Что делать, если в ДТП виноват пассажир

Пассажир виноват в ДТП: какое наказание понесет

Все чаще фиксируются случаи, когда в страховую компанию поступают заявления на выплаты в связи с тем, что пассажиры повредили чей-то автомобиль. По этому поводу ведутся разнообразные споры, и вот уже в который раз такие дела приходится разрешать через судебную инстанцию. В связи с этим требуется четко выяснить и определить: как быть, если ваш пассажир – виновник ДТП? На что можно рассчитывать и как правильно действовать?

Что делать если пассажир – виновник ДТП

Конечно, в большинстве случаев пассажир не может быть признан виновным. Следовательно, если нет вины – ждать, или требовать материальную компенсацию – бессмысленно. Тем не менее, есть некоторые ситуации, в которых страховая компания не имеет права выплачивать средства. Значит, они должны быть возмещены виновным пассажиром. Когда это актуально?

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо понимать, по какому принципу рассматриваются такие ситуации в судах. За основу берется то, что именно причиняет вред. Страховым случаем считаются те ситуации, когда ущерб наносится непосредственно сам автомобиль. Однако, чтобы он принес существенный вред, он должен быть в движении.

Сбил пьяного человека вне пешеходного перехода.
Как составить исковое заявление на возмещение страховых выплат читайте тут.

Конечно, даже если хотя бы одно из транспортных средств находилось в момент происшествия в движении, то такой случай классифицируется как ДТП. Однако стоящее транспортное средство не может причинить сильного вреда другим автомобилям. Исходя из этого, можно сделать вывод, что страховая компания откажется выплачивать компенсацию в некоторых ситуациях. Итак, другой автомобиль был поврежден открытой дверью:

  • на стоянке;
  • на парковке;
  • около обочины;
  • на пешеходном переходе;
  • во время движения.

В каких из этих ситуаций в ДТП виноват пассажир? Не всегда можно ответить однозначно. Стоит отметить, что в таких ситуациях еще нет определенной одинаковой законодательной базы, опираясь на которую суд принимает решение. В каждом отдельном случае суд может принять разное решение в зависимости от обстоятельств.

Следует подробнее рассмотреть некоторые из этих ситуаций и разобраться, когда можно требовать выплаты от своих страховщиков, а когда необходимо задержать пассажира до приезда сотрудников дорожной службы.

Кто виноват, если пассажир поцарапал машину дверью на стоянке

В этом случае придется учитывать различные факторы. Во-первых, необходимо понимать, что не всегда удастся точно установить личность пассажира, ведь многие откажутся предъявлять свои документы или постараются быстро скрыться.
Необходимо рассмотреть несколько разных ситуаций.

  1. Дверью была ударена движущаяся машина.
    Если инцидент произошел при таких обстоятельствах, то, скорее всего, суд признает виновным пассажира и вынесет сумму, которую тот должен будет возместить. Это объясняется тем, что пассажир обязан был осторожно выходить и следить за движением вокруг.
  2. Автомобиль зацепил автомобиль, дверь которого уже была открыта какое-то время.
    Если неприятность произошла при таких обстоятельствах, то в таком случае виновен водитель автомобиля, который находился в движении. Чем это мотивировать? Он обязан был соблюдать безопасную дистанцию. Из-за того, что этот пункт не был соблюден, и произошло ДТП. Значит, виновным водитель, а не пассажир.

Кто оплачивает ущерб, если пассажир снес зеркало дверью на стоянке

Если оба автомобиля не двигались на момент происшествия, такой случай не считается ДТП. Следовательно, даже если пассажир виноват в ДТП, то такими делами не будут заниматься ни дорожные инспектора, ни страховые компании.

Если в вашем случае произошла такая неприятность, необходимо обратиться в полицию. Куда звонить при таком происшествии? Так как это не ДТП, таким делами занимаются участковые инспектора. Набрав «02», вы сможете вызвать представителя правоохранительных органов на место происшествия.

Очевидно, что в такой ситуации всю ответственность должен взять на себя пассажир. Если он не захочет по-доброму выплатить все издержки, водитель вправе подать иск в суд.

Пассажир поцарапал дверью двигающееся по дороге авто – чья вина

В таком случае вина может быть вменена и водителю стоящего авто, и его пассажиру. Почему это так?

  1. Вина водителя.
    Роль водителя заключается в обеспечении безопасности всех других участников, в том числе и пассажиров. Значит, автомобиль располагался не настолько правильно, если открытая дверь смогла причинить вред. Предположим, что пассажир вышел бы на 30 секунд раньше. Что бы произошло тогда? Мог бы пострадать человек. Значит, вина водителя присутствует.
  2. Вина пассажира.
    Человек, который сидит в автомобиле, также должен быть предельно внимательным и бережным к чужому имуществу. Сюда можно отнести и автомобили, проезжающие мимо. Перед тем, как открыть дверь, необходимо внимательно смотреть по сторонам.
  3. Вина водителя, двигающегося авто.
    Этот водитель также может быть привлечен к ответственности. Суть в том, что он обязан придерживаться безопасной дистанции при движении.

При таких обстоятельствах нельзя выделить одно правило, которое будет актуально во всех ситуациях. В каждом отдельном случае будут свои нюансы, на основании которых суд вынесет решение. Если со стороны обоих водителей нарушений н было и это будет доказано, то компенсацию должен заплатить пассажир – виновник ДТП. Наказание и его степень также назначается судом.

Пассажир привел в движение авто без водителя

Практически во всех случаях, которые связаны с происшествиями без присутствия водителя, ответственность возлагается на него. С чем это связано?

Чтобы пассажирам не приходилось самостоятельно заботиться о своей безопасности, водитель должен строго следовать всем правилам стоянки и остановки. Очевидно, что возможности доказать невиновность водителя и местонахождение автомобиля до того, как пассажир привел его в движение, нет. В связи с этим фактором, суд обычно принимает решение не в пользу водителя.

Кто виноват в ДТП при повороте налево узнайте из статьи.

Как получить компенсацию с пассажира за нанесенный ущерб

Обычно с такими проблемами сталкиваются таксисты. Вот некоторые рекомендации, которые помогут этой категории водителей защищать свои права.

  1. Не подбирайте людей, которые не вызывали вас через службу такси.
  2. Если произошло такое ДТП – постарайтесь задержать виновника до приезда сотрудников полиции.
  3. Постарайтесь записать личные данные пассажира.

Следуя этим простым советам, вы убережете себя от ненужных разбирательств и неоправданных трат.

Видео, что делать если в ДТП виноват пассажир

Видео, приведенное на нашем сайте, поможет вам увидеть, что можно предпринять, если по вине пассажира был причинен какой-либо вред автомобилю. Также можно узнать, какие из этих происшествий могут быть покрыты за счет страховки, а какие нет.

Грамотное поведение изначально поможет не допустить промахов и избежать ненужной ответственности перед другими водителями.

Выплатят ли по ОСАГО, если виноват пассажир?

Страховая компания, с которой заключён договор ОСАГО , не обязана возмещать ущерб третьим лицам, если виновником ДТП стал пассажир автомобиля. Самым распространённым видом подобных случаев является повреждение движущегося транспортного средства (ТС) открытой дверью другого авто. Как правило, такая ситуация возникает при попытке пассажира выйти из только что припаркованного у обочины или остановившегося на светофоре автомобиля.

Автомобили на стоянке

Страховым случаем по ОСАГО не является и любой ущерб, возникший в момент, когда и автомобиль потерпевшего, и ТС виновника не находились в движении. Чаще всего такие курьёзы случаются на автостоянках. Порыв ветра плюс неосторожное открывание дверей авто приводят к повреждению лакокрасочного покрытия рядом стоящей машины. Автомобили не могут считаться средствами повышенной опасности, если находятся в состоянии покоя. Факт взаимодействия структурных частей не двигающихся автомобилей не является дорожно-транспортным происшествием (ДТП). Следовательно, и закон «Об ОСАГО» в такие моменты не работает. Любой ущерб, возникший во время стоянки ТС, компенсируется виновником. Пассажир ли это или водитель – не важно.

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

Действительно, средством повышенной опасности признается любой объект, в силу своей массы и скорости не поддающийся полному контролю со стороны владельца или водителя. Вредоносные свойства ТС как источника повышенной опасности отсутствуют во время остановки или стоянки, так как скорость автомобиля равна нулю. Дверь же авто сама по себе не является источником повышенной опасности, так как её масса и скорость весьма умерены и поддаются полному контролю со стороны среднестатистического человека.

Расследование случаев повреждения припаркованных автомобилей, как правило, ложится на участковых уполномоченных (УУ) территориальных отделов органов внутренних дел. Для вызова сотрудника полиции на место происшествия достаточно звонка по телефону «02». Данный метод обращения в органы правопорядка предпочтителен и тем, что все звонки в дежурную часть МВД фиксируются. Факт и время обращения легко подтвердить в суде, куда и придётся обратиться потерпевшему с гражданским иском к виновнику. Если тот, конечно, не согласится компенсировать ущерб в досудебном порядке. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, выданная УУ ОВД, в таком случае является основным доказательством в суде.

Автомобиль у обочины

Пострадавший автомобиль двигался по дороге общего пользования, поэтому на лицо квалифицирующая характеристика ДТП. Виновник аварии в нарушение п. 12.7. ПДД РФ открыл дверь припаркованного у обочины ТС, что привело к повреждению автомобиля потерпевшего. Как правило, подобные ДТП возникают при перевозке пассажиров автомобилями такси. Клиенты выскакивают на перекрёстках и в других неположенных местах. Установить личность виновника, если заказ был принят «с колёс», зачастую не удаётся.

В общем случае страховая компания, с которой у виновной стороны заключён договор ОСАГО, обязана компенсировать ущерб потерпевшему в таком ДТП. Водитель несёт ответственность за соблюдение норм ПДД на «вверенной ему территории». Однако если водителю удастся доказать, что виновником ДТП является пассажир, который самовольно разблокировал и открыл дверь, то страховщик вправе отказать в выплате. Такова позиция Верховного Суда РФ.

В случае наступления такого ДТП необходимо оперативно установить личность пассажира виновного в аварии. Порой для этого требуется задержать его до приезда сотрудников ГАИ. Если этого не сделать, ущерб останется непокрытым. Постановление отдела ГИБДД о привлечении к административной ответственности виновного в ДТП пассажира является основанием для обращения потерпевшего в судебную инстанцию.

Автомобиль без водителя

ДТП, вызванное или спровоцированное самостоятельно пришедшим в движение автомобилем, не является страховым событием по ОСАГО. В данной ситуации налицо факт нарушения правил эксплуатации ТС, а именно правил остановки и стоянки. В таких случаях владелец авто несёт полную ответственность за любой ущерб причинённый его собственностью. И не важно водитель или пассажир автомобиля стали причиной ДТП. Факт не постановки ТС на стояночный тормоз водителем или умышленное снятие с «ручника» пассажиром доказать после ДТП практически невозможно.

Отметим, что в настоящее время ведутся дискуссии о расширении ответственности страховщиков ОСАГО. Правозащитники ратуют за официальное включение всех рассмотренных выше случаев ДТП в перечень страховых рисков по «автогражданке». Есть и судебные прецеденты в поддержку такого предложения. Так, Высший Арбитражный Суд РФ в 2012 году взыскал ущерб по ДТП со страховой компании, хотя органами ГИБДД виновником происшествия был признан пассажир. Тогда открытой пассажирской дверцей автомобиля «Волга» был повреждён автобус.

Пополнение перечня оснований для выплаты позволит защитить интересы и пострадавших и виновников таких курьёзных ДТП. Однако расширение ответственности страховщиков приведёт к росту убыточности и к увеличению стоимости ОСАГО . Поэтому, возможно, более внимательное поведение водителей и пассажиров на дороге и в авто избавит всех как от наступления неприятных событий, так и от лишних трат.

Е-ОСАГО по выгодной цене

Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
10 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail

Что предпринимать, когда в ДТП вина за пассажиром

На дорогах могут случаться разные ситуации, в которых виновником не всегда оказывается человек, находящийся за рулем. В последнее время участились случаи, когда ДТП произошло из-за каких-то неправильных действий пассажиров. Происшествие может быть связано как с общественным видом транспорта, так и с легковыми авто.

Что делать, если пассажир виновник ДТП

Большинство подобных ситуаций решается в судебном порядке. Но не во всех случаях пострадавшие отправляются в суд, так как предполагают, что при небольшом ущербе временные, финансовые и иные затраты могут не оправдаться.

Когда имеются явные причины в случившемся ДТП на дороге по вине какого-то пассажира, то автовладелец может сэкономить свои средства на ремонте авто. Деньги можно будет взыскать с виновного гражданина, особенно, когда страховая компания не желает осуществлять возмещение.

Понять ответственность при ДТП всех сторон помогает знание принципа, каким образом рассматриваются подобные дела в судах. Основой разбирательств является причина нанесения автомобилю ущерба.

Важно! Страховой случай – ситуация, во время которой ущерб причинялся каким-либо транспортным средством, а на машине имеются подтверждающие повреждения от движения.

Когда водителю необходимо доказать, что в конкретном ДТП оказался виноват не он, а пассажир, то необходимо срочно установить личность гражданина. В некоторых ситуациях такую персону приходится задерживать до приезда правоохранителей. В противном случае ущерб не удастся покрыть за счет виновного пассажира.

Читайте также:  Как получить компенсацию морального вреда от виновника

Выплатят ли ОСАГО, если виноват пассажир

Машины, которые не двигаются, вряд ли могут причинить механический ущерб без сторонней помощи окружающим. В таком случае большинство страховых компаний законно может отказаться возмещать какие-либо повреждения. Данная ситуация признается ими в качестве нестрахового случая.

Стать жертвой постороннего повреждения авто может в разных местах:

  • стоя на обочине;
  • во время стоянки на платной парковке;
  • на бесплатной стоянке;
  • около пешеходного перехода;
  • при выполнении маневра.

Популярными ситуациями являются случаи, когда пассажир самовольно открыл переднюю или заднюю дверь автомобиля, и далее произошло какое-то ДТП. Действия могут быть произведены по неосторожности или по невнимательности.

В судебной практике ситуация не определена действующим законодательством. Подобные пробелы права вызывают определенные сложности разбора в судебных инстанциях. Судьям приходится выносить вердикты, опираясь на конкретные обстоятельства дела. Это относится и к авариям, когда дверь открыл пассажир.

По факту события могут происходить, когда пассажир распахнул дверь движущейся машины. Подобные события трактуются против такого гражданина. Закон обязывает перед совершением определенных действий убедиться в том, что последствия не мешают окружающим участникам движения.

Также ДТП может произойти, когда машина была открыта какое-то время, а проезжающий рядом транспорт задел ее и повредил. При таком положении дел виновником должен обязательно оказаться водитель движущейся машины. Согласно действующему законодательству он обязан контролировать безопасную дистанцию, обеспечивающую свободный проезд. Пассажир окажется невиновен, а рассчитывать на ОСАГО вряд ли приходится.

Сложности определения вины

Главным вопросом событий является определение виновной стороны, кто же в итоге должен покрывать расходы на восстановление. Назначен может быть как водитель, так и пассажир. Одной из ситуаций является практика, когда случилось ДТП с машиной, а водителя в салоне не было, только пассажиры.

В таких условиях люди в салоне будут не виноваты, даже когда кто-то случайно затронет ручник или снимет машину со скорости. Пассажир будет оправдан, а водитель окажется наказан, так как по закону должен соблюдать безопасность всех лиц, находящихся в салоне. Доказать невиновность водителя на практике бывает весьма проблематично, поэтому в таких случаях нужно соблюдать максимум осторожности.

Когда на стоянке при открытии двери пассажир сносит или повреждает зеркало стоящего авто, то вызывать ГИБДД не нужно. Этот факт подпадает под компетенцию полиции. Нужно вызывать сотрудника для составления протокола.

Заключение

В любой ситуации важно четко выявить вину каждой стороны. Похожие случаи с разными внешними факторами могут трактоваться в суде по-разному. При явном совершении ДТП по вине пассажира, его необходимо задержать до приезда ГИБДД.

ДТП по вине пассажира

Машина остановилась на дороге включила аварийку. Водитель вышел из машины чтобы выставить знак. В этом момент пассажир с переднего сидения тоже начал выходить из машины, открыл дверь что повлекло к столкновению с другой машиной. В объяснениях ГИБДД пассажир признал , что в результате его действий произошло ДТП.

Если машина не застрахована, то ущерб причинённый другой машине ложится на пассажира? Есть ли судебная практика?

Ответы юристов ( 6 )

  • 8,8 рейтинг
  • 2340 отзывов эксперт

Владелец автомобиля, которому причинен вред, вправе предъявить требования о возмещении вреда к владельцу автомобиля, причинившего вред, а не к пассажиру.

Ведь вред его автомобилю был причинен именно другим автомобилем, как источником повышенной опасности.

В силу ст. 1079 Гражданского кодекса РФ:

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
2. Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.

Но владельцу автомобиля, к которому будут предъявлены требования пострадавшим, следует привлечь к участию в деле пассажира, как третье лицо.

К пассажиру он сможет впоследствии предъявить свои требования в порядке регресса.

Ущерб причинённый другой машине ложится на пассажира в любом случае. То есть, и в том случае, если автомобиль не застрахован и в том случае, если он застрахован, так как все что выплатит страховая компания будет взыскано с виновника причинения вреда в порядке суброгации. (ст.965 ГК РФ).

Если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.

Апелляционное определение Московского городского суда от 26.01.2018 по делу N 33-2927/2018
Требование: О возмещении в порядке суброгации ущерба.
Обстоятельства: В результате ДТП, произошедшего по вине ответчика, был поврежден застрахованный истцом автомобиль, он осуществил страховую выплату, в связи с чем к нему в порядке суброгации перешло право требования в пределах выплаченной суммы.
Решение: Требование частично удовлетворено.

Здравствуйте, в данном случае к своему страховщику Вы обратиться не сможете. Ввиду следующего:

Статья 14.1. Прямое возмещение убытков

1. Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» настоящего пункта;

б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании чего, необходимо будет обращаться к виновнику ДТП, сотрудники ГИБДД установили виновника ДТП?

Если виновник установлен, то взыскать по суду более чем реально.

ГК РФ Статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда

1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Здравствуйте. ущерб да может быть возложен на пассажира

Кроме того, из объяснения Багина Н.Н. следует, что пассажир не имел возможности выйти из автомашины на правую сторону из-за лужи, а с левой стороны расстояние до проезжей части при отрытых левых дверях было недостаточным для проезда автомашины. Учитывая очевидный несовершеннолетний возраст ответчика, Багин Н.Н. как водитель транспортного средства обязан был проконтролировать безопасное открывание дверей пассажиром, но данную обязанность не выполнил. Доводы представителя Багина Н.Н. о том, что к пояснениям ответчика Кузьминых И.В. в судебном заседании необходимо относится критически, суд считает необоснованными. Объяснения Кузьминых И.В. об обстоятельствах происшествия в судебном заседании последовательны, соответствуют его возрасту и уровню развития, в целом согласуются с его объяснениями непосредственно после ДТП, с объяснениями Кузьминых А.Н. и объяснениями Багина Н.Н. от 01.07.2014. Оснований не доверять объяснениям Кузьминых И.В. в судебном заседании, суд не усматривает. Таким образом, суд приходит к выводу, что водитель транспортного средства *** Багин Н.Н., как участник дорожного движения, должен был убедиться в отсутствии помех для того, чтобы позволить пассажиру покинуть салон автомобиля и обязан был проконтролировать его действия в момент выхода из автомобиля. Однако обязанность водителя транспортного средства — источника повышенной опасности им не выполнена, в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства того, что двери транспортного средства были открыты пассажиром без предварительного разрешения водителя, что свидетельствует о нарушении последним Правил дорожного движения РФ — п. п. 1.5, 12.7 ПДД РФ. Согласно определения по делу об административном правонарушении, Кузьминых И.В., находясь в качестве пассажира в автомобиле ***, государственный регистрационный знак *** под управлением Багина Н.Н., открыл дверь в результате чего произошел наезд автомобиля *** государственный регистрационный знак *** под управлением Тороповой С.В. на открытую дверь автомашины Багина Н.Н. В действиях пассажира Кузьминых И.В. усматривается нарушение п.5.1 ПДД, но в связи с не достижением возраста привлечения к административной ответственности в возбуждении дела об административном правонарушении отказано. По мнению суда, наличие вины ответчика в дорожно-транспортном происшествии не умоляет вины лица, управлявшего автомобилем ***, государственный регистрационный знак ***, поскольку водитель автомашины Багин Н.Н. нарушил п. п. 1.5, 12.7 Правил дорожного движения. На момент дорожно-транспортного происшествия гражданская ответственность Багина Н.Н. была застрахована в ОАО ГСК «Югория» согласно страхового полиса ССС №0677162080, а ответственность истца была застрахована в ООО СК «Цюрих» по страховому полису ССС № 0672076508. Таким образом, суд установил, что дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия двух транспортных средств, имеется прямая причинно-следственная связь между виновными действиями водителя автомобиля *** Багина Н.Н., эксплуатировавшим транспортное средство и создавшим в нарушение Правил дорожного движения РФ помеху для движения транспортного средства под управлением водителя Тороповой С.В., и причиненным имуществу истца вредом, поэтому наступление гражданской ответственности Багина Н.Н. как владельца транспортного средства *** за причинение материального вреда автомобилю истца является страховым случаем. Изложенные обстоятельства являются основанием для установления факта наступления страхового случая, и, как следствие, для выплаты страховой суммы, обязанность по возмещению которой, суд считает возможным возложить на ОАО «ГСК Югория» — страховую компанию, в которой застрахована гражданская ответственность владельца источника повышенной опасности Багина Н.Н.Статьей 12 Закона об ОСАГО предусмотрено, что размер подлежащих возмещению убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется в случае полной гибели имущества потерпевшего — в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая. Под полной гибелью понимаются случаи, если ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна его стоимости или превышает его стоимость на дату наступления страхового случая.

https://rospravosudie.com/cour. то есть пассажиров привлекают к ответственности также. Водитель будет привлечен как третье лицо. в основу будет положена ст. 1064 ГК РФ

  • 9,5 рейтинг
  • 10147 отзывов

Если машина не застрахована, то ущерб причинённый другой машине ложится на пассажира? Есть ли судебная практика?

Ответственность за ДТП в таком случае несет пассажир.

тут стоит исходить из того, что по смыслу п. 12.7 ПДД

12.7. Запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения.

И он также может быть привлечен к ответственности за нарушение ПДД по ст. 12.30 КоАП РФ

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Такой вывод подтверждается судебной практикой

Постановление Костромского областного суда от 02.03.2017 N 4А-49/2017

Председатель Костромского областного суда Иванов В.С., рассмотрев жалобу К. на постановление инспектора ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по Костромской области от 20 октября 2016 года, решение командира ОБДПС ГИБДД УМВД России по Костромской области от 7 ноября 2016 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Костромы от 15 декабря 2016 года, решение судьи Костромского областного суда от 17 января 2017 года, вынесенные в отношении К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.30 КоАП РФ,

постановлением инспектора ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по Костромской области от 20 октября 2016 года, оставленным без изменения решением командира ОБДПС ГИБДД УМВД России по Костромской области от 7 ноября 2016 года, решением судьи Ленинского районного суда г. Костромы от 15 декабря 2016 года, решением судьи Костромского областного суда от 17 января 2017 года, К. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.30 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере одной тысячи рублей.
В жалобе К. выражает несогласие с вынесенными постановлением и решением должностных лиц, а также с судебными решениями. Указывает на то, что она не нарушала Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090 (далее — Правила дорожного движения), выполнила обязанности пассажира в полном объеме. Считает, что водитель автомобиля ФИО1 нарушил Правила дорожного движения в связи с чем произошло ДТП, но ее доводам относительно действий водителя ФИО1 во время ДТП должностными лицами и судьями не дана надлежащая оценка. Просит отменить принятые постановление о назначении административного наказания, решение должностного лица и судебные решения, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Также ходатайствовала о приостановлении исполнения постановления по делу, однако определением председателя Костромского областного суда от 8 февраля 2017 года в удовлетворении ходатайства отказано.
Потерпевшие ФИО2 и ФИО1., уведомленные о подаче жалобы, в установленный срок возражений не представили.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы и обстоятельства дела об административном правонарушении, нахожу, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.30 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств.
В силу п. 1.2 Правил дорожного движения участниками дорожного движения признаются лица, принимающие непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки (п. 1.3 Правил дорожного движения).Согласно пункту 12.7 Правил дорожного движения запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения.
Как усматривается из материалов дела, 11 октября 2016 года в 12 часов 30 минут на после остановки автомобиля , государственный регистрационный знак N, под управлением водителя ФИО2., К., являясь пассажиром данного автомобиля, не убедившись в безопасности своих действий, открыла дверь автомобиля со своей стороны в результате чего создала помеху для движения автомобилю , государственный регистрационный знак N, под управлением водителя ФИО1., чем нарушила п. 12.7 Правил дорожного движения.

В результате проведенного административного расследования, в ходе которого должностным лицом были опрошены участники дорожно-транспортного происшествия, истребована видеозапись с камер наружного видеонаблюдения, исследована схема ДТП, было достоверно установлено, что К. нарушила Правила дорожного движения, не убедившись в безопасности своих действий, открыла дверь автомобиля, пассажиром которого являлась, чем создала помеху другим участникам дорожного движения.
Факт совершенного правонарушения и вина К. подтвердились при рассмотрении жалоб на постановление, всем доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы жалобы К. и ее позиция в ходе разбирательства по делу о несогласии с вмененным административным правонарушением, направлены на избежание административной ответственности за совершенное правонарушение и являются избранным способом защиты.
Приведенные в жалобе доводы о том, что в результате несоблюдения Правил дорожного движения водителем автомобиля ФИО1 произошло дорожно-транспортное происшествие, не могут быть приняты во внимание, поскольку по смыслу статей 25.1, 26.1 и 29.10 КоАП РФ, в ходе производства по делу об административном правонарушении уполномоченное должностное лицо решает вопрос о наличии вины в совершении административного правонарушения исключительно в отношении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем постановление не может содержать выводов о виновности иных лиц. Следовательно, в рамках рассматриваемого дела об административном правонарушении нельзя сделать вывод о правомерности или неправомерности действий иных лиц, в том числе ФИО1
Противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода о доказанности вины К. в совершении описанного выше правонарушения, материалы дела не содержат.
Оспариваемое постановление принято уполномоченным должностным лицом, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и жалоб судебными инстанциями не допущено, порядок и срок давности привлечения К. к административной ответственности соблюдены, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 12.30 КоАП РФ, в связи с чем оснований для отмены или изменения состоявшихся постановления о назначении административного наказания, решения должностного лица и судебных решений не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.17 и 30.18 КоАП РФ,

Читайте также:  Может ли пассажир быть свидетелем ДТП

постановление инспектора ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по Костромской области от 20 октября 2016 года, решение командира ОБДПС ГИБДД УМВД России по Костромской области от 7 ноября 2016 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Костромы от 15 декабря 2016 года, решение судьи Костромского областного суда от 17 января 2017 года, вынесенные в отношении К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.30 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу К. — без удовлетворения.

А в таком случае возмещение ущерба по общему правилу ст. 1064 ГК РФ — возлагается на лицо, чьими действиями фактически был причине вреда.

1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Что делать пострадавшему в ДТП пассажиру? Можно ли получить выплату по ОСАГО?

ДТП может произойти даже в том случае, если водитель придерживается аккуратного стиля вождения и соблюдает все правила дорожного движения. Но участником происшествия может быть и пассажир, и при этом оказаться виновником такой аварии. Также такая категория участников дорожного движения имеет полное право на выплату по ОСАГО. Попробуем детально разобраться в том, как быть пассажиру, попавшему в ДТП, в 2020 году.

Кто такой пассажир в ДТП?

дорожно-транспортное происшествие – это ситуация, возникшая в процессе движения транспорта, с его участием, в которой была повреждена машина, оказан вред здоровью людей или есть погибшие.

Участниками ДТП могут быть разные объекты:

Участником ДТП будет считаться пассажир автомобиля, который непосредственно не принимал участие в управлении транспортным средством, но получил травмы или иной ущерб (имуществу) в результате аварии.

Как пострадавшее лицо, пассажир имеет полное право на возмещение ущерба с виновника аварии. А ответственность виновника может быть застрахована по ОСАГО.

Если пассажир – виновник?

В этом случае он обязан возместить вред, который нанесён имуществу и здоровью других людей. Здесь порядок возмещения ничем не отличается от аналогичной ситуации, к примеру, с пешеходами или велосипедистами – пассажир выплачивает потерпевшим и/или пострадавшим из своего кармана, так как по ОСАГО такие лица не страхуются.

Наиболее распространённые ситуации ДТП с пассажирами, где таковые признаются виновниками, такие:

  • пассажир открыл (левую) дверь машины, в результате чего в неё въехал другой автомобиль или велосипедист (но при этом, конечно же, учитывается вопрос о том, мог ли движущийся предотвратить столкновение),
  • непристёгнутый пассажир своим телом и весом нанёс травмы другим лицам, в том числе водителю, к примеру, при опрокидывании авто,
  • сидящий рядом с водителем человек взял вопреки воле водителя управление на себя.

Как правильно оформлять аварию с пострадавшими?

Пассажир, который попал в аварию на стороннем транспорте, не может самостоятельно установить факт ущерба и рассчитать его величину. Чтобы зафиксировать повреждения и участие в ДТП, такой пассажир должен вместе с остальными участниками ДТП дождаться приезда сотрудников ГИБДД для выяснения обстоятельств.

При оформлении материалов о происшествии инспектор внесет в них сведения и о пассажире. Только в этом случае страховая компания сможет возместить ущерб. После составления материалов пассажиру нужно собрать необходимые документы, в том числе предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья и нанесенных травмах в страховую компанию виновника аварии. В том числе подтвердить лечение в результате ДТП соответствующими документами.

Бывают ситуации, когда пассажир оказывается в бессознательном состоянии и покидает место аварии на машине скорой помощи. После лечения ему выдается медицинский лист, где указаны причины попадания в больницу, перечислены все повреждения. Также выдается официальное медицинское заключение, которое и следует предоставить в страховую.

Бывают ситуации, когда сразу после аварии человек находится в состоянии шока и отказывается от госпитализации. Через некоторое время он обнаруживает травмы, но в этом случае есть риск не получить возмещение, так как подтвердить именно причастность таких травм к ДТП может не представляться возможным. Впрочем, Верховный суд указал на то, что даже в случае оформления европротокола потерпевший может обращаться и после первого обращения, если позже обнаружит вред здоровью (пункт 15 Постановления Пленума Верховного суда №58).

Стоит отметить, что в 2020 году по закону есть 3 вида вреда:

  • ущерб нанесён здоровью пассажира с его участием в ДТП,
  • когда авария стала причиной того, что пассажир погиб,
  • вред имуществу (мобильному телефону, одежде и т.п.).

Можно ли оформить европротокол?

Европротокол – это оформление факта ДТП без участия ГИБДД. Есть несколько условий (пп. “а” п. 1 ст. 11.1 ФЗ-40), которые должны быть соблюдены при оформлении документов таким способом:

  • в аварии задействованы только 2 автомобиля;
  • в результате ДТП ни один человек не пострадал;
  • у обоих участников процесса есть действующие полисы ОСАГО.

Таким образом, если в ДТП пострадали пассажиры, здоровью или имуществу которых причинен вред, участники не могут оформить европротокол.

Пострадавший пассажир – как работает страховка ОСАГО?

Страховой полис ОСАГО должен возместить вред пассажиру. При этом расходы ложатся на страховую компанию машины-виновника ДТП. В ходе судебных разбирательств также может быть вынесено решение о дополнительном возмещении ущерба пассажиру со стороны самого причинителя вреда – виновного в аварии лица.

Действия суда обосновываются тем, что автомобиль, согласно Гражданскому кодексу РФ, вне зависимости от стиля вождения является источником повышенной опасности на дороге. Поэтому каждый, кто садится за руль, должен нести ответственность не только за себя, но и за перевозимых пассажиров.

Инструкция по получению выплаты?

Чтобы получить возмещение по полису ОСАГО, пассажир должен обратиться в страховую компанию, предоставить документы и заполнить заявление на предоставленном бланке.

Заявление рассматривается не более 20 дней, по истечении которых вред должен быть возмещен, либо предоставлен мотивированный отказ, согласно ст. 12 п.21 Федерального закона №40-ФЗ.

Обращаться за выплатой по ОСАГО необходимо в страховую виновника аварии.

В список документов входят следующие:

  • справка о ДТП, выдаваемая в ГИБДД или от скорой помощи (она в 2020 году может не выдаваться);
  • медицинское заключение, документы о лечении, купленных препаратах, платных процедурах;
  • справка о смерти, выдаваемая в ЗАГСе, если пассажир погиб (в этом случае за выплатой обращаются его родственники);
  • опись имущества, пострадавшего в ДТП, документы в виде экспертной оценки либо чеки и акты выполненных работ по стоимости ремонта или восстановления.

Обратиться в страховую компанию пассажир может только после того, как будет завершено административное расследование и определен виновник аварии. Сроки обращения законом не оговариваются, но рекомендуется сделать это как можно быстрее после вынесения решения отделением ГИБДД или судом.

Важное замечание!

  • В статье представлена базовая информация, но каждый случай индивидуален.
  • В 92% всех ситуаций есть важные нюансы, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Опытный юрист изучит все материалы дела и укажет, в каком направлении двигаться.

Поэтому на нашем сайте работают дежурные юристы-консультанты, вникающие в каждое дело и направленные на его решение.

или проконсультироваться по бесплатному телефону: 8 (499) 938-43-58 (Москва), 8 (812) 425-13-31 (Санкт-Петербург), 8 (800) 350-14-83 (вся Россия).

Когда лучше оформлять аварию без пострадавших?

Расследование по делу о ДТП чаще всего занимает очень долгое время – нередко дела затягиваются на 6-12 месяцев, что соответственно откладывает и сроки обращения в страховую компанию. Если в результате аварии участники могут договориться об условиях возмещения самостоятельно, водители идут навстречу друг другу, то оформить ДТП лучше без пострадавших.

Есть еще одна причина, почему в некоторых случаях лучше не упоминать факт причинения вреда пассажиру. Это касается ситуаций, когда в результате обращения пассажира автомобиля будет серьезно наказан его водитель – друг или родственник пассажира. Наказание может вызвать не только штраф, но по состоянию на 2020 год также и лишение прав, согласно 12.24 КОАП. Поэтому если авария была некрупной, а пассажир пострадал лишь поверхностно, стоит подумать о том, нужно ли заявлять о повреждениях или можно обойтись без этого.

Если пассажир погиб

Если пассажир автомобиля погиб, то действия виновника аварии оцениваются уже с точки зрения уголовного кодекса. Право на возмещение ущерба получают близкие родственники погибшего.

В этом случае по ОСАГО возмещение будет проводить страховая компания, в которую предоставляются документы. Если у виновника аварии отсутствует страховка, родственники могут обратиться в Российский Союз Автостраховщиков (РСА). Срок обращения не установлен и составляет общий срок исковой давности – 3 года. По этому направлению возмещение достигает 500 тысяч рублей (из которых 25 тысяч выделяются на погребение погибшего), список документов уточняется по каждой конкретной ситуации.

Можно ли возместить упущенную выгоду?

Понятие упущенной выгоды (п. 2 ст. 15 ГК РФ) и способы ее возмещения устанавливаются Гражданским кодексом России. Если автомобиль пострадал по вине другого человека, в том числе пассажира, собственник имеет право возместить упущенную выгоду.

Рассчитывается этот показатель на основании трех направлений:

  • расходы на восстановление работоспособности автомобиля;
  • стоимость авто, которое приносило доход, на момент попадания в ДТП;
  • доходы, которые автомобиль мог принести владельцу на протяжении периода восстановления.
Читайте также:  В какую страховую компанию обращаться после ДТП

Но доказать упущенную выгоду в суде достаточно сложно. Судебная практика показывает, что такие решения суд принимает неохотно, но попробовать все же стоит. Для этого собирается пакет документов, в которые входят основные материалы на машину, страховые полисы, протоколы по факту ДТП, иные доказательные документы.

Собранные материалы прикладываются к иску, который подается на имя виновника ДТП. В ходе разбирательств может потребоваться проведение экспертизы, иных исследований. Сроки рассмотрения таких дел не регламентируются.

Судебная практика

Стоит отметить, что возмещение ущерба пассажиру по страховке ОСАГО имеет свои особенности. Возмещение происходит в том случае, если медицинская помощь не могла быть оказана бесплатно. Например, если пациенту назначены лекарства, которые ни одна больница не выдает, поэтому он купил их за личные средства.

Если же медицинская помощь могла быть оказана бесплатно, но человек решил воспользоваться платными услугами, решение по возмещению будет отрицательное.

Дело Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга

По факту ДТП истец затребовал возмещение расходов на лечение, в частности на установку плечевой конструкции. При этом, в ходе лечения обнаружилось, что отечественная конструкция, которая предоставляется бесплатно, гражданину не подошла по индивидуальным особенностям организма. Была приобретена импортная конструкция по высокой цене.

Суд постановил возместить расходы пострадавшего в полном объеме, поскольку такой способ лечения был вынужденной мерой.

Дело районного суда Ростов-на-Дону

Рассматривался вопрос о претензии со стороны пассажира автомобиля, который попал в ДТП. В результате аварии пассажир получил легкие повреждения здоровью, последствия были устранены в результате стационарного бесплатного лечения. Однако пассажир дополнительно затребовал возмещение морального ущерба.

Суд постановил частично удовлетворить требования истца в размере 30% от заявленной суммы. Подробнее о деле можно узнать здесь.


Дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими лицами

Редкое дорожно-транспортное происшествие обходится без жертв. При этом под пострадавшими понимаются не только лица, получившие серьезные травмы, но и те, кто получил легкие ушибы и царапины. При подобном ДТП важно заранее знать, какая мера ответственности предусмотрена законодательством, в каких случаях возмещение ущерба ложится на плечи виновника аварии, а в каких подразумевается лишение водительских прав и свободы.

Оформление

Правила дорожного движения четко регламентируют порядок действий при ДТП с пострадавшими. Так, водитель обязан немедленно остановить транспортное средство, оказать помощь потерпевшим, а затем уже вызвать представителей ГИБДД.

Если в результате дорожно-транспортного происшествия пострадали люди, то водитель должен четко следовать инструкции:

  1. Оказать первичную медицинскую помощь пострадавшим самостоятельно. В случае если причиненные травмы носят серьезный характер, вызвать скорую помощь незамедлительно. Если жизни и здоровью пострадавшего угрожает опасность, допускается отправление его на попутных машинах до ближайшего медицинского учреждения.
  2. Вызвать сотрудников ГИБДД.
  3. Зафиксировать расположение транспортных средств после аварии, объекты инфраструктуры, вещи и прочие детали, имеющие отношение к ДТП с пострадавшими. Приветствуется фиксация с помощью видео или фотосъемки.
  4. Если движение другого транспорта невозможно из-за аварии, то после фиксации положения участников аварии необходимо освободить проезжую часть. При этом если имеется обочина для объезда, то трогать транспортные средства, попавшие в дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими лицами, не рекомендуется.
  5. Опросить очевидцев аварии и записать их данные.

Что фиксируют сотрудники ГИБДД при оформлении дорожно-транспортного происшествия?

Сотрудники, прибывшие на место аварии, обязаны составить схему дорожно-транспортного происшествия, под которой подписываются водители автомобилей. Если один из водителей ранен и не в состоянии адекватно воспринимать происходящее, то схема ДТП подписывается им позже. Кроме того в протокол вносятся следующие сведения:

  • данные водителей и транспортных средств (в том числе номера ОСАГО или КАСКО каждого участника);
  • показания участников аварии и свидетелей;
  • перечень повреждений, полученных транспортом;
  • полученные травмы при наличии потерпевших.

Последние вносятся после осмотра пострадавших сотрудниками скорой помощи.

Ответственность в КОАП за ДТП с пострадавшими

Если во время ДТП имеются пострадавшие, то помимо протокола дорожной аварии, заводится еще и административное или уголовное дело. В зависимости от степени причиненного вреда различается несколько видов преступлений:

Первые два вида преступлений рассматриваются в рамках уголовного судопроизводства, причинение вреда здоровью же относится к административному правонарушению. Согласно статье 12.24 Административного Кодекса РФ (КОАП), предусмотрены следующие виды наказаний:

  1. При причинении легкого вреда здоровью при ДТП (кратковременное нарушение состояния здоровья или непродолжительная потеря трудоспособности) — штраф от 2,5-5 тысяч рублей или лишение водительского удостоверения от 1 года до 1,5 лет.
  2. При причинении средней тяжести вреда здоровью при ДТП (не опасное для жизни временное нарушение состояния здоровья или временная потеря трудоспособности) — штраф от 10 до 25 тысяч рублей или лишение водительского удостоверения на срок от 1,5 до 2 лет.

Кто оценивает причиненный здоровью вред?

Ответственными за оценку причиненного ущерба здоровью при ДТП с пострадавшими законодательством назначены представители медицинского учреждения, в которое попадают после аварии граждане.

Например, если человек во время аварии получил перелом руки, то ущерб оценивается как средняя тяжесть. Однако если в результате перелома руки, у человека запускается скрытая болезнь, то медицинскими работниками ущерб оценивается уже, как причинение тяжкого вреда здоровью. Соответственно дело о ДТП может быть переквалифицировано из административного в уголовное.

Ответственность виновного водителя при ДТП с пострадавшими

Ответственный за дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими устанавливается в ходе расследования всех обстоятельств аварии. При этом если виновник свою вину признает, рассмотрение спора существенно ускоряется. Ответственность виновного может быть как административной, так и уголовной. Например, если в ДТП погиб человек, то законодательство квалифицируется преступление, как уголовное. В случае если виновник дорожно-транспортного происшествия находился в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, то мера ответственности возрастает.

Кроме уголовного преследования водителя лишают права управления транспортным средством, а так же дополнительно обязывают возместить причиненный пострадавшим ущерб. Как правило, возмещение выражается в оплате медицинских услуг и компенсации периода потери трудоспособности.

В случае, если в аварии погиб человек, то исследуются все обстоятельства дела для квалифицирования вменяемой статьи: убийство по неосторожности или убийство при ДТП.

Действия виновного водителя при дорожно-транспортном происшествии

На официальном сайте ГИБДД есть памятка для водителей о том, как себя вести после дорожно-транспортного происшествия с пострадавшими. Прежде всего, кто-то из участников аварии должен сохранять спокойствие. Правилами предписано, что виновный в ДТП с пострадавшими устанавливается в ходе расследования. Однако, водитель, реально по вине которого произошла дорожная авария, обязан оказать помощь всем пострадавшим, сообщить ГИБДД о происшествии, зафиксировать положение всех относящихся к происшествию объектов. В случае если нет возможности с помощью мобильной связи вызвать сотрудников дорожно-транспортной полиции, попутных машин или свидетелей нет, допускается отправка пострадавших виновником на собственном транспорте в медицинское учреждение.

Перед тем, как покинуть место ДТП, необходимо зафиксировать с помощью фото или видеосъемки место и обстоятельства аварии, а так же выставить аварийный знак на дорожное полотно. Если во время происшествия погиб человек, место аварии покидать нельзя, требуется всеми возможными способами сообщить ГИБДД о случившемся.

Наказание за ДТП с пострадавшими на пешеходном переходе

Пешеходный переход — специально отведенное место на дороге, которым могут пользоваться пешие граждане. Водители не имеют права не пропустить переходящего по “зебре” человека. Поэтому все дорожно-транспортные происшествия с наездами на пешеходном переходе в априори происходят только по вине водителя, который управляет транспортным средством. Мера наказания зависит от степени причиненного пешеходу вреда.

Если пешеход получил легкий испуг или ушиб, то водитель вправе урегулировать конфликт на месте, если потерпевший не против. В случае же если человек, переходящий дорогу по пешеходному переходу, получил легкий или средний ущерб здоровью, водитель обязан оказать первую медицинскую помощь и вызвать представителей ГИБДД. Меру наказания установит суд. При тяжком вреде здоровью или летальном исходе на виновника ДТП с пострадавшими заводится уголовное дело.

На меру наказания так же влияют обстоятельства аварии. В частности: с какой скоростью двигался транспорт и пешеход, в какой момент человек начал движение по переходу, действия водителя после аварии. Если виновник скрылся с места преступления, то его действия попадают сразу и под действие Уголовного Кодекса РФ — оставление человека в опасности (статья 125 УК РФ).

Наказание при легкой тяжести вреда пострадавшему

Административный кодекс четко устанавливает виды наказания при причинении легкого вреда здоровью — административный штраф или лишение права управления транспортным средством на усмотрение суда. При этом под последним понимается полное лишение прав, независимо от категории. Например, если человек имеет право управлять мотоциклом, легковым автомобилем и грузовым, то при наказании в виде лишения водительского удостоверения, теряется право управлять всеми видами транспорта. Срок лишения составляет от 1 года до 1,5.

При наложении административного штрафа учитывается степень причиненного ущерба. Законодательством устанавливается минимальный размер выплаты — 2,5 тысячи рублей. Меньше этой суммы суд обязать выплатить не может, поэтому виновник ДТП с пострадавшими, установленный в ходе следствия и судебного разбирательства, обязан будет выплатить, как минимум, эту сумму. Максимальный размер штрафа установлен в виде 5 тысяч рублей.

Наказание при средней тяжести

Минимальный размер административного штрафа при ДТП с пострадавшими, получившими средней тяжести ущерб здоровью, установлен в 10 тысяч рублей. Поэтому если в ходе следствия и судебного разбирательства, виновник аварии установлен, то, как минимум, ему придется заплатить эту сумму. Максимальный размер штрафа установлен в 25 тысяч рублей. Окончательная сумма определяется в ходе следствия. Например, на размер административного штрафа влияет степень травм пострадавшего и степень виновности водителя.

В случае если во время аварии пострадали несколько человек, то по каждому из них устанавливается отдельная мера ответственности. Уже из совокупности всех наказаний судом устанавливается одно, то, которое и понесет виновный. Например, если один из потерпевших получил при ДТР легкий ущерб здоровью, а другой — средний, то виновнику может быть предписано возместить ущерб в размере совокупной суммы по обеим статьям Административного кодекса РФ.

При причинении средней тяжести ущерба здоровью при ДТП, виновному может быть установлено наказание и в виде лишения прав на управление транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Наказание при средней тяжести вреда пострадавшему, водителем в алкогольном опьянении

Состояние алкогольного опьянения — отягчающее обстоятельство при дорожно-транспортном происшествии. Так, за вождение транспортного средства в состоянии опьянения без происшествий предусмотрено наказание в виде лишения прав на срок от 1,5 до 2 лет, а так же административный штраф в размере 30 тысяч рублей. Если же ДТП произошло по вине нетрезвого водителя, в результате чего пострадавший получил ущерб здоровью средней тяжести, то виновнику вменяется наказание по двум статьям Административного кодекса: 12.24 и 12.8. В этом случае накладывается штраф в размере 30 тысяч рублей, изымаются права на 1,5-2 года и дополнительно выписывается штраф в размере 10-25 тысяч рублей. За повторное преступление мера наказания увеличивается.

Наказание за ДТП с пострадавшими тяжелой степени тяжести

Под тяжелой степенью понимается стойкая потеря трудоспособности более чем на одну треть от возможной, причинение серьезного вреда здоровью. Именно поэтому при дорожно-транспортном происшествии, в результате которого сильно пострадал человек, заводится не административное, а уголовное дело. Мера наказания по статье 264 Уголовного Кодекса предусмотрена в виде лишения свободы сроком до трех лет. При этом реальное лишение свободы может быть заменено принудительными работами на срок до двух лет. Окончательное решение принимается судом после изучения всех обстоятельств дела.

Дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом

В случае если во время ДТП потерпевший человек погиб, то дело из административного переходит в уголовное. При этом не имеет роли тот факт, когда именно скончался пострадавший — непосредственно во время аварии или после полученных травм в медицинском учреждении. Смертельный исход при ДТП обычно квалифицируется как убийство по неосторожности, однако регламентируется статьей 264 Уголовного кодекса. Если виновник не был в состоянии алкогольного опьянения, то мера наказания предусматривается в виде лишения свободы сроком до пяти лет или заменяется на принудительные работы сроком до четырех лет. При этом человеку запрещается на этот период занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Право на управление транспортным средством тоже утрачивается на период, определяемый судом.

Особенности ДТП с пострадавшими

Обстоятельства аварий могут быть самые разные. Например, водитель может не справиться с управлением транспортного средства из-за плохих погодных условий, что приведет к дорожному происшествию с пострадавшими. В этом случае вменять ему высшую меру ответственности будет незаконно, поскольку от него мало, что зависит. Именно поэтому при определении степени виновности всегда рассматриваются все обстоятельства аварии, действия участников ДТП. Если же виновник происшествия нарушает установленные правила дорожного движения, то это так же учитывается при вынесении наказания.

Добавить комментарий