Ответственность если велосипедист сбил пешехода

Наезд на велосипедиста на зебре и на дороге ответственность

В отличие от автомашины, велосипед не является источником повышенной опасности. Если при наезде на пешехода водителю практически невозможно избежать наказания, то при столкновении с велосипедистом все не так очевидно. Разберем, когда наезд на велосипедиста повлечет санкции для водителя, можно ли полностью избежать наказания.

Имеет ли значение место наезда на велосипедиста

При движении по проезжей части велосипедист обязан в полном объеме соблюдать ПДД – следовать дорожным знакам и разметке, выполнять безопасные маневры, своевременно сигнализировать о поворотах и перестроениях. По этой причине, при столкновении с велосипедом на дороге автовладелец будет нести ответственность только при наличии собственной вины.

Исходя из возможного поведения участников ДТП, наезд на велосипедиста повлечет следующие последствия:

  • при движении автомобиля и велосипеда по проезжей части – виновник ДТП будет определяться по общим правилам, а при наличии единоличной вины велосипедиста ответственность водителя машины не наступает;
  • если на момент ДТП велосипед двигался по специальным выделенным полосам, велодорожкам, и не мешал передвижению автомобилей, все виды ответственности понесет только владелец автомашины;
  • если управление велосипедом происходило на «зебре» или пешеходной дорожке, вина водителя автомобиля отсутствует, за исключением случаев иных нарушений ПДД (если на «зебре» велосипедист спешился, столкновение машины с ним будет равнозначно наезду на пешехода).

Таким образом, наказание за наезд на велосипедиста будет зависеть от множества факторов и нюансов, которые должны быть зафиксированы в процессуальных документах сразу после аварии.

Нужно учитывать, что ответственность по КоАП РФ или УК РФ может наступать только в случае, если пострадавшему причинен вред здоровью, а в действия автовладельца установлено нарушение норм ПДД. Эти правила в равной степени распространяются на случаи наезда на велосипедиста. Если водитель не нарушал правила, а в аварии виноват велосипедист, основания для уголовных или административных санкций отсутствуют.

Виды ответственности если столкнулся с велосипедистом

К числу наиболее распространенных случаев нарушения ПДД со стороны велосипедиста можно отнести:

  • движение на велосипеде через пешеходные переходы;
  • выезд на проезжую часть при наличии специальных выделенных полос;
  • движение по дороге против потока транспортных средств;
  • проезда на запрещающие сигналы светофора или запрещающие дорожные знаки.

В перечисленных, и также в ряде иных случаев, отсутствие вины автовладельца полностью устранит его ответственности за последствия столкновения.

Если в ДТП виновен водитель автомашины, за наезд на велосипедиста последуют такие же санкции, как и стандартных условиях аварии с имущественным ущербом и вредом здоровью. В перечень мер наказания входит:

  • возмещение имущественного ущерба и вреда здоровью (жизни) в рамках гражданского законодательства – по полису ОСАГО, либо за счет средств автовладельца;
  • привлечение к ответственности по нормам КоАП РФ – если у велосипедиста диагностирован легкий или средний вред здоровью;
  • уголовное наказание по ст. 264 УК РФ – если после аварии наступил тяжкий вред здоровью, либо велосипедист скончался.

Повышенные меры ответственности будут грозить в случае, если виновный водитель оказался нетрезв. Для этого сразу после ДТП выдается направление на медосвидетельствование. Отказ от его прохождения автоматически повлечет административное наказание в виде штрафа или лишения права управления.

Если у вас возникли вопросы, связанные с наказанием за наезд на велосипедиста, сразу обращайтесь за помощью к нашим юристам. Учтите, что только своевременное обращение к специалистам позволит использовать все возможные способы зашиты. Звоните или заполняйте форму обратной связи, юридические консультации по ДТП бесплатны!

Какую ответственность понесет велосипедист, если сбил пешехода или нарушил ПДД?

Велосипед приобретает все большую популярность ввиду массы преимуществ, которые открываются перед его владельцем. Помимо пользы для здоровья, среди его плюсов – маневренность, практически полное отсутствие амортизационных расходов, высокая мобильность и «привязанности» к точкам заправки.

Из-за внешней простоты и малых габаритов многие даже не задумываются о том, что велосипедисты так же, как и владельцы автомобилей, должны знать соответствующие ПДД. Рассмотрим, какую комплектацию должен иметь велосипед, где на нем можно ездить и что грозит за несоблюдение правил ПДД.

Ответственность владельца транспортного средства

За поставленный велосипед в подъезде

Если у проживающих в частных домах велосипедистов не возникает проблем с хранением своего двухколесного друга, и тому отводится либо почетное место в гараже, либо более скромное – под навесом, то многие жильцы многоквартирных домов от идеи хранения зачастую грязного и объемного транспорта в доме в восторг не приходят.

Угрозы соседей обратиться в полицию будут иметь вес только в случае, если велосипед действительно мешает движению людей, а не просто «раздражает». В действующем КоАП нет статьи, в которой говорится о таком правонарушении.

Таким образом, за поставленный велосипед в подъезде штрафа не будет, если ТС не мешает другим жильцам.

За движение на автобане

Движение по автобану велосипедистам запрещается. Прежде всего это связано с повышенной опасностью из-за высоких скоростей, а также многополосностью движения, в условиях которой количество ДТП со смертельным исходом увеличивается в разы.

Согласно КоАП, статье 12.3 пункт 1, езда по автобану классифицируется как нарушение пункта 16.1 ПДД (движение велосипедиста по автомагистрали, повлекшее создание помех для других транспортных средств, поскольку водители автомобилей вынуждены применять экстренное сбрасывание скорости и торможение). Сколько придется заплатить? Штраф в таком случае составляет 1000 рублей.

За перемещение в нетрезвом виде

Владелец любого транспортного средства, как механизированного, так и двигающимся от воздействия мускульной работы человека, не имеет права ездить в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Также запрещено передавать свой велосипед другому лицу, очевидно находящемуся в нетрезвом состоянии.

За поездку на велосипеде в нетрезвом виде согласно статье 12.29 КоАП пункт 2, придется заплатить административный штраф в размере от 1000 до 1500 рублей (в зависимости от типа нарушенного ПДД).

Более подробно о том, что грозит за езду на велосипеде в нетрезвом виде, написано здесь.

За пересечение пешеходного перехода и тротуара

Велосипедист имеет право движения по тротуару (пункт 24.6 статьи 24 ПДД) только в случае отсутствия специальных велодорожек и автомобильной проезжей части. В случае большой плотности размещения пешеходов придется слезть с велосипеда и везти его рядом с собой.

Это же касается и пешеходных переходов. Пересекать дорогу с их помощью можно только на своих двоих, придерживая велосипед за руль и при этом участвуя в дорожном движении в роли пешехода.

О штрафах для велосипедистов за езду по тротуару или пешеходному переходу написано в отдельной статье.

Правомерно ли отсутствие шлема?

Владельцы немеханизированных транспортных средств имеет право двигаться по проезжей части без шлема. Обязателен он только для владельцев мопедов. Но все же рекомендуется использовать защитный шлем для собственной безопасности.

Что делать, если сбил пешехода?

Велосипедист обязан пропускать пешеходов в равной мере с водителями автотранспорта. Касается это и случаев езды по тротуару без выделенной для велосипедистов полосы.

Если по неосторожности велосипедиста был нанесен легкий или средний ущерб здоровью человека при движении по тротуару, согласно ст. 12.30, пункт 2 КоАП штраф будет составлять от 1000 до 1500 рублей. Суд также может заставить выплатить компенсацию за физический и моральный ущерб.

Если вы стали свидетелем того, как велосипедист сбил пешехода, необходимо вызвать скорую помощь и полицию, в случае необходимости – оказать потерпевшему доврачебную помощь. Помните, что даже при отсутствии жалоб у травмированного человека могут быть обнаружены скрытые переломы, внутреннее кровотечение или сотрясение мозга.

Общие положения ПДД: обязательные требования

Согласно пункту 24.8 статьи 24 ПДД:

  1. перед началом движения необходимо проверить техническое состояние велосипеда, исправность тормозов, фонаря, габаритных фар (при наличии);
  2. для движения по проезжей части необходимо достигнуть 14-летнего возраста;
  3. водитель велосипеда не может совершать движение при нарушенном режиме труда и отдыха, после бессонной ночи или употребления медикаментов, замедляющих реакцию;
  4. запрещено употребление алкогольных, наркотических и других одурманивающих препаратов перед поездкой;
  5. при обнаружении неисправности тормозов или необходимости любого типа ремонта необходимо «спешиться», и передвигаться пешком, велосипед везти параллельно корпусу;
  6. при движении обязательно держаться за руль минимум одной рукой;
  7. движение в темное время суток и в условиях плохой видимости (туман) может осуществляться только при наличии включенного переднего фонаря белого цвета;
  8. надежность крепления груза должна быть тщательно проверена.

Запрещено:

  1. перевозить грузы, смещающие центр масс транспортного средства;
  2. использовать мобильный телефон во время управления транспортом, кроме случаев, когда разговор происходит через устройство «HandsFree» (наушники с микрофоном, гарнитуру, Bluetooth наушник);
  3. препятствовать движению пешеходов, пересекать пешие колонны или становиться их участником;
  4. пересекать трамвайные пути на велосипеде;
  5. при отсутствии специально оборудованного места для пассажира перевозить ребенка младше 7 лет, при отсутствии подставки для ног – пассажира любого возраста;
  6. прикреплять к велосипеду груз, выходящий в любую из сторон на расстояние более полуметра;
  7. использовать велосипед в качестве буксира или выполнять его буксировку на другом транспортном средстве.

Смотрите видео об общих ПДД для велосипедистов:

Какие сигнальные огни должны быть?

К ним относятся фары или фонари белого цвета, прикрепленные на рулевой механизм. Если велосипед имеет оборудованное пассажирское место или перевозит груз, выходящий за его границы, обязательно прикрепление габаритных огней.

Светоотражающие полосы в количестве 4 штук должны размещаться:

  • спереди – белая;
  • справа и слева – оранжевая;
  • сзади – красная.

В дневное время суток даже при максимальной освещенности обязательны фары ближнего света или дневные ходовые огни.

Данные положения описаны в пунктах 19.1 и 19.5 статьи 19 ПДД и дают возможность оштрафовать практически любого, на практике днем фары не использует более 80% велосипедистов.

Где можно ездить?

В порядке убывания значимости «трассы» для велосипедистов выглядят следующим образом (статьи 24 ПДД п. 24.1-24.2):

  1. велодорожка, велопешеходная дорожка или полоса;
  2. правый край проезжей части;
  3. обочина;
  4. тротуар.

Территория, на которой велосипедист в случае столкновения с пешеходом не понесет за это наказания – выделенная велосипедная полоса.

При ее отсутствии движение осуществляется по правому краю проезжей части по ходу движения автомобилей. При этом для безопасности движения необходима светоотражающая полоса на задней части велосипеда.

Также при наличии велополосы необходимо осуществлять движение по проезжей части, если:

  • габариты груза, транспортируемого на велосипеде, превышают 1 метр;
  • движение производится колонной.
Читайте также:  ДТП из-за гололеда: кто виноват

Если движение по проезжей части невозможно, допускается движение по обочине, не причиняющее неудобств двигающимся по обочине пешеходам. При отсутствии возможности движения по упомянутым элементам, разрешена езда по пешеходным дорожкам, если она не угрожает безопасности других людей. Также обязательно движение по тротуарам, если велосипедист перевозит на пассажирском сиденье ребенка возрастом до 7 лет или является сопровождающим для велосипедиста в возрасте до 14 лет.

Нужно ли показывать сигналы поворота?

При движении как по проезжей части, так и по велодорожкам велосипедист обязан информировать других участников движения о предстоящем выполнении поворота и остановке. При наличии специальных фар или габаритных огней, закрепляемых под сиденьем и реагирующим на нажатие дисплея на руле, возможно информирование при помощи такого устройства.

Но мало кто из водителей ожидает увидеть информацию об изменении движения велосипедиста на фарах, поэтому рекомендуется пользоваться ручными знаками. Наиболее распространенное и интуитивно понятное обозначение поворота направо и налево – соответствующее отведение прямой руки в нужную сторону. Но также можно столкнуться с таким вариантом:

  • при повороте направо – в сторону отводится левая рука, сгибается в локтевом суставе и указывает вверх (получается прямой угол);
  • при левом повороте – аналогичное движение правой рукой;
  • сигнал остановки – поднятие прямой руки вверх.

Таким образом, для того чтобы езда на велосипеде приносила только радость и не приводила к травмированию себя или других участников дорожного движения, а также не способствовала получению предупреждения или необходимости оплаты штрафа, необходимо знать и придерживаться правил движения, изложенных выше.

Если обладателем велосипеда является ваш ребенок, ознакомьте его со всеми требованиями
и убедитесь, что он их понимает. Также не лишним будет приобрести защитный шлем, который в случае ДТП может сохранить жизнь и здоровье человека.

Помните: садясь на велосипед, вы перестаете быть пешеходом, и с этого момента в ваших руках безопасность не только личная, но и окружающих вас людей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Что делать, если велосипедист сбил пешехода?

Велодвижение по всей Беларуси ежедневно растет, увеличивается количество велосипедистов, а качество трасс и дорожек не успевает обновляться. Сегодня, гуляя по тротуару, пешеход и представить себе не может, что через несколько минут его может сбить велосипедист, который ездит по тем же дорогам.

25-летие с переломом черепа

Ольга Плотко-Худякова попала в гомельскую больницу прямо в день своего 25-летия. 9 августа девушка со своим мужем и знакомой после дня рождения прогуливались по набережной реки Сож в Гомеле. Никто и подумать не мог, что через несколько секунд Ольга окажется на асфальте – с переломом основания черепа.

По словам мужа девушки, все произошло в 23.45 9 августа.

На набережной с Билецкого спуска на полной скорости, не нажимая на тормоза, съехал велосипедист, который сбил жену. Ольга упала, ударившись об асфальт головой. В результате – перелом основания черепа. Велосипедист оставался в сторонке, но его попросили, чтобы он не мешал и не действовал на нервы.

Очень помогло то, что на месте все было правильно сделано. Жену зафиксировали в положении, в котором она была. Это очень важно: если есть травма головы, лучше головой не двигать. Вторым моментом стало место, к которому скорая помощь просто так подъехать не смогла. Спуск с двух сторон перекрыт шлагбаумами. И если бы вдруг на этом месте оказался человек в более тяжелом состоянии, теряя кровь, то за десять минут, которые “скорая” кружила от шлагбаума к шлагбауму (а она быстро приехала), мог бы скончаться, – говорит Алесь Плотко.

Через несколько дней после случившегося велосипедист позвонил мужу Ольги и покаялся, сказал, что готов нести любую ответственность за свой поступок.

– Думаю, что материальные требования выставим, а вот уголовные – не уверен. Если у человека есть сознание, его совесть лучше накажет, – продолжает Плотко.

Сейчас у Ольги состояние стабильное. Девушке сделали уже несколько МРТ, по которым видна положительная динамика.

TUT.BY также дозвонился до велосипедиста Николая, сбившего девушку:

– Я считаю, что мы сами разберемся в ситуации. Понятно, что это моя вина, но когда я ехал, я даже не успел отреагировать. Я не видел впереди идущих людей. Они вышли из темноты. Все произошло так быстро, что я даже не понял как. Я отскочил вперед.

По словам мужчины, не хватило освещения для того, чтобы как-то отреагировать на ситуацию. К тому же на велосипеде Николая не было фонарика.

ГАИ: Для велосипедистов – тротуары, обочины и пешеходные дорожки

Любопытно, что столкновение велосипедиста с пешеходом не является дорожно-транспортным происшествием, и в этом случае следует вызывать участкового, а не ГАИ.

Артем Цыбулько, инспектор агитации и пропаганды ГАИ ГУВД Мингорисполкома, рассказал TUT.BY, что за время своей службы не помнит, чтобы граждане обращались с просьбой зафиксировать такие ДТП. Тем не менее в этом году резко увеличилось число учетных аварий с участием велосипедистов. За 7 месяцев прошлого года произошла только одна авария, в которой пострадал один человек. За 7 месяцев текущего года уже произошло 4 таких ДТП, телесные повреждения получили 4 человека.

Большинство велосипедистов заблуждаются, думая, что им разрешено двигаться по проезжей части не дальше 1 метра от края бордюра.

– На самом деле, – говорит Артем Цыбулько, – запрещается движение велосипедов по проезжей части в случае наличия тротуаров, обочин и пешеходных дорожек. А велосипедисты при наличии этих элементов дороги все равно продолжают движение по проезжей части и очень удивляются, когда их просят покинуть дорогу.

Нарушение данного правила предусматривает санкции в виде предупреждения либо штрафа в размере от 100 до 300 тысяч рублей.

В данном случае в действие вступает статья 155 Уголовного кодекса Республики Беларусь. В статье написано, что причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения по неосторожности наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.

В соответствии с этим пострадавший может обратиться с заявлением на велосипедиста, не вызывая милицию на место происшествия.

Однако член правления Минского велосипедного общества Игорь Скрипка по данной ситуации высказал свою точку зрения:

– Проезжая часть – это часть, по которой двигаются транспортные средства. Велосипед также является транспортным средством, приводимым в движение человеком. В соответствии с Венской конвенцией (Конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.), которую подписала Беларусь, велосипедист должен двигаться по проезжей части или специально отведенной полосе (велодорожке).

Та ситуация, которая сейчас складывается, когда велосипедист двигается по пешеходной части – категорически неправильная. Для нашей же безопасности дорожного движения лучше, когда велосипедист двигается по проезжей части, потому что по проезжей части все ездят по правилам, а пешеходы ходят по тротуару так, как хочется. И что касается данной ситуации, то сбить человека в темное время суток, съезжая с горки, очень легко. Вина в таких случаях ложится на того человека или группу разработчиков, которые утвердили правила о том, что велосипедисту можно двигаться по пешеходной зоне.

Также велосипедист ни в коем случае в темное время суток не должен ездить без фонарика впереди и мигающего фонарика сзади.

Отметим, что в случае, описанном выше, ни пешеходы, ни велосипедист не были обозначены фликерами и фонариками, хотя происшествие случилось в темное время суток.

Ответственность если велосипедист сбил пешехода

Аварии с участием велосипедистов, пересекающих дорогу по пешеходному переходу, случаются на наших дорогах довольно часто. В нашей сегодняшней статье мы подробно разберем эту ситуацию с юридической точки зрения.

Велосипедист на пешеходном переходе – что говорят ПДД?

Правила пересечения велосипедистом пешеходного перехода установлены пунктом 24.8 ПДД России, где говорится о том, что велосипедистам запрещается пересекать дорогу по пешеходным переходам.

Вы спросите – а где же здесь написано, каким конкретно образом велосипедист должен пересекать дорогу по зебре?

И действительно – в Правилах дорожного движения нигде не содержится прямого указания на то, что велосипедист, подъехав к пешеходному переходу, должен спешиться и перейти улицу, держа своего железного коня в руках.

Тем не менее, данное требование прямо вытекает из правового единства других норм ПДД, в частности, уже упомянутого п. 24.8 и пункта 1.2, где дается определение понятию «велосипедист». Так, в соответствии с ПДД, под велосипедистом понимается лицо, управляющее велосипедом. Человек, идущий на своих двоих и ведущий велосипед в руках, является уже пешеходом (об этом также говорится в п. 1.2 ПДД, устанавливающем основные понятия и термины Правил). Соответственно, из этого следует, что человек, который пересекает зебру верхом на велосипеде, нарушает пункт 24.8 Правил.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что велосипедистам пересекать дорогу по пешеходным переходам верхом на велосипеде запрещено!

Должен ли водитель пропускать велосипедиста на пешеходном переходе?

Ответ на вопрос о том, нужно или не нужно пропускать велосипедиста на пешеходном переходе, в общем-то, довольно прост.

Во избежание создания аварийной ситуации, велосипедиста , уже переезжающего через зебру перед машиной, следует пропустить, даже, несмотря на то, что он нарушает Правила.

Наезд на велосипедиста водителем автомобиля, который видел развитие ситуации и имел возможность пропустить велосипед, может быть расценен как грубое нарушение ПДД, а при определенных обстоятельствах и как умышленное действие.

Разумеется, речь здесь идет только о тех ситуациях, когда водитель преднамеренно едет на велосипедиста, осознавая и сознательно допуская риск возникновения аварии.

В тех же случаях, когда велосипедист подъехал к зебре, остановился на краю проезжей части и не снимая ног с педалей, вопросительно смотрит на водителей, ожидая, что его пропустят – можете смело проезжать через переход, не опасаясь быть привлеченным к ответственности, поскольку обязанности у водителя уступить дорогу велосипедисту не имеется до тех пор, пока тот не спешится.

О том, как с точки зрения закона расценивать более сложные ДТП, в том числе, связанные с внезапным выездом велосипеда на зебру, читайте в следующем разделе.

ДТП с участием велосипедиста на зебре – кто виноват, судебная практика

Вопреки сложившемуся стереотипу о том, что при ДТП на зебре всегда виноват водитель автомобиля, это далеко не так.

ДТП с участием велосипедиста на пешеходном переходе случаются весьма часто, но универсального ответа – «кто виноват», здесь быть не может. В каждом случае виновность или невиновность водителя автомобиля определяется с учетом конкретных деталей происшествия .

Один из часто встречающихся вариантов – велосипедист, едущий по тротуару или обочине и затем резко выскакивающий на зебру прямо перед машиной, где встречается с капотом автомобиля. В такой ситуации вины водителя, обычно, не усматривается, поскольку, он не имел технической возможности предотвратить наезд на велосипедиста.

Это важно: в случае, если виновным в ДТП на зебре будет признан велосипедист, водитель автомобиля вправе потребовать с него компенсацию за причиненный материальный ущерб

Ответственность водителя за сбитого велосипедиста на пешеходном переходе может наступить в том случае, когда автомобилист сам нарушил ПДД. Например, подъезжая к зебре, существенно превысил скорость, что стало одной из причин аварии. Или управлял ТС без тормозов. Или видя, что соседний ряд автомобилей перед приближением к зебре останавливается или замедляет ход, продолжает «давить на гашетку», не видя происходящего на переходе.

В подобных ситуациях сотрудники ГИБДД или суд могут усмотреть причинно-следственную связь с ДТП не только в действиях велосипедиста, выехавшего на зебру, но и в действиях водителя машины.

Зачастую, аварии на зебре с участием велосипедистов оказываются весьма неоднозначными и порождают длительные судебные разбирательства с назначением автотехнических и судебно-медицинских экспертиз, в ходе которых устанавливается, чьи действия и нарушения состоят в причинно-следственной связи с аварией и другие важные детали.

Уважаемые друзья! Наш сайт описывает лишь общие, наиболее типичные варианты развития событий и способы решения юридических проблем. Каждая ситуация индивидуальна и для того, чтобы получить ответы на интересующие вас вопросы, мы советуем задать вопросы дежурному юристу нашего сайта (форма вопроса внизу и в правом нижнем углу сайта)

Какая ответственность за наезд на велосипедиста?

Наезд на велосипедиста — ситуация, которая часто возникает из-за невнимательности автовладельца или нарушения ПДД человеком за рулем двухколесного безмоторного ТС. Ситуация усугубляется тем фактом, что для езды на велосипеде человеку не нужно сдавать на права. Как результат, такие участники движения часто нарушают ПДД и становятся виновниками. Какая ответственность за наезд на велосипедиста предусмотрена в 2020 году? Что учесть таким участникам дорожного движения? Какие действия предпринимать после наезда? Эти и другие аспекты рассмотрим ниже.

Особенность наказания

Если исходить из условий ПДД, столкновение с велосипедистом часто приводит к тяжелым последствиям для водителя авто. Одна из причина в том, что двухколесное безмоторное средство передвижения не относится к транспорту повышенной опасности. Это значит, что в случае столкновения наибольшее внимание будет уделено действиям человека за рулем машины. Учитываются меры, принятые для того, чтобы избежать столкновения.

К особенностям автомобиля (если сравнивать с велосипедом) можно отнести:

  1. Возможность развивать высокую скорость, которая несет опасность для других участников движения.
  2. Габариты ТС достаточно велики, чтобы его можно было с легкостью заметить на дороге.
  3. Водитель перед получением прав изучает ПДД и сдает экзамен по правилам дорожного движения.

В случае с велосипедом ситуация обратная:

  • Двухколесное транспортное средство не способно развивать высокую скорость.
  • Велосипед и водитель имеют ограниченные габариты, что усложняет видимость такого ТС на дороге.
  • В законе не прописан возраст, с которого человек вправе сесть за руль. В большинстве случаев (когда речь идет о ДТП с участием велосипеда) за рулем находится несовершеннолетний.

Первые действия при аварии

В случае столкновения машины с велосипедом почти вся ответственность накладывается на автовладельца. Во избежание наказания или для снижения уровня ответственности человеку за рулем машины требуется сделать такие шаги:

  1. Определяем состояние велосипедиста. При наличии травм человека необходимо доставить в ближайшую больницу. Перед отправлением важно ограничить место ДТП и установить аварийный знак. После доставки человека в больницу необходимо вернуться на место и вызвать работников автоинспекции.
  2. Если в результате столкновения нет пострадавших или травмы не требуют госпитализации, вызываем на место ДТП скорую и работников ГИБДД. Уезжать с места событий или даже перемещать ТС запрещено.
  3. Включаем аварийную сигнализацию и ставим знак аварийной остановки (если это не было сделано ранее).
  4. Фиксируем место происшествия и берем данные у свидетелей происшествия (при их наличии).
  5. Ожидаем работников автоинспекции и оформления протокола. Здесь же выполняется работа по обсуждению обстоятельств ДТП и последствий столкновения.

Если наезд на велосипедиста произошел по вине последнего, ущерб компенсируется только через судебный орган. Из-за того, что у водителя двухколесного ТС нет ОСАГО, на получение выплат иным способом рассчитывать не приходится.

Столкновение на пешеходном переходе

В некоторых случаях наезд на велосипедиста происходит на пешеходном переходе. Здесь правила дорожного движения однозначны. Велосипедист должен перемещаться по «зебре» пешком, ведя ТС в руках. Если человек выполнил требование ПДД и оказался под колесами машины, такое событие квалифицируется с позиции наезда на пешехода. Здесь законодательство говорит не в пользу автовладельца.

Возможна и другая ситуация, когда велосипедист пересекал проезжую часть в седле велосипеда. В этом случае именно он нарушил ПДД. Но даже при таких обстоятельствах с водителя не снимается ответственность. Вот почему важно быть внимательным при проезде пешеходных переходов и учитывать возможные нарушения со стороны велосипедистов.

Столкновение на проезжей части

Ситуации с ДТП на проезжей части происходят с завидной периодичностью. При этом водитель должен осознавать, что именно на него возлагается наибольшая ответственность. При этом велосипедист, который выезжает на дорогу, также становится участником движения. Следовательно, на него распространяются требования ПДД.

В правилах указаны лица, которые вправе выезжать на дороги:

  • Лица возрастом от 14 лет и более могут перемещаться только по обочине, на специальных дорожках или с правой стороны. При отсутствии указанных выше вариантов допускается перемещение по тротуару.
  • Граждане в возрасте до 14 лет вправе двигаться только по тротуарам и дорожкам для пешеходов.

Если человек за рулем велосипеда не нарушал требований ПДД, к ответственности привлекается водитель авто.

Столкновение на тротуаре

В редких случаях возможен наезд на велосипедиста на тротуаре или специальной дорожке. Если водитель двухколесного средства ехал верхом на седле, при столкновении виновниками могут быть признаны оба участника (в зависимости от обстоятельств). В случае, когда человек вел велосипед в руках, он рассматривается с позиции пешехода. Это значит, что привлечь его к ответственности уже не получится.

Авария с велосипедистом, находящимся в состоянии опьянения

Ответственность при ДТП с велосипедистом

В 9 из 10 случаев автовладелец, которые совершил наезд на велосипедиста, пытается скрыться с места аварии. Водителю двухколесного средства в этом случае необходимо уйти с дорожного полотна, оставив транспортное средство на прежнем месте. Лучший вариант, если сразу после ДТП удастся зафиксировать данные второго участника. Для этих целей можно использовать фото- или видеокамеру. Далее собранная информация передается инспектору, который впоследствии со своими коллегами будет заниматься поисками нарушителя.

В случае столкновения с велосипедистом водителя ожидает ответственность, которая зависит от уровня нанесенного вреда. С учетом КоАП автовладелец привлекается к административной ответственности (штрафу) в следующих случаях:

  1. Результатом столкновения стал незначительный испуг велосипедиста.
  2. Человек за рулем двухколесного средства получил незначительные повреждения.
  3. По причине аварии велосипедист получил серьезные травмы (к примеру, переломы), которые не несут опасности для жизни.

Наибольшее административное наказание, предусмотренное законодательством, подразумевает лишение прав на период до 2-х лет и штраф до 25 000 рублей. Если велосипедист получил более серьезные травмы, водителя ожидает уголовная ответственность — тюрьма на период до 2-х лет и лишение прав на срок до 3-х лет.

Как правило, уголовное дело возбуждается в случае гибели велосипедиста, получения им опасных для жизни травм. Также вероятность тюремного заключения высока в случае гибели плода (если пострадавшая была беременной), а также в случае ампутации любой из конечностей велосипедиста по причине ДТП. При этом определение уровня вреда осуществляет только доктор медицинского учреждения.

Дорожно-транспортное происшествие с велосипедистом

С каждым годом на дорогах нашей страны появляется все больше транспортных средств, как четырехколесных, так и двухколесных. Активность их появления присутствует в теплое время года, особенно это касается велосипедистов. Однако в этот период и увеличивается количество ДТП, так же связанных с водителями велосипедов. Велосипед признан экологичным и недорогим транспортом, который все набирает свою популярность среди населения. Велосипедистов не обязывают сдавать на права, однако они так же являются полноценными участниками дорожного движения и несут полную ответственность за свои действия. Водитель велосипеда не тратит свое время в пробках и ему не нужны специальные парковки, но он так же, зачастую попадает в аварии и причины могут быть абсолютно разными, начиная от игнорирования приоритета и нарушения ПДД, заканчивая банальными ситуациями, когда водители просто не заметили друг друга.

Действия

При возникновении ДТП с велосипедистом стоит сначала разобраться, нет ли пострадавших. Если есть травмированные люди, либо ДТП со смертельным исходом, то следует незамедлительно вызвать скорую помощь и ГИБДД, а до их приезда следует оказать первую медицинскую помощь, если есть такая необходимость. В случае, когда вред причинен только имуществу, участники дорожно-транспортного происшествия с участия волосипедиста должны руководствоваться следующими действиями:

Далее участники дожидаются приезда сотрудников ДПС, составляют протокол и приступают к обсуждению урегулирования убытков. Хоть и водитель велосипеда является полноправным участником дорожного движения, у него отсутствует полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), поэтому возмещение ущерба возможно только через суд или добровольно. В случае, если расположение транспорта мешает другим транспортным средствам проехать, то проезжую часть следует освободить, сохранив при этом осколки и зафиксировав тормозной путь, если таковой был.

Кто виноват в ДТП с велосипедистом?

Почему-то в широких массах, в случае ДТП с велосипедистом, принято считать виноватым водителя автомобиля, однако это не так и чтобы в такой ситуации защитить себя, нельзя покидать места происшествия. Меры наказания для водителя указаны в КоАП ст. 12.27 или УКРФ. Взыскания могут быть следующие:

  • административный арест на 15 суток;
  • лишение водительского удостоверения на срок от 1 до 1,5 лет.

Если в ДТП были пострадавшие, а водитель скрылся, то наказания могут быть следующие:

В случае, если велосипедист скрылся с места аварии, то к нему применяются следующие меры:

  • лишение свободы;
  • штрафы;
  • расходы на ремонт и моральный ущерб.

Если видно, что водитель автотранспорта пытается скрыться, в этом случае нужно максимально собраться и запомнить госзнак, а так же опросить очевидцев и взять их контактные данные.

Сегодня большая часть ДТП оформляется по европротоколу, но с водителями велосипедов так делать нельзя из-за отсутствия у них страхового полиса. Обязательным условием при оформлении европротокола является наличие действующего полиса осаго у обеих сторон. Так что найти виновного могут только сотрудники ГИБДД или автотехническая экспертиза.

Дорожно-транспортное происшествие на пешеходном переходе

В случае ДТП с велосипедистом на пешеходном переходе ситуация более понятна. Велосипедисты обязаны пересекать пешеходный переход пешком при этом везти велосипед рядом с собой. Если нарушения со стороны двухколесного транспорта нет, то вина полностью лежит на водителе автомобиля. В том случае, если человек пересекал переход не слезая с велосипеда, то вина в ДТП лежит на нем, однако и полная ответственность с водителя не снимается.

Вина велосипедиста на пешеходном переходе зависит от соблюдения им ПДД и если он проезжает дорогу на красный сигнал, то заведомо нарушает и становится виновником.

Выплаты по страховке при ДТП с велосипедистом

Разберем ситуацию, в которой виновник ДТП с велосипедистом – водитель автомобиля. При условии, что машина застрахована по ОСАГО, потерпевший вправе обратиться в страховую компанию виновника для получения выплат, предоставив при этом все необходимые документы. В случае, когда страховка не покрывает полученный вред, либо предъявлен иск компенсации морального ущерба, владелец транспортного средства возмещает все из собственных средств добровольно или в порядке судебного урегулирования.

Если страховщик отказывает в выплате, либо удовлетворяет ее частично, гражданин имеет право потребовать страховое возмещение через суд. Иногда водитель может быть освобожден от ответственности полностью или частично, если доказано, что авария произошла по умыслу самого потерпевшего, либо вследствие непреодолимой силы. Когда вина в ДТП возлагается на водителя велосипеда, возмещение ущерба происходит по нормам гражданского законодательства, так как наличие страхового полиса у них не предусмотрено.

Компенсация ущерба осуществляется добровольно либо в судебном порядке. Если установлена вина обоих сторон, то судом определяется размер ответственности на основе степени вины каждого участника. Еще один случай, когда автомобиль застрахован по полису КАСКО, то потерпевший имеет право получить выплату со страховщика, который в порядке суброгации может взыскать уплаченные средства с велосипедиста.

Дорожно-транспортное происшествие с велосипедистом во дворе

Для полноценного понимания вопроса ДТП с велосипедистом во дворе разберем ситуацию. Водитель легкового автомобиля выезжает со двора на проезжую часть, при этом велосипедист передвигается по проезжей части в сторону машины, автомобилист не замечает велосипед и начинает выезжать. Исход ситуации зависит от реакции обоих и их дальнейших действий. Если произошло столкновение, то вина лежит на владельце ТС. Хотя по факту виноваты оба, потому что по сравнению с автомобилем у велосипеда высокая посадка и ему проще заметить помеху и предотвратить ДТП.

Практически во всех авариях во дворах виновником признается именно водитель машины, потому что автомобиль считается средством повышенной опасности, лишь изредка удается доказать свою невиновность.

Авария при движении по тротуару

Вообще езда по тротуару велосипедисту разрешается, но не приветствуется, веллеры должны передвигаться по отведенным дорожкам, либо по крайней правой полосе, так же допускается езда по обочине, если не создается помех пешеходам. Связаны такие правила с высоким травматизмом при наезде велосипедов на пешеходов. Но как быть в случае с автомобилем? Допустим, автовладелец выезжает с прилегающей территории, в то время как двухколесный транспорт едет по тротуару и чаще всего видимость затруднена из-за зеленых насаждений, технических установок и т.д. На первый взгляд уступить дорогу обязан автомобилист, так как он пересекает движение велосипеда, но с другой стороны, руководствуясь правилами, велосипедист обязан спешиться и действовать по правилам ПДД. При совершении такого вида ДТП, где велосипед протаранил автомобиль сбоку при движении по тротуару, сотрудники ГИБДД могут принять любую сторону. Вина с владельца автомобиля будет снята, если он докажет что заранее не мог предугадать появление помехи.

Ответственность велосипедиста при ДТП

При нарушении правил дорожного движения для водителей велосипедов применяется административное наказание. А именно:

  • статья 12.29ч.2 – нарушение ПДД в процессе движения, предусматривает штраф 800 рублей или предупреждение
  • статья 12.29ч.3 – нарушение в состоянии алкогольного опьянения со штрафом от 1000 до 1500 рублей, а так же штраф в размере 1500 рублей, если нанесен вред легкой или средней тяжести.

Ущерб по ремонту автомобиля, либо моральный ущерб при ДТП взыскиваются с водителя велосипеда в судебном или добровольном порядке.

Статистика ДТП с велосипедистами

По данным Госавтоинспекции за 2015 год с января по декабрь всего произошло 184000 ДТП из них аварий с велосипедистами 5094, при этом погибло 414 человек и 4830 ранены. Более свежие данные за 2016 год гласят о 173500 ДТП в целом по стране, из них 5063 с участием велосипеда, 384 человека погибло и 4813 получили ранения. Глядя на показатели, можно сказать, что количество аварий заметно снизилось, но цифры все равно приводят в ужас. Статистика так же гласит о том, что самый пик аварийности приходит на пятницу-субботу в период времени с 17:00 до 20:00.

Действия водителя, если водитель велосипеда скрылся с места аварии

Нередко встречаются случаи, когда после ДТП велосипедист попросту скрывается с места аварии, чаще всего это происходит, если он сам и виноват. В этом случае водителю необходимо как можно лучше запомнить какие-нибудь приметы, опросить очевидцев, взяв у них координаты. Хорошо, если у кого-то есть видеорегистратор с записью аварии и в самом автомобиле он так же установлен. Обязательно вызвать ГИБДД, подробно составить протокол и зафиксировать такие данные:

  1. Точное время аварии;
  2. Место ДТП с велосипедистом и расположение ТС;
  3. Дорожную разметку, знаки, светофоры;
  4. Повреждения авто;
  5. Контакты свидетелей и их показания;
  6. Приметы велосипеда и его водителя;
  7. Наличие записи с регистратора.

К сожалению, когда оформлен только полис ОСАГО, ремонт автомобиля осуществляет сам владелец. Если «беглеца» найдут, то ему присваивается штраф в размере 1500 рублей и возможен арест на 15 суток, помимо того, что водитель автомобиля будет взыскивать моральный и материальный ущерб.

Судебная практика ДТП с велосипедистами

Автомобиль двигался по проезжей части по правой полосе между населенными пунктами со скоростью 50 км/ч, такая манера езды обуславливалась плохим дорожным полотном. Впереди на расстоянии 100 м двигался велосипедист в том же направлении, но по левой полосе. Когда автомобиль почти поравнялся с велосипедом водитель двухколесного транспорта резко повернул направо, прямо под машину. Автовладелец резко затормозил, но это не спасло от наезда на второго участника движения. В результате ДТП велосипедист упал, разбив при этом колено и его транспорт получил значительные повреждения в виде погнутой рамы и колеса. Автомобиль так же получил ущерб в виде разбитой решетки радиатора и сколов на бампере. Прибывший отряд ДПС ознакомился с данными регистратора и показаниями обеих сторон, выяснилось, что невнимательность велосипедиста обусловлена алкогольным опьянением и прослушиванием музыки в наушниках. Водителю двухколесного транспорта выписали штраф в размере 1500 тысячи рублей, так как авария произошла по его вине. Позже автомобилист взыскал с него денежные средства на замену решетки и покраску бампера. К сожалению, это лишь одна из тысячи ситуаций, когда все закончилось без значительного ущерба.

Зачастую зоной повышенной опасности выступает обычная парковка и вот пример. Водитель выезжал с автостоянки, которая расположена рядом с домами, на проезжую часть, пешеходная зона находилась в другой стороне. В момент движения произошло столкновение с велосипедом. В результате ДТП велосипедист получил серьезные травмы, которые позднее были квалифицированы как вред средней тяжести, а транспортные средства получили повреждения. Владелец автомобиля потребовал возместить материальный ущерб в размере стоимости ремонта, а так же моральный вред. Истец разъяснял свои требования несколькими фактами:

  1. Полноценный обзор был затруднен наличием ограждения парковки;
  2. Велосипедист находился в состоянии опьянения;
  3. Водитель велосипеда ехал с большой скоростью по тротуару.

По результатам автотехнической экспертизы выяснилось, что заграждение автостоянки в виде решетчатого забора дает полноценный обзор окружающей территории, поэтому не создает препятствий для авто. Действия велосипедиста квалифицировались как законные по причине отсутствия запретов на езду по тротуару, а алкогольное опьянение не имеет причинно-следственной связи с ДТП, так как он не создавал помех движению автотранспорта. А вот водитель машины, выезжая со двора на проезжую часть нарушил правила дорожного движения, так как должен был уступить дорогу участнику движения, передвигающегося по тротуару. После рассмотрения материалов дела суд постановил отказать истцу в возмещении материального и морального вреда.

Меры снижения ДТП с участием велосипедистов

Сегодня все чаще обсуждаются вопросы снижения аварийности на дорогах, в том числе и методы воздействия на водителей велосипедов. Чтобы появилась возможность уменьшить уровень ДТП с велосипедистами, предлагается несколько приемов:

  • оборудовать специальные велодорожки не только в парковых зонах;
  • внести к обязательному использованию светоотражающих элементов, а так же зеркал и устройств освещения;
  • присваивать государственные номерные знаки;
  • обязать оформлять договоры страхования на велосипеды.

Естественно, все меры необходимо подробно продумать и разработать. Если подобные действия будет делать каждый водитель велосипеда, то и ответственность за манеру управления возрастет, а вместе с ним и снизится уровень аварийности.

Добавить комментарий