Принудительное доставление водителя для составления протокола

Доставление физического лица для оформления протокола

Согласно части 1 статьи 27.2 КоАП РФ, доставление — принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, если его составление обязательно. Доставление производится должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом, при совершении правонарушения на транспорте. Физическое лицо, как правило, доставляется в служебное помещение ГИБДД. Как и для любого другого процесса, для доставления должно быть основание.

Основаниями для доставления, то есть принудительного препровождения физического лица в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения, являются:

– невозможность составления протокола об административном правонарушении на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным

– решение об административном задержании лица, совершившего административное правонарушение, влекущее в качестве одной из мер административного наказания административный арест

– решение вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте)

– установление личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести;

– защита гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом;

– при наличии данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, или причастности лица, используемого им транспортного средства к совершению преступления.

Пункт 175 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664

То есть доставление осуществляется в следующих случаях:

Невозможность составить протокол на месте;

Задержание лица, за совершение правонарушения, которое влечет арест;

При обнаружении признаков причастности лица к преступлению;

Для установления личности;

Обычно сотрудники полиции прибегают к данной мере в тех случаях, когда нужно установить личность водителя при отсутствии документов на ТС, а также паспорта либо водительского удостоверения. К примеру, если с вами в автомобиле находился свидетель, то необходимость в применении к вам меры принудительного доставления отпадает. Порядок такого задержания регламентируется ст. 27.2 КоАП РФ. Однако необходимо помнить, что даже при отсутствии вышеуказанных документов к Вам не имеют права применять доставление, если отсутствует состав правонарушения.

Доставить водителя обязаны в короткие сроки, при этом ответственный за это является сотрудник ГИБДД. Доставление может быть как на вашем автомобиле, так и на патрульном. Причем если это будет автомобиль, принадлежащий лицу, управляет им инспектор, если же это будет патрульная машина, то автомобиль водителя будет доставлен сотрудником или же отбуксирован при помощи другого транспорта.

176. Доставление должно быть осуществлено сотрудником в возможно короткий срок.

177. Доставление лица может осуществляться на используемом им транспортном средстве или на патрульном автомобиле.
В случае доставления лица на используемом им транспортном средстве, управление этим транспортным средством осуществляется сотрудником.
При доставлении лица на патрульном автомобиле, его транспортное средство, в случае необходимости, перемещается по месту доставления лица путем управления этим транспортным средством другим сотрудником либо при помощи другого транспортного средства.

Пункт 176 и 177 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664

О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании или правонарушении.

О доставлении лица по основаниям, предусмотренным Кодексом, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия указанного протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе

В целях автоматизированной обработки содержания протокола о доставлении органами внутренних дел дел может использоваться рекомендуемый образец (приложение N 9 к Административному регламенту).

О доставлении лица по основаниям, предусмотренным УПК, Федеральным законом “О полиции”, составляется протокол в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 Федерального закона “О полиции”. Копия протокола вручается доставленному лицу.

Пункт 178 Приказа МВД РФ от 23.08.2017 N 664

Поэтому Вы обязательно потребуйте копию протокола для того, чтобы обжаловать его в суде. И чем больше ошибок инспектор допустит в протоколе, тем легче его будет отменить, стоит обратить внимание на дату и время доставления. В законе указано, что доставление производится в максимально возможный короткий срок.

От доставления в служебное помещение следует обязательно отличать административное задержание. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном нарушении.

Основания для доставления гражданина в отдел полиции

в каких случаях сотрудники мвд могут забрать вас в отдел без повестки.

Эти основания указаны в законе «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ.

Ст.13 «Права полиции» предусматривает, что сотрудник полиции имеет право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе, либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, – с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона.

Действующим уголовно-процессуальным законодательством и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены основания к задержанию (ст.91-92 УПК РФ, ст.27.3 КоАП РФ) и доставлению граждан в органы внутренних дел. Перечень оснований, перечисленных в законе, исчерпывающий и не подлежит расширительному толкованию.

В соответствии со ст.27.1 КоАП РФ доставление и административное задержание являются одними из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Это значит, что их применение возможно лишь с определенной целью – обеспечение производства по делу об административном правонарушении таким образом, чтобы это производство осуществилось в возможно короткий срок, было полным, объективным и в соответствии с законом. Эти меры применяются только в связи с административным правонарушением, и только специально уполномоченными на это лицами.

В ст.27.2 КоАП РФ, посвященной доставлению, дается определение понятию “доставление”, чем является принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. Отсюда следует, что целью доставления является составление протокола, и только в том случае, когда такой протокол не может быть составлен на месте.

Поэтому следует знать, что в случае совершения гражданином административного правонарушения и отсутствия у него документов, удостоверяющих его личность, сотрудники полиции вправе доставить его в отделение полиции, чтобы, установив личность, стало возможно составить протокол.

Для несовершеннолетних доставленных предусматривается обязательное сообщение о факте задержания законным представителям, среди которых закон называет родителей, усыновителей, попечителей.

В случае совершения гражданином преступления, он может быть задержан в порядке требований ст.91 УПК РФ при наличии одного из оснований:

1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Кроме того, по подозрению в совершении преступления лицо может быть задержано и в том случае, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность.

О задержании подозреваемого дознаватель или следователь не позднее 12 часов с момента задержания уведомляет кого-либо из близких родственников.

Проверка документов сотрудниками полиции для любого гражданина сопряжена с малоприятными минутами ожидания и определенными переживаниями. Однако если Вас остановил сотрудник полиции и попросил предъявить документы, Вам не стоит сразу же пугаться и удивляться.

Проверка документов сотрудниками полиции – не только формальная процедура проверки паспорта, но еще и повод для обращения, определенный способ пообщаться с подозрительным человеком, проверить контингент по «ориентировке», «отработать» местность и т.д.

Поэтому держите себя спокойно и уверенно, не грубите, не оказывайте физического сопротивления, просто дайте возможность сотруднику полиции добросовестно выполнить свою работу.

Если у Вас нет с собой паспорта – не волнуйтесь: по закону Вы не обязаны носить его с собой. Вы можете предъявить сотруднику полиции любое другое удостоверение личности (водительские права, студенческий билет, пенсионное удостоверение, пропуск и т.п.), или же спокойно продиктуйте ему свои данные, где Вы живете и чем занимаетесь.

Этого бывает зачастую достаточно, чтобы сотрудник полиции составил представление о Вас как о законопослушном гражданине, убедился в Вашей трезвости и адекватности.

Согласно п.5 ст.25 закона “О полиции” сотрудники полиции, несущие службу в общественных местах, должны иметь специальный нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции. Этот знак должен помочь Вам, если человек в форме нарушает закон и не показывает Вам своего удостоверения.

Читайте также:  Что делать после ДТП пострадавшему участнику

Кроме вышеперечисленных, есть ещё несколько причин для проверки документов сотрудниками полиции, таких, как уклонение от административного ареста, принудительных медицинских или воспитательных мер, назначенных судом; либо нарушение комендантского часа; либо совершение попытки самоубийства или побег из психиатрического заведения.

Услуги адвоката Карпова

Получите бесплатную онлайн-консультацию адвоката Карпова Сергея Викторовича

Задержать нельзя отпустить (о задержании водителя)

Наверное, не сыщется в природе водитель, в отношении которого инспектор ДПС не пытался затягивать время при оформлении протокола, а то и просто так, упиваясь собственной властью и бессилием водителя. Особенно данный эффект проявляется, если при остановке сразу попросить инспектора побыстрее проверить документы и отпустить. Мол, водитель опаздывает на самолет, либо торопится встретить жену, либо у него в салоне находится грудной ребенок и т.п. А если еще раз попросить инспектора поторопиться, то можно услышать ответ, что он имеет право проводить проверку в течение трех часов. Именно такое время отводит на задержание Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Давайте посмотрим, насколько прав инспектор.

Задержание является одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Этим мерам посвящена вся 27 глава КоАП РФ. Меры обеспечения представляют собой воздействие принудительного характера. Согласно ст.27.1 КоАП РФ меры обеспечения применяются в целях пресечения административного правонарушения, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. К мерам обеспечения, кроме задержания, относятся: доставление; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации и т.п.

Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Административным задержанием, согласно КоАП РФ, называется кратковременное ограничение свободы физического лица. Оно может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Сотрудники ГИБДД вправе осуществлять административное задержание при выявлении правонарушений, по делам о которых имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

При задержании сотрудники МВД по просьбе водителя обязаны в кратчайший срок сообщить о месте его нахождения родственникам, администрации по месту его работы (учебы), защитнику.

Задержанному водителю в обязательном порядке должны быть разъяснены его права и обязанности, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. В этом же протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном водителе, время, место и мотивы задержания. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным водителем. В случае, если водитель отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Обратите внимание, что копия протокола об административном задержании вручается задержанному водителю лишь по его просьбе.

Срок административного задержания не должен превышать три часа, за одним исключением. Если в отношении водителя ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, то срок задержания может составлять до двух суток. Данный срок, например, может применяться, если в отношении водителя возбуждено административное дело по ст.20.25 КоАП РФ за неуплату штрафа.

Обратите внимание, что срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления (о доставлении, чуть ниже)

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях МВД, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления. Условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок медицинского обслуживания таких лиц определяются Правительством Российской Федерации.

Из осмысления последних двух абзацев можно сделать вывод, что кратковременное ограничение свободы только тогда будет задержанием, если произошло доставление водителя для содержания в специально отведенном помещении, в просторечии именуемое «обезьянником».

Правовая природа доставления раскрывается в ст.27.2 КоАП РФ. Доставлением называется принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. Других причин для доставления в КоАП РФ не называется. Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

И еще один важный момент — о доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Таким образом, осуществить доставление водителя в отдел ГИБДД, можно не оформляя никаких документов на месте выявления административного правонарушения. А уже в отделе ГИБДД при оформлении протокола об АПН в нем должен быть отражен факт доставления. Тем не менее, я настоятельно рекомендую водителям при попытке доставления требовать от инспекторов ДПС протокола об административном доставлении. Насколько я знаю, бланков протоколов доставления у них нет и подобная просьба нередко вводит их в ступор. Не забудьте, что копия протокола о доставлении вручается водителю лишь по его просьбе.

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что если инспектор на месте остановки автомобиля начнет разглагольствовать о своем праве на задержание в течение трех часов, то он просто находится не в ладах с законом. Попросите, в таком случае, пояснить причины задержания, составить протокол задержания, доставить вас в специально отведенное для задержанных помещение и обеспечить условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания, определенные Правительством Российской Федерации.

В любом случае ничто не мешает на следующий день (хотя можно и в этот же) составить жалобу на излишне ретивого инспектора. Жалобу следует адресовать в вышестоящую ГИБДД. В тексте указать, что тогда-то, там-то вы были остановлены таким-то (или не представившимся) инспектором ДПС, который умышленно затягивал проверку документов с неизвестной целью. После вашей просьбы ускорить данное действие, ИДПС пояснил, что имеет право задержать вам на месте остановки на срок до трех часов. Однако, как следует из 27 главы КоАП РФ задержание может осуществляться лишь после доставления водителя в специально отведенное помещение, что свидетельствует о том, что упомянутый ИДПС не знаком с азами законодательства по данному вопросу. Неплохо будет указать свидетелей данного события, либо сообщить, что можете подтвердить данный факт диктофонной записью.

На основании вышеизложенного следует просить провести проверку по данному факту, наказать ИДПС и принять меры для недопущения подобных случаев в будущем. Не забудьте поставить дату и подпись.

Письмо можно отправить заказным письмом, а можно собственноручно завезти в вышестоящую ГИБДД. Во втором случае не забудьте получить подпись о приеме вашего заявления на втором экземпляре.

Ради справедливости следует отметить, что не все согласны с изложенной выше трактовкой задержания. Например, водитель Е. В. Пузырев обратился в Синарский районный суд г.Каменска-Уральского с заявлением, в котором указал, что 27 июля 2004 года он на 74 км дороги Екатеринбург-К.Уральский за превышение скорости был остановлен инспектором ДПС ГИБДД УВД г.К.Уральского П. Л. Ярославцевым. По требованию инспектора он передал документы на управление транспортным средством и признал свою вину в совершенном правонарушении, после чего ИДПС Ярославцев П. Л. передал его документы инспектору ДПС Новоселову М. С., который находился в патрульном автомобиле. При этом П. Л. Ярославцев потребовал, что бы он пересел в патрульную автомашину для составления протокола. Там он получил постановление-квитанцию о наложение штрафа за превышение скорости. Водитель Е. В. Пузырев просил признать действия ИДПС, выразившиеся в несоставлении протокола о задержании водителя, незаконными.

Судья Синарского районного суда г.Каменска-Уральского С. А. Гуляев установил, что согласно ч.1 ст.27.3 КоАП РФ «Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административно правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении». Как следует из показаний свидетеля Д-уа Т.М., Пузырев Е. В. по просьбе инспектора Ярославцева П. Л. уходил в патрульную автомашину, где на Пузырева Е.В. составлялся протокол о нарушении правил дорожного движения.

Данные обстоятельства не отрицает и П.Л.Ярославцев. Не отрицает он и того факта, что он не представил по просьбе Е. В. Пузырева протокол об административном задержании. Данное бездействие инспектора ДПС Ярославцева следует признать не соответствующим требованиям норм указанного законодательства, поскольку им фактически было произведено кратковременное ограничение свободы Пузырева Е. В., в силу чего должен был быть составлен протокол о задержании Пузырева Е. В. и выдан последнему по его просьбе.

Читайте также:  Как продают арестованные авто и стоит ли их покупать?

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья решил жалобу Пузырева Е.В удовлетворить, действия ИДПС Ярославцева П. Л. признать незаконными.

Ничто не мешает и вам поддержать инициативу Каменск-Уральского водителя и сопровождать аналогичные действия инспекторов ДПС жалобой в суд.

Доставление физического лица для оформления протокола

В перечень мер обеспечения производства по делу об административном нарушении входит доставление гражданина (физического лица) для оформления админпротокола. Данная процедура в отношении водителя (пассажира) автомобиля применяется в ситуациях, предусмотренных действующими законами. Полномочиями по применению меры обеспечения, согласно административному законодательству, наделены сотрудники ГИБДД ДПС. Согласно новому регламенту список причин, по которым физлицо может быть доставлено в отделение, расширен.

Что представляет собой процедура?

Кодекс об административных правонарушениях в статье 27.2 определяет, что доставлением является препровождение (принудительное) физлица в здание ОВД для оформления протокола. При этом составление документа должно быть обязательным (предусмотренным законом), а оформить протокол на месте не представляется возможным. Главная цель доставления — составить административный протокол и обеспечить производство по делу о нарушении. Поэтому доставление не может быть осуществлено без состава преступления (административного правонарушения).

Осуществлять процедуру, если дело касается нарушений на дороге, могут сотрудники структур, контролирующих безопасность дорожного движения. Малозначительные нарушения правил требуют рассмотрения, применения установленных мер воздействия на месте, без доставления в служебное помещение. Точное время, отведенное на препровождение гражданина, в законе не прописано, однако имеется указание, что процедура должна быть выполнена в возможно короткий срок.

Каковы основания?

Причины, по которым гражданин может быть принудительно доставлен в служебное помещение, прописаны в Административном регламенте, утвержденном Приказом МВД РФ № 664 от 23.08.2017 г. (глава III, п. 175). Перечень оснований расширен за счет норм Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции» от 07.02 2011 г. (статья 13). Для препровождения физлица в отделение дежурной части либо в здание сельского органа самоуправления в 2018 г. необходимы следующие основания:

  • Отсутствие возможности составить обязательный админпротокол на месте выявления нарушений. Если оформление документа не является обязательным, то доставление применяться не может;
  • Необходимость урегулирования вопроса о задержании, если это не может быть осуществлено на месте;
  • Наличие в перечне мер наказания за совершенное правонарушение административного ареста;
  • Выяснение личности физлица. Причины: розыск, уклонение от наказания. Доставление применяется к гражданину, который официально числится пропавшим без вести;
  • Наличие сведений, которые дают основания подозревать гражданина либо его автомобиль в причастности к преступлению;
  • Защита гражданина, если его здоровью (жизни) угрожает непосредственная опасность, которую невозможно предотвратить иным способом. Основание распространяется и на лиц, которые не могут самостоятельно о себе позаботиться.

Полномочиями по доставлению также наделены сотрудники военной автоинспекции, полиции, таможенной службы. Помещение, куда доставляется гражданин, может находиться в дежурной части ГИБДД, в здании органов сельского самоуправления, в комендатуре. Как правило, сотрудники автоинспекции препровождают водителя в отдел после совершения административного нарушения или для выяснения личности.

Особенности процедуры и составления протокола

Все лица, имеющие полномочия доставить гражданина, перечислены в КоАП (статья 27.2). Относительно административных нарушений в процессе дорожного движения таковыми являются сотрудники ДПС. Доставление гражданина осуществляется после оформления протокола об админнарушении. Если у автомобилиста нет при себе документов, однако пассажир может подтвердить его личность, то оснований для принудительного доставления нет (если нет состава преступления). Законодательно предусмотрено, что в кратчайшие сроки должностным лицом гражданин должен быть препровожден в отделение. Доставка осуществляется:

  • На транспортном средстве гражданина;
  • На служебной машине.

В первом случае за рулем находится сотрудник ДПС, во втором — автомобиль гражданина перемещается к месту доставления под управлением автоинспектора либо на буксире, эвакуаторе. После прибытия в дежурную часть либо другое помещение оформляются необходимые документы. Прежде всего, протокол административного правонарушения, поскольку доставление выполняется именно с этой целью. Задерживать доставленного без дополнительных оснований нельзя. Процедура доставления фиксируется в протоколе об административном правонарушении либо в отдельном документе. Если нарушитель препятствовал доставлению либо оказывал сопротивление, то это отражается в протоколе. Копия выдается по требованию гражданина. Документ является доказательством для суда, если доставление будет обжаловано. Процедуру доставления следует отличать от задержания, которое предусматривает ограничение свободы передвижения на срок до 3 часов.

Заключение

Если автоинспектор не может составить административный протокол на месте, то нарушителя доставляют в дежурную часть или другое служебное помещение. Препровождение лица не зависит от его желания и может быть принудительным. Доставление может осуществляться на автомобиле нарушителя либо на патрульной машине.

Статья 27.2. Доставление

Статья 27.2. Доставление

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 27.2 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 23 ноября 2018 г. – Федеральный закон от 12 ноября 2018 г. N 406-ФЗ

1. Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, а в случаях, предусмотренных пунктами 3, 8 и 10.1 настоящей части, судна и других орудий совершения административного правонарушения в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 27.2 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1) должностными лицами органов внутренних дел (полиции) при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиция), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, – в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 22 октября 2018 г. – Федеральный закон от 11 октября 2018 г. N 364-ФЗ

2) военнослужащими и сотрудниками федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, должностные лица ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону, – в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение охраны или в служебное помещение войск национальной гвардии Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 23 ноября 2018 г. – Федеральный закон от 12 ноября 2018 г. N 406-ФЗ

3) военнослужащими и сотрудниками войск национальной гвардии Российской Федерации при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.27 (в случае непосредственного обнаружения либо обращения граждан или организаций), частями 1 и 1.1 статьи 8.37, статьей 11.7 (в части нарушения границ запретных для плавания или временно опасных для плавания районов, а также правил, установленных для запретных для плавания и временно опасных для плавания районов), статьей 14.1 (в части соблюдения требований законодательства об оружии, частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности), статьей 14.2 (в части соблюдения требований законодательства об оружии), статьей 14.15 (в части нарушения правил продажи оружия и патронов к нему), статьями 17.7, 17.9 – 17.13, 18.2 – 18.4, 19.3, 19.7, 19.13, 19.20, 20.1 – 20.3, 20.5, 20.8 – 20.24, частями 1, 2 и 5 статьи 20.25, статьями 20.30 – 20.32, 20.34 настоящего Кодекса, – в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение войск национальной гвардии Российской Федерации, помещение органа местного самоуправления сельского поселения или в иное служебное помещение. Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море суда и орудия совершения административного правонарушения подлежат доставлению в порт Российской Федерации (иностранные суда – в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов) или специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку);

4) должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом, при выявлении административных правонарушений на транспорте – в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в иное служебное помещение;

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 4 мая 2018 г. – Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 92-ФЗ

5) должностными лицами военной автомобильной инспекции при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, – в помещение военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации или воинской части;

Читайте также:  Заявление ГИБДД о снятии штрафа – как правильно написать?

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ в пункт 6 части 1 статьи 27.2 настоящего Кодекса внесены изменения

6) должностными лицами органов, осуществляющих государственный экологический надзор, федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, при выявлении административных правонарушений в соответствующей сфере – в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), помещение органа местного самоуправления сельского поселения или в иное служебное помещение;

7) должностными лицами пограничных органов, военнослужащими, должностными лицами органов внутренних дел (полиции), а также другими лицами, исполняющими обязанности по охране Государственной границы Российской Федерации, при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации – в служебное помещение пограничного органа, служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение воинской части или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;

8) должностными лицами пограничных органов при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации – в служебное помещение пограничного органа, служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение воинской части, находящиеся в порту Российской Федерации. Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации суда и орудия совершения административного правонарушения подлежат доставлению в порт Российской Федерации (иностранные суда – в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов);

9) утратил силу с 1 июля 2003 г.;

Информация об изменениях:

10) должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил – в служебное помещение таможенного органа;

10.1) должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил во внутренних морских водах, в территориальном море – в служебное помещение таможенного органа, находящееся в порту Российской Федерации. Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море суда и другие орудия совершения административного правонарушения подлежат доставлению в порт Российской Федерации (иностранные суда – в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов);

11) военнослужащими и сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, – в служебное помещение учреждения уголовно-исполнительной системы или органа внутренних дел (полиции);

Информация об изменениях:

13) должностными лицами, осуществляющими контртеррористическую операцию, при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса, – в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или иного органа, осуществляющего контртеррористическую операцию;

Информация об изменениях:

Пункт 14 изменен с 10 ноября 2017 г. – Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 309-ФЗ

14) должностными лицами органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда), – в служебное помещение суда или органа внутренних дел (полиции);

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ часть 1 статьи 27.2 настоящего Кодекса дополнена пунктом 16

16) должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 20.17 настоящего Кодекса, – в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), помещение муниципального органа или в иное служебное помещение;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 17 с 29 октября 2018 г. – Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 235-ФЗ

17) должностными лицами военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, – в служебное помещение органа военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации или воинской части.

2. Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

3. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

Основания доставления граждан в отдел полиции

Препроводить гражданина в отделение полиции либо другое служебное помещение допускается не только при совершении им уголовного преступления, но и в случае административного правонарушения. Обычно это происходит в ситуации, когда необходимо составить протокол, а на месте это сделать невозможно. Причины могут быть разные, например, у нарушителя нет документов для установления личности, или он своим поведением мешает оформлению протокола. Доставление в отдел полиции является принудительным действием и должно осуществляться в кратчайший срок.

Кто имеет право заниматься доставлением

Перечень лиц, которые могут использовать данную меру, определен ст. 27.2 КоАП:

  1. Сотрудники органов внутренних дел вправе доставлять в отдел полиции, в первую очередь, нарушителей ПДД, а также прочих граждан в случае обращения к ним должностных лиц, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях;
  2. Сотрудникам нацгвардии обязаны препроводить гражданина в отделение полиции или служебное помещение, если он причинил ущерб охраняемому объекту или незаконно проник на него. Кроме того, они вправе доставлять граждан в случае мелких хищений, нарушения правил обращения с оружием, несоблюдения правил плавания и стоянки судов. Транспортное средство при этом помещают на специализированную стоянку;
  3. Должностные лица Ространснадзора вправе применять доставление в служебное помещение к нарушителям транспортной безопасности, например, пьяных пассажиров, которые устраивают дебош;
  4. Если ПДД нарушает водитель транспортного средства, принадлежащего Вооруженным Силам, Нацгвардии, МЧС, его доставляют к месту составления протокола сотрудники военной полиции;
  5. В случае несоблюдения экологических требований, правил рыболовства или использования объектов животного мира препроводить гражданина имеют право инспекторы соответствующих надзорных органов;
  6. При незаконной деятельности граждан в территориальных или внутренних морских водах, доставлением занимаются должностные лица пограничных органов, если выявлены нарушения таможенных правил – сотрудники соответствующей службы.

О применённой к гражданину мере делают запись в протоколе об административном правонарушении либо составляют отдельный документ.

Правовые основания для доставления

Применяют данную меру в исключительных случаях на срок не больше 48 часов. Для доставления же конкретный период нахождения гражданина в отделении полиции или служебном помещении не определен. Поэтому заканчиваться он должен сразу после выяснения личности и составления протокола. Исключение составляют граждане, которые задержаны в состоянии опьянения.

При этом доставление должно быть осуществлено только при наличии веских причин. В п. 13 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции обозначены следующие основания для его применения:

  1. Решение вопроса о задержании. Для этого у сотрудника должны быть основания, которые позволяют заподозрить данного гражданина в каком-либо преступлении или правонарушении. И Закон о полиции и КоАП содержат требование о том, что доставление применяют только в случае, когда невозможно решить вопрос на месте. Это означает, что сотрудник должен принять все возможные меры, чтобы урегулировать ситуацию без применения данной меры;
  2. Установление личности. В данном случае у полицейского должны быть основания полагать, что гражданин схож по приметам с лицом, которое находится в розыске по какому-либо основанию. Доставление необходимо, если у него нет при себе документов, которые удостоверяют личность;
  3. Угроза жизни или здоровью гражданина. Данная мера применяется, если он находится в беспомощном состоянии в силу возраста или заболевания, либо имеет признаки психического расстройства и создает угрозу окружающим;
  4. Доставление несовершеннолетних, которые совершили правонарушения или антиобщественные действия, в специализированные учреждения;
  5. Препровождение граждан в состоянии алкогольного или наркотического опьянения в медицинское учреждение. При этом следует учитывать, что это необходимо только в случае, когда он не может самостоятельно перемещаться и ориентироваться в пространстве.

Сотрудники полиции обязаны доставлять в участок или иное помещение на своем служебном автомобиле. Не допускается использовать для этого транспорт общественный или специализированный, например, пожарные машины.

Исключение составляют случаи, когда необходимо оказать медицинскую помощь. В п. 13 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции разрешает пользоваться личными автомобилями граждан или организаций только в особых случаях. Такого основания как доставление данная норма не предусматривает, поэтому сотрудник полиции не может это сделать без согласия владельца машины.

В некоторых ситуациях любой, даже законопослушный гражданин может быть доставлен в отделение полиции. Поэтому информация о том, в каких случаях применяют данную меру, будет полезна каждому.

Добавить комментарий