ДТП из-за гололеда: кто виноват

Попали в ДТП из-за гололёда: кто виноват – что делать и можно ли взыскать с дорожников?

  1. Дорожные службы обязаны постоянно следить за состоянием дорог в нашей стране и оперативно устранять нарушения.
  2. Заставить устранить нарушения могут в том числе сотрудники ГИБДД.
  3. В ДТП на скользкой дороге чаще всего виноваты сами водители.
  4. Доказать вину дорожников, действительно, можно, но надо действовать оперативно и последовательно сразу же на месте ДТП.

На дорогах нашей страны ежедневно происходит большое количество ДТП. Нередко количество таких происшествий возрастает в зимний период или осенью и весной, когда погодные условия способствуют образованию на дорогах льда и снежного покрова. При таких условиях от водителей требуется повышенное внимание и осторожность на дорогах, ведь случись происшествие, то виновным в нём может быть признан именно участник, а не службы, которые не вовремя убрали или обработали проезжую часть. Всегда ли в ДТП из-за гололёда будет виноват водитель или в 2020 году можно привлечь к ответственности дорожные службы, об этом и пойдет речь ниже.

Обязаны ли дорожные службы убирать гололёд и снег?

Следить за состоянием дорог в стране обязаны либо органы государственной власти, либо владельцы дорог. В обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения входит в том числе ремонт и содержание дорог в России. Как правило, данные обязанности перераспределяются специализированным организациям, в народе их просто называют одним словом – “”.

Существует масса различных нормативно-правовых актов (далее – НПА), которыми регламентируется обеспечение безопасности дорожного движения это:

  • Федеральные законы,
  • Технический регламент Таможенного Союза,
  • масса всевозможных ГОСТов,
  • а также всевозможные методические рекомендации.

Нам же интересны те, которые непосредственно касаются содержанию дорог в зимнее время.

Итак, в первую очередь посмотрим на документ, который был принят и введен в действие в марте 2014 года, а именно “Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования”, в котором отражены требования к содержанию дорог в зимний период.

Именно в методических рекомендациях закреплены обязанности дорожников по борьбе с гололёдом, снежными заносами и очистке дорог.

В частности, в работы по борьбе с наледью включаются следующие:

  1. профилактическая обработка покрытий (дорог) противогололедными химическими веществами,
  2. обработка образовавшегося ледяного или снежно-ледяного слоя – гололёда – противогололедными химическими веществами;
  3. повышение шероховатости покрытия проезжей части путем распределения на скользкую наледь фрикционных материалов (песок, высевки, щебень, шлак);
  4. устройство противогололедных и антиадгезионных покрытий (слоев) типа “Грикол”.

При этом каждое из указанных мероприятий дополнительно регламентируется требованиями, как их проводить, с какой периодичностью, какими средствами и так далее.

Но водители не обязаны знать все эти нормативы и следить за их выполнением, этим должны заниматься гос органы и должностные лица.

Надзор в области БДД, согласно ППРФ №716, возложен на:

  1. МВД и его территориальные органы;
  2. Министерство обороны РФ в части отдельных функций по федеральному надзору, возложенных на военную автомобильную инспекцию;
  3. Федеральную службу войск национальной гвардии РФ в части отдельных функций.

Может ли ГИБДД указать убрать дорогу?

Именно ГИБДД в большинстве случаев и осуществляет надзор за безопасностью дорожного движения на дорогах нашей страны.

При обнаружении каких-то нарушений и несоответствий нормативам по содержанию дорог сотрудники ГИБДД обязаны составить документы по данному нарушению и вынести предписание дорожным службам убрать указанные нарушения. Если данное предписание не будет исполнено в установленный срок, тогда обслуживающую организацию привлекут к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ.

Но, как вы понимаете, на практике, обычно такие предписания выносятся только после того, как что-то случается или происходит на вверенной инспекторам территории. Например, когда происходит ДТП из-за плохого состояния дороги или гололеда.

ДТП из-за гололёда: кто виноват?

Вот для начала немного статистики по авариям по вине гололёда:

Однозначного ответа на вопрос “кто виноват” дать нельзя. Для определения виновности учитывается слишком много факторов и в каждом случае они индивидуальны.

Как правило, вопрос вины в ДТП стоит между водителем и дорожниками. Про то, какие обязанности по обслуживанию дороги у организаций, мы уже писали выше, а вот какие же обязанности у водителя?!

Зачастую вина водителя в ДТП на гололёде одна и самая распространённая – соблюдать Правила дорожного движения. В данном случае речь пойдёт о соблюдении пункта 10.1 ПДД.

10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

Нарушение именно этого пункта чаще всего вменяется водителям, которые попали в ДТП в гололёд. Вообще данный пункт универсальный, при вольной его трактовке можно признать кого угодно виновным почти в любом ДТП.

Когда виноваты дорожники?

По мнению водителей, попавших в аварию, они виноваты всегда. Но легко сказать, да трудно доказать! Анализ судебной практики 2020 года, позволяет дать водителям рекомендации и обратить их внимание на важные тонкости ДТП при гололёде.

1. Фиксация обстоятельств ДТП и состояния дорожного покрытия

Если вы не пострадали в ДТП, будь вы водителем или пассажиром, старайтесь как можно тщательнее и подробнее зафиксировать все обстоятельства произошедшего. Для этого нужно произвести фото- и видеосъемку:

  1. дороги – и желательно, чтобы на ней был различим гололёд,
  2. следов от авто (в том числе, тормозного пути, если он был),
  3. самого автомобиля,
  4. его повреждений.

После того, как вы сообщите в ГИБДД о случившемся, сразу после звонка или по приезду на место сотрудники ГИБДД в большинстве случаев сообщат дорожникам о произошедшем, и те примчат устранять причину вашего заноса (всё почистят и посыпят). Поэтому важно до их приезда зафиксировать гололёд и иные нарушения по содержанию дороги. Обязательно нужно, чтобы эти нарушения были зафиксированы инспектором, и составлен акт о состоянии дороги.

Но есть одна проблема, очень большая проблема. Инспектору недостаточно написать словами о состоянии дороги. Он обязан измерить параметры специальными техническими средствами и отразить их показания в акте. Если это не будет сделано, то доказать, что на момент ДТП дорога не соответствовала установленным нормативам, почти нереально.

Есть специальный Перечень таких основных технических средств. Данными приборами и техническими средствами и необходимо производить замеры.

8. Прибор для измерения коэффициента сцепления шин автомобиля с дорожным покрытием“ППК-МАДИ-ВНИИБД” (МАДИ-ГТУ, г. Москва), “Зима” (МАДИ-ГТУ, г. Москва)
114. Рейка универсальная нивелирная складнаяРейка дорожная универсальная “КП-231” (ОАО “Росдортех” г. Саратов)

Рейка используется для измерения поперечных и продольных уклонов дорожных покрытий, в том числе колейности.

Если рейка у сотрудников еще может оказаться в патрульном автомобиле, то вероятность того, что будут приборы для измерения коэффициента сцепления с дорогой – а этот показатель может стать главным аргументом в суде, указывая на гололёд на дороге как причину ДТП с виной дорожников, практически нулевая. Просто потому, что они не используются инспекторами ДПС в повседневной работе, и, скорее всего, на балансе ГИБДД их очень мало.

Возможно, будет не лишним при звонке в ГИБДД указать на необходимость проведения таких замеров, чтобы инспекторы взяли приборы с собой из подразделения, если они там есть.

2. Свидетельские показания, записи видеорегистраторов

Если получится, то необходимо найти свидетелей вашего ДТП, которые также смогут подтвердить состояние проезжей части, вашу скорость и другие обстоятельства произошедшего. Их данные лучше сразу отразить в документах ГИБДД.

Если у вас или очевидцев есть записи видеорегистратора – берите и сохраняйте.

Ещё во время ожидания инспекторов для оформления можете пройтись в поисках камер наружного налюдения. Если найдёте таковые, потребуйте ходатайством (пишется в свободной форме) при возбуждении административного расследования запросить видео с них у ГАИ.

3. Обжалование определения

Инспекторам проще всего написать, что вы нарушили 10.1 ПДД, и тогда им не надо ничего измерять, заморачиваться с дорожниками, выписывать предписания и прочее.

И с большой долей вероятности такое произошло или произойдёт и в вашем случае. Поэтому, если вам будут вменять нарушение данного пункта, то обжалуйте определение об отказе в возбуждении дела о правонарушении в части указания в нем на вашу виновность в данном ДТП во время гололёда.

4. Экспертиза

Не знаю, получится ли осуществить такое на практике, но в теории можно сразу с места ДТП связаться с экспертными организациями и оперативно вызвать эксперта на место ДТП, который сможет, также техническими средствами, измерить необходимые параметры дороги и дать заключение. Важно искать учреждение, в котором такие технические средства имеются, об этом нужно сразу спросить и уточнить.

Собирание доказательств осложняется тем, что большинство используемых приборов по измерению коэффициента сцепления можно использовать только при температуре выше 0°С.

Можно ли подать иск к дорожникам?

Исковое заявление в суд не просто можно будет подать, а нужно будет подать, если вы захотите привлечь дорожные службы к ответу и взыскать с них ущерб.

Именно к суду мы и готовились, собирая по инструкции выше доказательства. Определять кто виновен с произошедшем ДТП в гололёд и в какой степени, может только суд. Выиграть такое дело самостоятельно вряд ли получится, поэтому стоит озаботиться еще и поиском хорошего представителя, лучше того, у которого есть практика подобных дел – желательно положительная. Такую практику можно найти по отзывам, а также поиском по делам с участием юриста по его ФИО.

В ходе рассмотрения дела, вероятнее всего, потребуется провести судебную экспертизу, от результатов которой фактически и будет зависеть исход дела. Но эксперты, также как и инспекторы, не всегда правильно трактуют положения пункта 10.1 ПДД и указывают на его нарушение водителем.

Если результаты экспертизы будут не в вашу пользу, и экспертное заключение не будет отвечать необходимым требованиям, предъявляемым к такому роду доказательств, тогда необходимо ходатайствовать о проведении повторной экспертизы.

Еще очень важно, чтобы суд правильно распределил бремя доказывания, что и кому следует доказывать по делу, что вам как водителю, а что дорожникам, как причинителю вреда.

Судебная практика 2020 года

Изучив достаточно большое количество судебных актов, принятых судами в последние годы, могу сказать, что выиграть такое дело крайне сложно.

Из положительных есть всего 2 судебных акта:

  1. Апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан по делу № 33-17991/2019. Как итог, установленная судом обоюдная вина водителя и дорожников, с процентным соотношением 50% на 50%.
  2. Постановление Президиума Ленинградского областного суда № 44г-23/2019 по делу № 2-632/2018. Дело было направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Примечательно оно тем, что данное дело по массовому ДТП на КАД.

Но, несмотря на то, что Президиум ЛОС все правильно написал и указал, при повторном рассмотрении дела решение первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований было оставлено без изменений. Истцу не удалось доказать вину дорожных служб.

Судебная практика по ДТП с виной водителей при гололёде на дороге

Положительная практика в пользу водителей все же есть, но они за 2012-2014 года.

Практика, где в наледи виновными признаны дорожники

Кто кому возмещает ущерб?

Ущерб, конечно же, должен возмещать причинитель вреда, поэтому важно этого причинителя установить и доказать, что именно по его вине произошло ДТП.

Если получится привлечь к ответственности дорожников, то они будут оплачивать ремонт вашего автомобиля. Ущерб будет рассчитываться по общему правилу, то есть по среднерыночным ценам на запчасти и услуги, а не по методике ОСАГО, так как автогражданки у дорожных служб, разумеется, нет и не должно быть.

Читайте также:  Какая ответственность за сбитого пешехода на переходе

Но и водитель может возмещать ущерб дорожным службам, если ДТП произойдет по его вине и будут повреждены дорога, знаки, отбойник или светофоры.

Покрывает ли ОСАГО?

Если вы попали в ДТП в гололёд, где виновными признаны вы или дорожники, то обращаться по страховке ОСАГО вы не можете.

  • если виновником в аварии на гололёде признаны вы, то следует понимать, что “автогражданка” страхует вашу ответственность, а не ваш автомобиль, поэтому рассчитывать на возмещение ущерба не имеет смысла; только если у вас есть полис Каско,
  • дорожники же не имеют полиса ОСАГО в принципе, если виноватыми оказались они, то есть возмещение будет за счёт их организации.

Но ваша страховка может оказаться очень полезной в одном случае – если виновником признаны вы, а повреждён другой автомобиль или дорожная инфраструктура. В отличие от обслуживающей организации гражданская ответственность водителя должна быть застрахована по договору ОСАГО. В таком случае за вред, причиненный автомобилем в ДТП, заплатит ваш страховщик.

Но, к сожалению, свою разбитую машину придется чинить виновному водителю самому, за свой счет.

Поэтому, в завершение хотелось бы еще раз обратить внимание водителей на необходимость соблюдения скоростного режима на дорогах, особенно в условиях снежного покрова и гололёда.


Кто виноват в ДТП при гололеде?

В холодное время года число аварий возрастает. Причиной становится гололёд. В большинстве случаев виновным в ДТП при гололеде признают самого водителя. Однако за состоянием дорог обязаны следить муниципальные службы. Представители учреждения отвечают за состояние полотна в любое время года. Иногда они недобросовестно выполняют взятые на себя обязательства, что и становится причиной аварии. Если вы считаете, что в ДТП при гололеде виновны дорожные службы, можно попытаться взыскать с них ущерб.

Что делать, в случае ДТП при гололеде?

Перечень действий, которые водитель обязан выполнить при ДТП в гололед, регламентирует пункт 2.5 — 2.6.1 ПДД РФ. Оказавшись в аварии, водитель должен:

Не всегда оформление ДТП предполагает вызов сотрудников ГИБДД. Допустимо использование европротокола. Он применяется в соответствии со статьей 11.1 ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года Об ОСАГО. Чтобы появилась возможность использования европротокола при ДТП в гололед, должны выполняться следующие условия:

  • ущерб нанесен только транспортным средствам;
  • в ДТП пострадали 2 автомобиля;
  • оба водителя имеют полис ОСАГО;
  • обстоятельства происшествия не вызывают разногласий (искл. – стороны претендуют на возмещение в размере до 100 тыс. руб.);
  • стороны заполнили бланк европротокола.

Участники аварии самостоятельно вносят данные в документацию. Бланк европротокола предоставляется в момент покупки полиса ОСАГО или распечатывается самостоятельно. Извещение заполняется в 2 экземплярах. Каждый водитель уведомляет своего страховщика о случившемся. Потерпевший дополнительно предоставляет заявление о прямом возмещении убытков. Лица обязаны известить страховщика в течение 5 рабочих дней (п. 2 ст. 11.1 ФЗ №40 «Об ОСАГО»). Срок исчисляется со дня возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Бланк европротокола можно скачать здесь.

Как определить виновника в аварии при гололеде?

Чтобы определить виновника дорожно-транспортного происшествия при гололеде, нужно принять во внимание сопутствующие обстоятельства. В первую очередь необходимо проанализировать состояние дороги. На него оказывают влияние природа и время года. Существуют организации, которые обязаны следить за дорожным покрытием, устранять гололед при помощи посыпания песком и реагентами, устанавливать знаки временного ограничения скорости.

Дополнительно стоит обратиться к нормам действующего законодательства. В статье 3 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года говорится, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения выступает приоритет ответственности государства над ответственностью лиц, передвигающихся по дороге.

В статье 5 вышеуказанного нормативно-правового акта зафиксировано, что необходимо осуществлять надзор за соблюдением ГОСТов и иных нормативных документов, регламентирующих безопасность движения. В части 2 статьи 12 говорится, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог установленным техническим регламентам и иным нормативным документам возлагается на лица, занимающиеся содержанием дорожного полотна.

В статье 23 закреплено, что участники движения могут свободно и беспрепятственно передвигаться, соблюдая установленные правила.

Из всего вышесказанного следует, что возложить вину за скользкую дорогу можно на организацию, призванную своевременно ремонтировать полотно и контролировать его состояние. Однако если присутствовали предупреждающие знаки, водитель нарушил ограничение скорости или не выполнил иные нормы ПДД РФ, вина в ДТП при гололеде будет возложена на лицо, находившееся за рулем.

Является ли страховым случаем ДТП при гололеде?

Всё зависит от обстоятельств произошедшего. Если в транспортное средство врезался другой автомобиль, застрахованный по ОСАГО, и лицо, находившееся за рулем, признали виновным, возмещение будет осуществляться как в классической ситуации. Это значит, что пострадавший сможет получить выплату по страховке. Процесс регулирует ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года. Выплата предоставляется только потерпевшему. Виновнику происшествия придется восстанавливать свой автомобиль самостоятельно.

Если из-за гололеда пострадал только один автомобиль, выплаты по ОСАГО не предоставляются. Дело в том, что этот полис предполагает страхование автогражданской ответственности. Соответствующее правило закреплено в статье 4 ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года “Об ОСАГО”.

Однако водитель может выдвинуть требования в адрес инстанции, отвечающей за состояние дорожного покрытия. Истребование средств производится в рамках судебного разбирательства. Истцу предстоит доказать, что компания не выполнила положения Технических регламентов и нарушила нормы законодательства, не обработав дорожное покрытие должным образом или не предупредив о гололеде.

Когда автомобиль застрахован по КАСКО, всё зависит от положений договора. Если он предусматривает предоставление возмещения в случае ущерба из-за гололеда, можно рассчитывать на получение выплаты или проведение ремонта. В иной ситуации в возмещении могут отказать.

С кого взыскивать ущерб в случае аварии зимой?

Вред обязано компенсировать лицо, действие или бездействие которого повлекло нанесение ущерба (ст. 1064 ГК РФ). Если куплена страховка, потребность в возмещении урона может быть возложена на страховую компанию.

Когда речь идет о классическом ДТП, виновником признают водителя, который нарушил правила дорожного движения. Он должен будет осуществить компенсирование ущерба ДТП при гололеде. Если куплен полис ОСАГО, возмещение пострадавшему предоставит страховая компания.

Когда дорожное полотно не соответствует положениям ГОСТов и СНИПов, к ответственности могут привлечь организации, отвечающие за состояние дороги. На практике с них удается взыскать ущерб крайне редко.

Обычно в случае ДТП при гололеде водителю вменяют нарушение пункта 10.1 ПДД РФ. В нем говорится, что лицо, находящееся за рулем, должно вести автомобиль со скоростью, не превышающей установленного ограничения. Дополнительно нужно учитывать интенсивность движения, особенности состояния авто и груза, дорожные и метеорологические условия. Скорость должна позволять водителю сохранять контроль над автомобиля. Если возникла опасность, которую лицо в состоянии обнаружить, оно должно принять меры для снижения скорости вплоть до остановки.

Принимая итоговое решение об определении виновника аварии в ДТП при гололеде, представители уполномоченных органов учитывают все сопутствующие обстоятельства.

Можно ли обвинить дорожную службу?

В статье 3 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года в качестве основного принципа обеспечения безопасности движения зафиксирован приоритет ответственности государства над ответственностью граждан, передвигающихся по дорогам. Статья 12 закрепляет потребность в своевременном проведении ремонта и грамотном содержании дорог. Ответственность возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находится территория.

В статье 14 говорится, что уполномоченные должностные лица имеют право ограничивать или прекращать движение на дорогах с целью обеспечения безопасности. Граждане могут рассчитывать на безопасные условия передвижения (ст. 24 ФЗ №196).

В РФ действует государственный стандарт «Автомобильные дороги и улицы». В нем уделено внимание эксплуатационному состоянию дорожного полотна. Нормативно-правовой акт утвержден постановлением Госстандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 от 11 октября 1993 года. Так, в пункте 3.1.4 говорится, что значение сцепления покрытия должно составлять минимум 0,4. Выполнение требования обязаны обеспечивать организации, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Если эксплуатационное состояние полотна не отвечает нормам, должны быть введены временные ограничения или полный запрет движения.

Правила выполнения процедуры строго регламентированы. Они закреплены в Порядке временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (утв. Приказом Минтранса РФ №41 от 10 апреля 2007 года). В пункте 15 говорится, что в случае гололеда может вводиться временное ограничение движения путём установки соответствующих знаков.

Если вышеуказанных обозначений не было, можно попробовать взыскать ущерб от ДТП при гололеде с инстанции, отвечающей за состояние дороги. В этой ситуации процесс оформления аварии несколько меняется:

  1. Водитель вызывает сотрудников ГИБДД на место происшествия.
  2. Пока инспектор едет, нужно сделать несколько фотографий с места аварии, попытавшись передать все подробности. Необходимо найти свидетелей, записать их телефоны, имена, адреса.
  3. Когда сотрудник ГИБДД прибудет на место аварии и начнёт заполнять протокол, нужно попросить отразить информацию о состоянии дорожного полотна, отсутствии обработки специальными веществами, скользкой поверхности. Необходимо обратить внимание на дорожные знаки. Если ограничение скорости не стояло, нужно внести информацию в протокол об этом факте.
  4. Настоять на вызове дорожной службы и сообщить о произошедшем.
  5. Потребовать проведения экспертизы. Этап считается максимально важным. Самостоятельно измерить тормозной путь по льду не получится. На покрытии не остается качественных следов. Экспертиза позволяет выявить коэффициент сцепления шин с покрытием участка дороги. Для этого используются специализированные приборы.
  6. Выдвинуть досудебную претензию в адрес инстанции, отвечающей за состояние дороги.
  7. Составить исковое заявление, дополнить его результатами экспертизы, протоколом, задокументированными свидетельскими показаниями и передать в суд.

Порядок возмещения ущерба в случае ДТП при гололеде

Процесс напрямую зависит от особенностей сложившейся ситуации. Если столкнулись 2 автомобиля, и одного из водителей признали виновным, возмещение ущерба пройдет по следующей схеме:

  1. Оформляют ДТП при гололеде. В первую очередь учитывается факт присутствия пострадавших. Если они имеются, нужно обеспечить оказание помощи, а затем вызвать ГИБДД. Когда пострадавших нет, необходимо оценить условия для использования европротокола. Его применение допустимо, если в ДТП участвовало только 2 транспортных средства, у обоих водителей присутствует полис ОСАГО, ситуация не называет разногласий (за исключением оформления документов для получения возмещения в пределах 100000 руб.).
  2. Извещают страховую компанию об аварии. Если повреждены только транспортные средства, каждый из водителей обязан обратиться в свою организацию в течение 5 суток (ст. 11.1 Фз №40). Заявление о компенсации вреда жизни и здоровью подается в учреждение, застраховшее виновника ДТП. Выплата осуществляется при наличии справок и документов, подтверждающих расходы на лечение и реабилитацию. Если ДТП оформлял сотрудник ГИБДД, обратиться в страховую компанию нужно как можно быстрее, но не позднее 3 лет после аварии.
  3. Собрать документы и предоставить страховщику. Необходимый перечень бумаг отражен в пункте 3.10 Правил ОСАГО, утвержденных банком России 19 сентября 2014 года №431-п. Если аварию оформлял инспектор ГИБДД, потребуется ПТС, СТС, протокол, удостоверение личности гражданина, заявление с просьбой о предоставлении компенсации. Когда используется европротокол, вместо документа об административном правонарушении, выдаваемого ГИБДД, предоставляется заполненный бланк.
  4. Страховая компания рассматривает заявление. Не позже, чем через 5 суток страховщик может запросить машину для осмотра. Если автомобиль не может передвигаться, специалист выедет на место стоянки, проведя обследование машины. На основании экспертизы устанавливается сумма компенсации после ДТП при гололеде. Лицо имеет право нанять специалистов для независимой оценки. Если результаты будут отличаться в большую сторону от выводов, сделанных представителем страховой компании, можно направить претензию в отношении организации. Соответствующие документы страховщик обязан рассмотреть в течение 20 дней. В этот же срок выносится решение.
  5. Если представители организации посчитают, что требования заявителя правомерны, будет предоставлено возмещение. Компания может провести ремонт за свой счет или начислить денежные средства. Разновидность возмещения и особенности его предоставления определяет статья 12 ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года.
Читайте также:  Пьяный водитель попал в ДТП: последствия

Если страховая компания занижает выплату или вовсе отказывается предоставлять её в случае с ДТП при гололеде, допустимо выдвижение претензии. Когда документ остался без внимания, или ответ не удовлетворил заявителя, оформляется исковое заявление в суд.

Возмещение ущерба с дорожной службы

Если человек хочет взыскать выплату с дорожной службы, не обеспечившей надлежащее состояние полотна в гололёд, процедура меняется. Получить выплату по страховке не удастся. Возмещение возможно лишь через суд. В случае ДТП при гололеде, действовать нужно по следующей схеме:

  1. Оформить ДТП. Вызвать ГИБДД, попросить отразить в протоколе состояние дорожного полотна, отсутствие знаков, ограничивающих скорость, и прочих нюансов. Дополнительно рекомендуется вызвать сотрудника дорожной службы, отвечающей за состояние полотна, на место аварии. Когда он приедет, нужно обрисовать все особенности сложившейся ситуации.
  2. Собрать доказательства. Нужно провести съёмку места аварии, опросить свидетелей, инициировать независимую экспертизу.
  3. Направить досудебную претензию в адрес дорожной службы. Документ нужно дополнить копиями задокументированных доказательств. В претензии нужно потребовать возмещение ущерба и сообщить, что в иной ситуации будет выполнено обращение в суд.
  4. Если ответа не последовало, нужно подготовить исковое заявление. Документ также необходимо дополнить доказательной базой. Обращаться нужно в районную инстанцию, в ведении которой находится место ДТП при гололеде.
  5. Принять участие в разбирательстве. Во время судебного заседания человек имеет право приводить доводы, задавать вопросы, направлять ходатайства и выполнять иные действия для доказательства собственной правоты.
  6. Получить итоговое решение. Если оно не устраивает заявителя, можно обжаловать вердикт, обратившись в вышестоящий суд с апелляцией.

Судебная практика ДТП в случае гололеда

Судебная практика по вопросу ДТП при гололеде неоднозначна. Всё зависит от особенностей сложившейся ситуации. Присутствуют примеры, когда водителям удалось доказать вину дорожников. В результате уполномоченный орган соглашался удовлетворить требования и выплатить компенсацию.

Так, истец обратился в суд с требованием о взыскании 120000 руб. с дорожной службы. Лицо двигалось по трассе, соблюдая правила движения. На одном из участков дороги автомобиль занесло. В результате он врезался в дерево. Пострадало лишь имущество. Пострадавший оформил ДТП и провел экспертизу. К разбирательству были привлечены свидетели. В результате судебных тяжб суд обязал дорожную службу возместить ущерб в полном объёме.

Однако довольно много случаев, когда отстоять свои права не получалось. Истец обратился в суд с иском к департаменту дорожного хозяйства о возмещении материального ущерба. Он составлял 200000 руб. Авария произошла на трассе, когда шёл снег. Автомобиль занесло, и он врезался в ограждение. Изучая дело, суд счел, что истец выбрал не соответствующую погодным условиям скорость движения. Требования были отклонены.

Нюансы

Основные конфликтные ситуации происходят из-за того, что автомобилисту, оказавшемуся в аварии из-за гололеда, сразу вменяют нарушение пункта 10.1 ПДД РФ. Однако несоблюдение правила имеет место быть не всегда. Не стоит сразу соглашаться с подобным и признавать свою вину.

Если нанесен серьезный ущерб при ДТП в гололед, нужно настаивать на невиновности. Затем необходимо собрать доказательную базу и попытаться истребовать денежные средства с дорожной службы. Стоит нанять грамотного юриста. Это повысит вероятность вынесения положительного решения.

Попал в ДТП по вине ГОЛОЛЁДА.

Опции темы
Поиск по теме

Попал в ДТП по вине ГОЛОЛЁДА.

Подскажите есть ли смысл подавать в суд на дорожников? Если да то какие документы и доказательства нужны?

А если попал в дтп по причине проливного дождя, тогда на кого в суд?

ты обязан выбирать манеру езди и скорость движения – согласно метеоусловиям
удачи на дорогах

ну как на кого?? на РОСГИДРОМЕТЦЕНТР конечно!

50 начал тормозить и понисло ***у, крутил руль, избежал столкновения с машиной н ов итоге припарковался в электроапоре, но самое страшное что задел пешехода, он стоял на тратуаре в пару м от дороги (( перелом голени.

50 по нерасчищенной дороге??
неужели п.10.1 не для тебя писан?

Последний раз редактировалось Ёжек; 20.11.2011 в 08:51 .

50 начал тормозить и понисло ***у, крутил руль, избежал столкновения с машиной н ов итоге припарковался в электроапоре, но самое страшное что задел пешехода, он стоял на тратуаре в пару м от дороги (( перелом голени.

ты в какой стране живешь? законы здесь не писаны

Вы указали причину ДТП, нарушив п. 10.1 ПДД.

50 кмч?
при гололеде все едут 20-30, плетутся
вообще чини за свой счет

если КАСКО есть, то пусть страховая с гололёдом судится, если нет, то трудно будет

КАСКО ногу пешеходу не починит. И моральный вред не компенсирует.

50 по нерасчищенной дороге??
неужели п.10.1 не для тебя писан?

Дык Я не экстрасенс и за сотни метров не вижу, какрас снегом препорашило (весь гололёд спрятало).
Ведь дорожники если не расчистили, то должны с гибдд обсудить данную ситуацию и установить сопутсвующие знаки. А с пунктом 10,1 можно тогда и знаки вообще убрать со светафорами.

нет у тебя шансов. следующему гололеду отомстишь – отметелишь его лопатой за проделки прошлого.
через 6 часов после завершения снегопада должны не убрать, а приступить к уборке. думаю, что они приступили.

Причина ДТП прокладка между рулем и сиденьем, и несоблюдение п.п. 10.1.

Автор. Не уподобляйся янкам – пиндосам судится за “постирал кошку в стиральной машине, она сдохла, а виноват производитель, потому что не указал в инструкции запрет на стирание кошек”

Если человек подскальзнётся на автобусной остановке при посадке, упадёт и получит увечия, кто виноват? (допрожники т.к. не расчистили и не посыпали песком) Вариант 2: На машину упадёт с крыши дома сосулька, кто виноват?(конечно не владелец а те кто во впемя не убрали сосульки). Как говориться: закон как дышло куда дунеш туда и вышло. А пункт 10,1 это ГРУБО бональная отмазка, ведь инспектор не напишет что Я влетел в столб по вине дорожников тк они не расчистили полотно или по вине его колег так как не установили предупреждающие знаки ( скользкая дорога и ограничение скорости). Я думаю выход 1, искать ГРАМАТНОГО адвоката и в бой.

А я думаю, что “ГРАМАТНЫЙ адвокат” объяснит тебе, что ты не прав, и в перспективе у тебя может быть лишение по 12.24 КоАП. Особенно, если ты версию о вине гололёда будешь озвучивать в суде.
И то, это если вред у пешехода будет средней тяжести. Ну, а если тяжкий, то соответственно и ответственность будет уголовной.
А ещё, от перелома голени, бывает, и умирают.

ДТП из-за состояния дороги – кто виноват и что делать

В России, как известно, две беды. Бывает так, что водитель попадает в ДТП не потому, что грубо нарушил правила, и даже не потому, что на дороге ему повстречался лихач, незнакомый с ПДД. А потому, что качество дорожного полотна оставляет желать лучшего.

Состояние дороги и ДТП

Большинству водителей знакомо ощущение, когда автомобиль становится неуправляемым по непонятным причинам. Не всегда получается вовремя заметить дефекты дороги. И хорошо, когда всё обходится без приключений, но если ДТП всё же произошло, то такие причины часто остаются без внимания. Инспекторам ГИБДД проще списать происшествие на водителя, чем искать реальные причины ДТП в виде качества дорожного полотна. А сами водители, находясь под впечатлением от случившегося, могут забыть указать инспектору на такой фактор, как яма, рытвина, ухаб на дороге и не указать это причиной аварии.

Незаметные небольшие уклоны дороги, колея, мокрая дорога – всё это может стать причиной ДТП. Кроме того, дорожное полотно может быть мыльным вследствие выброса комбинатов по производству стиральных порошков. На таких участках снижается сцепление с дорогой, и, соответственно, управляемость автомобиля.

Если авария всё же произошла, стоит также оценить состояние дорожной разметки. Если она нечитаемая (стерта, вовсе отсутствует) – обязательно нужно указать это в протоколе о ДТП.

Нормы дорожного покрытия

Перед всеми неровностями, ямами, ухабами и прочими препятствиями должны быть установлены дорожные знаки или ограждения. За чертой города знаки должны дублироваться. В России действуют стандарты для ям: они не могут быть более чем 15 см по длине, 80 см – по ширине и 5 см в глубину. Всё, что не вписывается в эти рамки, должно быть обозначено и огорожено. Грубым нарушением являются открытые люки. При этом крышка люка не может отклоняться от уровня дороги больше чем на 2 см.

Снег и гололёд

Помимо дефектов самого дорожного полотна, случаются и другие несчастья. Например такие, как снег и гололёд. Такие особенности дороги, как и ямы, регламентируется ГОСТом Р 50597 – 2017. Например, если дорога не расчищена до асфальта, а вместо этого сформирован плотный снежный покров – это не будет считаться нарушением. Но при этом на загруженных дорогах не допускается присутствие слякоти, рыхлого снега, гололёда. Время, которое отводится на уборку снега, также зависит от интенсивности движения: для дорог с активным движением это время составляет 3 часа. Для менее загруженных улиц – 12 часов. Снежный покров не должен превышать 1-5 см (опять-таки в зависимости от популярности улицы).

Как действовать, если машина пострадала из-за дороги

Если Вы попали в дорожное происшествие из-за особенностей дорожного полотна, примерный план действий такой:

  1. Прежде всего, нужно остановиться, включить огни аварийной сигнализации и поставить аварийный знак.
  2. После этого вызываем инспекторов ГИБДД.
  3. Полезным будет записать контакты очевидцев происшествия.
  4. Сфотографируйте повреждения автомобиля, а также дефекты дороги, из-за которых случилось ДТП. На фото должен попасть также тормозной путь. И лучше делать снимки с привязкой к местности. Также нужно обратить внимание и сфотографировать наличие или отсутствие дорожных знаков, сигнализирующих о состоянии дороги.
  5. При составлении инспекторами ГИБДД протокола, обязательно нужно обратить внимание, указаны ли дефекты дороги: должны быть прописаны габариты ямы, отсутствие специальных знаков, ограждений. Попросите у инспектора копию протокола – сразу, на месте аварии.
  6. Потребуйте от инспектора составить «Акт выявленных недостатков в содержании дорог».

В случае если автомобиль был повреждён из-за состояния дорожного покрытия – например, наехав на препятствие, необозначенное должным образом, пишем претензию в организацию, которая отвечает за этот участок дороги.

В тяжелых случаях, когда результатом аварии стала нетрудоспособность на срок более 3-х недель – это повод для заведения уголовного дела. ГИБДД должна вынести решение в определённый срок. Кроме ГИБДД можно обратиться в прокуратуру. В случае если в аварии есть пострадавшие, прокурор направляет дело в суд. Можно и самостоятельно обратиться в суд с иском о компенсации стоимости ремонта автомобиля, а также потребовать возмещение морального вреда. Кроме того, если ДТП привело к утрате трудоспособности, виновные по решению суда обязаны будут выплачивать ежемесячную компенсацию на срок нетрудоспособности.

Независимая экспертиза поможет рассчитать стоимость ущерба, причинённого машине. Составляем требование возместить причинённый вред и отправляем виновнику ДТП заказным письмом, обязательно с уведомлением о вручении.

Возмещение ущерба

Как только все документы собраны, ГИБДД признала, что в ДТП водитель невиновен, можно требовать возместить ущерб.

По закону, если в происшествии потерпевший не виноват, то ущерб возмещается в полном объёме лицом, нанёсшим этот ущерб. Но даже в том случае, если суд признает, Вас виноватым в случившемся (могли предотвратить происшествие, но не предприняли никаких действий для этого) – суд может уменьшить размер компенсации, но не отменить её совсем. При этом если в дорожно-транспортном происшествии есть пострадавшие, то возмещение нанесённого вреда выплачивается в полном объёме.

Читайте также:  Как быстро вызвать сотрудников ГИБДД на место аварии

Дальнейшие действия таковы:

  • Необходимо выяснить, кто отвечает за эксплуатацию той части дороги, на которой случилось ДТП: юридическое лицо или нет. Если это одно из подразделений, то обращаться нужно в головную организацию.
  • Оценить причинённый ущерб. Лучше всего доверить это профессионалам. Ответчику сообщаем место и время проведения экспертизы. Копию письма или телеграммы нужно сохранить до суда.
  • Отправить письмо виновнику происшествия с требованием добровольно компенсировать ущерб. Прикладываем к письму все документы, подтверждающие факт причинения вреда и объясняющие сумму компенсации. Такое требование должно быть отправлено заказным письмом с уведомлением о вручении
  • Если в течение месяца не последовало ответа от виновника – подавайте в суд.

Удачи на дорогах и безаварийной езды!

Юрист. Образование: ФГБОУ ВО УдГУ, специальность «юриспруденция», гражданско-правовая специализация. С 2015 года юрист по вопросам гражданского права ( консультирование граждан, ведение дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах).

Что делать, если причиной аварии стал гололед?

Как известно, зима для российских коммунальщиков всегда наступает неожиданно. Поэтому, когда случается сильный снегопад, количество аварий на скользких и неочищенных дорогах вырастает в несколько раз. Можно ли наказать коммунальные службы за халатность?

Представим совершенно конкретную ситуацию: автомобиль, движущийся по заснеженной улице, внезапно заносит, причем вовремя погасить занос у водителя не получается и машина врезается в препятствие, скажем, в фонарный столб. Можно ли доказать, что причиной аварии стала некачественная работа коммунальщиков? Сотрудники службы Дорожной инспекции и организации движения ГИБДД считают, что наказать истинного виновника можно, а потому рассказали примерный алгоритм действий. Итак, если с вами случилось нечто подобное, для начала следует вызвать наряд ДПС, который должен оформить дорожно-транспортное происшествие.

Сразу заметим: если авария произошла при плохих погодных условиях, инспекторы ГИБДД обычно вменяют автомобилисту нарушение пункта 10.1 Правил дорожного движения, согласно которому «водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения». Если такая формулировка окажется в официальных документах, то обвинить дорожников в халатности будет невозможно! Как добиться нужной статьи?

Во-первых, когда инспектор ДПС будет оформлять аварию, придется настаивать, чтобы в протоколе, схеме и прочих документах он отметил состояние дороги, то есть наличие наледи, неубранного снега и прочих прелестей зимних российских улиц. Во-вторых, не лишним будет сфотографировать окружающую обстановку (пусть и на камеру мобильника), а также записать адреса и телефоны свидетелей. После этого можно отправляться в территориальное подразделение ГИБДД и подавать заявление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц и организации, ответственных за данный участок дороги по статье 12.34 КоАП.

Если милицейское начальство вынесет определение об отказе в возбуждении дела, это решение придется оспаривать, доказывая: в этой аварии виноват отнюдь не водитель, а именно дорожники! В данном случае можно попытаться привлечь на помощь пункт 3.1.4 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» устанавливает, что коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной ПДД скоростью и быть не менее 0,3 (без рисунка протектора) и 0,4 (с рисунком протектора).

Но как определить коэффициент сцепления? Это можно сделать при помощи прибора контроля ровности и сцепления, который стоит на вооружении службы Организации дорожного движения, но сотрудники этого подразделения ГИБДД на место происшествия не выезжают. Зато можно воспользоваться пунктом 3.1.6 упомянутого ГОСТ! Последний определяет, что дорожные службы должны ликвидировать «зимнюю скользкость» довольно быстро — от 4 до 6 часов (в зависимости от категории дороги). Вот только один нюанс: это время отмеряется с момента «обнаружения скользкости дороги», то есть установить, сколько времени бездействовали дорожники, невозможно.

Получается следующее: шансы на успех есть только в том случае, если ГИБДД виновником происшествия определит именно дорожников. Тогда можно подавать заявление в суд и требовать компенсации понесенного ущерба. Но даже при таком раскладе доказать, что дорожные службы не выполнили свою работу очень и очень трудно! Отсюда очередной парадокс российской действительности: ситуация очевидна, порядок действий известен, но законно обосновать претензии к коммунальщикам фактически невозможно. Поэтому, если вы стали жертвой подобной ситуации, остается только надеяться на компенсацию от страховой компании, если на машину оформлен полис «каско».

ДТП на скользкой зимней дороге: кто виноват, если автомобиль занесло?

Конец декабря выдался на удивление снежным. Автолюбителей интересует, кто несет ответственность, если машину занесло на неубранной дороге и она попала в ДТП. Виноваты ли они или нерадивые коммунальщики? На эту тему обозреватель «РИАМО в Подольске» пообщалась с юристом и водителем, который побывал в подобной аварии.

Предупреждение ДТП зимой

Обслуживанием автодорог в городском округе Подольск занимаются подрядные компании, в обязанности которых входит очистка от снега и обработка противогололедными средствами. Однако не всегда они успевают убрать проезжую часть вовремя, а образовавшийся гололед и снежная каша могут спровоцировать ДТП. Сообщить о плохой уборке автодорог в Подольске можно ежедневно с 8:00 до 20:00 по телефону «горячей линии»: 8 (925) 737-49-90.

Очень часто водитель сам виноват в аварии. Например, он не заменил летнюю резину на зимнюю, не соблюдал дистанцию, игнорировал различные поломки, в том числе тормозной системы. Либо махнул рукой на плохую видимость – не заменил неработающие дворники, не залил незамерзающую жидкость в стеклоомыватель.

Большую роль играет скорость, с которой движется автомобиль. Водитель должен правильно оценить погодные условия и возможности своей машины и выбрать максимально безопасный режим. Порой достаточно остановиться или просто притормозить, чтобы избежать аварии.

Стоит помнить, что в сильные морозы зимняя резина становится жестче – сцепление с дорожным полотном становится хуже, машину легко может занести на скользкой дороге.

Очень внимательным нужно быть на спусках и подъемах, особенно если на них образовался лед. На такой дороге остановить машину сразу после нажатия на педаль тормоза не получится, да и колеса могут начать скользить или буксовать – к этому тоже нужно быть готовым.

Итак, зимой вероятность ДТП резко возрастает из-за множества факторов. И ответственный водитель должен всегда быть осторожным во время движения.

Что говорят ПДД

Обычно при ДТП, причиной которого стали погодные условия, автомобилисту вменяют нарушение пункта 10.1 Правил дорожного движения. Согласно ему водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

В этом же пункте отмечается, что скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований правил, а при возникновении опасности, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

То есть, ПДД предписывают водителю изначально прибегнуть к мерам, предотвращающим аварию на скользкой дороге, – учитывать погодные условия и возможность образования гололеда.

Но бывает, что водитель ехал с соблюдением ПДД, но неожиданно наехал на скользкий участок дороги и попал в аварию. В такой ситуации виновным вроде бы должна стать компания, ответственная за уборку данного участка. Однако на практике доказать это очень сложно, практически нереально.

Реальный случай

Житель Подольска Сергей однажды оказался в подобной ситуации, однако не смог доказать свою невиновность, как и вину коммунальщиков.

«Я попал в аварию из-за скользкой дороги. Двигался в ночное время со скоростью не больше 40 километров в час. Шел снег, видимость была плохой. Вдруг я попал на гололед, в колее машину занесло боком. Передняя часть моего автомобиля оказалась на встречной полосе, где в меня въехал другой водитель. Моей вины в аварии не было, ведь я двигался с маленькой скоростью и соблюдал дистанцию, но сотрудники ГИБДД указали в протоколе, что причиной послужило нарушение пункта 10.1 ПДД», – вспоминает он.

Сергея признали виновным в ДТП по данному пункту, то есть что он не учел состояние дорожного покрытия.

«Я судился года два, но доказать, что я не виноват, так и не смог. У меня не было никаких подтверждений, что на дороге был лед: я был в бессознательном состоянии и не сфотографировал дорогу, а сотрудники ГИБДД не указали в протоколе этот факт. Поэтому в моем случае вину дорожников доказать было просто невозможно», – отметил он.

И добавил, что пункт 10.1 «автоматически» признает автомобилиста виновным в ДТП.

«Этот пункт означает, что водитель не выбрал безопасную скорость движения, а значит, виноват сам. Причем его вменяют и в случаях, когда водитель не успел остановиться и въехал в находящееся на проезжей части препятствие, даже если он и не превышал скорость», – заключил Сергей.

Комментарий эксперта

Прокомментировать данный вопрос редакция «РИАМО в Подольске» попросила кандидата юридических наук, руководителя Единого центра оказания квалифицированной юридической помощи в городском округе Подольск Арсена Дарбиняна.

«Водитель обязан при управлении транспортным средством всегда учитывать состояние погоды, дорожного покрытия и в связи с этим выбирать такую скорость и дистанцию, которые обеспечат безопасную езду. Водителю во всех случаях необходимо руководствоваться правилами дорожного движения. Если он пренебрегает ими, например, ездит на летней резине зимой, то его вина очевидна. Второй момент: очень важным фактором является и положение ПДД о соблюдении дистанции. В зимнее время тормозной путь увеличивается, и когда едущий впереди водитель резко тормозит, то следующий за ним не успевает это сделать из-за короткой дистанции – в результате происходит столкновение», – пояснил Дарбинян.

Он отметил, что большую роль играет и то, где именно произошло ДТП. Например, если во дворе при выполнении маневра водитель столкнулся с другим автомобилистом, а дороги были не очищены от снега и наледи, то есть вероятность доказать вину управляющей компании, которая не выполнила свои обязательства по уборке территории.

«Здесь существенную роль играют связь и совокупность факторов. Даже если мы говорим о халатном отношении коммунальщиков, водитель все равно должен руководствоваться ПДД – не превышать максимальную скорость, соблюдать дистанцию и так далее. Он управляет источником повышенной опасности и потому полностью берет на себя ответственность за управление транспортным средством», – сказал руководитель юрцентра.

И пояснил, что если водитель двигался по неочищенной дороге и, например, из-за резкого увеличения скорости его занесло – то вина будет на нем, так как он не обеспечил себе безопасность. А вот если он двигался по очищенной дороге и неожиданно наехал на лед, то будет признана обоюдная вина – виновными будут и водитель, и коммунальщики: первый не предотвратил аварию, не выбрал безопасную скорость, а вторые не обработали дорожное полотно противогололедными средствами.

Итак, чтобы избежать неприятных инцидентов на зимней дороге, нужно всегда тщательно заботиться о собственной безопасности – заранее подготовить автомобиль к сезону и безукоризненно соблюдать ПДД. А в сильный снегопад или гололед можно и вовсе воспользоваться общественным транспортом.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите “Ctrl+Enter”

Добавить комментарий