Все о правилах маневра на трамвайных путях

9.6 Движение по попутным трамвайным путям

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

В очередной раз обращаем внимание, что трамвайные пути не являются составляющей проезжей части, а представляют из себя отдельный элемент дороги.

Движение по трамвайным путям

Трамвайные пути попутного направления не предназначены для движения безрельсовых транспортных средств. Выезд на них ограничен определенными условиями.

Расположение

  • с левой стороны от проезжей части;
  • на одном уровне с проезжей частью;
  • Когда разрешено движение по попутным трамвайным путям?

    • все другие полосы движения заняты;
    • при объезде;
    • при повороте налево или развороте в соответствии с пунктом 8.5 Правил дорожного движения.

    Без причины занимать трамвайные пути Правила не допускают.

    Отсутствуют какие-либо дополнительные ограничения для левого поворота и разворота, то есть данные маневры можно выполнять на любом участке дороге, где не установлены иные запреты Правилами или знаками.

    Один уровень или нет?

    В контексте Правил дорожного движения и термина «Перекресток» под движением в разных уровнях подразумевается перекрестное движение транспортных средств через эстакады или тоннели. В пункте 9.6. понятие уровня стоит воспринимать буквально, когда на трамвайные пути выезд не ограничен и покрытие на трамвайных путях совпадает с покрытием проезжей части либо незначительно отличается.

    Трамвайные пути в разных уровнях с проезжей частью

    Движение по путям и не создавать помех трамваю

    В этой части правила прямо разрешают занимать трамвайные пути для движения, если заняты другие полосы, наиболее наглядный случай — это затор. При этом никаких дополнительных требований при приближении трамвая к водителям не применяется, в отличии от ПДД республики Беларусь:

    64.2. если выезд на трамвайные пути создаст препятствие для движения трамвая, водитель должен остаться на занимаемой полосе движения, не выезжая на трамвайные пути, в ожидании проезда попутного трамвая и встречных транспортных средств;

    64.3. в случае создания препятствия для движения трамвая трамвайный путь по возможности должен быть освобожден. Водители транспортных средств, движущихся рядом в попутном направлении, должны предоставить возможность для этого.

    Выдержка выше из Правил дорожного движения республики Беларусь, где однозначно прописано взаимодействие водителей трамваев и безрельсовых транспортных средств, что отсутствует В Правилах РФ.

    Намеренно ли в ПДД РФ формулировка в пункте 9.6 применяется для разгрузки улично-дорожной сети или это недоработка законодателя, но требование в действующей редакции ограничено термином «Уступить дорогу (не создавать помех)«, то есть временем выезда на трамвайные пути, и не предписывает иных действий для водителей при движении по трамвайным путям.

    Трамвай в заторе

    На встречные рельсы запрещено

    Правила дорожного движения РФ устанавливают безусловный запрет выезда на встречные трамвайные пути.

    Обратите внимание при движении через перекресток, где трамвайные пути изменяют направление. Запрет в равной степени распространяется и на трамвайные пути с изгибом, а грань между пересечением и выездом очень тонка и неоднозначна. Пересекать встречные трамвайные пути следует по возможности чтобы угол пересечения был близок к 90 градусам.

    Движение по полосам

    Дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2 запрещают движение через перекресток по трамвайным путям. Водитель должен занять полосу на проезжей части до выезда на перекресток для выполнения требований знаков.

    Маневрирование

    Маневром можно считать любое изменение направления движения транспортного средства относительно дороги, по которой оно движется.

    К маневрам относятся:

    • повороты и развороты;
    • перестроения;
    • объезды и обгоны;
    • начало движения от тротуара или с обочины;
    • подъезд к тротуару или съезд на обочину перед остановкой;
    • движение задним ходом.

    Не является маневром движение по закруглению дороги при отсутствии других возможных направлений.

    При выполнении манёвров должны соблюдаться некоторые общие правила. За исключением специально оговоренных случаев, водитель, совершающий манёвр, должен уступить дорогу тем участникам движения, которые не совершают манёвров в данный момент.

    Начало движения

    Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан заблаговременно подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления и прекращать их подачу сразу после выполнения манёвра.

    Сигналы подаются везде, включая дворы, АЗС и другие прилегающие территории и всегда, как только возникает ситуация выбора одной из двух возможных траекторий движения.

    Если указатели поворота или задние тормозные фонари отсутствуют на транспортном средстве, либо они неисправны, то водитель должен подавать сигналы рукой.

    Подача сигнала рукой может быть прекращена непосредственно перед выполнением манёвра. Это позволит водителю поворачивать руль обеими руками.

    Водитель, выполняющий манёвр, не должен создавать своими действиями помехи другим участникам движения. Иными словами, он должен уступать дорогу тем, кто не совершает манёвров.

    Поэтому включенный сигнал поворота не дает преимущества. Он только информирует окружающих о том, куда транспортное средство будет двигаться дальше.

    Тот, кто выполняет манёвр, не обязан уступать дорогу транспортному средству, стоящему на месте. Следовательно, прежде чем начать движение от тротуара или с обочины, вы должны уступить дорогу всем движущимся ТС, в том числе и тем, которые в процессе движения выполняют поворот, разворот, перестроение или объезд вашего транспортного средства.

    Сигналы поворота должны подаваться таким образом, чтобы не ввести в заблуждение окружающих участников движения.

    Это не отменяет требования об обязательной подаче сигнала, однако включать указатели поворота можно, только убедившись, что ваши намерения не могут быть ошибочно поняты другими водителями и пешеходами.

    Прилегающие территории

    Как правило, прилегающая территория расположена сбоку от дороги. Въезжая на неё или выезжая с неё, водитель должен уступить дорогу всем, чей путь он пересекает.

    При повороте с дороги на прилегающую территорию, расположенную справа, на пути транспортного средства могут оказаться пешеходы, движущиеся по дороге в попутном или встречном направлении, а также попутные велосипедисты.

    При повороте налево водитель пропускает пешеходов, идущих по левому тротуару (обочине), и все встречные транспортные средства.

    Выполняя правый поворот с прилегающей территории на дорогу, водитель должен пропустить пешеходов, идущих по тротуару, и транспортные средства, приближающиеся слева.

    При выезде с прилегающей территории налево к ним добавляются ТС, приближающиеся с правой стороны. Поэтому выполнить левый поворот всегда труднее, чем правый.

    Перестроение

    Перестроением называется выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения. Водители перестраиваются, когда меняют полосу движения, выполняют объезд или обгон.

    Также перестроение бывает необходимо перед поворотом, разворотом, началом и окончанием движения.

    Согласно правилам маневрирования, при перестроении водитель должен уступить дорогу тем транспортным средствам, которые перестроения не совершают. Водитель, движущийся по своей полосе, всегда имеет преимущество перед тем, кто только собирается занять эту полосу.

    Однако бывает и так, что два попутных ТС хотят перестроиться одновременно — одно с левой полосы вправо, а другое — с правой полосы влево. В этом случае действует правило помехи справа — у кого есть помеха с правой стороны, тот и должен уступить дорогу.

    Если справа от вас помехи нет, значит, вы должны перестроиться в первую очередь и освободить полосу второму ТС.

    Правило помехи справа действует не только при одновременном перестроении. Это универсальное правило, при помощи которого регламентируется очередность движения во всех случаях, когда траектории двух участников движения пересекаются, и оба они находятся в равных условиях — на равнозначном перекрестке, автостоянке, во дворе и т.д.

    Однако пользоваться этим правилом ни в коем случае нельзя, если условия, в которых оказались участники движения, заведомо неравные — например, когда одно ТС движется по главной дороге, а другое — по второстепенной, или когда одно ТС выезжает с прилегающей территории, а другое едет по дороге.

    В таких ситуациях не имеет значения, кто из двух участников движения оказался справа, а кто — слева, поскольку другие пункты Правил четко оговаривают, кто кого должен пропустить.

    Полосы торможения и разгона

    Полосы торможения и разгона образуются за счет расширения проезжей части вблизи перекрестков, остановок общественного транспорта или мест для разворота на дороге с разделительной полосой.

    Они отделяются от остальных полос широкой прерывистой линией разметки 1.8. Наиболее длинные полосы разгона и торможения обустраиваются на автомагистралях — их протяженность может достигать 100 метров.

    При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, развернуться или остановиться, должен, не снижая скорости, перестроиться на эту полосу и замедлять движение своего ТС только на ней.

    Тем самым он освободит ранее занимаемую полосу для тех, кто оказался позади него и намеревается продолжить движение с прежней скоростью в прямом направлении.

    При наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен поворачивать на нее, набирать скорость на этой полосе и вливаться в транспортный поток в конце полосы разгона, не создавая помех тем, кто движется по остальным полосам проезжей части.

    Правила поворота

    Перед выполнением поворота направо водитель должен убедиться, что перед ним не установлены знаки 3.18.1, 4.1.1, 4.1.3, 4.1.5, 5.7.2, 5.13.2, а также знаки 3.2 или 3.3 с табличкой 8.3.1.

    Также могут запретить правый поворот знаки 5.15.1 либо 5.15.2, на которых отсутствует стрелка правого поворота, или соответствующая этим знакам разметка 1.18.

    Поворот налево возможен только там, где отсутствуют знаки 3.18.2, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4, 5.7.1, 5.13.1, 6.3.1, 6.3.2, а также знаки 3.2 или 3.3 с табличкой 8.3.2.

    Поворот налево могут запретить знаки 5.15.1 либо 5.15.2, на которых отсутствует стрелка левого поворота, или соответствующая этим знакам разметка 1.18.

    Действие знаков 3.18.1, 3.18.2, а также 4.1.1 — 4.1.6 (4.1.1, 4.1.2, 4.1.3, 4.1.4, 4.1.5, 4.1.6) распространяется только на то пересечение проезжих частей, перед которым они установлены.

    При наличии на перекрестке двух и более пересечений проезжих частей поворот и разворот возможны поле пересечения разделительной полосы, то есть там, где эти знаки уже не действуют.

    Необходимо также помнить, что Правила не допускают поворот налево и разворот с пересечением линий разметки 1.1, 1.3, 1.9, а также разметки 1.11, когда она повернута сплошной линией в вашу сторону.

    Выбор полосы для поворота (разворота)

    Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении.

    На многополосных дорогах повороты и развороты выполняются следующим образом:

    • поворот направо — с крайней правой полосы на крайнюю правую полосу поперечной дороги;
    • поворот налево и разворот — с крайней левой полосы на любую полосу, предназначенную для движения в данном направлении (не на встречную!)

    Движение прямо может осуществляться с любой полосы, включая крайнюю правую и крайнюю левую.

    Отступать от указанного правила можно в двух случаях:

    1. При наличии на перекрестке знаков 5.15.1, 5.15.2 «Направления движения по полосам» или разметки 1.18 — в соответствии с их требованиями.

    На таких знаках или разметке стрелка, указывающая поворот налево, разрешает и разворот. Однако, независимо от наличия знаков «Направления движения по полосам» или разметки 1.18, разворот на перекрестке может осуществляться только с крайней левой полосы. Это требование должно соблюдаться и при наличии стрелок, разрешающих выполнить левый поворот одновременно с нескольких полос.

    2. При въезде на перекресток с круговым движением. Въезжать на такой перекресток можно с любой полосы попутного направления. Однако выезд с него должен осуществляться только из крайнего правого положения.

    В местах поворота с дороги на прилегающую территорию знаки «Направления движения по полосам» не устанавливаются и разметка 1.18 не наносится. Следовательно, в таких местах всегда нужно поворачивать направо или налево соответственно из крайнего правого или из крайнего левого положения.

    Перед любым поворотом или разворотом недостаточно оказаться на нужной полосе движения. Для поворота направо следует занять такое положение на этой полосе, чтобы никто, даже велосипед или мотоцикл, не оказался правее вашего ТС.

    Перед поворотом налево и разворотом нужно позаботиться о том, чтобы никто не оказался на вашей полосе левее вашего ТС. Начиная манёвр, вы должны дополнительно убедиться в этом, посмотрев в наружное зеркало заднего вида.

    Если водитель длинномерного или крупногабаритного ТС не может выполнить манёвр из крайнего правого или крайнего левого положения, ему разрешается отступать от этого требования, не создавая помех другим участникам движения.

    Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на полосе встречного движения.

    При повороте направо следует придерживаться правого края проезжей части. При повороте налево, чтобы не оказаться на встречной полосе, вы не должны «срезать» траекторию на пересечении проезжих частей.

    Поворот налево (разворот) на дороге с трамвайными путями

    Если на дороге, с которой вы хотите повернуть налево или развернуться, есть трамвайные пути, расположенные слева от вас на одном уровне с проезжей частью, то необходимо соблюдать следующие правила:

    1. При наличии на перекрестке знаков 5.15.1, 5.15.2 «Направления движения по полосам» или разметки 1.18 левый поворот и разворот выполняются без перестроения на трамвайные пути, с той полосы проезжей части, на которую указывает стрелка на знаке (разметке).
    2. При отсутствии знаков «Направления движения по полосам» или разметки 1.18 левый поворот и разворот выполняются с трамвайных путей попутного направления. Вы должны перестроиться на них незадолго до места поворота (разворота), освободив крайнюю левую полосу для движения прямо.

    В любом случае, как при движении по трамвайным путям, так и при их пересечении в процессе левого поворота или разворота, водители безрельсовых ТС не должны создавать помех трамваю.

    Это означает, что выполнять манёвры на трамвайных путях вы можете только тогда, когда они свободны от приближающегося трамвая на достаточном расстоянии.

    Разворот и движение задним ходом

    И разворот, и движение задним ходом — это изменение направления движения транспортного средства на противоположное. Однако между двумя способами, которыми оно осуществляется, есть существенное различие.

    Читайте также:  Утеря СТС на машину. Как восстановить

    Разворот можно представить как два поворота налево, которые выполняются один за другим.

    Следовательно, при развороте водитель должен выполнить те же обязанности, что и при повороте налево — подать сигнал о выполнении манёвра, занять правильное положение на проезжей части, уступить дорогу встречным ТС, а при наличии трамвайного движения — еще и попутному трамваю.

    Дополнительную трудность для выполнения разворота может представлять узкая проезжая часть. Если габариты ТС не позволяют развернуться в ограниченном пространстве, то разворот приходится выполнять в три приема с активным вращением руля и использованием заднего хода.

    Разворачиваться можно как на перекрестках, так и на участках дороги между ними. На перекрестке разворот выполняется только из крайнего левого положения (на многополосной дороге — с крайней левой полосы).

    Вне перекрестка допускается два варианта разворота: либо из крайнего левого положения, либо из крайнего правого — от тротуара или с правой обочины. Разворачиваться со средних полос, предназначенных для движения в данном направлении, всегда запрещается.

    Разворот из крайнего правого положения используют при недостаточной ширине проезжей части, чтобы избежать выполнения манёвра в три приема. При этом водитель обязан уступить дорогу не только встречным, но и всем попутным ТС, включая трамваи.

    На узких улицах можно развернуться вне перекрестка с использованием прилегающей территории. Если она расположена справа от дороги, то нужно заехать на нее задним ходом, после чего повернуть налево.

    Если прилегающая территория расположена слева, то на нее заезжают передним ходом, а выезжают на дорогу — задним, соблюдая меры предосторожности.

    Места, где запрещен разворот

    Разворот на перекрестке может быть запрещен дорожным знаком 3.19, а также знаками 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4 Действие знака 3.19 распространяется на весь перекресток, а знаков 4.1.1, 4.1.2 и 4.1.4 — только на то пересечение проезжих частей, перед которым они установлены.

    Не позволяют развернуться на перекрестке знаки 5.15.1, 5.15.2, на которых отсутствует стрелка левого поворота, либо соответствующая этим знакам разметка 1.18.

    Знаки 4.1.1, 5.5, 5.11, 5.1 и 5.3 не позволят вам выполнить разворот вне перекрестка.

    Линии разметки 1.1, 1.3, 1.9, а также разметка 1.11, повернутая сплошной линией в вашу сторону, также запрещают водителю развернуться.

    Независимо от наличия указанных знаков (разметки), разворот запрещается еще в шести местах, оговоренных пунктом 8.11 Правил:

    • на пешеходных переходах (можно развернуться до или после перехода);
    • в местах расположения остановок маршрутных транспортных средств;
    • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
    • в тоннелях;
    • на железнодорожных переездах (можно развернуться до или после переезда);
    • там, где дорога просматривается хотя бы в одном направлении (вперед или назад) менее чем на 100 м.

    Движение задним ходом

    Как и любой манёвр, движение задним ходом разрешается при условии, что оно будет безопасным и не создаст помех другим водителям и пешеходам.

    Несмотря на небольшую скорость, езда задним ходом является весьма рискованным манёвром. Это обусловлено, в первую очередь, ограниченным обзором — водитель зачастую просто не видит, куда он едет, и что находится у него на пути.

    К тому же ТС движется задним ходом навстречу транспортному потоку, в котором кто-то из водителей может слишком поздно заметить опасность.

    Поэтому Правила обязывают того, кто намерен включить задний ход, воспользоваться при необходимости помощью других лиц. В первую очередь, это требование касается движения в местах с ограниченной видимостью.

    Знаков или разметки, которые специально запрещали бы движение задним ходом, не существует. Однако знаки 3.1, 3.2, 3.17.2 и некоторые другие запрещают дальнейшее движение как передним, так и задним ходом.

    Кроме того, задний ход не допускается в тех же самых местах, где запрещен разворот, а именно:

    • на пешеходных переходах;
    • в местах расположения остановок маршрутных транспортных средств;
    • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
    • в тоннелях;
    • на железнодорожных переездах;
    • там, где дорога просматривается менее чем на 100 м;
    • на автомагистралях и дорогах для автомобилей, обозначенных дорожными знаками 5.1 и 5.3.

    Также необходимо запомнить, что, в отличие от разворота, двигаться задним ходом разрешено на дорогах с односторонним движением (при наличии уважительной причины), но зато запрещается на любых перекрестках.

    В местах выезда с прилегающих территорий, которые не образуют перекрестка, двигаться задним ходом разрешено.

    Глава 8 ПДД. Начало движения, маневрирование

    Пункт 8 ПДД включается в теоретическую часть экзамена в автошколе и регламентирует начало движения, маневрирование на перекрестках.

    Пункт 8.1 ПДД Перед тем, как начинать движение, разворот, поворот или перестроение, а также остановку, водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота, рукой остальным участникам движения.

    В случае неисправности или отсутствия световых указателей сделать предупреждение с помощью руки. Последнее применимо для водителей мотоциклов и мопедов. Маневр не должен становиться помехой или источником опасности для движения других ТС, пешеходов или велосипедистов.

    Сигналы маневрирования подаваемые рукой

    1, Поворот налево или разворот — вытягивается в сторону левая рука, или же правая также вытягивается в сторону и сгибается в локте вверх под прямым углом

    2. Вытягивается в сторону левая рука и сгибается в локте вверх под прямым углом или же правая вытягивается в сторону — такой сигнал рукой подаваемый мотоциклистом информирует вас что он собирается повернуть направо.

    3. Поднятая вверх одна из рук — такой сигнал рукой подаваемый водителем легкового автомобиля информирует вас о торможении.

    Пункт 8.2 ПДД Когда нужно включать поворотники? Правила обязывают водителя подавать поворотный сигнал с помощью руки или указателей до того момента, как будет произведен маневр.

    • При успешном маневре подача сигнала должна немедленно прекратиться во избежание недоразумений.
    • Также запрещается вводить других участников движения в заблуждение подачей знаков.
    • Сигнал маневра не дает водителю никаких преимуществ на дороге и не освобождает от соблюдения мер минимальной предосторожности.

    Пункт 8.3 ПДД При выезде с прилегающей территории (парковка или стоянка внутри двора), водитель ТС обязан уступать дорогу всем участникам движения, движущимся по данному участку дороги, будь то водители или пешеходы.

    Выезжая с дорожной полосы, уступать дорогу тем транспорту и пешеходам, чье направление движения вам необходимо пересечь.

    Пункт 8.4 ПДД РФ Правила перестроения. Во время перестроения автовладелец обязан уступать дорогу всем ТС, которые движутся в том же направлении и не собираются его менять.

    Если перестроение осуществляется несколькими ТС одновременно (взаимное перестроение) — водитель (находящийся слева) должен уступить дорогу водителю который находится по правую его руку.

    Пункт 8.5 ПДД РФ Перед тем, как осуществлять повороты в любую сторону или разворот, водителю следует заранее перестроить свое ТС на крайнюю полосу в сторону движения.

    Перестроение ПДД 8.5 Перестроение на крайнюю полосу движения

    Круговое движение

    Исключение — ситуация, при которой необходимо въезжать на перекресток с организацией кругового движения. В данном случае:

    • Въезд на дорогу с круговым движением осуществляется с любой полосы;
    • Выезд с участка дороги с кольцевым движением производится только с крайней правой полосы.

    ПДД 8.5 Выезд на участок дороги с круговым движением и выезд с него

    Маневрирование на дороге с трамвайными путями

    Если по левой стороне имеются трамвайные пути, по которым осуществляется попутное направление, и они находятся на одном уровне с основной дорогой, то разворот и поворот налево выполняются с них.

    Ограничение на данный маневр вводится знаками 5.15.1 или 5.15.2, а также с помощью разметки 1.18. Естественно, помех трамваю создаваться не должно.

    Знаки предписывающие направление движения на проезжей части

    Пункт 8.6 ПДД При осуществлении поворота необходимо сделать так, чтобы ТС не оказалось на встречной полосе после маневрирования на перекрестках. Если же происходит поворот направо, то движение должно осуществляться как можно ближе к правой стороне дороги.

    Пункт 8.7 ПДД Когда габариты ТС не позволяет осуществлять разворот по правилу 8.5, согласно ПДД, таким транспортным средствам разрешается отходить от данного правила и совершать такой поворот, разворот, но обеспечивая безопасность остальных участников движения.

    Пункт 8.8 ПДД Если осуществляется разворот или поворот налево вне перекрестка, то водитель автомобиля должен предоставить дорогу тем ТС, которые движутся навстречу, а также попутному трамваю.

    В случае, когда ширины дороги не хватает для того, чтобы осуществить маневр по правилам (из левого крайнего положения), можно проводить его с правой обочины или по-другому от правого края дорожной полосы. Водителю при этом требуется уступить проезд как встречным участникам движения, так и попутным. Данное правило применимо, например, к крупногабаритным грузовым машинам.

    Пункт 8.9 ПДД Если получается так, что пересекаются траектории движения различных ТС при том, что ПДД не предписывают определенной очередности, освободить трассу должен тот водитель, по отношению к которому приближающееся ТС находится по правую руку (принцип ПДД «Помеха справа»).

    Пункт 8.10 ПДД Когда имеется полоса торможения, тот водитель, который хочет осуществить поворот, обязан заблаговременно перестроиться на указанную полосу и именно на ней снижать скорость движения.

    Если же при въезде на дорогу имеется разгоночная полоса, то водителю следует передвигаться по ней, а также своевременно перестраиваться на расположенную рядом полосу. Дорога уступается тем ТС, которые движутся по данной дороге.

    Пункт 8.11 ПДД Разворот запрещается осуществлять в следующих случаях:

    • в тоннелях;
    • в зонах, на которых видимость дороги меньше, чем 100 метров хотя бы в одном направлении движения;
    • на ж/д переездах;
    • на эстакадах, мостах, путепроводах, а также под указанными объектами;
    • в зоне остановки маршрутных ТС;
    • на территории пешеходных переходов.

    Пункт 8.12 ПДД Движение транспортных средств задним ходом разрешается в том случае, когда маневр не принесет опасности прочим участникам движения и не создаст для них помех. В случае необходимости водителю следует попросить помощи у иных лиц.

    Движение транспортных средств задним ходом запрещается, где пункт 8.11 ПДД запрещает проводить разворот.

    Нарушение данных правил карается штрафами по соответствующим статьям КоАП. Например, за неправильное маневрирование на парковках. В частности, если перемещение задним ходом создало помехи для остальных участников движения.

    Что касается нюансов маневрирования, то примером может стать аварийная остановка. Ее необходимо осуществить на правой обочине, при этом включить аварийные сигнальные огни и выставить знак аварийной остановки, особенно если видимость не дает возможности иным участникам движения издали увидеть ТС.

    Видео урок: начало движения маневрирование ПДД

    Как правильно поворачивать налево и разворачиваться при наличии трамвайных путей попутного направления

    Трамвай в системе дорожного движения

    p, blockquote 1,0,0,0,0 –>

    Трамвай в системе дорожного движения – участник особый и особенный. Этот факт бесспорен, поэтому в городском цикле для движения рельсового транспортного средства до определенного исторического момента выделялась центральная часть дороги.

    p, blockquote 2,0,0,0,0 –>

    p, blockquote 3,0,0,0,0 –>

    Это подтверждает особый статус трамвая, который ему придавали еще в советское время. Ведь «рельсовик» считался неким апогеем общественного транспорта. Думалось многим, что больше в сфере перевозки пассажиров уже ничего придумать будет невозможно.

    p, blockquote 4,0,0,0,0 –>

    p, blockquote 5,0,0,0,0 –>

    Кто же мог в годы советских пятилеток предположить, что с «лихих девяностых» так начнет фартить Горьковскому автомобильному заводу и его «газельной» линейке?

    p, blockquote 6,0,0,0,0 –>

    p, blockquote 7,0,0,0,0 –>

    Но трамвайное наследство советской эпохи в наших городах все еще дает о себе знать. Вот здесь и возникает серьезная проблема взаимоотношений рядового автолюбителя и трамвая.

    p, blockquote 8,0,0,0,0 –>

    Когда трамваю отдана середина дороги, «простой смертный» водила, поворачивая налево или двигаясь на разворот, вынужден пересекать трамвайные пути, расположенные посредине проезжей части дороги.

    p, blockquote 9,0,0,0,0 –> adsp-pro-1 –>

    Одно замечание: именно посредине, ибо в некоторых более «поздних» трамвайных городах (то есть там, где трамвайное движение было организовано во второй половине XX века) такой проблемы не стоит. Или она не так остра.

    p, blockquote 10,0,0,0,0 –>

    p, blockquote 11,0,1,0,0 –>

    Поворачивая направо или налево, мы вынужденно пересекаем такие «боковые» трамвайные пути. А вот что делать с теми, которые занимают центральную часть дороги?

    p, blockquote 12,0,0,0,0 –>

    Давайте разберемся. Тем более что много времени для этого не понадобится.

    p, blockquote 13,0,0,0,0 –>

    Как пересекать трамвайные пути при повороте налево и развороте

    p, blockquote 14,0,0,0,0 –>

    Основной вопрос не в том, можно ли нам – «сирым и убогим» – пересекать трамвайные пути. Конечно, можно. Двигаться же надо. Но вот какова при этом методика их пересечения? Здесь может быть только два способа:

    p, blockquote 15,0,0,0,0 –>

    1) с предварительным перестроением на трамвайные пути попутного направления и последующим поворотом налево (или разворотом);

    p, blockquote 16,0,0,0,0 –>

    p, blockquote 17,0,0,0,0 –>

    2) без предварительного выезда на трамвайные пути, то есть поворот налево (или разворот) осуществляется прямо из «своей» полосы.

    p, blockquote 18,0,0,0,0 –>

    p, blockquote 19,0,0,0,0 –>

    Как правильно выполнить поворот налево и разворот при наличии трамвайных путей попутного направления

    p, blockquote 20,0,0,0,0 –>

    На самом деле обозначенный нами «главный вопрос» решается элементарно, ибо ПДД содержат прямое указание на разрешение такой ситуации. Это пункт 8.5. Давайте его процитируем:

    p, blockquote 21,0,0,0,0 –>

    «При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю».

    Если перевести с юридического на русский, то выглядит это так: при повороте налево и на разворот на трамвайные пути, расположенные слева, выезжать и можно (точнее – нужно!), и нельзя.

    p, blockquote 23,1,0,0,0 –>

    Опять дилемма? Ничего подобного. Правила однозначно трактуют ситуацию и регламентируют наши действия. Если трамвайные пути расположены:

    p, blockquote 24,0,0,0,0 –>

    • во-первых, слева от нас;
    • во-вторых, в одной плоскости с нашей проезжей частью;
    • в-третьих, это трамвайные пути именно попутного направления;

    то правильным вариантом поворота налево или разворота для нас будет предварительный выезд на трамвайные пути попутного направления (с последующим пересечением трамвайных путей встречного направления под углом 90 градусов).

    Читайте также:  Как проверить авто на ограничение регистрационных действий?

    p, blockquote 25,0,0,0,0 –>

    p, blockquote 26,0,0,0,0 –>

    Естественно, что при этом мы не должны своими действиями создавать помех трамваю. Грубо говоря, подъезжая к месту поворота налево или разворота, мы должны будем пропустить попутный трамвай и только после этого перестроиться на его пути, чтобы впоследствии (пропустив встречный трамвай) благополучно завершить задуманный маневр. Надеюсь, не усложнили!

    p, blockquote 27,0,0,0,0 –>

    Это – наши действия в так называемом «чистом» виде. Но есть еще один вариант развития событий.

    p, blockquote 28,0,0,0,0 –>

    Не секрет, что ПДД предусматривают установку дорожных знаков и разметки. Среди них есть большое и разнообразное семейство «братьев»-знаков (5.15.1 и 5.15.2) и одной «сестрички»-разметки (1.18).

    p, blockquote 29,0,0,0,0 –>

    p, blockquote 30,0,0,0,0 –>

    И вот они-то как раз и вносят серьезные коррективы в наши действия.

    p, blockquote 31,0,0,0,0 –>

    При их наличии на проезжей части, водитель должен воздержаться от выезда на трамвайные пути попутного направления. Методика наших действий здесь предписана знаками и/или разметкой. Грубо говоря, что показывают знаки и разметка, то мы и выполняем — без выезда на трамвайные пути.

    p, blockquote 32,0,0,0,0 –>

    p, blockquote 33,0,0,0,0 –>

    Интересно было бы задаться вопросом: «А почему?».

    p, blockquote 34,0,0,0,0 –>

    Когда знаков и разметки нет, водитель должен определять свое положение на проезжей части самостоятельно (в соответствии с пунктом 9.1 ПДД). Поэтому водителю в таких условиях и не возбраняется занимать крайне левое положение, даже если оно будет располагаться и на трамвайных путях.

    p, blockquote 35,0,0,1,0 –> adsp-pro-2 –>

    При наличии же знаков и разметки количество полос уже оговорено, направления движения из них регламентированы. Поэтому водитель не может своими действиями нарушать уже установленный порядок движения.

    p, blockquote 36,0,0,0,0 –>

    Как выходит, все максимально просто и наглядно!

    p, blockquote 37,0,0,0,0 –>

    Вместо заключения

    p, blockquote 38,0,0,0,0 –>

    Вот, собственно, и все. Чтобы проще запомнить правильность действий в этой ситуацию, выведем универсальную формулу: поворачивая налево или на разворот, всегда предварительно выезжаем на трамвайные пути попутного направления (пропустив трамвай). А если есть знаки и разметка, то поворачиваем только по их стрелкам (как они и показывают).

    p, blockquote 39,0,0,0,0 –>

    Безаварийной вам езды, доброго гаишника и «зеленой улицы»!

    p, blockquote 40,0,0,0,0 –>

    P.S.: Мы не стали рассматривать мотивацию создателей Правил, когда они регламентировали наши действия в подобных дорожных ситуациях. Поверьте на слово: это сделано для обеспечения нашей максимальной безопасности!

    p, blockquote 41,0,0,0,0 –>

    Видео — поворот налево должен выполняться с трамвайных путей:

    p, blockquote 42,0,0,0,0 –>

    p, blockquote 43,0,0,0,0 –>

    Однако если есть среди читателей пытливый ум, мегамозг, — пишите, мы рассмотрим и этот – очень простой – вопрос.

    p, blockquote 44,0,0,0,0 –>

    Как можно узнать неоплаченные штрафы ГИБДД по водительскому удостоверению в режиме онлайн.

    Как водителю соблюдать безопасную дистанцию между автомобилями.

    Видео — примеры правильного и неправильного поворота налево при наличии трамвайных путей попутного направления:

    p, blockquote 46,0,0,0,0 –> p, blockquote 47,0,0,0,1 –>

    Может заинтересовать:

    Даже у нас в Питере, не смотря на очень большую окученность города трамвайными путями очень часто случаются ДТП, когда водитель поворачивает налево не с попутных рельсов, а уже со встречки!

    Для меня, начинающего водителя, информация чрезвычайно познавательная, но сама я редко встречаю трамвайные пути.

    Работала в автошколе, знаю ПДД.
    Так вот в нашем городе вообще не принято ездить по трамвайным путям. И когда я по правилам! поворачиваю, смотрят как на умалишенную)))

    У нас на Ставрополье трамваи есть только в Пятигорске, поэтому знания, полученные в автошколе, забываются. И, попадая туда на авто, начинаю тупить с поворотами-разворотами на путях. Сейчас почитал, освежил в памяти. Наверное, ещё и схему распечатаю, в бардачок брошу))

    Ох, как же вовремя мне статейка попалась! У нас в городе трамвайных путей и в помине нет, сдавала на права три года назад и, естественно, из головы уже вылетели сведения. А тут собрались с мужем ехать в Томск на машине, а уж там-то трамвайных путей сколько угодно. Освежу знания))

    Сама однажды чуть не попалась в руки гаишникам, когда пыталась повернуть во двор с рельсов) Случайно выехала на встречку….и только благодаря едущему во встречном направлении водителю — поняла, что немного туплю)))

    Я только недавно получила права, потому память о зубрёжке ПДД ещё свежа. И знаете, что интересно? Даже не смотря на знак 5.15.1 — водители всё равно встают на рельсы. И я стою жду, не заезжая на них, стараясь соблюдать все правила — и мне сигнялят, мол, чего встала, некоторые даже высовываются из окошек и кричат что-то.

    В Питере с этим прям проблема. Водители не сильно любят соблюдать эти правила. Иногда и выбора нет, в час пик частенько просто зажимают. Я уже стала думать, что и правила не обязательные.

    Всегда опасаюсь трамвайных путей, предпочитаю проехать лишнюю улицу, нежели поворачивать налево, да еще и через путь трамвая. Ладно, если трамвай стоит на светофоре, а если он будет в движении, то затормозить сразу не удастся. так что предпочитаю не рисковать.

    У меня первое в моей жизни ДТП случилось с трамваем!! Причем, моя вина была в том, что я просто запаниковала! В автошколе мы НИ РАЗУ не ездили по дорогам, пересекающимся или идущим параллельно с трамвайными путями…Теперь держусь от рельс как можно дальше …

    C недавних пор боюсь трамваев как огня (один раз не попустила напугав до икоты и себя и вагоновожатую )). Но есть один поворот в Екатеринбурге, в котором я правила соблюдаю неукоснительно. И вот как-то смотрю, что немногие у нас помнят как поворачивать с трамвайных путей без наличия движений по полосам. Очень мешает :(( учите ПДД!

    У нас в городе есть дорога с движением по кольцу. Кольцо — главное. Его пересекают трамвайные рельсы. Трамвай должен уступать. но, так как движение там постоянно интенсивное, все равно рано или поздно кто-то должен трамвай пропустить. Находятся особо упертые бараны, которые в этот момент вылетают на кольцо. Итог — машина всмятку. Виноват трамвай.

    Никогда не понимала как правильно пересекать трамвайные пути при повороте налево. Очень боялась сделать что-то не то. Но картинки тут очень полезные. Надо будет запомнить.

    Трамвай — такое транспортное средство, которое трудно не заметить, но он зачастую остается незамеченным и происходят аварии.

    У нас в городе (да что говорить, даже в области) нет трамвайных путей, поэтому обучаясь в автошколе относилась к этим правилам «спустя рукава»: выучила, сдала и забыла. А оказавшись в Нижнем Новгороде растерялась, там то трамваи есть 🙂 Мораль такова, ПДД надо знать, мало ли, когда нибудь все может пригодиться 🙂

    Учусь в автошколе, развороты с трамвайных путей у нас в Новокузнецке постоянно отрабатываем на учебных машинах. А водители с правами пересекают рельсы поперёк, без заезда на пути попутного направления.

    Трамвай и трамвайные пути, самое, наверное, опасное место для водителя. Кроме того, что написано в правилах, в каждом городе есть еще и свои «традиции». Да и определить, что пути «на одном уровне с проезжей частью» водитель должен самостоятельно, а зимой, например, когда пути засыпаны снегом, это не всегда возможно. Вот и получается «ловушка» для водителей.

    Столько аварий с этим трамваями, я всегда очень боюсь. Люблю улицы где трамвайные пути огорожены от дороги)

    С трамваем вообще следует быть осторожным. Разметка есть не везде, да зимой ее и не видно, поэтому чаще всего поворачивают сразу налево, без выезда на рельсы. Вдобавок можно и шины порезать или получить пинок под зад трамваем, случаев таких на моей памяти много. Сейчас в Саратове убрали трамваи с нескольких улиц, стало проще передвигаться. Остались опасные места, например, выезд трамвая из депо. Едешь вдоль высокого забора, тротуар — метр, и поворачиваешь направо, а тут трамвай выскакивает из ворот. Знающие люди стараются миновать этот перекресток. Зная город, человек проедет там, где трамваев нет, они только лишние пробки создают.

    Пересекать трамвайные рельсы приходится часто, и всегда стараюсь это делать осторожно.

    У нас в городе, чтобы кто-то проехал по правилам и встал на трамвайные пути, где это положено, — прям диковина. Другие водители аж рот разевают. На себе ощутила, когда училась в автошколе, тут же бибикать начинали, пальцем крутить у виска. Сейчас сама частенько не по правилам проезжаю, особенно, когда в потоке, просто боюсь, что кто-нибудь в бочину въедет, пока буду я по правилам на рельсах стоять

    Живу в Самаре и всегда делал поворот с трамвайных путей, а люди из-за незнания правил смотрят на это, как на дикость.

    Не знаю ни одного человека, кто трамвайными правилами дружит. У нас в городе трамваев нет, поэтому для меня это мрак

    Из-за того, что у нас многие трамвайные пути проложены по центру улиц, путаница и неприятности с трамваями случаются постоянно. Да еще по-разному проложены. Одни пути «закатаны» в асфальт, другие, хоть и посередине проезжей части, асфальтом не выровнены. Даже летом люди на этом попадаются, а уж зимой регулярно застревают в ямах между рельсами и проезжей частью.

    В Петербурге езжу. Стажа 15 лет. При отсутствии знака по полосам поворачиваю с трамвайных. Но в последнее время вагоновожатые стали подъезжать сзади (а перестраиваешься когда их в помине нет) и сигналить! Так хочется выйти и поговорить по душам…

    Я в нашем городе вообще стараюсь избегать улиц с трамвайными путями (по возможности конечно) и дело не в разворотах и поворотах, а в том, что из-за высадки-посадки пассажиров время в пути заметно увеличивается. Плюс некоторые раньше времени выбегают трамвай встречать

    У нас в городе трамваев никогда не было и я с ужасом вспоминаю поездку в крупный город, где я столкнулся с такой ситуацией — поворот налево через трамвайные пути. Долго стоял, всех пропускал, пока не повернул. Для этого маневра нужна максимальная бдительность!

    Так то оно так, но, смотрим снова в ПДД и видим ( НЕ СОЗДАВАЯ ПОМЕХ ТРАМВАЮ) Теперь ситуация , еду, мне нужно налево, ну или разворот ,неважно. Смотрю в зеркало , трамвая нет, выезжаю на трамвайные пути, вижу встречный трамвай и ряд встречных автомобилей. Терпеливо останавливаюсь пропускаю встречный трамвай и встречные авто. Пока стою и жду всю встречку, а она бывает ооочень длинной , сзади подъезжает попутный трамвай и уперевшись в меня останавливается. Далее смотрим ПДД , — что такое созданная помеха….(надеюсь все знают) Вот Вам и ответ что пока ждал встречку создал помеху трамваю попутного направления.
    Господа специалисты в ПДД , ну прокомментируйте эту ситуацию…..

    Сергей, смотрим ПДД, что такое созданная помеха. «Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.»
    Когда вы выезжали на тр.пути, трамвая сзади физически не было. Вам некому было уступать дорогу. Поэтому вы выехали на тр.пути. Далее вы стоите, но «стоять» это не «начинать, возобновлять или продолжать движение» и это не маневр. Так что все в порядке. Трамвай же видит вас, вы не внезапно перед ним появились, вы для него лишь затор (аналогия с попутными, поворачивающими перед вами во двор). (Спецом в ПДД себя не считаю, но думаю так.)

    Что там комментировать , ты выехал первый на поворот перед перекрестком значит должен завершить маневр остальное неволнует, тут ещё не написано что если присутствует дополнительный светофор для поворота налево а пути прямо то водителю нельзя занимать полосу трамвая, так как в ожидании стрелки машина перекроет движение прамваю вперед

    В Питере есть перекресток ул.Академика Лебедева и Ленинского пр. главная дорога поворачивает налево вместе с тр.путями. Вопрос: «Обязательно ли перед поворотом перестраиваться на тр.пути»

    Разворот через трамвайные пути

    Добрый день, уважаемый читатель.

    В этой статье речь пойдет о правилах дорожного движения, относящихся к трамвайным путям, а также к выполнению различных маневров через трамвайные пути.

    В частности, будут рассмотрены ситуации, в которых разрешено движение по трамвайным путям, поворот с трамвайных путей, разворот через трамвайные пути, а также штрафы за неправильную езду по трамвайным путям.

    Когда разрешено движение по трамвайным путям?

    Правила дорожного движения разрешают движение по трамвайным путям только при выполнении нескольких условий:

    • трамвайные пути должны находиться слева;
    • трамвайные пути должны быть расположены на одном уровне с проезжей частью;
    • трамвайные пути должны идти в попутном направлении.

    Основываясь на этом списке условий можно сразу же выявить ситуации, в которых движение по трамвайным путям запрещено:

    1. Трамвайные пути находятся справа от дороги. В городах, где организовано трамвайное движение, подобная ситуация далеко не редкость.
    2. Трамвайные пути находятся ниже проезжей части (на газоне) или выше проезжей части. В данном случае трамвайные пути являются разделительной полосой и выезд на них запрещен, т.к. разделительная полоса по определению не предназначена для движения и остановки транспортных средств.
    3. Выезд на встречные трамвайные пути в любом случае является нарушением правил, и за него водитель может получить наказание в виде лишения прав. Однако об этом речь пойдет чуть позже.

    Правила дорожного движения предусматривают возможность использования трамвайных путей для движения прямо, для поворота налево и для разворота. Обратите внимание, что трамвайные пути изначально не предназначены для поворота направо и выполнение подобного маневра в любом случае будет нарушением правил.

    Подчеркну тот факт, что при выезде на трамвайные пути водитель не должен создать помех для движения трамваю.

    Кроме того замечу, что выезд на трамвайные пути попутного направления может быть дополнительно запрещен с помощью дорожных знаков или разметки. Например, для этого может использоваться сплошная линия разметки вдоль трамвайных путей.

    Читайте также:  Законна ли просьба инспектора ГИБДД выйти из машины

    Движение прямо по трамвайным путям

    Движение прямо по трамвайным путям попутного направления вне перекрестка возможно лишь в том случае, если заняты все попутные полосы движения на дороге.

    Движение по трамвайным путям на перекрестке подробно обсуждалось в этой статье, поэтому повторно рассматриваться не будет.

    Поворот налево через трамвайные пути

    Поворот налево на трамвайных путях вне перекрестка должен выполняться следующим образом:

    1. Необходимо убедиться, что поворот не запрещен правилами дорожного движения: трамвайные пути находятся на одном уровне с проезжей частью и расположены слева от водителя. Кроме того следует обратить внимание на линии разметки, которые могут находиться справа, посередине и слева от трамвайных путей. Если хотя бы в одном из перечисленных мест нанесена сплошная (или двойная сплошная) линия разметки, то от маневра следует отказаться.
    2. Необходимо занять положение на трамвайных путях попутного направления. При этом нужно следить за трамваями, движущимися как в попутном направлении, так и во встречном.
    3. Необходимо выполнить поворот налево через трамвайные пути встречного направления. При этом поворот нужно сделать так, чтобы встречные трамвайные пути оказались для Вас перпендикулярными, т.е. нужно выехать на них под прямым углом. В противном случае маневр может рассматриваться сотрудниками ГИБДД как выезд на трамвайные пути встречного направления.

    Разворот на трамвайных путях

    Правила разворота на трамвайных путях совпадают с правилами выполнения поворота налево, речь о котором шла выше.

    Еще раз обращаю внимание, что трамвайные пути в данном случае необходимо проехать под прямым углом, чтобы никому не дать повода заподозрить Вас в выезде на встречные пути.

    Обгон по трамвайным путям

    Выполнение обгона по трамвайным путям в настоящее время невозможно, т.к. обгон должен быть связан с выездом на полосу встречного движения, но движение по трамвайным путям встречного направления запрещено во всех случаях.

    Опережение по трамвайным путям попутного направления правилами не запрещено.

    Изменение правил дорожного движения

    Начиная с 17 октября 2011 года вступило в силу решение Верховного Суда РФ, относящееся к пункту 9.6 правил дорожного движения. Оно указывает на то, что часть пункта 9.6, затрагивающего движение по трамвайным путям, следует признать недействующей. Звучит оно следующим образом:

    Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу первое предложение пункта 9.6 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, в редакции от 14 декабря 2005 г. N 767, в части, разрешающей движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, для обгона.

    Это усовершенствование правил устранило существовавшую ранее неоднозначность (с одной стороны, правила разрешали обгон по трамвайным путям попутного направления, а с другой стороны, такой маневр невозможен даже теоретически).

    ДТП на трамвайных путях

    В данном случае рассмотрим только дорожно-транспортные происшествия с участием автомобиля и трамвая. Связано это с тем, что авария на трамвайных путях с участием только автомобилей ничем не отличается от аварии, например, на парковке или на перекрестке.

    Что касается ДТП при движении автомобиля по трамвайным путям, то виновным в нем всегда является водитель автомобиля, т.к. выезд на трамвайные пути изначально подразумевает, что не будет создано помех трамваю.

    Замечу, что в некоторых ситуациях в ДТП может быть виноват и водитель трамвая. Например, при выезде трамвая из депо или при движении трамвая на запрещающий сигнал светофора.

    Штрафы за движение по трамвайным путям

    Выезд на попутные трамвайные пути

    Наказание за выезд на трамвайные пути попутного направления зависит от того, какой пункт правил был нарушен при выезде.

    Например, если трамвайные пути отделены сплошной линией разметки, то наказанием за нарушение правил будет штраф за нарушение требований дорожной разметки – 500 рублей.

    Еще один пример. Создание помех движению трамвая попутного направления наказывается штрафом в размере 500 рублей.

    Рекомендую распечатать таблицу штрафов ГИБДД и пользоваться ею для определения размеров возможных штрафов.

    Остановка на трамвайных путях в настоящее время наказывается штрафом в размере 3 000 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга и 1 500 рублей для остальных регионов. Подробнее об этом Вы можете узнать в статье “Выделенные штрафы для городов федерального значения”.

    Выезд на встречные трамвайные пути

    Движение по трамвайным путям встречного направления в настоящее время наказывается штрафом в размере 5 000 рублей или лишением прав на 4-6 месяцев.

    Повторное наказание за то же самое нарушение составляет 1 год лишения прав. Ну а в том случае, если повторное нарушение зафиксировано с помощью средств автоматической видеофиксации нарушений, лишение прав будет заменено штрафом в размере 5 000 рублей.

    Еще одна ситуация, в которой лишение прав заменяется штрафом, – это выезд на встречные трамвайные пути для объезда препятствия. В данном случае речь идет о штрафе в размере 1 000 – 1 500 рублей.

    На этом рассмотрение ПДД для трамвайных путей завершено.

    Когда можно выполнять поворот налево с трамвайных путей

    Недаром говорится: «Век живи – век учись», ведь эта народная мудрость касается многих сфер человеческой деятельности. Среди них – управление транспортными средствами, которое таит в себе множество подводных камней. В качестве наглядного примера можно привести технику и правила поворота налево с пересечением трамвайных путей, ведь в этом вопросе нередко путаются даже самые опытные водители, а что уж говорить о новичках.

    Правила пересечения трамвайных путей

    Главная причина, по которой автомобилисты теряются на пересечениях дорог с трамвайными рельсами, заключается в том, что изучаемая в автошколе теория быстро забывается, особенно если не подкреплять ее постоянными практическими занятиями.

    Однако ездить нужно, поэтому водителям постоянно приходится восполнять прорехи в своих знаниях, и если говорить о таком актуальном для крупных городов маневре, как левый поворот с трамвайной колеи, то существует довольно простой для усвоения алгоритм действий, который поможет автолюбителю чувствовать себя в таких местах, как рыба в воде.

    С предварительным перестроением

    Первое, на что следует ориентироваться перед выполнением любого маневра на перекрестках с колеями для рельсового городского транспорта, это направление его движения, разметка и дорожные указатели, регламентирующие движение по полосам.

    Так, согласно пункту 8.5 ПДД, выполнять поворот и разворот на таких пересечениях нужно только после перестроения на примыкающую к крайней левой полосе колею, при условии, что следующие по ней трамваи, идут в попутном основному потоку транспорта направлении.

    Проще говоря, выезд на трамвайную встречку будет запрещен, вне зависимости от дорожной конфигурации, знаков и разметки.

    Кроме того, запрещает такое перестроение сплошная линия, расположенная вдоль трамвайных рельсов, а также указатели, обозначающие направление движения автотранспорта по полосам.

    Если же ничего такого нет, то водитель должен строго соблюдать пункт 8.5, заблаговременно перестраиваясь на рельсы попутного движения для выполнения левого поворота, если они лежат в одном уровне с основным дорожным покрытием.

    Для этого необходимо включить соответствующий поворотник, посмотреть в свое левое боковое зеркало, пропустить идущий по колее трамвай или любые другие транспортные средства, уже успевшие перестроиться для совершения аналогичного маневра, и занять свое место за ними, следя за тем, чтобы движение осуществлялось параллельно рельсам.

    Перед самим поворотом придется пропустить трамвай, а также весь поток машин, движущихся во встречном направлении и только потом закончить начатое, заняв соответствующую своему перестроению полосу на примыкающей дороге.

    Без перестроения

    Поворотный механизм без перестроения является еще более простым для запоминания, предполагая совершение маневра из крайнего левого положения, как и на любом другом пересечении дорог. Так, наличие сплошной разметки, встречной трамвайной колеи или указателя, строго регламентирующего движение для каждой полосы попутного направления, запрещают поворачивать с трамвайных рельсов.

    В этом случае водителю нужно будет включить поворотник, пропустить попутный и встречный рельсовый транспорт, а также идущие вместе с ним автомобили.

    И если учесть тот факт, что трамваи ходят гораздо реже, чем любой другой городской автотранспорт, а также невозможность перестроения на его путь не только своего, но и любых других автомобилей, то выполняются такие маневры довольно быстро. Кроме того, в случае отсутствия рельсовых ТС можно будет выезжать на их колею, что также ускоряет время пересечения дороги для встречного движения.

    Поворот налево с путей попутного направления

    Согласно ПДД, езда по колеям попутного направления является допустимой только тогда, когда на основной дороге образовалось непреодолимое препятствие (ДТП, упавшее дерево, разрушение прилегающей инфраструктуры, образование канавы и пр.). Естественно, в этом случае водитель будет обязан удостовериться в том, что выполняемый им маневр не помешает движущемуся трамваю.

    Что касается левого поворота с обязательным перестроением, то нередки ситуации, когда заняв это положение, водитель не успевает завершить начатый маневр из-за непрерывающегося встречного потока, тогда как сзади него уже подпирает рельсовое ТС.

    По правилам ПДД (пункт 64.3), водитель должен будет уступить место трамваю, вернувшись на исходную позицию. Однако как показывает практика, отыграть все назад в плотном потоке будет крайне сложно, особенно если учесть, что речь идет о перекрестной зоне.

    Как вариант, можно еще какое-то время продолжить движение вместе, а точнее, перед трамваем, но чаще всего и такое решение становится невозможным для практической реализации и рельсовому ТС приходится останавливаться, ожидая, когда стоящий впереди автомобиль закончит поворот.

    А чтобы не допускать подобных ситуаций, следует выбирать более удобное место для поворота/разворота в условиях плотного городского трафика или внимательно следить за дорожной обстановкой, не выезжая на трамвайную колею раньше положенного времени.

    Также важно помнить, что еще с советских времен трамваи имеют преимущество по отношению к любому другому виду транспорта, и при равнозначном положении правило «Помеха справа» с ним не действует. Не обходится и без исключений, одним из которых может стать запрещенный сигнал на трамвайном светофоре, часто используемый автомобилистами для быстрого и безопасного завершения начатых маневров.

    Если же и для рельсового, и для легкового транспорта будет гореть зеленый свет, то привилегия будет отдаваться первому из них и, наоборот, разрешающий сигнал или знаковое преимущество для последнего позволят ему проехать перекресток перед трамваем.

    Разворот на трамвайных путях, согласно ПДД

    Разворачиваться на перекрестках с пролегающими посередине колеями попутного направления можно будет только в случае отсутствия указателей, запрещающих такие маневры (знак 3.24) или предписывающих движение прямо (знак 4.1.1). Во всех остальных ситуациях разворот не будет являться нарушением. Другое дело, что нужно будет выполнять его по описанному выше классическому алгоритму.

    На перекрестке со светофором

    Естественно, левый маневр или разворот становятся возможными для выполнения только в том случае, если для основной полосы движения горит зеленый свет или хотя бы есть регулировщик. Однако очень важно обращать внимание не только на свой, но и на трамвайный светофор, если наличие такого предусмотрено в месте пересечения.

    Так, нередки ситуации, когда основной свет трамвая горит красным, а его дополнительная секция, разрешающая поворот направо или налево – белым.

    В этом случае трамвай имеет полное право совершить маневр и если водитель не учтет этот момент, то он имеет все шансы стать причиной ДТП.

    Следует помнить, что в любых авариях с участием трамвая, последний будет виноват только в том случае, если выедет на свой запрещающий сигнал или не пропустит другие ТС, начиная движение из депо.

    При наличии знаков движения по полосам

    Наличие таких указателей следует расценивать, как необходимость выполнения разворота с крайнего левого положения, а не с рельсов попутного направления. В этом случае крайне важно, чтобы соответствующее этой полосе изображение на знаке обязательно включало левую стрелочку или такую же стрелку, совмещенную с движением прямо.

    Одна только прямая стрелка говорит о том, что разворот с этой полосы запрещен, как впрочем, и выполнение левого поворота.

    Вне перекрестка

    Трамвай всегда в приоритете, кроме ситуаций, когда ему приходится начинать свой путь, выезжая из депо или останавливаться на свой красный свет светофора.

    Если же рельсовое ТС движется по дороге второстепенного значения, то он также потеряет свое преимущество.

    Штрафы за нарушения правил проезда трамвайных путей

    Любое нарушение ПДД чревато штрафом и неправильное выполнение маневров на перекрестках с трамвайными рельсами не является исключением. Другое дело, что размер денежных взысканий будет напрямую зависеть от того, насколько тяжким является нарушение.

    Разобраться в этом вопросе поможет следующая вспомогательная таблица, определяющая величину штрафных санкций по разным статьям.

    Если же водитель сделает остановку на рельсах, то размер взыскания будет варьироваться в диапазоне от 1500 до 3000 рублей в зависимости от города, в котором произошло нарушение. Выезд на встречную колею карается еще строже, и в этом случае кроме 5-тысячного штрафа водителю может грозить лишение ВУ сроком от 2 до 6 месяцев.

    Повторная фиксация подобных действий чревата годичным лишением прав или же штрафной санкцией аналогичного размера, актуальной только в том случае, если запрещенный маневр был зафиксирован камерой наблюдения.

    Распространенные вопросы

    1. Когда запрещено заезжать на трамвайные пути? Заезд на трамвайные рельсы запрещен в том случае, если они не находятся в одном уровне с основной дорогой, относятся к встречному направлению, отделены от проезжей части сплошной линией, имеют знак, предписывающий прямое движение по полосам или заняты трамваем или другими ТС. Если же речь идет об их пересечении для поворота или разворота, то в этом случае свою значимость теряет сплошная разметка, которая запрещает одно только перестроение для выполнения маневров.
    2. Могут ли лишить прав за езду по трамвайным рельсам? Лишиться прав водитель может только за остановку или выезд на колею встречного движения, а также за повторное нарушение такого плана.

    Осторожность на дорогах является залогом успешного вождения, что особенно актуально для начинающих водителей. Что касается трамваев, то в случае неуверенности в правомерности собственных действий, лучше уступить дорогу рельсовому транспорту, тем более что такой поступок не будет считаться грубым нарушением.

  • Добавить комментарий