Уклонение от прохождения медицинского освидетельствования

Статья 21.6 КоАП РФ. Уклонение от медицинского обследования

Новая редакция Ст. 21.6 КоАП РФ

Уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Комментарий к Статье 21.6 КоАП РФ

Данной статьей предусмотрена административная ответственность за уклонение от медицинского обследования. При этом к ответственности за уклонение или отказ от медицинского обследования могут быть привлечены лица как допризывного, так и призывного возраста. По данной статье также подлежат административной ответственности граждане, признанные при первоначальной постановке на воинский учет или при призыве на военную службу временно негодными к военной службе, в случае их повторного отказа или уклонения от медицинского обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет.

В случае уклонения призывника от медицинского обследования или неявки на призывной пункт с результатами обследования для повторного медицинского обследования военный комиссар в установленном порядке извещает органы внутренних дел о необходимости розыска гражданина и административного задержания, при этом виновный может быть привлечен к административной ответственности.

Объектом указанного правонарушения является также порядок воинского учета. Медицинское обследование – это процесс изучения и оценки состояния здоровья и физического развития граждан на момент прохождения медицинской комиссии в целях определения их годности к военной службе, обучению (службе) по военно-учетной специальности и др. Объективная сторона правонарушения выражается в действиях (бездействии) и состоит в уклонении гражданина от медицинского обследования или освидетельствования. Субъективная сторона характеризуется умыслом или неосторожностью. Субъектом деяния является гражданин, достигший приписного или призывного возраста, подлежащий призыву на военную службу и состоящий или обязанный состоять на воинском учете.

Отличие уклонения от воинской обязанности (неявка или отказ от медицинского обследования по направлению комиссии, а также неявка на заседание комиссии), влекущего административную ответственность, предусмотренную комментируемой статьей, от уклонения от призыва на иную службу, влекущего уголовную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 328 Уголовного кодекса РФ, заключается в объективной стороне деяния – времени совершения указанных действий (до или после издания указа) и в субъекте преступления. Уклонение лица, призванного на военную службу, от выполнения обязанностей военнослужащего после включения его в список личного состава воинской части, при наличии соответствующих признаков состава может быть квалифицировано как одно из воинских преступлений, предусмотренных в главе 33 Уголовного кодекса.

Врачи-специалисты, участвующие в медицинском освидетельствовании, медицинском обследовании и медицинском осмотре граждан в связи с постановкой их на воинский учет, призывом на военную службу или добровольным поступлением на военную службу, призывом на военные сборы, члены призывных комиссий, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, способствующие своими действиями уклонению граждан от исполнения воинской обязанности либо незаконному призыву граждан на военную службу, а также препятствующие исполнению гражданами воинской обязанности или не исполняющие обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Об ответственности за совершение административных правонарушений в области воинского учета см. комментарии к статьям 21.1, 21.2, 21.3, 21.4, 21.5 КоАП.

Согласно Приказу Министра обороны РФ N 240, Минздрава РФ N 168 от 23.05.2001 “Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе” (Российская газета. 2001. 1 августа) в случае уклонения призывника от обследования (лечения) или неявки на призывной пункт с результатами обследования (лечения) для повторного медицинского освидетельствования военный комиссар в установленном порядке извещает органы внутренних дел о необходимости его розыска и задержания.

Другой комментарий к Ст. 21.6 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом данного правонарушения является установленный порядок постановки граждан на воинский учет.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправном деянии, совершенном в форме бездействия – уклонении от явки в уполномоченный орган здравоохранения.

Организация освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет возлагается на комиссию по постановке граждан на воинский учет, создаваемую в районе, городе без районного деления или ином муниципальном (административно-территориальном) образовании, а при призыве на военную службу – на призывную комиссию, которая создается в районе, городе без районного деления или муниципальном образовании (далее – призывная комиссия).

До освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет ежегодно проводятся их медицинские осмотры, обследование (наблюдение), а также лечебно-оздоровительные мероприятия и профилактические прививки.

Организация и проведение медицинских осмотров, обследования (наблюдения), лечебно-оздоровительных мероприятий и профилактических прививок возлагаются на органы управления и медицинские учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения.

По направлению военных комиссариатов граждане до освидетельствования проходят обязательные диагностические исследования в порядке и объеме, установленных Министерством обороны РФ.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного негодным к военной службе.

Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.

При первоначальной постановке граждан на воинский учет по распоряжению председателя комиссии по постановке граждан на воинский учет может определяться их годность к обучению в общественных организациях, осуществляющих подготовку граждан по военно-учетным специальностям, а также к управлению транспортными средствами.

Гражданин, признанный при первоначальной постановке на воинский учет или призыве на военную службу временно негодным к военной службе, в случае отказа или уклонения от медицинского обследования (лечения) подлежит повторному освидетельствованию через шесть месяцев. Если при повторном освидетельствовании у гражданина не выявлено признаков ухудшения состояния здоровья либо отсутствуют явные признаки увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, препятствующего призыву на военную службу, он признается годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями.

Граждане, получившие отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, а также граждане, заявившие о своем несогласии с вынесенными в отношении их решениями призывных комиссий о категории годности к военной службе, проходят контрольное освидетельствование.

Организация медицинского осмотра граждан, призванных на военную службу, перед их направлением к месту службы, контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобожденных от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о своем несогласии с вынесенными в отношении их решениями призывных комиссий о категории годности к военной службе, возлагается на призывную комиссию субъекта РФ.

В случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту службы или при контрольном освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта РФ отменяет соответствующее решение призывной комиссии, о чем сообщается гражданину и в призывную комиссию, решение которой отменено.

Согласно Положению о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 1 июня 1999 г., оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, на заседание призывной комиссии осуществляется повестками военного комиссариата района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования. Прибытие на заседание призывной комиссии призывников, которым не представилось возможным вручить повестки в установленном порядке, обеспечивается органами внутренних дел на основании письменного обращения военного комиссара.

Председатель призывной комиссии контролирует явку призывников на заседание призывной комиссии и в отношении отсутствующих лиц принимает меры по установлению причин их неявки.

Граждане, признанные при призыве на военную службу ограниченно годными к военной службе и зачисленные в связи с этим в запас, до достижения ими 27-летнего возраста подлежат обязательному освидетельствованию один раз в три года.

3. Субъектом данного правонарушения может быть гражданин:

подлежащий первичной постановке на воинский учет;

подлежащий призыву на военную службу;

признанный при первоначальной постановке на воинский учет или призыве на военную службу временно негодным к военной службе;

признанный при призыве на военную службу ограниченно годным к военной службе и зачисленный в связи с этим в запас.

4. С субъективной стороны правонарушение характеризуется прямым умыслом.

Штраф для призывников за уклонение от медосмотра увеличат в 10 раз

Штраф для призывников, которые уклоняются от медицинского обследования или затягивают его прохождение, увеличат в 10 раз — он составит от 1 тыс. до 3 тыс. рублей. Соответствующий законопроект в ближайшее время внесет в Госдуму Государственный совет Республики Коми (документ находится в распоряжении «Известий»). По мнению депутатов, «незначительные суммы штрафов (от 100 до 500 рублей) и неконкретная трактовка правонарушения не оказывают надлежащего воздействия на правонарушителей». В итоге в среднем 20% граждан, направленных призывными комиссиями региона на медицинское обследование, умышленно затягивают его прохождение.

Законопроектом предлагается уточнить формулировку в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) РФ. Штрафом от 1 тыс. до 3 тыс. рублей будут наказывать призывников за «неявку на медицинское обследование в медицинские организации без уважительной причины в срок, установленный в направлении», «отказ гражданина от получения направления», «отказ от прохождения медицинского освидетельствования» или «медицинского обследования» и «непредставление результатов медицинского обследования».

Сейчас гражданин, получив повестку в военкомат либо для первичной постановки на воинский учет, либо для призыва, обязан явиться в установленное время и пройти медкомиссию. Терапевт, хирург, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог дают заключение о годности к военной службе. Если же силами этих специалистов невозможно дать заключение, то призывника отправляют на амбулаторное или стационарное обследование в больницу.

Читайте также:  Какой штраф ГИБДД полагается за просроченную страховку

«Согласно статистике, 20% граждан, направленных призывными комиссиями Республики Коми на медицинское обследование, умышленно затягивают его прохождение, врачи-специалисты не могут своевременно оформить необходимые документы, что не позволяет призывным комиссиям вынести решение о категории годности таких граждан к военной службе», — говорится в пояснительной записке.

В регионе в 2014 году 331 человек тянул с обследованием, из них 69 человек так и не завершили его до конца года. За уклонение к административной ответственности по ст. 21.6 были привлечены только 27 человек (8%). По мнению депутатов, «установленные незначительные суммы штрафов и неконкретная трактовка правонарушения практически не оказывают надлежащего воздействия на правонарушителей».

Призывники не спешат проходить обследование в том числе потому, что в направлении не указывается срок, в течение которого гражданин должен посетить медучреждение. Законопроектом предлагается внести в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» изменения, согласно которым в направлении будет указываться конкретный срок его прохождения. Результаты же медобследования призывник должен будет представить в военкомат в течение пяти дней.

Первый зампред комитета Госдумы по обороне Сергей Жигарев отметил, что во время обсуждения законопроекта депутаты определят, в течение какого срока призывник должен будет пройти медобследование.

— Указывать срок в направлении — инициатива разумная. Когда законопроект поступит в комитет, мы обсудим, какой лучше определить срок — может быть, месяц, — говорит он. — Но увеличивать штраф не считаю нужным: мало ли по каким причинам призывник не смог вовремя прийти в медучреждение.

Начальник отделения по организации и проведению призыва военного комиссариата Московской области Роман Юдаев рассказал, что с теми, кто уклоняется от обследования, в военкомате проводятся разъяснительные беседы.

— Установить срок прохождения обследования логично. В медучреждения направляют, если у врача возникают какие-то затруднения, сомнения или у призывника есть жалобы, тогда нужны дополнительные анализы — на это нужно давать максимум 2–3 недели. У нас бывают такие случаи, когда затягивают с обследованием, потом их вызывают в военкомат или даже доставляют при помощи органов полиции и проводят беседу. Как правило, после этого все бегут в поликлинику сдавать анализы. В основном это злостные уклонисты, конечно. Штраф надо однозначно увеличивать. Сумма до 3 тыс. рублей — это мало. Что для уклонистов несколько тысяч рублей? — говорит Юдаев. — Хотя вот сейчас идут все с желанием служить, повышается престиж армии, и на хорошую работу — пока ты годен к службе и уклоняешься — не устроишься.

В то же время представитель правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Александр Передрук уверен, что увеличение штрафа не будет эффективным.

— Во-первых, для того, кто уклоняется и участвует в серых коррупционных схемах, это не деньги. Потом, если гражданин пытается уклониться, замедляя процесс обследования, то существует наказание вплоть до уголовной ответственности. В постановлении пленума Верховного суда указано, что если призывник не приходит на медкомиссию с целью уклониться от призыва, то эти действия должны толковаться как совершение преступления, — говорит он.

Передрук также напомнил, что в больницы и поликлиники тяжело попасть быстро, поэтому устанавливать определенный срок для обследования не нужно.

— Призывник может быть направлен на обследование, если у него есть какое-то заболевание, например гипертония, — в соответствии с законом такого гражданина обязаны обследовать в стационарных условиях. А в больницах часто просто нет мест, — говорит он. — Главная проблема в медицинском освидетельствовании заключается в его качестве и организации. Решения медкомиссии не носят обязательный характер: в судах практически невозможно оспорить заключение отдельно от решения призывной комиссии. Также не предусмотрено ответственности за неверное освидетельствование, то есть можно поставить категорию годности, а человек реально по состоянию здоровья не может служить, и наоборот, можно отмазать здорового человека. Самый громкий из последних инцидентов — солдат-олигофрен, который расстрелял семью из шести человек в армянском Гюмри. Каким образом он попал в армию? А недавно застрелился курсант в Ленинградской области, по одной из предварительных версий — у него были проблемы с психикой.

По данным Минобороны, общее количество граждан, уклонившихся от призыва на военную службу весной 2014 года, составило 4334 человека. Уклонистам грозит либо штраф до 200 тыс. рублей, либо заключение на срок до 2 лет. Весенний призыв в 2015 году начался 1 апреля и закончится 15 июля. Более 150 тыс. новобранцев отправятся служить. При этом призывную комиссию в ходе кампании пройдут более 600 тыс. человек.

Отказ от медицинского освидетельствования: когда требования инспектора можно признать незаконными?

Что такое отказ от прохождения медицинского освидетельствования

Управление автомобилем в состоянии опьянения считается серьезным нарушением, в силу и наказание за его совершение предусмотрено суровое, связанное с непосредственным правом водителей управлять автомобилем или мототранспортом. Но, если в данном случае все более менее просто – водитель сел за руль не важно в каком опьянении (алкоголь, наркотики и пр.), чем уже нарушил ПДД. Именно п.2.7 Правил прямо запрещает водителю такое вождение. Следовательно, для привлечения такого водителя к установленной ответственности достаточно доказывания факта нахождения его в любом из состояний опьянения.

Сложнее обстоят дела с квалификацией правонарушений, связанного с отказом от прохождения мед. освидетельствования. Для того чтобы привлечь к ответственности водителя по статье 12.26 КоАП РФ требуется наличие сразу нескольких условий, которые в своей совокупности, и образуют состав данного правонарушения.

Рассмотрим их

Во-первых , по данной категории дел могут быть привлечены только водители транспортного средства. Так, Верховный суд РФ в своем последнем постановлении № 20 от 25.06.2019 года, указывает, что водителем является не только человек, имеющий водительское удостоверение, но и любое другое лицо, управляющее авто- или мототранспортом (даже не имея соответствующих прав!), а в редких случаях и лицо, просто буксирующее автомобиль (!).

Во-вторых , настоящее требование должно исходить исключительно от уполномоченного на то должностного лица. Согласно разъяснениям Высших судебных инстанций, к таким должностным лицам можно отнести инспектора ГИБДД, сотрудника ВАИ (если автомобиль принадлежит силовым структурам) и медицинского работника, проводящего само освидетельствование в мед.учреждении.

В-третьих , ответственность предусмотрена исключительно за отказ от прохождения медицинского освидетельствования, то есть, когда водитель отказался проехать с инспектором ГАИ в специализированное мед. Учреждение либо там на месте отказался проходить его. За отказ пройти освидетельствование на месте (в народе называется «продуться») не предусмотрено наказание.

В-четвертых , указанное требование должно быть законным. Если кратко, оно должно соответствовать соответствующим приказам и иным нормативно-правовым актам, регулирующим как деятельность сотрудников ГИБДД, так и врачей. В частности, к ним можно отнести Административный регламент, утвержденный приказом МВД России от 23.08.2017 N 664, правила освидетельствования, утвержденные постановлением Правительства России от 26.06.2008 N 475, Приказ Минздрава России от 18.12.2015 N 933н. Настоящие нормы регулируют отношения, связанные с проведением освидетельствования водителя на факт опьянения.

В-пятых , данное требование в действительности должно быть не выполнено водителем.

Разница между освидетельствованиями: на состояние опьянения на месте и медицинским освидетельствованием

Более подробно разберем виды требований должностных лиц, которым обязан подчиняться водитель, и за неподчинение которым грозит административная ответственность. Применимо к ситуации с освидетельствованием, согласно п.2.3.2 Правил дорожного движения РФ, любой водитель обязан по первому законному требованию пройти освидетельствование на алкоголь. Данная процедура проводится на месте, с использованием различных видов алкотестеров. В исключительных случаях, когда у остановившего Вас экипажа отсутствует данный прибор, или имеющийся у них прибор не соответствует техническим требованиям, освидетельствование может осуществляться на ближайшем посту ДПС или в отделе полиции. Также, согласно тому же пункту ПДД, в обязанность водителя входит прохождение медицинского освидетельствования. Так в чем же различие между двумя этими процедурами? И то, и другое является обязательным для водителя. Так почему за отказ от первого ничего не грозит, а за отказ от второго лишают водительских прав? Разберемся.

В первом случае, на месте происходит освидетельствование на наличие только алкогольного опьянения. То есть, оно может выявить только концентрацию алкоголя в выдыхаемом воздухе. Порой этого бывает недостаточно для определения факта опьянения (возможно водитель под влиянием наркотиков). Также, у измерительного прибора, как и у любой другой техники, существуют определенные погрешности. В силу определенных обстоятельств водитель или инспектор могут не согласиться с результатами такого освидетельствования.

Таким образом, освидетельствование на месте довольно ограничено, не всегда достаточно объективно, легко оспоримо, и, в силу этого, законодатель не предусмотрел какой-либо ответственности за отказ от его прохождения. Выражаясь простым языком, данное освидетельствование своего рода подготовка к основному медицинскому освидетельствованию. Предназначено для того, чтобы получить общее понимание о наличии алкогольного опьянения. Логично, что отказ от ее прохождения ни к чему плохому для водителя не приведет.

Если вы уверены в своей трезвости, никогда не отказывайтесь от прохождения медицинского освидетельствования! Гораздо проще оспорить фальсификацию проведенных исследований, чем отказ от прохождения!

В случае же медицинского освидетельствования проводится полный комплекс по выявлению опьянения (и не только алкогольного) у освидетельствуемого водителя. Данная процедура проводится врачом-наркологом, прошедшим определенное профессиональное обучение, в специализированном помещении, состоит из нескольких этапов, позволяющих полно, всесторонне и объективно оценить, пьян водитель или нет. По этой причине отказ от подобного освидетельствования просто недопустим и сурово наказуем.

Законность требований инспектора о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения

  1. Не предложил водителю пройти освидетельствование на месте («продуться»). Согласно закону, обязательным условием для направления водителя на мед. освидетельствование является предложение перед этим пройти освидетельствование на месте. В практике много случаев, когда в ходе судебного заседания выяснялось, что водителю никто не предлагал пройти на месте освидетельствование.
  1. Не отстранил от управления транспортным средством. Согласно ст.27.12 КоАП РФ, перед тем, как освидетельствоваться, водитель должен быть отстранен от управления. Это императивное указание и подлежит обязательному и неукоснительному применению. Причем, процедура отстранения от управления транспортным средством должна проходить не только на бумаге путем составления протокола, а должны быть доведена до всех участвующих лиц.
  1. Отстранение от управления и освидетельствование на месте должны проводиться при понятых. Частью 2 той же ст.27.12 КоАП РФ предусмотрено обязательное участие понятых в количестве не менее двух при проведении указанных выше процедур. Исключением может служить использование видеозаписи проведения этих процедур. При этом, к таким записям на практике также применяется ряд требований (например, непрерывность записи, качество изображения). Невыполнение данных условий указывает на существенное нарушение прав водителя со стороны должностных лиц, что безусловно служит поводом для признания протоколов недопустимыми доказательствами по делу с оправданием самого водителя.
Читайте также:  Альтернативные способы восстановления техпаспорта

Это не полный список нарушений. В каждом конкретном случае необходимо разбираться в наличии обстоятельств, которые могут послужить основанием для прекращения дела.

Если Вы даже немного пьяны, не стоит соглашаться с результатами освидетельствования на месте! Требуйте направления на мед. освидетельствование. За то время, пока вас доставят до больницы и сделают 2(!) забора выдыхаемого воздуха, большая вероятность показания нормы, установленной законом в 0,16 мл/литр воздуха.

Ответственность за отказ от медицинского освидетельствования

В силу повышенной общественной опасности, из-за невозможности установить в действительности, находится водитель в состоянии опьянения или нет, за подобный отказ предусмотрено суровое наказание. Законодателем отказ от процедуры мед. освидетельствования приравнен к управлению в состоянии опьянения (и тут его не надо в принципе доказывать или оспаривать) и карается штрафом 30 000 рублей с обязательным лишением водительских прав от полутора до двух лет. И стоит предупредить заранее, меньше срок дать не могут, что прямо указано законе. Следовательно, столкнувшись с такой проблемой поневоле возникает вопрос – смириться и стать пешеходом или попытаться добиться оправдания.

Как действовать в случае привлечения к ответственности за отказ от прохождения медицинского освидетельствования

Ни для кого уже не является секретом, что многие не совсем порядочные должностные лица прибегают к различным уловкам, которые вынуждают иногда невиновных водителей по незнанию отказываться от мед. освидетельствования. В таком случае, необходимо доказывать свою невиновность. Всеми законными способами. С привлечением как можно больших ресурсов. Главная задача – добиться справедливости.

Обращение в Московское управление по защите прав автовладельцев можно рассчитывать на квалифицированную, своевременную и полную помощь по защите в суде своих прав. Опытные адвокаты и юристы смогут разобраться даже в самом сложном деле, найти зацепки и выставить их в самом лучшем свете для наших клиентов. Годы работы по защите в судах, обжалованию незаконных протоколов и постановлений ,выявлению ошибок в действиях должностных лиц позволяют команде юристов Московского управления добиваться поставленных задач и выполнять обещания, данные своих доверителям при консультации. Ни одно недовольного клиента – главный результат работы Управления. Обращайтесь и сами убедитесь в этом.

И напоследок, самый главный и полезный совет адвоката!

Не стоит садиться пьяными за руль!

Внимание!

Вы можете задать вопрос автору статьи и получить ответ в течение 1 минуты, заполните форму ниже.

Отказ от медосвидетельствования: что грозит в 2019 году?

Процедура медосвидетельствования проводится для подтверждения профессиональных и обычных заболеваний, для выявления случаев опьянения, а также в иных целях. Последствия заключения медицинского эксперта по итогам освидетельствования могут заключаться в назначении санкций по КоАП РФ, в расторжении трудового контракта, установлении инвалидности и иных юридически значимых действиях. Необоснованный отказ от медицинского освидетельствования также не проходит бесследно и может повлечь наказание по закону. В этой статье разберем, когда требование о прохождении проверки будет являться обязательным, и что грозит гражданам за уклонение от направления в медучреждение.

Что это такое

Освидетельствование состояния здоровья является официальной процедурой, проводимой медучреждением по направлению уполномоченного органа, либо по инициативе самого гражданина. Перечень врачей и анализов, которые входят в указанную процедуру, будет зависеть от оснований ее назначения и целей проверки здоровья. Выделим наиболее распространенные случаи, когда граждане могут столкнуться с обращением на обследование:

  • проверка автовладельцев на состояние опьянения – такое направление может выдать сотрудник ГИБДД при проверке документов на дороге, выявлении факта нарушения ПДД или после аварии;
  • установление степени телесных повреждений и вреда здоровью при расследовании уголовных и административных дел – направление на медосвидетельствование может выдать суд или сотрудник правоохранительных органов;
  • при подозрении на употребление наркотических веществ – направление выдает наркоконтроль при задержании граждан;
  • установление причин и последствий производственной травмы, характера заболевания, годности к дальнейшей трудовой деятельности – направление будет выдано работодателем или должностным лицом трудовой инспекции;
  • для установления инвалидности – направление может выдать работодатель, либо гражданин обращается в МСЭК по собственной инициативе.

Возможны и иные случаи, когда гражданину предстоит пройти проверку в медучреждении.

По итогам освидетельствования выносится экспертное заключение. В этом документе будут содержаться результаты проведения процедуры, а также вывод экспертов о состоянии здоровья. Экспертное заключение будет являться официальным юридическим документов и может использоваться как доказательство в судебном процессе.

Последствия отказа

Если требование о прохождении освидетельствования носит обязательный и законный характер, отказ гражданина неизбежно повлечет различные последствия. Законность направления в медучреждение определяется компетенцией должностного лица или уполномоченного органа.

Разберем, какие правовые последствия наступят для гражданина, если он проигнорирует законное требование о прохождении медосвидетельствования.

Для водителей

Статья 12.26 КоАП РФ является единственной нормой закона, которая однозначно устанавливает наказание за отказ пройти процедуру обследования. Она распространяется только на специальных субъектов – граждан, управлявших транспортным средством. Если гражданин находился в салоне авто в качестве пассажира, выдача ему направления и отказ от освидетельствования не повлечет юридически значимых последствий.

Наказание для автовладельца последует в следующих случаях:

  • если гражданин был остановлен в момент управления транспортом, нарушения Правил дорожного движения, либо являлся участником ДТП;
  • если направление было выдано сотрудником ГИБДД или МВД, находившимся при исполнении служебных полномочий;
  • если отказ от прохождения процедуры был зафиксирован актом с участием двух понятых, а также сопровождался видеозаписью.

Необходимость направления водителя в медучреждение вызвана мерами обеспечения безопасности на дороге, а также установлением состояния здоровья в момент управления. Обследование проводится на предмет содержания в крови алкогольных, наркотических и иных опьяняющих веществ.

Порядок привлечения к ответственности выглядит следующим образом:

  • водителю предлагается проехать в медучреждение, имеющее лицензию на оказание данного вида услуг, либо пройти процедуру на месте (при наличии у инспектора ГИБДД сертифицированного прибора);
  • отказ пройти процедуру отражается в акте – для этого привлекаются два независимых понятых (не из числа сотрудников ГИБДД), а также проводится видеозапись;
  • в акте гражданин вправе оставить письменные замечания и возражения относительно незаконности предъявленного требования;
  • составляется процессуальный протокол о признаках проступка, указанного в ст. 12.26 КоАП РФ;
  • административный материал направляется для рассмотрения в судебное учреждение – так как одной из санкций за отказ является лишение права управления, такие дела уполномочен разбирать только суд.

Поэтому автовладельцу необходимо учитывать последствия такого решения – если он уверен в отсутствии следов алкоголя или наркотиков в крови, целесообразно подчиниться законному требованию инспектора.

Положительная практика по делам такой категории встречается крайне редко. Добиться оправдания можно только при нарушении процессуальных правил фиксации нарушения – отсутствие понятых или их прямая заинтересованность в привлечении ответственности, отказ в реализации права на защиту, несоблюдение правил заполнения акта или протокола. Рассчитывать на выявление таких обстоятельств крайне сложно.

В статье 12.26 КоАП РФ указана только одна мера воздействия на водителя за отказ – взыскание штрафа в сумме 30 000 рублей, с одновременным лишением водительских прав на срок от 1,5 до 2 лет. Если аналогичное нарушение совершил гражданин, не имеющий прав, либо ранее лишенный их по судебному акту, суд должен назначить арест на срок от 10 до 15 суток. Если правонарушитель относится к категории граждан, не подлежащих аресту (например, беременная женщина или несовершеннолетний ребенок), будет назначен штраф в сумме 30 000 руб.

Для работника

В нормах ТК РФ содержится ряд обстоятельств, при которых руководство предприятия сможет уволить сотрудника без его согласия. В рядке случаев для этого потребуется провести служебное расследование и зафиксировать состояние здоровья:

  • при подозрениях о появлении на рабочем месте в состоянии опьянения;
  • для подтверждения факта полной нетрудоспособности;
  • для установления причин и последствий травмы на производстве;
  • для выявления медицинских противопоказаний, препятствующих продолжению работы на прежних условиях.

Для подтверждения перечисленных обстоятельств администрация предприятия или трудовая инспекция выдает направление на медосвидетельствование. Случаи опьянения вправе подтверждать обычное медицинское учреждение, имеющее лицензию на оказание данных услуг. Для выявления полной нетрудоспособности, установления инвалидности или последствий производственных травм обследование может проводиться в учреждениях МСЭК.

Однако такое поведение работника повлечет последствия для продолжения трудовых отношений:

  • при проведении служебного расследования по факту появления на работе в нетрезвом состоянии отказ повлечет применение мер дисциплинарного воздействия – даже за однократный случай употребления алкоголя на работе может последовать принудительное увольнение (руководитель может ограничиться наказанием в виде предупреждения или выговора);
  • при отказе подтвердить годность для дальнейшей трудовой деятельности, контракт может быть расторгнут по инициативе работодателя;
  • если без заключения медэксперта не будут установлены причины и последствия производственной травмы, сотрудник может сам понести наказание за нарушение правил охраны и безопасности труда, а также лишится законных выплат.
Читайте также:  Как узнать о задолженности у судебных приставов?

За исключением случаев употребления алкоголя на работе, в своевременном прохождении обследования заинтересован сам сотрудник. Он сможет рассчитывать на возмещение вреда здоровью за счет работодателя, назначение пенсии и иных выплат по инвалидности, и т.д. Поэтому случаи отказа от направления, выданного работодателем, встречаются достаточно редко.

Если экспертное заключение явилось причиной для увольнения, сотрудник сможет обжаловать приказ в суде. Так как с результатами обследования он должен быть ознакомлен в письменной форме, возникает право на прохождение повторной или дополнительной экспертизы. Сделать этого гражданин может через любое медучреждение, имеющее лицензию, либо через МСЭК.

В уголовном и административном деле

Одним из важных обстоятельств, которые повлияют на итоги рассмотрения уголовных и административных дел, является характер и размер вреда здоровью. Для установления этих фактов выдается направление на медосвидетельствование, либо назначается судебная экспертиза. Итоги обследования могут повлечь следующие последствия:

  • фиксируется характер телесных повреждений и степень утраты трудоспособности – от этого зависит разграничение ответственности между УК РФ и КоАП РФ, а также выбор конкретного состава и санкций для виновного лица;
  • степень вреда здоровью повлияет на размер компенсации, которая будет взыскана с преступника или правонарушителя;
  • выявление факта алкогольного опьянения у обвиняемого или подозреваемого может повлечь применение более суровой статьи, либо установление дополнительного отягчающего обстоятельства;
  • если состояние опьянения будет выявлено у потерпевшего, этот фактор также должен учитываться судом при рассмотрении дела.

В отношении потерпевших такая мера не применяется, так как они заинтересованы в объективной оценке состояния здоровья.

Если при рассмотрении уголовного или административного дела выявлен отказ от законного требования о прохождении медосвидетельствования, суд вправе расценить такое поведение как признание определенного факта. При этом должны оцениваться и иные обстоятельства дела – письменные и вещественные доказательства, показания свидетелей.

За уклонение от прохождения медицинских процедур предусмотрена ответственность по ст. 6.9.1 КоАП РФ. Однако в этом случае речь идет не о выдаче направления уполномоченным лицом и последующим отказом гражданина, а неисполнение санкции суда, назначенной для больных наркоманией. Под уклонение понимается неявка два или более раз для проведения диагностических и профилактических процедур в медучреждении, указанном в судебном акте. Наказанием за такое поведение может стать штраф или административный арест.

Комментарий к КоАП

Статья 21.6. Уклонение от медицинского обследования

Уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

В соответствии со ст.5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости – врачами других специальностей.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования указанных граждан определяется постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 №565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе».

Согласно ст.31 указанного Федерального закона граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации

Уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии образует состав административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей.

Из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. № 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы» (п.7) :

В предусмотренных законом случаях призыв на военную службу включает в себя не только обязанности граждан, установленные пунктами 1 и 2 ст.31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», но и другие обязанности, например прибытие призывника по направлению призывной комиссии в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания (п.4 стт.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

При решении вопроса о том, является ли уклонение от медицинского обследования по направлению призывной комиссии преступлением, предусмотренным ч.1 ст.328 УК РФ, или административным правонарушением (ст.21.6 КоАП РФ), судам следует устанавливать направленность умысла лица, уклоняющегося от этого мероприятия.

В случае, когда призывник не является на медицинское обследование с целью уклониться от призыва на военную службу, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по ч.1 ст.328 УК РФ. Об этом может свидетельствовать, в частности, неявка без уважительных причин призывника в медицинскую организацию в течение срока очередного призыва на военную службу.

Уклонение от прохождения медицинского освидетельствования

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) нарушение законодательства о труде и об охране труда является основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности.

Так, в случае если инспекторами Роспотребнадзора или любого другого контролирующего органа будет установлен факт непрохождения работниками медицинского осмотра, работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде, которая предусматривает наложение административного штрафа:
– на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей;
– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей;
– на юридических лиц – от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
А если непрохождение работником медицинского осмотра повлекло причинение тяжкого вреда его здоровью или смерть работника, то возможно привлечение должностных лиц к уголовной ответственности (ст. 143 Уголовного кодекса РФ).
Работодатель несёт ответственность за своевременную организацию за счёт собственных средств медицинских осмотров работников организации, за допуск к работе лиц, не прошедших предварительный или периодический осмотр либо не допущенных к работе по медицинским показаниям.
В связи с этим работодатель совершенно напрасно не пользуется своим правом требовать от работников соблюдения их обязанностей в сфере охраны труда.
Если работник уклоняется от прохождения обязательного медицинского осмотра, нарушая тем самым ст. 214 ТК РФ, то работодателю следует применить к нему меры дисциплинарной ответственности (вынести замечание или выговор).
Анализ судебной практики показывает, что норма ст. 214 ТК РФ регламентирует обязанность работника по прохождению внеочередного медицинского осмотра по направлению работодателя, отказ от осмотра является нарушением трудовой дисциплины. Вместе с тем данное положение Закона не указывает на невозможность прохождения внеочередного медицинского освидетельствования в отсутствие направления работодателя, поскольку положения ст. 219 ТК РФ регламентируют право работника на внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования). Таким образом, отсутствие направления работодателя для прохождения внеочередного медицинского осмотра в соответствии с медицинскими рекомендациями не является основанием для отказа работнику в выплате среднего заработка за период пребывания в стационаре для прохождения осмотра.
Также работодатель вправе отстранить такого работника от работы до прохождения им необходимого медицинского освидетельствования.
Заработная плата за время отстранения от работы не начисляется, за исключением случая, когда работник не выполнил своей обязанности по прохождению медосмотра не по своей вине (ст. 76 ТК РФ).
В данном случае работнику производится оплата за всё время отстранения от работы как за простой.
В соответствии со ст. 185 ТК РФ на время прохождения медицинского обследования за работниками сохраняется средний заработок по месту работы, следовательно, в случае невыполнения своей обязанности по своевременной явке на медосмотр работник несёт ответственность в размере своего среднего заработка за период отстранения от работы.

Управление труда и социальной политики администрации муниципального района

Пилотный проект

«Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)» по внедрению единого окна цифровой обратной связи

В рамках данного проекта гражданин может написать сообщение по интересующему его вопросу в органы местного самоуправления, органы государственной власти. Данная форма не предназначена для приема обращений граждан в порядке Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Ответ на сообщение будет направлен не позднее 8 рабочих дней после дня его регистрации, а по отдельным тематикам – в укороченные сроки.

Добавить комментарий