016 год гласят о 173500 ДТП в целом по стране, из них 5063 с участием велосипеда, 384 человека погибло и 4813 получили ранения. Глядя на показатели, можно сказать, что количество аварий заметно снизилось, но цифры все равно приводят в ужас. Статистика так же гласит о том, что самый пик аварийности приходит на пятницу-субботу в период времени с 17:00 до 20:00.

Действия водителя, если водитель велосипеда скрылся с места аварии

Нередко встречаются случаи, когда после ДТП велосипедист попросту скрывается с места аварии, чаще всего это происходит, если он сам и виноват. В этом случае водителю необходимо как можно лучше запомнить какие-нибудь приметы, опросить очевидцев, взяв у них координаты. Хорошо, если у кого-то есть видеорегистратор с записью аварии и в самом автомобиле он так же установлен. Обязательно вызвать ГИБДД, подробно составить протокол и зафиксировать такие данные:

  1. Точное время аварии;
  2. Место ДТП с велосипедистом и расположение ТС;
  3. Дорожную разметку, знаки, светофоры;
  4. Повреждения авто;
  5. Контакты свидетелей и их показания;
  6. Приметы велосипеда и его водителя;
  7. Наличие записи с регистратора.

К сожалению, когда оформлен только полис ОСАГО, ремонт автомобиля осуществляет сам владелец. Если «беглеца» найдут, то ему присваивается штраф в размере 1500 рублей и возможен арест на 15 суток, помимо того, что водитель автомобиля будет взыскивать моральный и материальный ущерб.

Судебная практика ДТП с велосипедистами

Автомобиль двигался по проезжей части по правой полосе между населенными пунктами со скоростью 50 км/ч, такая манера езды обуславливалась плохим дорожным полотном. Впереди на расстоянии 100 м двигался велосипедист в том же направлении, но по левой полосе. Когда автомобиль почти поравнялся с велосипедом водитель двухколесного транспорта резко повернул направо, прямо под машину. Автовладелец резко затормозил, но это не спасло от наезда на второго участника движения. В результате ДТП велосипедист упал, разбив при этом колено и его транспорт получил значительные повреждения в виде погнутой рамы и колеса. Автомобиль так же получил ущерб в виде разбитой решетки радиатора и сколов на бампере. Прибывший отряд ДПС ознакомился с данными регистратора и показаниями обеих сторон, выяснилось, что невнимательность велосипедиста обусловлена алкогольным опьянением и прослушиванием музыки в наушниках. Водителю двухколесного транспорта выписали штраф в размере 1500 тысячи рублей, так как авария произошла по его вине. Позже автомобилист взыскал с него денежные средства на замену решетки и покраску бампера. К сожалению, это лишь одна из тысячи ситуаций, когда все закончилось без значительного ущерба.

Зачастую зоной повышенной опасности выступает обычная парковка и вот пример. Водитель выезжал с автостоянки, которая расположена рядом с домами, на проезжую часть, пешеходная зона находилась в другой стороне. В момент движения произошло столкновение с велосипедом. В результате ДТП велосипедист получил серьезные травмы, которые позднее были квалифицированы как вред средней тяжести, а транспортные средства получили повреждения. Владелец автомобиля потребовал возместить материальный ущерб в размере стоимости ремонта, а так же моральный вред. Истец разъяснял свои требования несколькими фактами:

  1. Полноценный обзор был затруднен наличием ограждения парковки;
  2. Велосипедист находился в состоянии опьянения;
  3. Водитель велосипеда ехал с большой скоростью по тротуару.

По результатам автотехнической экспертизы выяснилось, что заграждение автостоянки в виде решетчатого забора дает полноценный обзор окружающей территории, поэтому не создает препятствий для авто. Действия велосипедиста квалифицировались как законные по причине отсутствия запретов на езду по тротуару, а алкогольное опьянение не имеет причинно-следственной связи с ДТП, так как он не создавал помех движению автотранспорта. А вот водитель машины, выезжая со двора на проезжую часть нарушил правила дорожного движения, так как должен был уступить дорогу участнику движения, передвигающегося по тротуару. После рассмотрения материалов дела суд постановил отказать истцу в возмещении материального и морального вреда.

Меры снижения ДТП с участием велосипедистов

Сегодня все чаще обсуждаются вопросы снижения аварийности на дорогах, в том числе и методы воздействия на водителей велосипедов. Чтобы появилась возможность уменьшить уровень ДТП с велосипедистами, предлагается несколько приемов:

  • оборудовать специальные велодорожки не только в парковых зонах;
  • внести к обязательному использованию светоотражающих элементов, а так же зеркал и устройств освещения;
  • присваивать государственные номерные знаки;
  • обязать оформлять договоры страхования на велосипеды.

Естественно, все меры необходимо подробно продумать и разработать. Если подобные действия будет делать каждый водитель велосипеда, то и ответственность за манеру управления возрастет, а вместе с ним и снизится уровень аварийности.

Добавить комментарий