ПДД в жилой зоне: как ездить, чтобы не нарушать?

7 штрафов, которые водитель может получить во дворе

За какие нарушения водители могут быть оштрафованы во дворах жилых домов и в зоне действия знака «Жилая зона».

Многие водители, въезжая в жилой двор после загруженных городских дорог, устав от бесконечных пробок, камер фотовидеофиксации, от многочисленных ребусов из дорожных знаков, вечно бегущих на красный свет пешеходов, с облегчением вздыхая, расслабляются. Особенно если речь идет о родном дворе возле дома.

Некоторые водители настолько расслабляются, что забывают о том, что проезд по дворам и дорогам в жилых зонах также регулируется Правилами дорожного движения, которые здесь никто не отменял. Увы, немало водителей забывают об этом, считая, что дворы, как чистое поле в тайге, не попадают под действие ПДД. И часто за это расплачиваются рублем. Давайте вспомним, за какие нарушения водители могут получать штрафы во дворах и на дорогах в жилой зоне.

Для начала давайте вспомним, где в действующих ПДД говорится о дворах и жилых зонах. Для этого нужно обратиться к пункту 17 ПДД РФ Движение в жилых зонах:

Итак, дворовые территории, согласно пункту 17.4 ПДД РФ, приравнены к дорогам, которые находятся в зоне действия дорожного знака «Жилая зона».

Также водители не должны забывать о том, что дворы и жилые зоны – это равноправные элементы дорожной сети. Соответственно, как и на обычных автомобильных дорогах, водители ДОЛЖНЫ соблюдать все предписанные Правилами дорожного движения обязанности. Особенно стоит обратить внимание на эти положения тем водителям, которые считают, что при заезде во двор жилого дома отменяется правило «уступи пешеходу», а также правила первоочередного проезда на дороге при разъезде с другими автомобилями.

Именно от незнания ПДД или от забывчивости водителей во дворах происходит множество аварий (в том числе с участием пешеходов), а также дорожных конфликтов, которые часто приводят к повреждению чужого имущества и даже потасовке между водителями, заканчивающейся побоями. Но всего этого могло бы не быть, если бы водители чтили ПДД и не забывали, что двор – это не отдельное государство в государстве, где перестают действовать Правила дорожного движения.

Мы собрали для вас 7 самых частых нарушений Правил дорожного движения, которыми грешат водители на дворовых территориях и на дорогах, находящихся в жилых зонах.

Сквозной проезд

Многие водители забывают, что дворы, как и дороги в жилых зонах, – это не место для объезда пробок или для того, чтобы сократить свой путь движения. Согласно пункту 17.2 ПДД РФ сквозной проезд в таких местах запрещен.

Штраф: в соответствии со статьей 12.28 КоАП РФ ( Нарушение правил , установленных для движения транспортных средств в жилых зонах). Размер штрафа – 1 500 рублей. В Москве и Санкт-Петербурге размер штрафа составляет 3 000 рублей.

Длительный прогрев автомобиля, стоянка авто на холостом ходу

Еще одно нарушение, о котором забывают большинство водителей. Речь идет о стоянке транспортного средства с работающим двигателем. Согласно тому же пункту 17.2 ПДД в жилых зонах, а равно во дворе, запрещена стоянка с включенным двигателем. Немало водителей удивляются, когда узнают об административной ответственности за стоянку автомобиля с заведенным двигателем. Большинство думает, что для прогрева двигателя во дворе можно стоять на месте сколько угодно. Но это не так. Чтобы было понятно, нужно просто вспомнить, что же такое стоянка в понимании действующих ПДД.

«Стоянка» – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

Штраф: тот же, как и в случае со сквозным проездом во дворах и других местах жилых зон – 1 500 рублей. В Москве и Санкт-Петербурге – 3 000 рублей (статья 12.28 КоАП РФ).

Нарушения правил парковки во дворах

Вот еще один вид самых распространенных нарушений водителей в России. Особенно остро этот вопрос стоит в крупных городах, где в борьбе за место на парковке разворачиваются нешуточные баталии, нередко доходящие до мордобоя и нанесения вреда имуществу.

Из-за заметного прибавления автопарка в стране российские дворы жилых домов не справляются с наплывом личного транспорта. В итоге автолюбители паркуют автомобили по принципу «паркуюсь как хочу», «паркуюсь как могу», «обеспечьте сначала места для парковки, тогда я буду соблюдать правила парковки» и т. п.

Но между тем немало водителей нарушают правила парковки во дворах, просто-напросто забыв элементарные Правила дорожного движения.

Самым распространенным нарушением во дворах является парковка автомобиля на тротуаре и газоне. Логично, что подобное происходит в связи с отсутствием свободных мест для стоянки автомобиля. Но тем не менее это не дает право автолюбителям плевать на действующее законодательство и на людей, живущих во дворе.

Напомним, что за парковку автомобиля на тротуаре водителю грозит штраф в соответствии с частью 3 статьи 12.19 КоАП в размере 1 000 рублей. Однако эта ответственность не распространяется на тех, кто нарушил правила остановки и стоянки в городе Москве и Санкт-Петербурге. В этих городах федерального значения штраф за нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре предусмотрен частью 6 статьи 12.19 КоАП РФ, он составляет 3 000 рублей.

Что касаемо парковки на газоне, то в федеральном КоАП РФ нет прямой административной ответственности за парковку машины на газоне. Но это не говорит о том, что автовладельцы могут ставить автомобиль на газон, не опасаясь быть оштрафованными. Дело в том, что формально парковка на газоне попадает под часть 1 той же статьи 12.19 КоАП, за что предусмотрен штраф в размере 500 рублей. В Москве и Санкт-Петербурге это же нарушение попадает под часть 5 статьи 12.19 КоАП РФ – штраф в размере 2 500 рублей. Но и это еще не все.

Напомним, что в Москве помимо федерального Кодекса об административных правонарушениях действует свой, местный КоАП, в котором есть статья, прямо предусматривающая административную ответственность за стоянку автомобиля на газоне.

Статья 4.18. Повреждение зеленых насаждений

1. Повреждение зеленых насаждений
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 500 до 4 000 рублей ; на должностных лиц – 50 000 рублей ; на юридических лиц – 300 000 рублей .

2. Те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники,
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 000 тысяч до 4 500 рублей ; на должностных лиц — 50 000 рублей ; на юридических лиц — 300 000 рублей .

В Санкт-Петербурге также действует свой местный КоАП, который отдельно регулирует административную ответственность за парковку автотранспорта на зеленых насаждения. Речь идет о статье 32 КоАП города Санкт-Петербурга:

Статья 32 . Размещение транспортных средств на территориях зеленых насаждений общего пользования, территориях зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, территориях зеленых насаждений ограниченного пользования

Размещение транспортных средств на территориях зеленых насаждений общего пользования, территориях зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, территориях зеленых насаждений ограниченного пользования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей ; на должностных лиц – от 5 000 до 40 000 рублей ; на юридических лиц – от 150 000 до 500 000 рублей .

Как мы видим, за парковку на тротуаре или газоне в российском законодательстве предусмотрена административная ответственность. В Москве и Санкт-Петербурге за подобные нарушения самые большие штрафы в России. Особенно это касается парковки автотранспорта на зеленых насаждениях (в том числе на газоне).

Превышение скорости в зоне действия знака «Жилая зона» и во дворах

Еще один вид правонарушения, о котором забывают много водителей, которые, съезжая с автодороги упускают из виду, что Правила дорожного движения строго регулируют скоростной режим в жилых зонах. Напомним, что согласно пункту 10.2 ПДД РФ в велосипедных зонах и на дворовых территориях скорость движения автотранспорта должна составлять не более 20 км/ч. Но почему же мы каждый день видим, как водители несутся по двору? Все дело в том, что во дворах нет камер фотовидеофиксации. Кроме того, водители знают, что, в принципе, даже если они превысят скорость прямо на глазах инспекторов ДПС, их трудно будет привлечь к административной ответственности. Тем не менее время от времени такие штрафы выписываются.

Особенно это касается тех, кто попал во дворе или в жилой зоне в ДТП. Так, если выяснится, что водитель, попав в ДТП, превысил максимально установленную скорость движения в жилой зоне и во дворах, он может быть признан виновным в аварии. В том числе с участием пешехода. Причем ответственность ждет, даже если скорость будет превышена всего на 1 км/час.

Стоит отметить, что в этом случае административная ответственность будет предусмотрена в соответствии со статьей 12.28 КоАП РФ ( Нарушение правил , установленных для движения транспортных средств в жилых зонах).

То есть превышение скорости в жилой зоне расценивается как нарушение установленных правил движения в жилых зонах и на дворовых территориях.

Штраф: кроме Москвы и Санкт-Петербурга, за превышение скорости в жилой зоне предусмотрен штраф в размере 1 500 рублей (часть 1 статьи 12.28 КоАП РФ).

В Москве и Санкт-Петербурге штраф составляет 3 000 рублей (часть 2 статьи 12.28 КоАП РФ).

Ремонт, техническое обслуживание автомобиля во дворе

Закончились времена, когда почти в каждом дворе можно было увидеть в выходные дни лежащего под машиной автолюбителя, который решил самостоятельно отремонтировать своего железного коня. С каждым годом все больше людей предпочитают делать это несамостоятельно. Тем не менее не перевелись еще на Руси те, кто любит ковыряться в своей машине. Причем прямо во дворе. Но не многие знают, что это идет вразрез с действующим законодательством. Например, мало кто знает, что на дворовых территориях рядом с жилым домом автолюбителям запрещено проводить замену масла, регулировать двигатель, а также производить мойку автомобиля.

Это закреплено постановлением Роспотребнадзора. Вот выдержка из постановления:

2.8. На земельных участках должны быть предусмотрены подъезды и проходы к каждому зданию. Места для размещения стоянок или гаражей для автомобилей должны соответствовать гигиеническим требованиям к санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.

На придомовых территориях запрещается производить мойку автомашин, слив топлива и масел, регулировать звуковые сигналы, тормоза и двигатели.

Но, несмотря на это, во дворах все еще можно встретить автолюбителей, решивших поменять масло, отрегулировать карбюратор в своей машине или, еще хуже, решивших помыть машину прямо перед домом.

Что грозит за подобный автосервис под окнами своего дома? Тут нужно вспомнить статью 6.3 КоАП, которая прямо регулирует н арушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которая предусматривает штраф в размере от 100 до 500 рублей.

Читайте также:  Перевозка ребенка в авто: как правильно?

Также не стоит забывать, что за оставленную после ремонта или обслуживания автомобиля грязь в некоторых регионах России действует дополнительная ответственность. Например, согласно статье 8.8 КоАП города Москвы за загрязнение территории, связанное с эксплуатацией и ремонтом транспортных средств, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 1 000 до 3 000 рублей.

Парковка автотранспорта на месте для стоянки пожарной техники

Это довольно новый вид нарушений, которого пока нет в федеральном законодательстве. Но власти Москвы придумали, как без нарушения законодательства привлечь водителей во дворах жилых домов, предпочитающих ставить свои автомобили в местах, предназначенных для стоянки пожарной спецтехники.

Так, власти Москвы решили разместить в таких местах дорожные знаки, запрещающие стоянку и остановку в местах, расчерченных для стоянки пожарной техники.

В результате подобная парковка автомобиля будет нарушать действующие Правила дорожного движения, за что владельцев автотранспорта будут привлекать к административной ответственности в соответствии с частью 5 статьи 12.16 КоАП РФ – штраф в размере 3 000 рублей.

Скорее всего, данный опыт Москвы постепенно переймут и другие регионы России, поскольку эта проблема актуальна для всех крупных городов страны. Напомним, что во дворах рядом с жилыми домами местные власти во многих городах выделили специальные места для стоянки пожарной техники, которые нельзя занимать личным автотранспортом. Но из-за проблем с парковками автовладельцы часто нарушают это требование, оставляя свой личный транспорт на местах для пожарной техники. В итоге очень часто пожарные машины не могут правильно разместить пожарную технику для тушения пожара в жилых домах.

Власти Москвы первыми начали решать эту проблему, установив во всех жилых дворах Москвы знак «Стоянка запрещена» в местах, предназначенных для стоянки пожарных машин. Судя по сообщениям в Сети, штрафы уже начали присылать. Причем фиксация нарушения стала возможна с помощью мобильного приложения «Помощник Москвы», где предусмотрен автоматический функционал фиксации нарушений ПДД любым желающим сообщить о нарушении автомобилем законодательства, действующего в Москве.

7. Не пропустить «Скорую» во дворе

Наверное, это самый опасный вид нарушения, который имеет место быть во дворах и на дорогах общего пользования. Именно поэтому недавно власти ужесточили ответственность водителей, которые не пропускают автомобили «Скорой помощи», введя за это уголовную ответственность в соответствии со статьей 124.1 УК РФ.

Так, специально не пропустившему в узком дворе автомобиль «Скорой помощи» водителю грозит как минимум штраф в размере 80 000 рублей. Как максимум – 2 года лишения свободы (часть 1 статьи 124.1 УК РФ).

Если подобная быдлячесть водителя приведет к смерти пациента, к которому ехала машина «Скорой помощи» или же которого уже везли в медицинское учреждение, то виновника ждет уголовная ответственность в соответствии с частью 2 той же статьи, которая предусматривает лишение свободы на срок до 4 лет (часть 2 статьи 124.1 УК РФ).

Правила дорожного движения для жилой зоны и дворовой территории

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про пункты правил дорожного движения, которые могут и должны применяться в жилой зоне и на дворовых территориях.

Как правило, сотрудники ГИБДД заглядывают во дворы жилых домов чрезвычайно редко, поэтому за соблюдением правил там никто не следит. В большинстве случаев это приводит к тому, что водители забывают правильный порядок движения в жилой зоне.

Итак, в пдд существует специальный раздел, посвященный движению на придворовых территориях: “Движение в жилых зонах”. Однако интересующие нас требования располагаются не только в этом разделе.

В рамках этой статьи будут рассмотрены все пункты ПДД, относящиеся к движению в жилых зонах, а также будут перечислены наказания за нарушение этих пунктов правил:

Различия жилой зоны и дворовой территории

Давайте рассмотрим для начала, чем отличаются жилая зона и дворовая территория, чтобы в дальнейшем не возникало вопросов по этому поводу.

Пункт 17.4 правил дорожного движения свидетельствует о том, что требования раздела 17 “Движение в жилых зонах” распространяются также и на дворовые территории:

17.4. Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.

Однако это не говорит о том, что понятия означают одно и то же.

Жилая зона обозначается соответствующими знаками:

При этом знак “Дворовая территория” не существует. Кстати, понятие дворовая территория в правилах дорожного движения вообще не расшифровывается. Остается предположить, что законодатели подразумевают под дворовыми территориями участки земли, непосредственно прилегающие к жилым домам и находящиеся между ними.

Так что будет неправильным считать, что жилая зона и дворовая территория это разные названия одного и того же объекта.

На практике можно встретить любой из трех вариантов:

  • Границы жилой зоны и дворовой территории совпадают.
  • Жилая зона является частью дворовой территории.
  • Дворовая территория является частью жилой зоны.

Итак, как уже отмечалось выше, правила раздела 17 распространяются и на дворовые территории, и на жилые зоны. Что касается пунктов из других разделов правил, то они распространяются только на ту территорию, которая непосредственно указана в выбранном пункте.

Кстати, в 2020 году знаки “Жилая зона” являются довольно популярными. Однако еще 8 – 10 лет назад они были в России большой диковинкой, поэтому водителей в основном интересовали правила для дворовой территории.

Парковка автомобилей во дворах жилых домов

Рассмотрим пункты правил, регламентирующие парковку во дворах жилых домов. Естественно, на дворовых территориях действуют те же правила дорожного движения, что и на обычной дороге, однако есть и некоторые особенности:

  • Стоянка с работающим двигателем запрещена.
  • Запрещена стоянка грузовых автомобилей.

В жилой зоне и на дворовой территории запрещена стоянка с работающим двигателем. В статье “Различия понятий остановка и стоянка” подробно рассматриваются признаки остановки. Здесь лишь хочу напомнить, что если транспортное средство не движется в течение более 5 минут и при этом не происходит посадка пассажиров или выгрузка грузов, то оно осуществляет стоянку.

Обратите внимание, что если в холодное время года водитель прогревает автомобиль в течении 5 минут или более, то он нарушает требование правил и может получить штраф ГИБДД, который будет рассмотрен ниже.

Правила парковки во дворах запрещают стоянку грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн, т.е. автомобилей категории C, вне специально отведенных мест (обозначенных дорожными знаками или разметкой).

Обращаю внимание, что на дворовой территории также запрещается ставить автомобиль и на газоне. Штраф за стоянку на газоне зависит от региона Российской Федерации и может быть достаточно крупным (несколько тысяч рублей).

Выезд из двора или из жилой зоны

Существуют особые требования, относящиеся к выезду из двора или из жилой зоны. При выезде с дворовой территории водитель должен уступить дорогу всем участникам дорожного движения.

При этом не имеет значения, в каком направлении движутся пешеходы и транспортные средства, всем им следует не создавать помех.

Сквозной проезд через двор

Сквозной проезд механических транспортных средств через жилую зону или дворы правилами запрещен. Однако никто не мешает Вам в случае необходимости остановиться на 5-10 секунд во дворе и продолжить движение. В этом случае штраф ГИБДД не будет наложен.

Что касается немеханических транспортных средств (например, велосипедов), то они имеют право проезжать сквозь жилые зоны.

Скорость движения в жилой зоне

Максимальная скорость движения в жилой зоне или на дворовой территории в настоящее время составляет 20 км/ч (пункт 10.2 ПДД).

При этом штрафы за превышение скорости на дворовой территории не отличаются от штрафов для других мест.

Например, движение по двору со скоростью 80 км/ч приведет к лишению прав.

Приоритет пешеходов

При движении по дворовой территории пешеходы могут двигаться не только по тротуарам, но и по проезжей части. Пешеходы имеют преимущество, т.е. водитель в жилой зоне должен уступать дорогу пешеходам.

При этом пешеходы не должны создавать необоснованных помех автомобилям, например, курить посреди узкой проезжей части, когда во двор пытается въехать пожарный автомобиль со спецсигналами.

Ну и последнее правило, относящееся к жилым зонам и дворам, запрещает учебную езду.

Штрафы за движение по жилым зонам

Размер штрафа за превышение скорости зависит от того, на сколько водитель превысил допустимую скорость, и может составлять от 500 рублей до лишения прав на 12 месяцев.

Что касается штрафа за прочие нарушения, допущенные на дворовой территории, то в настоящее время он составляет 1 500 рублей для всех регионов, кроме Москвы и Санкт-Петербурга (3 000 рублей) (статья 12.28 КоАП).

Кстати, если у Вас остались неоплаченные штрафы ГИБДД, то рекомендую оплатить штрафы через интернет без комиссии.

Движение во дворах и жилых зонах

Последнее обновление: 26.03.2020
20 комментариев

  • Смотрим на дорогу правильно
  • Начало движения на автомобиле
  • Движение в потоке
  • Маневрирование в дорожном потоке
  • Выполнение разворота. Часть 1
  • Выполнение разворота. Часть 2
  • Когда видимости на дороге почти нет
  • Движение в темное время суток
  • Проезд пешеходных переходов на перекрестках
  • Пешеходные переходы вне перекрестков
  • Движение во дворах и жилых зонах

Движение по дворовым территориям и жилым зонам вызывает в кругу водителей немало вопросов. Например, как разъезжаться между собой, кто пользуется преимуществом в проезде пересечений, с какой максимальной скоростью разрешается движение в жилых зонах и прочие вопросы.

Причем, среди них есть вопросы, которые волнуют пешеходов не меньше, чем водителей. Например, в разделе 17 ПДД «Движение в жилых зонах» есть строки:

«В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств». И возникает вопрос: что считать необоснованными помехами? Об этом чуть позднее.

Начнем с того, что официального определения термину «двор» или «дворовая территория» в ПДД нет. Более-менее внятное значение этих терминов можно найти в документах муниципальных образований. Но их множество, все они отличаются и имеют свои особенности.

Тем не менее, нетрудно сформировать, так сказать, общее определение, которое будет соответствовать представлению об этом «предмете».

Дворовая территория — это пространство, ограниченное зданиями по периметру, внутри которого размещаются детские площадки, места для отдыха, зеленые насаждения, местные проезды к домам, школам, детским садам и прочим учреждениям.

Далее, обратимся к еще одному определению, данному в разделе 1.2 ПДД:

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Таким образом, становится понятно, что дворы (дворовые территории) и жилые массивы относятся к прилегающей территории, и на этой территории действуют Правила дорожного движения.

Читайте также:  Круговое движение: правила проезда через кольцо

Отличие жилой зоны от дворовой территории минимально. Жилая зона – это тот же жилой массив, та же самая дворовая (прилегающая) территория, въезды и выезды которой обозначены знаками 5.21 «Жилая зона» и 5.22 «Конец жилой зоны». Жилая зона может иметь свою сеть улиц местного значения.

Правила движения в жилой зоне указаны в разделе 17 ПДД. Требования этого раздела распространяются также и на дворовые территории. Но изучив этот очень небольшой раздел, многие спорные вопросы, возникающие в конфликтных ситуациях, остаются открытыми. Попробуем разобраться.

Скорость движения в жилой зоне

На вопрос, с какой максимальной скоростью разрешается движение в жилых зонах и во дворах ответ дает пункт 10.2 ПДД:

«В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч».

Скорость в жилой зоне ограничена 20 км/час. С учетом ненаказуемого превышения скорости до 20 км/ч. фактическая скорость движения в жилой зоне не покажется слишком маленькой. Выбирая скоростной режим во дворах, нужно помнить, что пешеходы в этих условиях движения (в жилых зонах и на дворовых территориях) имеют приоритет.

Приоритет пешехода

В соответствии с пунктом 17.1, в жилой зоне пешеходы имеют преимущество перед транспортными средствами. Но при этом пешеходы не должны создавать необоснованные помехи для движения ТС.

В чем заключается приоритет пешеходов во дворах и жилых зонах. Дело в том, что в указанных территориях пешеходам разрешается движение и по тротуарам, и по проезжей части. Естественно, выходить на проезжую часть пешеходы должны только после того, как убедятся в безопасности, но если произойдет наезд, то вина будет полностью лежать на водителе.

Что такое «необоснованные помехи» для движения ТС? Понятно, что водитель не может наехать на человека, когда тот упорно не хочет уйти с дороги в сторону. Ни объехать, ни проехать. Подобные беспричинные действия и являются необоснованными помехами.

Автомобиль — велосипед : приоритет во дворе

Как уже рассмотрено выше во дворе или жилой зоне раздел 17 ПДД отдает преимущество пешеходам. На самом деле это преимущество формальное, но юридически — оно на стороне пешехода.

В соответствии с пунктом 1.2 ПДД, велосипед — это транспортное средство, т.е. велосипедист — не пешеход. Пешеходом велосипедист станет только тогда, когда он «спешится», и будет не ехать, а катить велосипед, т.е. идти рядом с ним.

А поскольку велосипед — это транспортное средство, то во дворе и жилой зоне движение велосипедистов подчиняется общим Правилам, и перед автомобилем во дворе велосипедист НЕ имеет того приоритета, какой есть у пешеходов. Подробнее — в статье Автомобиль — велосипед: у кого приоритет во дворе.

Проезд пересечений во дворах

Порядок проезда на пересекаемых дорогах определяется наличием знаков приоритета перед пересечением. Если знаки приоритета отсутствуют, то пересекаемые дороги считаются равнозначными, и на подобных дворовых «перекрестках» действует правило «помеха справа». Преимущество в движении у транспортного средства, которое приближается справа.

В жилых зонах с их разветвленной сетью местных дорог встречаются дороги с довольно широкой проезжей частью. Когда знаки приоритета отсутствуют, ширина широкой дороги НЕ делает ее главной по отношению к узкой пересекаемой или примыкающей дороге.

Реальность такова, что многие водители по разным причинам игнорируют это правило, ошибочно считая, что ширина дороги имеет значение.

Безопасность проезда подобных участков определяется не формальным приоритетом, а гарантией отсутствия ДТП. Кто может это гарантировать? – только вы сами. Имея преимущество, и уступая дорогу, вы НЕ нарушаете Правила.

Встречный разъезд во дворе

Поскольку во дворах и жилых зонах действуют настоящие Правила, встречный разъезд должен осуществляться в соответствии с пунктом 11.7. В общих случаях уступить дорогу должен автомобиль, на чьей стороне имеется препятствие. В роли «препятствия» во дворе может оказаться что угодно, затрудняющее проезд по своей стороне дороги, в том числе припаркованный у ее края чей-то автомобиль.

Но и в этом случае, также как и на дворовых пересечениях дорог, действуют негласные правила водительской солидарности и рациональный подход к разрешению спорной ситуации.

Остановка и стоянка во дворе

Остановка и стоянка во дворах или жилых зонах обычно вопросов не вызывает, за исключением случаев, когда места под стоянку не хватает (машин много, а мест мало). Но сейчас речь не о частных спорах и претензиях на машино-места, а вопрос о соответствии ПДД стоянки именно во дворе. Автомобиль можно поставить у края дороги, не загораживая проезд (въезд/выезд).

Во дворах и жилых зонах запрещается стоянка с работающим двигателем, а также запрещается стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5т вне специально выделенных и обозначенных знаками или разметкой мест. Стоянка для таких ТС обозначается знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)».

Выезд из двора (жилой зоны)

Выезжая со двора или с территории жилой зоны на дорогу (конец жилой зоны обозначается знаком 5.22), как и с прилегающей территории, Правила обязывают уступить дорогу всем ТС, которые движутся по этой дороге, а также пешеходам, пересекающим ваш путь (пункт 8.3 ПДД).

Это требование безоговорочное, но мир, как говорится, не без добрых людей. Нередко коллеги по дороге проявляют соучастие, и уступают дорогу (пропускают на выезд), таким образом, облегчая выезд на дорогу нуждающемуся.

В таких случаях, выезжая со двора на дорогу, действовать нужно очень внимательно. Рекомендую ознакомиться с дорожными случаями в статьях Выезд на главную дорогу. Поворот налево и Если бы сначала посмотрел направо.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 26.03.2020

Езда во дворах и жилых зонах: тонкости и нюансы

Статья о правилах езды во дворах и в жилых зонах: правила стоянки и парковки, штрафы и запреты. В конце статьи — видео о движении в жилых зонах и во дворах.

Содержание статьи:

  • Зона жилых домов и дворовое пространство
  • Правила стоянки и парковки
  • Запреты, налагаемые знаком «Жилая зона»
  • Видео о движении в жилых зонах и во дворах

Дворы жилых домов представляют опасность тем, что редко контролируются видеокамерами и сотрудниками полиции, а потому позволяют автомобилистам нарушать дорожные правила. О специфике езды во дворах и на участках, имеющих жилые строения– в нашем обзоре.

Зона жилых домов и дворовое пространство

В правилах можно увидеть особый раздел, касающийся тонкостей езды на придворовых территориях. В первую очередь, они четко разграничивают понятия, так как статус населенного пункта может наделять одно и то же определение различными смыслами.

К дворовой территории относят земельный участок, разместивший на себе один или несколько жилых домов. К ней же причисляют растительные насаждения, игровые площадки, парковочные места и прочие элементы благоустройства общего назначения.

Жилая территория не обязательно является синонимом дворовой — если границы первой регулируются дорожными знаками 5.21 и 5.22, то для второй нет четкой конкретизации в нормативной документации. Так как знаки жилой зоны редко можно увидеть в городах, к ним принято добавлять и дворовые пространства.

На практике можно наблюдать следующие формы взаимодействия этих двух понятий:

  • при совпадении границ жилой и дворовой территории;
  • когда жилая зона фактически является составляющей дворовой территории;
  • когда дворовая зона входит в состав жилой.

Наконец, еще одно определение применяется в контексте проезда по таким зонам – прилегающая территория. К таковой относят дворовые въездные, выездные пути, жилые массивы, микрорайоны с тротуарами и проезжими дорогами.

Хотя в нашей стране знаки, указывающие на жилую зону, по-прежнему являются диковинками, даже при их отсутствии на территории жилых строений водитель должен руководствоваться соответствующими правилами и соблюдать осторожность.

Правила стоянки и парковки

Стоянка, остановка, парковка легковых и грузовых машин в жилой зоне достаточно подробно прописана в ПДД. Преимущественно правила совпадают с основными принципами дорожного движения, хотя и имеют свою специфику:

Стоянка с функционирующим двигателем запрещена

Отличие стоянки транспорта от его остановки также регламентируется правилами, которые называют «остановкой» сознательное завершение движения длительностью не более чем на 5 минут. Этого периода достаточно для того, чтобы высадить или посадить пассажиров, загрузить или оставить груз, прогреть мотор в холодный сезон.

По истечении этого времени машина должна возобновить движение, в противном же случае данное действие расценивается как стоянка, и на автомобилиста будет наложен штраф.

Стоянка грузового транспорта запрещена

Любое грузовое средство категории С, чья тоннажность превышает 3,5 тонны, не должно останавливаться в жилой зоне. Для такого рода автомобилей оборудуют особые площадки, отдельные полосы со специальной разметкой, тогда как на дворовой территории большегрузы препятствуют свободному движению машин и людей, а также обзору остальным участникам движения.

Кстати, распространяется это правило даже на контейнерную площадку для сбора мусора и ведущий к ней путь. Согласно ПДД, он считается дорогой, перекрытие движения по которой является нарушением п.12.4.

Стоянка и парковка любого автотранспорта на газоне запрещена

Несмотря на то, что такое правонарушение карается штрафом, который дифференцируется в разных регионах России, расшифровки термина «газон» нет в законодательных актах.

Даже если нормативные акты по благоустройству конкретного объекта не предполагают запрета на порчу травяного участка, автовладелец из-за неправильной парковки все равно попадает под действие одного из следующих документов:

  • закон «Об охране окружающей среды»;
  • КоАП регионального уровня;
  • КоАП Российской Федерации.

Если автомобиль проедет или будет стоять на газоне придомовой территории, то штраф в размере от 1 до 5 тысяч рублей за это нарушение вправе выписывать городская администрация.

Аналогичным образом обстоит ситуация со стоянкой на детских и спортивных площадках — наказание за эти нарушения отданы в ведение КоАП.

Запреты, налагаемые знаком «Жилая зона»

Территория жилой зоны имеет повышенную опасность из-за активности велосипедистов, скейтбордистов и пешеходов, в том числе с детьми и колясками. Поэтому законодательство предусматривает серьезные наказания за нарушенные в данной зоне правила, а сами жители вправе вызывать патрульную службу для восстановления порядка.

В зоне действия знака приоритетным движением обладают пешеходы и велосипедисты, а запрет, помимо стоянки, распространяется также на:

  • сквозное движение, которое даже при возможности объехать серьезный затор на основной дороге не допустимо. Исключением из правил является спецтранспорт – скорая помощь, пожарная машина, мусоровоз. Правда, в законе есть одна небольшая лазейка: автомобиль может заехать во двор, остановиться на минутку, а затем продолжить движение. Подобный маневр ПДД нарушением не считает, а потому не карает штрафом;
  • учебная езда, которая даже при наличии инструктора несет слишком большую угрозу для окружающих.
Читайте также:  Как правильно выполнять разворот на перекрестке

Выезд и проезд

Осуществляющим выезд из жилых домов автомобилистам необходимо пропустить весь прочий автотранспорт, в том числе пешеходов и велосипедистов, независим от направления их движения.

В данной ситуации дворы расцениваются в качестве второстепенной территории, а значит, водитель не должен быть препятствием для прочего транспорта.

К примеру, водитель, передвигающийся по жилой территории со скоростью 80 км/ч, может распрощаться со своими правами.

Территория пешеходов

Местные жители вправе перемещаться как по тротуарам, так и по дорогам, являющимся проезжей частью. Так как вся власть в данной зоне принадлежит пешеходам, автомобилисты должны уступать им дорогу.

Однако правила указывают, что при движении люди не должны становиться неоправданной помехой для движения автотранспорта — то есть, умышленно идти по центру проезжей части или остановливаться для курения или разговора на дороге.

Штрафы, действующие в жилой зоне

Дорожные правила предусматривают денежные штрафы за нарушения, совершенные на дворовой территории. Статья 12.28, состоящая из двух частей, говорит о сумме наказания в 1500 рублей. Однако вторая ее часть уточняют, что для нарушителей в Москве или Санкт-Петербурге этот размер увеличивается до 3 000 рублей.

Превышение скоростного режима регулируется ст. 12.9 КоАП в зависимости от размера этого нарушения и может лишить водителя денежной суммы от 500 рублей до 5000 рублей.

Повторное нарушение правил приведет к более весомому денежному штрафу, а также вероятному лишению водительского удостоверения на срок от 6 месяцев до года.

Автоэксперты постоянно спорят относительно специфики движения по прилегающим и дворовым территориям, жилым зонам. Так, трудно определить виновника ДТП в таких зонах. С одной стороны, прилегающие территории не имеют знаков или светофоров, в том числе указывающих на приоритетность движения. Стоит ли пропускать помеху справа или автомобиль, движущийся по проезду, пока сам выезжаешь со стоянки?

Что делать, если управляющая компания экономит на фонарях и недостаточно освещает подведомственную жилую зону? Оставлять на ночь автомобиль с включенными габаритами? Не рационально. А если в неосвещенный автомобиль въедет другой, не заметивший его в темноте? Кого считать виновником столкновения?

Заключение

Сотрудники ГИБДД неоправданно редко осуществляют патрулирование жилых зон. Если бдительные жильцы и очевидцы не сообщат о нарушении, виновник так и останется безнаказанным.

С другой стороны, тонкости проезда по таким территориям вынуждают автомобилистов досконально знать не только ПДД, но и ориентироваться в прочих нормативных актах, касающихся автомобильного движения в жилых зонах.

Видео о движении в жилых зонах и во дворах:


Раздел 17. Правила дорожного движения в жилых зонах

В ПДД используется такой термин, как «жилая зона» и «дворовая территория» в который входят дворы квартирных домов. ПДД регламентируют правила движения в жилых зонах и дворовых территориях пункт 17.4 , а при несоблюдении правил налагается штраф. Разберемся что означает знак жилая зона.

Что такое жилая зона и дворовая территория

Жилая зона — область в населенном пункте, в которой размещены жилые дома, прачечные, химчистки, бани, поликлиники, школы, культовые сооружения, автомобильные стоянки, гаражи и другие объекты, связанные с проживанием людей.

Границы жилой зоны определены знаками:

  • знак жилая зона 5.21 указывает на въезд в жилую зону,
  • знак жилая зона 5.22 — на выезд из нее.

Территории дворов и протяженные жилые поселки также относятся к жилым зонам, и соответственно, на них будут также распространяться все правила, связанные с жилыми зонами.

Такие территории могут не быть жилыми. Знаки въезда и выезда могут стоять на конкретных улицах или их участках в торговой части или даже деловом центре, так как в этих местах нужно создать подходящие условия для прохожих, ограничив скорость движения, не устанавливая полный запрет на движение ТС.

Дворовая территория — это территория, окруженная зданиями, которая окружает:

  • детские площадки;
  • зеленые насаждения;
  • места для отдыха;
  • местные проезды к домам, школам, детским садам и т. п.

Какие действия запрещены в жилой зоне водителям ТС

В жилых зонах запрещается:

  1. сквозной проезд (по этим территориям без снижения скорости);
  2. учебная езда;
  3. остановка на более чем 5 минут с включенным двигателем;
  4. стоянка грузовиков больше 3,5 тонн.

Зимой автомобилистам негласно разрешается отступать от этих предписаний, когда необходимо прогреть двигатель, почистить машину от снега или расчистить выезд после ночного снегопада.

Приоритет пешеходов

В жилых зонах установлен приоритет пешеходов (пункт 10.2 ПДД). Они имеют право перемещаться по проезжей части, не говоря о специально предназначенных для этого тротуарах.

Водители при движении в жилой зоне, обязаны уступать пешеходам дорогу, так же запрещена учебная езда.

При этом умышленно мешать движению по проезжей части запрещается, то есть курить, стоя посреди дороги, не давая проехать автомобилю или машине скорой помощи, нельзя.

Скорость движения в жилой зоне

Максимальная скорость в жилых зонах и на дворовых территориях составляет 20 км/ч. (Пункт 10.2 ПДД)

Сквозной проезд через жилую зону

Сквозное движение — это движение автомобиля, где въезд и выезд автомобиля происходит в в разных участках территории и при движении водитель не совершает остановку для посадки и высадки людей, а так же выгрузку и погрузку груза.

Сквозное движение в жилой зоне запрещено, но есть возможность избежать нарушения Правил, если внутри нее сделать остановку, после чего движение продолжить.

Въезд и выезд с жилой зоны или дворовой территории

Выезжая из жилой зоны или въезжая в жилую зону, водитель транспортного средства, согласно Правилам, уступает дорогу любому участнику движения, независимо от того, в каком направлении он двигается.

Остальные разделы ПДД также не теряют своего действия, поэтому в случае с равнозначным перекрестком водитель должен пропустить приближающиеся справа автомобили.

Видео: Правила дорожного движения в жилой зоне

Штраф и ответственность

Превысив максимальную скорость движения в жилой зоне, водитель понесет наказание, от 500 рублей до лишения прав до 12 месяцев. Размер штрафа зависит от от величины превышения скорости.

Остальные штрафы, регламентирующиеся 12.28 КоАП РФ составят:

  • 3500 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга,
  • 1500 рублей для регионов.

На пешехода может быть наложен штраф, если он создал необоснованную помеху движению транспорта, но только если правонарушение было зафиксировано сотрудниками ДПС.

Прогревал машину во дворе, а меня оштрафовали — законно или нет?

Вопрос, можно ли вообще прогревать машину под окнами жилых домов, зимой задают особенно часто. А ответ дать не так уж легко, но мы попробуем.

Законно или нет — определяется множеством обстоятельств, в том числе расположением конкретного места стоянки относительно жилого дома. Но в каких-то случаях оштрафовать действительно могут. В этой теме иногда вязнут даже профессиональные юристы, путая, какая статья КоАП РФ относится к подобным случаям.

В чем подвох?

Так-то оно так, но запрет стоянки с работающим двигателем содержится в пункте 17.2 ПДД, который входит в раздел «Движение в жилых зонах»:

п. 17.2. В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.

Как ни крути, в законы заложена некоторая двусмысленность. И, похоже, что у представителей власти есть два варианта воздействия на любителей долгого прогрева: 500 рублей по статье 12.19 КоАП РФ или 1500 рублей по статье 12.28 КоАП РФ.

А кто нарушитель?

ПДД определяют остановку как преднамеренное прекращение движения на 5 минут. Все что дольше, это уже стоянка, если она не связана с посадкой-высадкой и погрузкой-разгрузкой. Двигатели мы обычно подолгу прогреваем после морозной ночи (в других случаях нет никакого смысла это делать). То есть, фаза стоянки с выключенным двигателем переходит в фазу стоянки с включенным двигателем в момент пуска двигателя. А вовсе не через минуту или пять минут.

Законы на этот счет не дают никаких разъяснений. И при большом желании их можно трактовать так, что нарушителями являются вообще все, кто на ночь оставляет машины во дворе многоквартирного дома, а утром запускает мотор. В любое время года.

Ни один закон при этом не содержит прямых указаний, сколько минут допустимо молотить мотором в жилой зоне (без движения). Указания на «5 минут» исходят из определений остановки и стоянки, но стоянка-то началась, когда мы поставили машину вечером.

«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

Кому это нужно?

По счастью, по жилым зонам и дворовым территориям не носятся милицейские патрули с видеокамерами, фиксируя, как долго водители прогревают моторы. Им это неинтересно.

Так что штраф за прогреваемый на стоянке двигатель может прилететь, если кто-то из граждан, проживающих в доме, двор которого вы отравляете выхлопами, вызвал полицию или направил ей аргументированную (видеоматериалом) жалобу. И граждане имеют на это полное право, даже если они не собственники жилья и придомовой территории.

Но и соседи, в общем, должны понимать, что некоторое время на прогрев машины зимой необходимо — а тем более в случаях, когда стекла заиндевели изнутри и водитель попросту не может уехать. Проблема в том, что соседи бывают разные.

Сколько надо прогревать?

Производители легковых автомобилей дружно утверждают, что современные модели не нуждаются в длительном прогреве даже в морозы. И все соглашаются, что короткий прогрев (не долее минуты) упростит условия работы для мотора и положительно скажется на ресурсе.

Моторы, может, и не нуждаются. Но нам важно разморозить стекла и дворники. Правда, обычно на это хватает двух-трех минут. Необходимость тарахтеть дольше возникает, если, скажем, в бачке затвердела омывайка. В этом случае водитель также не имеет права начинать движение согласно «Перечню неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» (пункт 4.2 — не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели). И на этот случай можно сослаться, если понадобится опротестовать наложенный штраф.

  • Хотите сократить время прогрева автомобиля? Воспользуйтесь проверенными средствами — оригинальным автоодеялом «Автотепло», быстро разобраться с обледенением стекол можно при помощи фирменных щеток с функцией подогрева — BURNER.

Добавить комментарий