Страховая выплатила мало – порядок действий в 2020 году?

Ремонт машины по ОСАГО в 2020 году

ОСАГО – это соглашение обязательного страхования, которое обязаны заключать все владельцы автотранспортных средств, зарегистрированных в РФ. При неисполнении соответствующей обязанности наступает ответственность в виде штрафа 800 рублей (ч. 2 ст. 12.37. КоАП). Полис, купленный собственником авто, позволит ему не платить за урон, нанесенный автомобилям или здоровью граждан РФ в ДТП. В 2020 году этим лицам (чье имущество было повреждено) страховщик виновника аварии выплатит или денежную компенсацию, или даст направление на ремонт.

Нормативная база

Законодательство об организации и проведении восстановительного ремонта автотранспортных средств состоит из:

Как отремонтировать автомобиль по ОСАГО?

Пошаговая инструкция по получению страхового возмещения в виде ремонта по ОСАГО в 2020 году от начала и до конца процедуры:

  • сначала оформляется само ДТП, то есть происходит выполнение обязанностей, предусмотренных в п. 2.5., 2.6. и 2.6.1. ПДД – остановка автомашины, включение “аварийки”, оказание первой медпомощи раненым (если таковые есть), освобождение проезжей части для исключения вероятности создания помех иным авто;
  • оформление документов о ДТП по европротоколу или с участием работников Госавтоинспекции (случаи, когда можно оформить по европротоколу – ущерб авто не более 100 тысяч рублей, отсутствуют раненые или погибшие, в аварии приняли участие только два автотранспортных средства, и между водителями этих 2 ТС не имеется разногласий относительно случившегося, и у обоих автовладельцев есть полисы ОСАГО ст. 11.1. ФЗ № 40);
  • сбор необходимых документов (см. п. 3.10. и п. 4.13. Положения ЦБ № 431-П – паспорт, бланк извещения об аварии, протокол, или постановление о привлечении виновника к ответственности по КоАП, или постановление об отказе его привлечения к наказанию, доверенность – если обращается представитель страхователя, ПТС или СТС, заключение независимой экспертизы, если таковая производилась, квитанция, подтверждающая оплату услуг эвакуатора – если осуществлялась эвакуация);
  • подача бланка извещения, заявления и документов в свою страховую фирму (при наличии права на прямое возмещение убытков – ст. 14.1. ФЗ № 40) или в страховую виновника (в иных случаях) в 5-дневный срок (если ДТП оформлялось по европротоколу) или в течение 3 лет (если с участием ГИБДД);
  • предоставление поврежденного авто страховщику для осмотра (это нужно сделать не позднее 5 дней после подачи заявления, документов и бланка извещения – ч. 10 ст. 12 ФЗ № 40);
  • ожидание получения результатов независимой экспертизы (если таковая будет проводиться — ч. 12 ст. 12 ФЗ № 40);
  • ожидание принятия решения страховщиком относительно ремонта и (или) выплаты финансовых средств в сроки, указанные в п. 4.22. Положения ЦБ № 431-П – то есть, в общем случае, 20 дней (либо 30, если страхователь решил отремонтировать поврежденный автомобиль на СТО, с которой у страховой фирмы не заключен договор, и страховщик согласился на такое);
  • передача поврежденного ТС на станцию техобслуживания, указанную в направлении;
  • получение отремонтированного ТС по окончании проведения ремонта по ОСАГО, осуществляемого в сроки, определяемые по соглашению сторон, но не более срока, представленного в п. 6.1. Положения ЦБ № 431-П (то есть не более 30 рабочих дней);
  • при наличии претензий к качеству осуществленного ремонта – решение спора со страховой в порядке, установленным в Главе 5 Положения ЦБ № 431-П (то есть подается досудебная претензия, которую страховая фирма обязана рассмотреть за 10 дней, если не рассмотрит, либо же вынесет решение не в пользу страхователя, тогда последний будет вправе решить спор в порядке судебного делопроизводства).

Когда осуществляется ремонт по ОСАГО, а когда выплата средств?

На основании п. 4.17.1. Положения ЦБ № 431-П, нельзя выбрать денежно-финансовую компенсацию, если страховой случай произошел с автомобилем, который:

Но есть исключения. То есть деньги вместо ремонта по ОСАГО в 2020 году можно получить в том случае, если:

  • машина не подлежит восстановлению;
  • потерпевший в результате аварии умер, либо же ему был нанесен средний или тяжкий ущерб здоровью;
  • пострадавший – инвалид;
  • цена ремонта составляет 400 тыс. рублей или свыше;
  • между потерпевшим и страховой фирмой просто есть соответствующая договоренность о том, что все-таки делается выплата деньгами, а не выдается направление на ремонт по ОСАГО;
  • у страховщика вообще нет заключенных соглашений ни с одной станцией, где производится ремонт;
  • страхователь в заявлении на заключение договора ОСАГО указал, на какой СТО он хочет организовать ремонт, но страховая фирма не смогла по каким-либо причинам дать направление туда уже при возникновении страхового события, и поэтому дает направление на другую станцию, а страхователь попросту отказывается от ремонта на этой другой СТО (отказ в данном случае – полное право потерпевшего, и при наличии такого отказа выплачиваются деньги, то есть ремонта не будет – аб. 2 ч. 3.1. ст. 15 ФЗ № 40).

Когда нужна независимая экспертиза?

В ч. 11 ст. 12 ФЗ № 40 четко сказано – независимая экспертиза проводится только в случае, если страховщик и страхователь по ОСАГО после осмотра ТС не пришли к согласию относительно характера и количества повреждений. В иных случаях, оценка ущерба машины независимыми специалистами не проводится.

При этом в 2020 году экспертиза может быть проведена как страхователем, так и страховщиком. Однако сначала обязанность по ее осуществлению возлагается на страховую фирму (ч. 13 ст. 12 ФЗ № 40). И только если страховщик не осмотрел машину, или сам отказался от организации и проведения экспертизы, тогда уже ее провести может страхователь (аб. 2 ч. 13 ст. 12 ФЗ № 40).

Если страхователь не предоставит ТС к осмотру, или сам организует проведение экспертизы до получения отказа от ее осуществления от страховщика, результаты такой самостоятельно проведенной оценки приниматься не будут (аб. 5 ч. 11 ст. 12 ФЗ № 40).

Куда отправляют на ремонт по ОСАГО в 2020 году?

На основании аб. 5 ч. 15.2. ст. 12 ФЗ № 40, в 2020 году страховщик направляет страхователя на ремонт по ОСАГО на одну из СТО, с которыми у него оформлен договор. Если таких СТО, удовлетворяющих требованиям, представленным в Главе 6 Положения ЦБ № 431-П, несколько, то страховщик выбирает любую из них (кроме некоторых исключений).

Исключений в 2020 году всего 2 (то есть ситуаций, когда страхователь сам может выбрать конкретную станцию техобслуживания):

  • при заключении соглашения ОСАГО страхователь выбрал из предложенного страховщиком перечня СТО какую-либо конкретную станцию (тогда ремонт будет осуществлен именно на ней) (ч. 3.1. ст. 15 ФЗ № 40);
  • если страхователь в письменной форме уведомил страховщика (уже после ДТП) о желании провести ремонт на СТО, с которой у страховой фирмы не заключен соответствующий договор, и страховщик удовлетворил такое ходатайство (ч. 15.3. ст. 12 ФЗ № 40).

Порядок проведения ремонта

В ФЗ № 40 и Положении ЦБ № 431-П ничего не сказано про то, как именно осуществляется ремонт по ОСАГО. В том числе, и не говорится о том, какие документы нужно предоставить на СТО (кроме направления), может ли страхователь осуществлять промежуточный контроль ремонтных работ в период с начала и до конца их проведения или нет.

Юристы портала avto-praktik.ru выяснили, что проведение восстановительных работ по ОСАГО в 2020 году осуществляется по следующему алгоритму:

  1. страхователь получает направление на ремонт по ОСАГО;
  2. самостоятельно прибывает на указанную в направлении станцию техобслуживания (или отдает ТС страховщику для транспортировки на СТО, если авто не на ходу);
  3. загоняет машину в бокс и предъявляет специалисту-технику направление, а также иные документы на машину по требованию;
  4. ожидает, пока страховщик исполнит обязанность, указанную в аб. 3 п. 4.17.1. Положения ЦБ № 431-П – то есть проинформирует о том, что ТС отремонтировано и готово к выдаче;
  5. приезжает на станцию и осматривает результаты работы;
  6. подписывает акт приема-передачи, если свою работу СТО выполнило качественно и нет претензий (если претензии есть, подписывать акт приема-передачи не нужно).

Сроки проведения ремонта

В силу аб. 13 п. 4.17. Положения ЦБ № 431-П, срок ремонта по ОСАГО в 2020 году определяется потерпевшим и СТО по согласованию между собой. Согласованный данными сторонами срок СТО указывает в направлении на ремонт, которое принесет потерпевший при передаче поврежденного ТС на станцию.

Законодательством ограничивается максимальный срок ремонта. На основании п. 6.1. Положения ЦБ № 431-П, этот срок составляет 30 суток и исчисляется с того момента, как потерпевший передаст ТС на станцию (или передаст страховщику для организации транспортировки, если машина не на ходу).

То есть стороны могут договориться, что ремонт по ОСАГО будет осуществлен за 2, 3, 5, 10 дней и др., но в любом случае не более 30 суток, так как стоит ограничение в законодательстве.

Как получить деньги вместо ремонта по ОСАГО?

Потерпевший сам выбирает – деньги вместо ремонта по ОСАГО, во всех случаях, когда не выполняется хотя бы одно из этих условий:

  • повреждена легковая машина;
  • она зарегистрирована в РФ;
  • собственник – физлицо.

Как видим, тут только три условия. Буквально эта норма трактуется так – если хотя бы одно из вышеуказанных условий не соблюдается, значит, выбора не будет, и в 2020 году будет делаться ремонт автомобиля.

Однако даже при выполнении всех вышеуказанных условий (то есть когда есть исключительно право на ремонт по ОСАГО, а деньгами нельзя получить) все же есть исключения. Все они представлены в ч. 16.1. ст. 12 ФЗ № 40 . Получить деньги вместо ремонта по ОСАГО в 2020 году получится если:

  • у страховой фирмы не заключены соглашения ни с одной из СТО;
  • машина не подлежит восстановлению;
  • потерпевший ушел из жизни в результате аварии;
  • потерпевшему был нанесен в результате ДТП средний или тяжкий вред здоровью;
  • цена ремонта превышает 400 тыс. рублей;
  • страховщик и страхователь при оформлении “автогражданки” просто договорились о том, что выплата будет деньгами;
  • потерпевший – инвалид;
  • ни одна из станций, с которыми заключен договор у страховщика, не соответствует законодательству об ОСАГО в отношении конкретного страхователя (аб. 6 ч. 15.2. ст. 12 ФЗ № 40) – например, располагается дальше, чем 50 километров от его места жительства или от места ДТП.

Чтобы было понятнее, рассмотрим несколько ситуаций ремонта по ОСАГО в 2020 году на практических примерах:

  • машина у физлица, зарегистрирована в РФ и легковая, но потерпевший инвалид – значит, выбрать ремонт по ОСАГО он не может (в этом случае возможна только денежная компенсация, так как в ч. 15 ст. 12 ФЗ № 40 прямо указано, что выбрать ремонт или деньги можно во всех случаях, но за исключением, когда автомобиль во владении физлица, зарегистрирован в РФ и легковой, а раз пострадавший инвалид, то согласно ч. 16.1. ст. 12 ФЗ № 40 всегда будут платиться деньги);
  • авто грузовой, во владении физлица и поставлен на учет в РФ – как видим, одно из трех условий не соблюдается, значит, пострадавший может сам выбрать – ремонт или деньги;
  • машина легковая, в собственности гражданина и постановлена на регучет в нашей стране, но ни одно из условий, указанное в ч. 16.1. ст. 12 ФЗ № 40, не выполняется – значит, будет только ремонт по ОСАГО, и никакого выбора нет.

Сроки выплат

В случае, если производится не ремонт, а денежная выплата, то срок ее осуществления регламентируется п. 4.22. Положения ЦБ № 431-П – 20 календарных суток с момента получения страховщиком заявления на возмещение, документов, бланка извещения о ДТП и др.

При этом до истечения указанного срока страховщик именно обязан осуществить выплату, то есть выдать ее в кассе или перечислить безналичным путем на указанные страхователем в заявлении реквизиты, о чем прямо сказано в аб. 2 п. 4.22. Положения ЦБ № 431-П.

Как не доплачивать за ремонт по ОСАГО?

Доплачивать за ремонт по ОСАГО в 2020 году страхователю ничего не нужно (по общему правилу), так как, в соответствии с п. “б” ч. 18 ст. 12 ФЗ № 40, страховщик обязан оплатить станции техобслуживания траты, связанные с восстановлением машины до состояния, в котором она пребывала до наступления страхового случая.

На основании ч. 19 ст. 12 ФЗ № 40, в указанные расходы включаются:

  • материалы, запасные части (при этом ставятся новые детали, то есть бывшие в употреблении устанавливать нельзя – аб. 3 ч. 15.1. ст. 12 ФЗ № 40);
  • оплата услуг работников СТО.

ВАЖНО

Однако, на основании аб. 7 ч. 17 ст. 12 ФЗ № 40, если стоимость ремонта свыше 400 тыс., тогда страховщик обязан спросить страхователя – согласен ли он доплатить. Если согласен, сумма такой доплаты указывается в направлении. Если не согласен, тогда ремонта не будет, а выплатят денежную компенсацию (п. “д” ч. 16.1. ст. 12 ФЗ № 40).

Если машина на гарантии

Завод-изготовитель машины несет ответственность за заводской брак или производственный дефект в течение гарантийного срока, составляющего, как правило, 3 года или 100000 км пробега (в зависимости от того, что наступит раньше).

К сожалению, официальные представители крупных производителей автомобилей едины в своем мнении – если будет выявлена причинно-следственная связь между проведением ремонта не у официального дилера, а в сторонней автомастерской, и возникшей в автомобиле неисправностью, которая имеет не заводское происхождение, то устранение именно этой неисправности не будет осуществляться по гарантии.

Как видим, если по ремонту ОСАГО был заменен, например, бачок стеклоомывателя, то по гарантии его потом заменить уже будет нельзя. Остальные, неменявшиеся детали – можно.

Все вышесказанное не распространяется на ТС, с года выпуска которых прошло менее 2 лет (п. 6.3. Положения ЦБ № 431-П) – их обязаны восстанавливать после ДТП по ОСАГО только у официальных дилеров, которые управомочены ремонтировать эти ТС по гарантии.

Что делать если ремонт по ОСАГО сделали плохо?

Ремонт по ОСАГО в 2020 году делает станция техобслуживания согласно условиям договора между страховщиком и СТО. Непосредственно страхователь в этих правоотношениях не участвует.

Поэтому, при некачественно произведенных работах, предъявлять претензии к СТО нельзя. Все недовольства нужно высказывать именно страховщику.

На основании аб. 2 ч. 1 ст. 16.1. ФЗ № 40, досудебный (претензионный) порядок является обязательным. То есть сначала подается претензия в страховую, а потом (если страховщик не удовлетворит требования, содержащиеся в ней, или попросту проигнорирует саму жалобу), то уже можно обращаться в суд.

Срок подачи претензии ни ФЗ № 40, ни Положением ЦБ № 431-П не регламентируется. Сказано лишь про срок ее рассмотрения страховщиком – 10 календарных дней (кроме праздничных нерабочих). Вероятно, что подавать нужно в разумный срок (а лучше – сразу после обнаружения недостатков ремонта).

Претензию, в силу последнего абзаца п. 5.1. Положения ЦБ № 431-П, можно:

  • отправить по почте заказным письмом с обязательной описью вложения;
  • послать через электронную почту, указанную на официальном сайте страховой фирмы в телекоммуникационной сети “Интернет”;
  • вручить лично страховщику в офисе под расписку.

Жалоба на ремонт по ОСАГО в обязательном порядке должна содержать существенные условия, указанные в аб. 3 п. 5.1. Положения ЦБ № 431-П. Здесь можно скачать образец претензии к страховой по ОСАГО, соответствующей всем законодательным требованиям.

До истечения срока для рассмотрения жалобы (10 дней) страховщик обязан осмотреть ТС, а потерпевший – представить машину на осмотр. В ходе осмотра и будет сделан вывод – действительно ли есть недостатки ремонта по ОСАГО или нет (аб. 4 п. 5.3. Положения ЦБ № 431-П). Вывод будет документально закреплен в акте осмотра, составляемом в трех экземплярах, один из которых вручается представителю СТО.

Порядок обращения в суд с жалобой на страховую

Если страховая компания по результатам рассмотрения претензии вынесла решение не в пользу страхователя, последний приобретает право на судебное решение вопроса.

Процесс подачи искового заявления, перечень документов, прилагаемых к нему, и другие нюансы, регламентируются действующим гражданско-процессуальным законодательством (ст. 131, 132 ГПК).

Общая процедура выглядит следующим образом:

  1. определение подведомственности (см. ст. 23 и 24 ГПК);
  2. определение территориальной подсудности (ст. 28 и 29 ГПК);
  3. оформление полномочий представителя согласно ст. 53 ГПК (если дело планируется решать в суде не лично, а через свое доверенное лицо);
  4. уплата государственной пошлины за подачу иска, размер которой определяется из цены исковых требований (см. п. 1 ч. 1 ст. 333.19. НК РФ);
  5. ожидание принятия судьей иска к рассмотрению (ст. 133 ГПК);
  6. осуществление действий, которые могут быть выполнены сторонами спора при подготовке к судебному разбирательству (ст. 149 ГПК);
  7. непосредственно участие в судебных заседаниях (Глава 15 ГПК);
  8. заслушивание решения суда (ст. 193 ГПК) и, при несогласии с ним – подача апелляционной жалобы в порядке, установленным Главой 39 ГПК.
Читайте также:  Можно ли подать в суд на виновника при наличии ОСАГО?

Заключение

Итак, законодательством об ОСАГО установлено право некоторых категорий страхователей выбрать – натуральное или денежное возмещение. Если осуществляется ремонт по ОСАГО в 2020 году, то он должен быть завершен в срок не более 30 дней. Претензионный порядок урегулирования разногласий между страховщиком и страхователем по поводу осуществленного ремонта является обязательным.

Мало выплатили по ОСАГО: что делать дальше?

Если вас не устраивает сумма выплаты по ОСАГО, необходимо предпринимать меры для полного её возмещения. Ведь полисом страхуется гражданская ответственность водителя перед другими участниками дорожного движения. Размер выплаты после проведения оценки повреждений представителем страхового агента должен быть достаточен для восстановления транспорта до его первоначального состояния.

Почему страховщик не доплачивает?

Нередки случаи обращения в суд по причине значительного занижения компенсаций. Происходит это из-за убыточности страхового бизнеса. Сегодня на дорогах выросло количество транспорта и неопытных водителей. В результате, выросла частота обращений за выплатами по ОСАГО после ДТП.

Это толкает страховые организации на нарушение договорных обязательств. Как правило, для отказа бывают использованы формальные поводы либо спорные обстоятельства дела, которые могут трактоваться по-разному.

Не стоит думать, что специалист, проводящий оценку ущерба, не может осуществить реальный расчет стоимости ремонта поврежденного авто.

Заниженные суммы появляются в результате взаимодействия эксперта и страхового агента. Это делается с расчетом, что из всей многочисленной массы недовольных клиентов до судебных разбирательств дойдут только единицы.

Водители редко идут в суд, так как не верят, что смогут отстоять свою позицию либо думают, что сумма доплаты не превысит судебные траты. Но аналитика судебных дел показывает, что только 2% от общего количества исков составляют требования, в которых разница между ценой, установленной оценщиком, и суммой, определяемой независимым экспертом, не превышает 10 000 рублей.

Как определить, какую сумму потребовать

Законодательство о страховании обязывает при наступлении страховой ситуации выплачивать денежные средства в размере до 400 тыс. рублей. Если при ДТП наносится ущерб:

  • Здоровью и жизни нескольких пострадавших выдается 240 тыс. рублей;
  • Одному человеку – 160 тыс. рублей;
  • Имуществу некоторых лиц – 160 000 рублей;
  • Имущественным объектам одного человека – 120 000 рублей.

Компенсация высчитывается с учетом амортизации деталей. Его процент будет зависеть от срока выпуска транспорта и его пробега. Наиболее старые модели имеют большой период прохождения, соответственно, и износ у них будет выше.

Страховые организации пользуются услугами экспертов, которые занижают в их интересах цену восстановления авто. Поэтому очень велика вероятность, что реальная сумма компенсации будет занижена по сравнению с фактической оценкой. В связи с этим, до такой процедуры стоит заказать осуществление независимого исследования повреждений специалистом другой компании.

Как выяснить, что сумма недостаточна

Нужно понимать, что оценка ущерба водителем, как правило, субъективная. Выявить недоплату можно прибегнув к следующим способам:

  1. Сервисный центр мог сделать расчет в размере большем, чем страховой агент. Например, используя другие коды запасных частей;
  2. Выявить умысел страховщика поможет единая методика вычисления запчастей, которой можно воспользоваться на сайте РСА.

Расчет суммы, подлежащей возмещению, производится при помощи единой методики определения величины расходов на ремонт поврежденного транспорта, утверждаемой Банком России. В соответствии со статьей 12 ФЗ «Об ОСАГО» величина затрат на приобретение запчастей определяется с учетом их износа, подлежащих восстановлению. Но на такие узлы, агрегаты и детали износ не может начисляться более 50%.

Обзором практики рассмотрения судами дел, связанных с ОСАГО владельцев ТС, утвержденного Президиумом ВС РФ от 22.06.2016 г. № 22 установлено, что исчисление размера вреда, компенсируемого его причинителем, осуществляется с использованием Единой методики. Поэтому никакие другие расчеты приниматься во внимание судом не будут. Помимо этого, исчисление должно основываться на экспертных исследованиях.

Что делать, если страховая компания выплатила мало?

Когда сумма выплаты не устроила владельца авто, можно следовать двумя путями решения проблемы:

  • Самостоятельно обратиться в судебные органы за возмещением вреда.
  • Обратиться к специалистам, осуществляющих выкуп подобных дел.

Последовательность действий после столкновения:

  1. Необходимо сразу вызвать сотрудника ГИБДД для составления протокола (Европротокола).
  2. Обратиться в страховую организацию с заявление о выплате, приложив пакет необходимой документации.
  3. Страховщик осуществляет оценку нанесенных повреждений.
  4. По её результатам производится выплата (или не производится).

​Если владелец авто не согласен с суммой выплаты по ОСАГО, он вправе обратиться к независимым оценщикам для расчета суммы возмещения ущерба.

Прежде, чем заказать заключение профессионала, необходимо известить страховщика о таком факте. Положение о правилах осуществления технической экспертизы устанавливает необходимость уведомления специалиста инициатором её проведения о существовании уже проведенного анализа, а потерпевший должен быть заранее извещен о времени её осуществления и месте.

При отсутствии возражений сторон по содержанию первоначального акта осмотра покалеченного авто, оценка может проводиться без нового исследования ТС, основываясь на первоначально составленном документе, с указанием на такой факт в заключении. Итоги оценки послужат основанием для направления претензии страховщику, период рассмотрения составляет не больше 10 дней.

В силу ст.16.1 Закона «Об ОСАГО» до предъявления страховому агенту требований о выплате, пострадавший участник ДТП должен направить ему заявление о возмещении убытков с необходимыми документами, предусмотренными страховым законодательством.

Появление разногласий между сторонами из-за исполнения страховых обязательств либо несогласия потерпевшего с величиной компенсации, влечет направление агенту претензии с документацией, обосновывающей требования, подлежащей рассмотрению не позже десяти календарных дней, исключая нерабочие и праздничные.

В указанный период требование о надлежащем выполнении страховых обязательств по соглашению об ОСАГО должно быть исполнено либо направлен обоснованный отказ в его выполнении. Обращение должно содержать информацию о:

  • Наименовании страховой организации, куда оно направляется;
  • Данные потерпевшего лица, включая ФИО, адрес места проживания либо почтовый адрес, куда может быть направлен ответ страховщика;
  • Требования к компании, выдавшей полис, с изложением обстоятельств, явившихся основанием для направления письма, опирающихся на нормы права;
  • Реквизиты банковского счета, на который необходимо перечислить сумму возмещения при признании претензии обоснованной;
  • ФИО и должность представителя, его собственноручная подпись, если обращение было направлено учреждением.

С претензией представляются оригиналы или их копии, удостоверенные в установленном порядке:

  1. Гражданский паспорт заявителя;
  2. Бумаги, удостоверяющие право владельца на поврежденное имущество, или правомочия на получения страховой компенсации;
  3. Справка из ГИБДД о происшествии, протокол и постановление об АП;
  4. Извещение о ДТП, если оно оформлялось без присутствия сотрудников полиции;
  5. Полис ОСАГО.

Выполнение таких действий поможет осуществить взимание полной суммы возмещения при столкновении машин.

Обращение в суд. Порядок действий

Надо отметить, что все издержки, касающиеся судебного процесса, лягут на плечи заявителя. Но, в случае удовлетворения требований, они будут взысканы с ответчика.

Оспаривание недостаточно выплаченной суммы происходит следующим образом:

  1. Страховщику направляется приглашение для участия в независимой оценке.
  2. Осуществляется экспертиза оценки повреждений при столкновении автомобилей и утери товарной стоимости.
  3. По результатам заключения специалиста направляется претензия в страховую компанию о необходимости доплаты возмещения ремонта в соответствии с итогами оценки.
  4. В случае игнорирования обращения, составляется заявление в суд.

По результатам судебных разбирательств могут приниматься следующие решения:

  • Требования удовлетворяются;
  • Отказывается во взыскании недостающей суммы;
  • Назначается судебная экспертиза. Она проводится, когда итоги обоих заключений сильно разнятся или есть основания полагать о сговоре с оценщиком.

При принятии положительного решения, в суде представляется исполнительный лист, направляемый страховому агенту для выплаты денежных средств в установленный срок.

В случае отказа страховщика в досудебном удовлетворении претензии, судом налагается штраф в сумме 50% от заявляемых претязаний, что регламентировано ст.13 Закона «О защите прав потребителей».

Существуют страховщики, которые независимо от ситуации, занижают установленные выплаты по ОСАГО чуть ли не в три раза. Такое поведение является и визитной карточкой Росгосстраха. Самое интересное, что о величине возмещения можно узнать, только получив деньги на карту. Надо отметить, что судебные процессы в таких случаях в 100% заканчиваются в пользу заявителя и, кстати, исполнительные листы по ним оплачиваются без всяких пререканий, а судебные постановления не опротестовываются и в заседания суда представители не являются. Получается, что такие ситуации рассчитаны на тех, кто не пойдет защищать свои права в суде.

Кстати, на основании ст.966 ГК РФ взыскать недоплаченную по ОСАГО денежную сумму можно в период до 3 лет с момента совершения ДТП.

Сумма максимальной выплаты по ОСАГО при оформлении ДТП в 2020 году

В этом году вступает в силу множество изменений, внесенных в законодательство, притом что не остались в стороне и страховые взносы. И прежде всего речь идет об обязательном ежегодном автомобильном страховании ОСАГО, стоимость которого увеличивается именно с апреля текущего года.

Такое повышение является полностью оправданным, поскольку еще до подорожания полиса были увеличены лимиты страховых выплат.

Порядок возмещения ущерба при ДТП

Но прежде чем приступать к рассмотрению этих изменений, имеет смысл привести актуальный сегодня порядок действий для максимально быстрого получения возмещения полученного в дорожно-транспортном происшествии физического и материального ущерба.

Безусловно, сегодня свою помощь в этом вопросе предлагает множество онлайн-сервисов, но чтобы не терять время попусту, рекомендуется действовать в соответствии с классическим алгоритмом, подразумевающим выполнение следующих шагов:

  1. Первое, что нужно сделать, если произошло ДТП, это остановить движение и выйти из автомобиля, чтобы оценить характер и степень повреждения.
  2. Если это необходимо, то нужно вызвать неотложную помощь.
  3. В случае отсутствия пострадавших, производится вызов представителей Госавтоинспекции.
  4. Далее вся информация передается страховщикам, с которыми был заключен договор.
  5. Следующий этап предполагает подачу заявления, в котором прописывается название страховой компании, ее точный юридический адрес, личные данные заявителя или документы, передающие полномочия доверенному лицу.
  6. В заявлении обязательно указываются все подробности аварии, начиная с даты происшествия и заканчивая уровнем и типом причиненного ущерба.
  7. К заявлению подшиваются результаты проведенной технической экспертизы.

Отдельно приводятся все сведения об автомобиле и виновнике ДТП, а также дополнительная информация об убытках и происшествии в целом.

Также сегодня стало возможным возмещение расходов по составленному на месте аварии Европротоколу. Однако для того, чтобы воспользоваться этим сервисом, необходимо, чтобы ситуация соответствовала ряду условий. Среди них:

  • количество участников ДТП и попавших в него транспортных средств должно быть не больше двух;
  • полное отсутствие взаимных претензий друг к другу у пострадавших;
  • отсутствие ущерба для жизни и здоровья участников происшествия (пострадать могут только автомобили);
  • размер ущерба не должен превышать установленный лимит в размере 400 тыс. рублей;
  • обоюдное принятие участия пострадавших в оформлении Европротокола.

В этом случае подразумевается, что заявитель подписывает электронный протокол, пересылая его на подпись соучастнику, после чего он будет принят к автоматическому рассмотрению.

Размер максимальных выплат по ОСАГО в 2020 году

Последний раз изменения по действующим лимитам были внесены в законодательство еще 31 марта 2015 года, после чего произошло более чем трехкратное увеличение возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью. А вот компенсация за имущественный ущерб осталась прежней, в последний раз сумма менялась еще в октябре 2014 года, когда произошло увеличение в 2,5-3 раза в зависимости от общего количества пострадавших в ДТП.

Страховое покрытие за вред имуществу

В настоящее время лимиты по компенсации причиненного в результате ДТП имущественного вреда регулируются Федеральным законом №40 «Об ОСАГО», и составляют максимум 400 тыс. рублей.

При этом речь идет не об общей сумме, а размере страхового покрытия для каждого участника происшествия, которое может отличаться в зависимости от степени повреждения ТС.

Число пострадавших может быть неограниченным, притом что каждый из них имеет право претендовать на компенсацию.

Количество страховых случаев не является лимитированным, поэтому каждое последующее в году ДТП будет покрываться страховкой. Однако все аварии будут вноситься в страховую историю водителя, что не самым лучшим образом отразится на стоимости его следующего полиса.

Кроме того, далеко не все страховые случаи оцениваются по верхнему лимиту, поскольку расчет ведется по Единой методике. Если же автомобилю был нанесен непоправимый ущерб, то максимум, на что сможет претендовать его владелец, это 400 тыс. рублей.

Возмещение вреда жизни или здоровью

Примечательно, что согласно ОСАГО, человеческая жизнь ценится не намного дороже помятого железа. Правда, здесь действует единый для всех тариф в 500 тысяч, из которых 475 отводится на компенсацию, а еще 25 – на захоронение. При этом получить погребальные можно будет только по факту похорон.

Удивительно, но такая же сумма положена пострадавшим, даже если речь идет о совместимых с жизнью травмах. Единственный нюанс заключается в том, что далеко не все получившие травмы в авариях лица могут претендовать на максимальную сумму в 500 тыс., в отличие от родственников умерших. То есть в этом случае определяющее значение будет иметь все-таки степень полученного увечья и оформленная после ДТП инвалидность.

Помимо копий постановлений и протоколов ГИБДД, в страховую компанию должны быть предъявлены все медицинские справки и больничные листы, доказывающие серьезные травмы, полученные во время ДТП.

И если этот ущерб повлек за собой потерю трудоспособности и, как следствие, заработка, то пострадавшее лицо имеет право на компенсацию согласно ст. 12 ФЗ №40.

А вот моральные потрясения не подвергаются компенсации, поэтому всем, кто испытал сильный стресс в ДТП, даже не стоит пытаться требовать возмещения по этой статье.

Как получить максимальную сумму страховки

Важно помнить, что размер страховой компенсации сильно зависит и от того, по какому стандарту был составлен протокол. И если речь идет о Европротоколе, который сам по себе не предполагает серьезного ущерба, то максимум, на что приходится рассчитывать, это 100 тыс. рублей вместо актуальных ранее 50 (по крайней мере, так было до октября 2019 года).

В Москве

Исключением является столица, где размер компенсации может составлять максимальные 400 тыс., вне зависимости от того, какой тип протокола был использован при ДТП. При этом важно, чтобы оформители обязательно сфотографировали пострадавшие машины, загрузили все фотофакты на электронный сервер и отправили соответствующий документ страховщикам в течение 5 суток.

В Санкт-Петербурге

Поскольку Петербург также является субъектом федерального значения, то максимальный размер компенсации по ОСАГО для этого города составляет все те же 400 тыс., вне зависимости от выбранного варианта протоколирования. Если же ДТП повлекло за собой серьезные травмы или летальный исход, то верхняя граница компенсации составит 500 тысяч.

В Новосибирске

Буквально до октября прошлого года в регионах по Европротоколу можно было получить не более 100 тыс. рублей. Однако после вступления в силу принятых поправок в том же Новосибирске можно претендовать на общий максимум.

В Казани

Поскольку республика Татарстан со столицей в Казани является субъектом Российской Федерации, здесь действуют те же тарифы ОСАГО. Аналогичными для этого региона будут и требования для оформления страхового ДТП. И если действовать по Европротоколу, обязательно нужно использовать навигацию ГЛОНАСС, без которой передача данных становится невозможной.

Получается, что если раньше максимальные лимиты действовали только для четырех субъектов, среди которых Москва, СПб и примыкающие к ним области, то теперь действует единый тариф для всех регионов Российской Федерации.

Какие документы нужны для получения компенсации

Как показывает практика, для получения компенсацию в полном или частичном объеме следует предоставить определенный пакет документов, в который входят:

  • паспорт пострадавшего лица;
  • страховой полис;
  • водительские права;
  • ПТС и регистрацию ТС;
  • протокол, составленный инспектором ГИБДД или электронный Европротокол;
  • заявление, которое составляется уже непосредственно в офисе страховой организации по предлагаемому образцу.
Читайте также:  Выплаты виновнику ДТП по ОСАГО – когда можно получить?

Стоит отметить, что страховщики принимают решение по каждому индивидуальному случаю, принимая ко вниманию все нюансы происшествия и характер его последствий. Что касается окончательного решения, то его принимает либо страховой, либо независимый эксперт.

В какие сроки выплачивается автостраховка

В соответствии с действующим законодательством, срок выплаты компенсации не должен превышать 20 дней.

При этом точкой отсчета будет считаться тот день, в который пострадавший или его доверенные/родственники предъявят компании последний требуемый документ. И если по какой-то причине страховщики будут затягивать с выплатой, то их клиент оставляет за собой полное право взыскивать пеню за каждый день просрочки.

Что делать, если ОСАГО не покрывает весь ущерб

Бывает и такое, что даже максимальной страховой суммы не хватает на полное покрытие ущерба. В этом случае имеет смысл предъявить претензию к виновнику ДТП, поскольку у страховщиков есть свой лимит, который не превышается ни при каких обстоятельствах.

Но если компания специально занижает сумму в пределах установленных законодательством компенсационных размеров, в таких ситуациях специалисты рекомендуют добиваться справедливости, составляя письменные претензии в адрес страховщиков, а также проверяя проведенные ими расчеты и составленные на их основании акты вместе с независимой экспертизой. Возможным остается и оспаривание такого решения в судебных инстанциях.

Не стоит забывать о таком важном моменте, как отсутствие компенсации для виновников ДТП, поскольку вся суть страховки сводится к защите третьих лиц, то есть пострадавших. Исключением являются случаи, когда участники ДТП не предъявляют друг другу претензий, ведь тогда каждый из них имеет право претендовать на компенсацию в положенном им объеме.


Страховая мало выплатила по ОСАГО

С 28 апреля 2017 года все выплаты по страховому полису ОСАГО заменены ремонтом. Соответствующие поправки в закон были внесены президентом РФ. Уточнение по выплатам будет касаться только тех договоров ОСАГО, которые были заключены после вступления закона в силу.

До этого момента все автовладельцы могли получить сумму наличными. Эта альтернатива остается и у тех, кто успел приобрести полис до 28 апреля. У всех остальных выбора нет. Единственный вариант получить возмещение за авто – согласиться на ремонт. Тем не менее, вариант с денежными выплатами по ОСАГО все же остается, однако действовать он будет в исключительных случаях.

Порядок выплаты страховой по ОСАГО

После внесения поправок автовладелец не может выбирать, получить ему денежную компенсацию или оплату ремонта. При участии в ДТП автомобиль будет направлен на ремонт, где ему устранят поломки и по необходимости заменят запчасти.

После того, как страховая компания приняла заявление, у нее есть 20 дней, чтобы выписать вам направление на ремонт. Если вы настаиваете на том, чтобы выбрать автомастерскую, которая не указана в списке компании, процедура может занять больше времени. В некоторых случаях крайним сроком становится месяц.

Сам ремонт по ОСАГО должен быть выполнен за месяц. Причем дни начинают отсчитываться с того момента, как машина была доставлена в сервис. Если ремонт по ОСАГО затянулся, то страховая должна выплатить вам компенсацию. Исключение – когда страхователь не имеет ничего против более длительного ремонта.

Присутствуют некоторые случаи, когда вместо ремонта вы все же можете потребовать денежную компенсацию по ОСАГО. Например, когда автомобиль просто невозможно отремонтировать. Другой вариант – когда нанесен вред самому автовладельцу. Причем здесь учитывается как смерть водителя, так и травмы средней и тяжелой степеней тяжести.

Если же ремонт сильных повреждений возможен, но он превышает максимальный порог страховой выплаты ОСАГО, вам также могут возместить все средства в денежном виде. Иногда удается договориться с компанией, и она по собственному желанию возмещает урон деньгами.

Расчет по выплатам

При наступлении страхового случая ОСАГО и обращении к страховщику, он направит авто на независимую экспертизу, которая определит масштабы повреждений и даст направление на ремонт.

Далее машина отправляется в автомастерскую, где осуществляется ремонт. Если возникает необходимость в замене запчастей, то комплектующие в обязательном порядке должны быть новые. Для установки б/у деталей необходимо подписать соответствующее соглашение со страховой компанией по ОСАГО. А они, как правило, редко соглашаются на такие условия.

Стоимость ремонта рассчитывается по своеобразной методике, которая имеет свои особенности. Например, стоимость покраски авто может и не включаться. А может окрашиваться только поврежденная поверхность, а не деталь полностью.

Также стоит учитывать, что цена запчастей по ремонту ОСАГО берется не по чекам, а из специальных справочников с усредненными данными. То же самое можно сказать и про автомастерские. Не важно, какая в итоге будет сумма в чеке: данные берутся не оттуда.

Если итоговая сумма ремонта превышает максимальный порог страховки, то разницу водитель возмещает самостоятельно.

Досудебная претензия по ремонту ОСАГО

При возникновении каких-либо разногласий со страховой компанией по ОСАГО обязательным условием для обращения в суд является составление письменной досудебной претензии.

Ранее разногласия между сторонами возникали в основном из-за размера выплат. Поскольку ремонт по ОСАГО рассчитывается по установленным ЦБ показателям, оспорить сумму вряд ли будет возможно. Однако при просрочке срока ремонта вы вправе направить дело в суд.

Также не стоит забывать, что вы все еще имеете право получить денежную компенсацию. Поэтому если ваш случай попадает под один из описанных выше, но страховая фирма отказывается возмещать ущерб деньгами, вы также вправе обратиться в суд.

Прежде, чем отправлять претензию, вам может понадобиться провести независимую экспертизу. Официально делается это за счет страховой компании. Однако если она отказывается оплачивать расходы и вы платите из своего кармана, то при дальнейшем обращении в суд и положительном исходе дела затраты вам должны возместить.

В претензии указываются данные обеих сторон, излагается суть претензии и при необходимости указываются банковские реквизиты, на которые должны быть переведены деньги (например, при просрочке).

В страховой компании по ОСАГО настаивайте на том, чтобы работник задокументировал то, что претензия была принята. В противном случае вы вряд ли докажите то, что действительно отдавали ее компании. Если сотрудник отказывается принимать документ, вы можете отправить его письмом с уведомлением либо курьером.

Претензия по ремонту ОСАГО должна быть рассмотрена в течение пяти календарных дней с момента получения. Если в этот срок вы не получили отказ либо не получили ответа вообще, можно обращаться в суд.

Составление заявления в суд

В исковом заявлении с претензией по ремонту страховой ОСАГО должна быть вся необходимая информация о сути вашего дела. Кроме подробного описания вашей проблемы желательно также указывать ссылки на нормативно-правовые акты, согласно которым действия страховой компании можно признать неправомерными.

При каждом обвинении необходимо ссылаться на тот закон, который подтверждает правомерность ваших действий. Не лишним будет также упомянуть те документы, которые будут прилагаться в качестве доказательств.

Далее необходимо указать, что именно вы просите от страховой компании. Это может быть неустойка за задержку ремонта, выплату по страховому случаю исходя из ваших исключительных обстоятельств и другое.

Внизу следует поставить дату написания заявления и подпись.

Как подать в суд на страховую компанию по ремонту ОСАГО

Для начала нужно обратиться в правильную судовую инстанцию. По договору ОСАГО иск подается в суд по месту нахождения страховой компании. Если сумма иска не превышает 50 тысяч рублей, то заявление относится в мировой суд. Если же сумма больше, то нужно обращаться в районный суд.

Вместе с иском необходимо принести документы, которые были упомянуты при составлении искового заявления. Однако перед этим не забудьте оплатить государственную пошлину за подачу заявление. Ее стоимость зависит от стоимости иска. Чтобы не ошибиться с суммой, зайдите на сайт Московского городского суда и посчитайте размер пошлины с помощью специального документа.

Реквизиты, на которые нужно перечислять деньги, нужно уточнять у того суда, в который вы собираетесь относить заявление. В крайнем случае, деньги можно перечислять на реквизиты городского суда, это также будет засчитано. После успешного прохождения оплаты не забудьте в числе остальных документов прикрепить квитанцию.

Сколько должна выплатить страховая по ОСАГО

Сумма выплат прописана в Статье 7 Федерального закона 306 РФ. Исходя из последних поправок, суммы выплат значительно возросли. На сегодняшний день они составляют 400 тысяч рублей при повреждении транспортного средства и 500 тысяч рублей при нанесении вреда здоровью.

Однако вероятность того, что вы получите эти суммы, очень мала. Это максимальный порог, который страховая может заплатить. В реальности суммы значительно меньше. Выплаты по ОСАГО зависят от многих показателей: объемов повреждения, техническое состояние машины на момент аварии, ее оценочная стоимость и так далее. В любом случае страховая компания будет стараться заплатить как можно меньше, поэтому особенно рассчитывать на указанные суммы не стоит.

Особенности обжалования выплат по ремонту

Размер выплат ОСАГО в большой степени зависит от состояния авто на момент аварии и нанесенных повреждений. Оценивают они с помощью независимой экспертизы. Так как направляет и оплачивает экспертизу страховая фирма, то и выбор фирмы остается за ней. И глупо было бы предположить, что между оценочными и страховыми фирмами нет никаких договоренностей.

Поэтому нередко случается такое, что страхователь с итоговой суммой не согласен. Не стоит забывать, что вы можете провести независимую экспертизу самостоятельно, в любом другой компании.

Также стоит помнить об особенностях подачи заявления. Исходя из процедуры ремонта ОСАГО, подавать заявление нужно не по месту своего жительства, а по месту нахождения страховой компании.

Несмотря на то, что правила страхования изменились, шанс получить деньги вместо ремонта все еще довольно велик. Поэтому если вы считаете, что ваш случай попадает под один из возможных для получения компенсаций, не бойтесь воспользоваться своим правом получить выплаты.

Порядок и лимит выплат по ОСАГО

Как изменения 2019 года отразились на выплатах по ОСАГО

За последнее время система обязательного автострахования значительно изменилась. Иными стали размеры выплаты по ОСАГО в 2019 году, тарифы и сама система расчета стоимости полиса немного изменилась.

Рассмотрим, как сегодня получить страховку, на какую сумму страхового покрытия может рассчитывать потерпевший в ДТП в случае ущерба здоровью и транспортному средству.

Изменения, которые касаются выплаты по полису ОСАГО в 2019 году, вступили в силу еще в 2018-м и коснулись системы компенсации убытков, ремонта и оформления полиса, сроков технического осмотра и компенсаций по страховке, а также стоимости ее приобретения. В 2018 г. появилась такая система компенсаций, как оплата ремонта.

Изменилось не только возмещение по ОСАГО, другими стали и сами бланки полисов. Теперь они защищены QR-кодом, что затрудняет их подделку и дальнейшие мошеннические действия со страховкой. Проверить подлинность документа можно теперь дистанционно.

Цена полиса формируется с учетом следующих обстоятельств:

  • региона, где проходит регистрация транспортного средства;
  • мощности двигателя автомобиля в л/с;
  • количества лиц, включенных в страховку;
  • возраста транспортного средства;
  • продолжительности водительского стажа лиц, допущенных к управлению автомобилем;
  • срока, на который оформляется страховка;
  • статуса владельца авто (является ли он физическим или юридически лицом).

Стоимость полиса изменилась и в связи с новыми правилами расчета коэффициента бонус-малус. Теперь, если водитель за 12 месяцев ни разу не попал в ДТП, он получает скидку при продлении страховки. Напротив, тот, кто часто нарушает правила дорожного движения и становится виновником аварий, заплатит в соответствии с новым тарифом большую сумму за переоформление полиса. Система учета коэффициента бонус-малус призвана стимулировать водителей быть осторожнее на дорогах, не совершать опасных маневров и соблюдать скоростной режим.

Вместе с повышением тарифов увеличились и лимиты компенсации по страховке.

К действующим на сегодняшний день действуют следующие нормы оценки ущерба от ДТП для возмещения по полису автострахования в 2019-м:

  • срок подачи заявления о страховом случае составляет 5 рабочих дней;
  • период действия полиса должен быть не меньше одного года;
  • срок подачи заявления с претензией в адрес страховщика (в том случае, если нарушаются сроки или вас не устроила сумма компенсации) — десять дней. Вместе с заявлением, в котором изложена суть ваших требований, следует подать также отчет независимой экспертизы;
  • выплату страхового покрытия могут заменить денежные поступления в счет оплаты ремонта транспортного средства (в том числе напрямую в мастерскую, которая будет заниматься восстановительными работами, минуя владельца авто);
  • максимальная выплата зависит от того, пострадало ли в результате ДТП имущество потерпевшего, получили ли травмы участники аварии (и их тяжести);
  • в случае оформления аварии по европротоколу возмещение составит 100 тысяч рублей;
  • срок выплаты по ОСАГО составляет 20 календарных дней (за исключением праздников). В течение этого времени должен быть оценен ущерб, нанесенный транспортному средству в ходе ДТП.

До возмещения ущерба по страховке не следует ремонтировать автомобиль. Но если провести независимую экспертизу, по результатам которой будет оценен ущерб, вы можете передать машину в ремонт еще до того, как средства перечислит страховая компания.

Лимиты выплат по автогражданке

Лимитом ответственности по автострахованию называется максимальная выплата по договору, которая выплачивается потерпевшему в результате ДТП. Виновник аварии не получает никакой компенсации.

Возмещение по страховке зависит от суммы, которая требуется пострадавшему в ДТП для покрытия полученного ущерба, и ограничивается законодательно.

Лимит на 2019 г. составляет

  • 400 тысяч рублей, если в ДТП пострадало имущество;
  • 500 тысяч рублей, если травмы получили участники аварии (в зависимости от степени ущерба здоровью, в том числе инвалидности потерпевшего);
  • 100 тысяч рублей, если ДТП оформляется по европротоколу (без привлечения сотрудников Госавтоинспекции).

Получить максимальную выплату можно в том случае, если понесенный в результате аварии ущерб превышает или равен лимиту ответственности.

Чтобы средства были перечислены страховой компанией, нужно своевременно продлевать действие полиса и оформить ДТП в соответствии со всеми законодательными требованиями. Если авария была незначительной (участников не более двух, нанесен только ущерб имуществу), выгоднее зафиксировать ее с использованием европротокола.

Что влияет на размер выплаты в 2019-м

Рассмотрим подробнее, как рассчитывается стоимость выплаты по страховке в 2019 г. и что влияет на объем возмещения.

Величина страхового покрытия зависит от следующих обстоятельств:

  • нанесен ли ущерб жизни и здоровью потерпевшего или пострадало только его имущество (в том числе и варианты комплексного урона);
  • степень повреждений. Учитывается, как сильно пострадал автомобиль. Здесь возможны два варианта: транспортное средство можно отремонтировать или оно не подлежит восстановлению.
  • перечень повреждений. Он должен полностью соответствовать тем дефектам, которые перечислены в справках ГИБДД. В противном случае по формально отсутствующим повреждениям страховая компания не произведет возмещения. Чтобы этого не случалось, следует самостоятельно пойти в ГИБДД и вписать необходимые ответствующие дефекты, после чего отнести документ в СК;
  • производилась ли эвакуация транспортного средства, требуется ли оплата амортизации автомобиля;
  • износ автомобиля с учетом срока эксплуатации и деталей, которые требуется заменить;
  • мощность двигателя транспортного средства;
  • место происшествия и дополнительные обстоятельства аварии;
  • срок действия страхового полиса;
  • внешний вид автомобиля, его техническое состояние и рыночная стоимость до момента аварии.

Если стоимость ремонта автомобиля превосходит лимит (размер положенной компенсации), пострадавший все равно получает не более максимально предусмотренной суммы. В досудебном порядке виновник ДТП не обязан компенсировать понесенные потерпевшим расходы. На этом этапе вопрос можно решить по договоренности. Но если пострадавшего не устраивает объем предложенных средств, он имеет право требовать от виновного в ДТП компенсировать моральный, физический и материальный вред через суд. Если потерпевшего не устроила сумма возмещения, следует направить письменную претензию в адрес страховщика.

В каком случае страховщик может отказать в компенсации

Есть обстоятельства, которые могут препятствовать получению компенсации по страховке. Перечислим их:

  • в салоне или багажнике транспортного средства находились вещества, опасные для людей и окружающей среды;
  • у лица, находившегося за рулем, не было водительских прав;
  • не был определен виновник аварии;
  • полис недействителен (истек его срок, или документ оказался поддельным).

Разумеется, каждая страховая компания стремится не терять своих средств, поэтому бытует мнение, что получить средства в полном объеме не получится. Отчасти этому мифу способствуют оценщики и юридические компании. Но не стоит забывать, что сами они, убеждая клиента в необходимости их услуг, также заботятся о своем заработке. Поэтому не стоит принимать поспешных решений. Как показывает практика, что в 80% случаев получить компенсацию в полном объеме и вовремя точно в срок (выплата по ОСАГО происходит в течение 10 календарных дней) можно без оплаты услуг юристов.

Читайте также:  Выплата или ремонт положена по закону ОСАГО 2020 года?

Возмещение в случае оформления европротокола при ДТП

Страховые выплаты за ущерб в ДТП, оформленном по протоколу европейского образца, увеличены в два раза, с 50 до 100 тысяч рублей (при этом для Москвы и Подмосковья, С.-Петербурга и Ленинградской области лимит остался прежним – 400 тысяч рублей). Автомобилисты, попавшие в аварию, могут оформить документ без участия сотрудников ГИБДД. Экземпляр заполняют как виновник аварии, так и потерпевший. После этого бумагу нужно направить страховой компании в течение 5 рабочих дней. Обязательное условие оформления европротокола – фотографирование места происшествия. До осмотра представителями страховой компании оба автомобиля, пострадавшие в ДТП, нельзя ремонтировать, чтобы были зафиксированы все полученные ими дефекты.

Важно! По европротоколу выплаты от страховой компании возможны при участии в аварии только двух транспортных средств. В противном случае процедура оформления ДТП будет стандартной. Также в аварии не должно травм у водителей, а также потерпевших (погибших) третьих лиц. Но если раньше оформить аварию по европротоколу можно было только при отсутствии разногласий, то теперь этого не требуется.

Участникам ДТП требуется зафиксировать все обстоятельства происшествия. Они должны быть переданы в автоматизированную информационную систему автострахования гражданской ответственности (необходимо использовать технические средства и ПО, которые предусмотрены законом).

Чтобы корректно оформить европротокол, нужно соблюдать следующие правила:

  • использовать шариковую ручку для внесения сведений об аварии;
  • при заполнении своей части протокола каждый участник вносит данные самостоятельно;
  • обоснованность корректировок должна подтвердить противоположная сторона;
  • протокол должен быть подписан как виновником аварии, так и потерпевшим.

Ремонт или денежная компенсация

По закону сегодня можно получить вместо денежной компенсации от страховой компании средства на оплату ремонта. Такая процедура называется натуральной формой возмещения убытка. Сегодня она используется далеко не всеми водителями. Связано это с рядом обстоятельств:

  • в ходе ремонта могут использоваться неоригинальные запчасти;
  • существует практика ремонта пострадавших деталей вместо их замены новыми;
  • выделенных часов на проведение восстановительных работ может быть недостаточно;
  • повреждения нередко устраняют не полностью;
  • автовладельца может не удовлетворить качество проведенных работ.

Если вас не устраивает размер компенсации в счет оплаты ремонта, нужно обратиться в независимую экспертизу и сформировать претензию к страховой компании. В случае отказа следует решать вопрос через суд.

С страховые компании должны заключать договор с СТО в соответствии с действующим законодательством. Последние, в свою очередь, реализуют конкретный перечень услуг по восстановлению авто. Станции техобслуживания должны отвечать следующим требованиям:

  • располагаться на расстоянии в 50 и более км от места аварии и проживания владельца пострадавшего автомобиля;
  • срок проведения восстановительных работ не может превышать 30 дней;

Автовладелец имеет право отказаться от услуг СТО, предложенной страховой компанией, и выбрать сервис самостоятельно.

Если ремонт проводится за счет страховой компании, его стоимость определяется следующим образом:

  • производится оценка восстановительных работ. Их стоимость зависит не только от характера и степени полученных повреждений, но и от износа транспортного средства;
  • владелец выбирает СТО из предложенного списка организаций (если автомобиль на гарантии, работы могут выполнить дилерские центры);
  • в течение 30 дней транспортное средство должно быть восстановлено.

Оплату ремонта производит страховая компания.

Денежная компенсация возможна в следующих случаях:

  • когда автомобиль не подлежит восстановлению;
  • стоимость ремонта более 400 тысяч рублей, а доплачивать из собственных средств автовладелец не намерен;
  • восстановительные работы нельзя провести в отведенные сроки (30 календарных дней);
  • владелец обратился в РСА, который одобрил просьбу заменить оплату ремонта денежной компенсацией;
  • страховая компания и пострадавший в ДТП автовладелец сумели договориться между собой (соглашение должно быть оформлено письменно).

Какие документы необходимо предоставить страховой компании

В страховую компанию нужно направить заявление вместе с пакетом оригинальных справок и копий документов. Полный комплект включает в себя следующие бумаги:

  • копию паспорта виновника аварии;
  • оригинал справки из ГИБДД;
  • копии документов на автомобиль;
  • извещение о дорожно-транспортном происшествии;
  • копия протокола о правонарушении или отказе в возбуждении административного дела
  • реквизиты счета, на который будут перечислена компенсация.

Что делать если страховая компания выплатила по ОСАГО меньше стоимости ремонта

Ситуации, когда страховая мало заплатила по ОСАГО, в настоящее время являются довольно распространенными. Нередко, ущерб вреда становит в два или три раза больше денег, нежели тот объем, который решила выплатить компания своему клиенту.

Именно для того, чтобы знать, как в таких ситуациях поступать, стоит тщательно изучить данный вопрос. После этого появится шанс отстоять свои права, и защитить собственные интересы.

Возможный объем требований компенсации

Компания, с которой клиент заключил договор о составлении полиса ОСАГО, должна при наступлении тех или иных случаев выплатить ему компенсацию. Она может доходить до 400 тысяч рублей. Именно на такой объем финансовой помощи может надеяться субъект при наступлении страхового случае, когда был причинен ущерб жизни и здоровью, а также были нанесены какие-либо повреждения автомобилям.

Для того чтобы точно понимать, на какую сумму денег можно рассчитывать, стоит рассмотреть следующую таблицу, описывающую возможные страховые случаи, возникающие при управлении транспортным средство на дороге:

Возможные страховые случаиОбъем компенсации
При причинении ущерба жизни и здоровью нескольким пострадавшим240 тысяч рублей
При причинении ущерба жизни и здоровью лишь одного человека160 тысяч рублей
При нанесении вреда имуществу нескольких человек160 тысяч рублей
При нанесении вреда имуществу лишь одного человека120 тысяч рублей

Таблица 1. Страховые случаи

Очень важно также обратить внимание на некоторые факторы, влияющие на принцип осуществления выплат по полису ОСАГО страховой компанией. К примеру, сумма компенсации зависит от износа деталей транспортного средства. Он в свою очередь определяется посредством анализа года выпуска автомобиля, а также его пробега.

Важно! Старые транспортные средства зачастую имеют более значительный пробег, вследствие чего у них существенный процент износа.

Он напрямую будет влиять на сумму полученной финансовой помощи от страховщика.

Для определения того, какие повреждения получила машина в результате страхового случае, а какие обрела в процессе своей эксплуатации, может только лишь квалифицированный опытный эксперт после диагностики всех имеющихся повреждений.

Какие действия лучше не совершать


Для того чтобы страховая компания не занизила выплату по полису ОСАГО, нужно полностью следовать установленным правилам действий после наступления определенного страхового случая.

Существуют следующие действия, которые могут повлиять на то, что произойдет недоплата компенсации:

  1. Устранение повреждений до страхового осмотра и диагностики автомобиля. Даже в тех случаях, когда владелец транспортного средства полностью осуществит фото- и видеофиксацию повреждений, а также проведет собственный независимый ремонт на СТО, страховщик будет в праве не принять все полученные таким образом данные. Теоретически в подобных ситуациях компания должна идти на уступки, так как водителю может понадобится автомобиль в срочном порядке после ДТП. При этом на практике получается так, что страховщики всю сумму не выплачивают, или же вовсе отказываются от предоставления помощи , так как другой субъект договора нарушил установленные Правила.
  2. Также ни в коем случае не стоит доверять страховому эксперту. Это обусловлено тем, что он работает на компанию, с которой был заключен полис ОСАГО. Вследствие этого данный специалист зачастую будет работать в интересах собственного работодателя.
  3. Не нужно выбрасывать результаты независимой экспертизы, акта осмотра транспортного средства, а также платежную информацию даже после ремонта автомобиля. Они могут в некоторых случаях пригодиться для отстаивания собственных интересов, если через некоторое время после аварии окажется, что были первоначально не обнаружены определенные неисправности.

Если остерегаться осуществления всех вышеперечисленных случаев, существует возможность получения полной объективно определенной суммы компенсации .

Внимание! Ремонт полностью запрещается до проведения смотра автомобиля уполномоченным лицом страховой компанией.

Также не стоит его проводить в тех случаях, пока не было достигнуто соглашение сторон по поводу того, какая должна быть сумма финансовой помощи.

Если водитель считается, что компания не доплатила, он может организовать повторное обследование транспортного средства, после чего будет составлен новый акт о страховом случае. Такие действия будут иметь смысл лишь тогда, когда еще не был проведен ремонт машины.

Законные причины занижение уровня выплат


Если страховая компания насчитала слишком маленькую сумму по полису ОСАГО, в некоторых случаях для этого у нее могут быть вполне законные основания.

Чаще всего это касается следующих причин:

  1. Исключение некоторых повреждений из итоговой суммы составленной сметы. Чаще всего это касается лакокрасочных покрытий транспортного средства. В большинстве случаев компания не платит за это, если вред составляет более 25 процентов всей площади машины или же присутствуют коррозийные явления. В подобных ситуациях эксперты делают вывод, что повреждения появились на протяжении длительного периода времени, а не непосредственно самого ДТП.
  2. Износ определенных деталей, требующий их замены. Страховка чаще всего не покрывает таких расходов, так как они происходят на протяжении значительного срока, а не в процессе аварии. На законодательном уровне подобные вопросы еще до конца не урегулированы. Поэтому у каждого владельца ТС остается право оспорить ту сумму, которую насчитала страховая компания. При этом суд далеко не всегда станет на сторону истца.
  3. Расчет объема возмещений без учета утери товарной стоимости. В соответствии с постановлением ПВС страховщик не имеет права убирать УТС из окончательной суммы выплаты. Именно поэтому малая компенсация по подобной причины всегда становится объектом разбирательств в суде.

Существует два возможных типа оформления ДТП – по европротоколу и с вызовом сотрудников ДПС.

Для первого случая необходимы определенные условия, такие как отсутствия пострадавших людей, ограниченный объем ущерба 50 тысячами рублей, участие не более 2 ТС, наличие полиса ОСАГА у всех субъектов аварии, а также полное согласие сторон по поводу происшествия.

При этом любая ошибка в протоколе, оформленного самостоятельно может стать причиной того, чтобы страховая компания перечислила сумму ниже ожидаемой. К тому же существует риск того, что вовсе не будут учтены требования заявителей. Как самостоятельно оформить ДТП читайте по ссылке.

Что касается сотрудников ДПС, то они нередко заполняют документы очень небрежно и быстро. Несмотря на то, что они берут ответственность за оформление ДТП на себя, наличие ошибок – это типичная ситуация. Поэтому очень важно их действия проверять, а все повреждения фиксировать на фото и видео .

В итоге, почему выплачивает страховая компания заниженные компенсации, вполне объяснимо. Поэтому к этому нужно быть готовым.

Особенности проведения независимой экспертизы


В настоящее время независимая экспертиза, поведенная по инициативе водителя, невозможна. Страховщик самостоятельно выбирает экспертную организацию, по результатам которой проводить соответствующую калькуляцию.

Владелец ТС может провести осмотр автомобиля с собственным специалистом лишь тогда, когда компания не уложилась в выполнение данной работы в пятидневный срок. На самом деле, такой процесс может быть проведен в любое время, но его результаты не будут принимать в счет страховщиком.

Внимание! Если компания насчитала меньшую сумму, чем независимая экспертиза водителя, то очередное обследование проводить не стоит.

Оно требуется лишь тогда, когда возникают спорные вопросы по поводу перечню повреждений и их степени.

В большинстве случаев экспертиза по инициативе водителя поводиться после того, как страховщики заплатили маленькую сумму. В данном случае мнение независимого эксперта может стать основанием для досудебного и судебного разбирательства. В иных ситуациях просто нет непосредственно самого предмета спора.

Защита собственных прав в судебном порядке

Компания, если выплатила меньше стоимости ремонта, может ожидать от владельца транспортного средства досудебной претензии или же обращения в суд. Многим водителям кажется, что крупные предприятия не пойдут на урегулирования спорной ситуации без суда, вследствие чего пренебрегают этим.

Юристы же настаивают, что так поступать не стоит. Досудебная претензия может стать во время судебного разбирательства фактором, укрепляющим позиции владельца ТС.

Создание досудебной претензии и других жалоб

Если водителю автомобиля выплатили заниженную сумму по полису ОСАГО, ему нужно вместе с собственным юристом создать правильную досудебную претензию в адрес страховщика. В ней следует указать, в чем заключаются разногласия, аргументировав свою точку зрения с законодательной и финансовой стороны.

Обязательно в досудебной претензии стоит указать, что в случае невыполнения требований компания будет вынуждена защищаться в суде. Если ей это не удастся сделать, всю сумму, которая она недоплатила, вместе с компенсацией по судебному решению, ей придется выплатит клиенту, подавшему иск .

В обязательном порядке досудебная претензия должна быть подкреплена соответствующими документами.

Среди них стоит выделить такие:

  • паспорт гражданина Российской Федерации;
  • страховой полис, действующий на момент аварии;
  • документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство;
  • справка о дорожно-транспортном происшествии по форме 708;
  • заключение эксперта по поводу характера и объема повреждений автомобиля.

Чтобы страховщики заплатили полную компенсацию, следует отправить пакет документов вместе с досудебной претензией заказным письмом. При этом важно запросить уведомление о вручении и опись вложения.

Дополнительно можно подать жалобы в РСА и ФССН. Они не повлияют на восстановление справедливости, но помогут ускорить активизацию работу страховой компании. Ответа нужно ожидать в течение 5 рабочих дней . Если страховщика не устраивает изложенное в претензии, дойти до какого-либо соглашения мирным путем не удастся.

Важно! Срок давности обращения в суд с иском после того, как страховка не покрыла всех расходов на ремонт транспортного средства. Составляет 3 года.

Ожидать после досудебной претензии, прежде чем подать иск в суд, можно длительное время. Но при этом слишком долго ждать не стоит, так как судья может рассмотреть в этом какой-либо корыстный мотив. Это обусловлено тем, что каждый день неуплаты для компании страховщика может обернуть 1 дополнительным процентом к сумме, которую он заплатит в итоге.

Обращение в суд

Досудебная претензия может быть одобрена страховой компанией в полной объеме или же частично. При этом в большинстве случаев водитель автомобиля получает отказ или же вовсе игнорирование своей жалобы. У многих владельцев транспортных средств закономерно возникает вопрос о том, что делать в таком случае.

Ответ очевиден – обращаться с иском в суд. Смысл в этом во многих случаях, если страховщики существенно недоплатили, действительно есть.

Если водитель транспортного средства действительно окажется прав в судебном разбирательстве, он, кроме правильной суммы (к примеру 100 тысяч рублей) может получить компенсацию такого рода:

  1. По факту того, что страховщики занизили сумму компенсации – 50 тысяч рублей.
  2. По факту длительности невыплаты – пеня в размере 1% за каждый день. Если решение суда была получено спустя 2 месяца, водитель дополнительно получит 60 тысяч рублей.
  3. По факту морального ущерба – 5 тысяч рублей.

Если маленькая выплата КАСКО не устраивает владельца ТС, ему нужно обратиться в суд со следующими документами:

  • извещение о ДТП;
  • протокол об АП;
  • постановление по АП;
  • доверенность на ведение дела;
  • иные документы (показания свидетелей, договор об независимой экспертизе, квитанции платежей и т.д.).

Если Росгосстрах выплатил, как наиболее популярная компания, малую компенсацию, водитель может обратиться за помощью в мировой или районный суд. Чаще всего нужно выбирать именно первый вариант.

Для того чтобы в итоге хватило выплаты, следует правильно составить исковое заявление. Для этого его нужно составлять с квалифицированным юристом. Заниженная компенсация в таком случае по решению суда не произойдет, если владелец транспортного средства не нарушил Правила. На которые подписался.

Заключение

Перед тем, как получить калькуляцию и выплату страховой суммы, водитель автомобиля по сути не может предпринять никаких действий для защиты собственных прав. Лишь после возмущение ущерба, у него появляются возможности инициирования досудебного и судебного разбирательства на основании собственной независимой экспертизы .

Добиться того, чтобы в итоге страховщики доплатили определенную сумму средств, вполне реально. Но при этом стоит понимать, что ни в коем случае не нужно нарушать Правила полиса. К тому же любой судебный процесс займет определенный период времени, к чему нужно быть готовым.

Видео

Добавить комментарий