Попал в ДТП на служебном автомобиле: последствия

Публикации

  • О компании
  • Пресс-центр
  • Карьера
  • Контакты
  • Кабинет клиента
  • ENG
  • РУС
  • FIN
    • Главная
    • Пресс-центр
    • Публикации
    • ДТП на служебном автомобиле. Когда работник заплатит за ремонт

    Информация и связи

    ДТП на служебном автомобиле. Когда работник заплатит за ремонт

    • Автор: Анастасия Кузьмина
    • Услуги: Арбитраж и внесудебное разрешение споров, Трудовое право
    • Дата: 24.07.2017

    Работник может стать виновником ДТП на служебном автомобиле. Компания не только отремонтирует собственный автомобиль за свой счет. Она также выплатит потерпевшим моральный вред и стоимость ремонта их машин. Все эти расходы реально взыскать с работника. Для суда подготовьте один из четырех наших аргументов.

    Работник причинил ущерб во время поезкди по личным делам

    Даже если вина работника в ДТП доказана, это не значит, что он должен возмещать полную стоимость ремонта служебного автомобиля. По общему правилу работник возмещает ущерб только в размере среднего заработка. Весь ущерб он возмещает в определенных случаях. Например, если ДТП произошло во время поездки по личным делам (п. 8 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

    Различие между личными и служебными поездками зависят от их цели. Суд признает поездку служебной, если работник выполнял поручение начальника.

    При этом время поездки не так важно. Например, поездку после окончания рабочего дня, но в интересах работодателя, суд посчитает служебной.

    Судебная практика

    Работник самовольно взял автомобиль компании и уехал по личным делам. Во время поездки он попал в аварию. Компания починила автомобиль за свой счет. Затем потребовала взыскать с работника стоимость ремонта. Суд удовлетворил иск. Работник причинил ущерб не при выполнении трудовых обязанностей. Поэтому должен возмещать полную стоимость ремонта (апелляционное определение ВС РТ от 06.08.2015 по делу № 33-11605/2015).

    Некоторые компании подтверждают личный характер использования автомобиля в момент ДТП следующим образом. Они заранее просят работника написать заявление на отпуск с открытой датой. Если происходит ДТП, в заявлении указывают дату события. Получается, что работник причинил ущерб не при выполнении трудовых обязанностей.

    Суд может раскрыть такую схему в входе рассмотрения дело о взыскании ущерба с работника. Например, на основании показаний свидетелей. Также суд учтет, что работодатель оплатил отпуск не за три дня до его начала, а позже (ч. 9 ст. 136 ТК РФ). В итоге компания взыщет с работника только средний заработок.

    Кроме того, суд вправе направить руководителю местной трудовой инспекции частное определение (ст. 226 ГПК РФ). Инспекция проведет проверку и оштрафует компанию несвоевременную оплату отпуска.

    Другие компании подробно описывают режим использования служебного автомобиля в локальном акте. В этом случае предполагается, что все, что находится за рамками такого описания будет являться личной поездкой. Конечно, суды смотрят на фактический характер поездки. Но все же компаниям при наличии такого локального акта будет легче доказать личный характер поездки в случае возникновения спорных моментов.

    Работника оштрафовали за нарушение ПДД

    Если работник нарушил правила дорожного движения, инспектор ГИБДД или суд привлекут его к административной ответственности. Постановление о назначении наказания подтвердит, что авария произошла в результате административного проступка. А это одно из оснований полной материальной ответственности работника (п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

    Кто вомещает ущерб потерпевшим в ДТП?

    Если работник попадает в аварию во время рабочей поездки, то ущерб потерпевшим возмещает его работодатель. Если авария произошла в ходе личной поездки, то работник платит потерпевшим самостоятельно.

    Работодатель обязан возмещать вред третьим лицам, который ее работник причинил при выполнении трудовых обязанностей. Поэтому если работник станет виновником ДТП, чинить автомобили пострадавших и компенсировать им моральный вред будет работодатель (ст. 1068 ГК РФ). Затем он сможет взыскать ущерб с работника в порядке регресса (ст. 1081 ГК РФ).

    Это правило не применяют, когда работник попадает в ДТП во время поездки на служебном автомобиле по личным делам (ст. 1068 ГК РФ). В таком случае действует ст. 1079 ГК РФ об ответственности за источники повышенной опасности (в нашем случае это автомобиль). Норма возлагает обязанность возмещать вред на лицо, которое владеет автомобилем. В данном случае это работник. Поэтому если ДТП произошло во время поездки работника в личных целях, то пострадавшие в ДТП лица будут взыскивать ущерб непосредственного с него.

    С работника можно взыскать деньги, выплаченные потерпевшему в ДТП

    Регрессный иск к работнику нужно подать в течение года с момента выплаты денег потерпевшему. Компания рискует проиграть дело по формальному основанию, если опоздает с иском.

    Часто с момента аварии до расчета компании с потерпевшими проходит больше года. Время нужно на то, чтобы установить размер ущерба, на судебные разбирательства. Работник компании, скорее всего, постарается использовать это обстоятельство. Он заявит в суде о пропуске годичного срока давности на взыскание ущерба (ст. 392 ТК РФ).

    Апеллируйте тем, что срок давности в данном случае исчисляют не с момента аварии, а с момента выплаты денег потерпевшему. Именно в этом момент компания получает ущерб. Как следствие у нее возникает право регрессного требования к работнику.

    Закон не прописывает это правило напрямую. Вывод о порядке исчисления сроков давности следует из абз. 3 п. 15 постановления Пленума Верховного суда РФ от 16.11.2006 № 52. Поэтому ссылайтесь на это постановление, если работник заявит, что вы опоздали с иском.

    Судебная практика

    Водитель выездной бригады поликлиники совершил ДТП. Поликлиника оплатила ремонт автомобиля одного из потерпевших в аварии. Ущерб составил 200 тыс. Деньги поликлиника решила взыскать со своего водителя. Она обратила внимание суда, что водитель оштрафован за нарушение правил дорожного движения по ст. 12.24 ч. 1 КоАП РФ. Суд поддержал поликлинику. Причина ущерба – административный проступок водителя поликлиники (п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ). Значит, он должен возмещать ущерб в полном размере (апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 02.03.2017 по делу № 2-6841/2016).

    Таким образом, постановление о привлечении работника к административной ответственности за нарушение ПДД позволяет взыскать с него полную стоимость ремонта автомобиля компании.

    Работник был пьян в момент ДТП

    ДТП происходит по разным причинам, в том числе из-за состояния алкогольного опьянения. Однако иногда работники избегают административной ответственности за управление автомобилем в нетрезвом виде. Например, работник может оспорить наказание из-за процессуальных ошибок инспектора ГИБДД. Тогда у компании не будет на руках постановления, которое позволит взыскать полную стоимость ремонта автомобиля.

    Если документа из ГИБДД нет, используйте в суде аргумент о том, что работник причинил ущерб в состоянии алкогольного опьянения. Это подтвердит акт освидетельствования, который составит инспектор ГИБДД или врач. Поскольку опьянение зафиксировали уполномоченные должностные лица, работник должен оплатить ремонт.

    Судебная практика

    Работник попал в ДТП на служебном автомобиле. Работодатель потребовал взыскать с него стоимость ремонта автомобиля. Он обратил внимание, что в момент ДТП работник находился в состоянии алкогольного опьянения. Работник оспаривал это тем, что к административной ответственности его не привлекли. Суд встал на сторону работодателя. Работник причинил ущерб в состоянии алкогольного опьянения. Значит, возмещает полную стоимость ремонта (апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 22.01.2015 № 33-973/2015 по делу № 2-806/2014).

    Итак, работник будет возмещать ущерб, даже если к административной ответственности его не привлекли или он оспорил штраф. Главное, чтобы у вас на руках были доказательства того, что в момент аварии он находился в алкогольном опьянении.

    Работнику назначили уголовное наказание

    Иногда по итогам аварии в отношении работника возбуждают уголовное дело. Например, если второй участник ДТП получил тяжкий вред здоровью. Обвинительный приговор в отношении работника подтвердит, не только его вину в преступлении. Приговор означает, что работник причинил компании ущерб в результате преступных действий. Это позволит взыскать с него полную стоимость ремонта корпоративного автомобиля (п. 5 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

    Но дело не всегда заканчивается обвинительным приговором. Например, работник избежит уголовного наказания, если:

    – он примерится с потерпевшим;

    – истекут сроки давности привлечения к уголовной ответственности.

    Без обвинительного приговора, компания сможет взыскать с работника только ущерб в размере среднего заработка. Постановление о прекращении уголовного дела не заменит обвинительный приговор.

    Судебная практика

    Учреждение потребовало взыскать с работника стоимость ремонта автомобиля после ДТП. Юрист учреждения просил учесть, что в отношении работника возбуждено уголовное дело по ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). Суд взыскал только средний заработок. Правоохранительные органы прекратили дело по амнистии. Поэтому обвинительный приговор в отношении работника не выносили. Значит, нет оснований для полной материальной ответственности (апелляционное определение Мурманского областного суда от 24.12.2015 № 33-4073/2015).

    Обратите внимание, что с 15.07.2017 суд вправе прекратить уголовное дело в связи с назначением лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа (ст. 25.1 УК РФ введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 323-ФЗ).

    Назначение штрафа не равносильно обвинительному приговору. Поэтому компания не сможет взыскать с работника ущерб в полном размере (апелляционное определение Челябинского областного суда от 04.05.2017 по делу № 11-4750/2017). Максимум – работник возместит компании ущерб в размере среднего заработка.

    Как отбить претензии налоговиков

    Налог на добавленную стоимость

    Налоговики пытаются оспорить уменьшение налоговой базы по НДС на суммы входящего НДС по автомобилю. Аргумент чиновников – работники компании используют автомобили для личных поездок. Значит, компания не использует автомобили в операциях, признаваемых объектами обложения НДС.

    Суды формально подходят к рассмотрению споров с налоговиками по данному вопросу. Для принятия к вычету входящего НДС они требуют от компании первичные документы на автомобили: договор купли-продажи; товарную накладную; счет-фактуру; справку о постановке на учет в ГИБДД; выписку из бухучета о том, что ТС состоит на балансе.

    Если такие документы есть, и налоговый орган не предоставил доказательств, подтверждающих обратное, значит, автомобиль находится в собственности компании, и она использует его для служебных поездок (постановление Северо-Западного округа от 29 октября 2015 г. по делу №А52-3782/2014, Уральского округа от 20 мая 2016 г. по делу №А60-37795/2015).

    Налог на прибыль организаций

    Также налоговики пытаются оспорить расходы в виде сумм начисленной амортизации на автомобиль, которые компания учитывает при расчете базы по налогу на прибыль. Судебная практика по данному вопросу складывается в основном в пользу компаний. Суды изучают правила пользования служебными автомобилями компании, приказы о введении автомобилей в эксплуатацию, акты на списание топлива, путевые листы, чеки по оплате топлива, приказы о закреплении автомобилей за работниками, доверенности на управление автомобилями.

    Если с документами все в порядке, суды указывают, что компания вправе начислять амортизацию на автомобили и таким образом уменьшать базу по налогу на прибыль (Постановление ФАС Уральского округа от 14 июня 2013 г. №Ф09-5047/13 по делу №А60-34769/2012, Московского округа от 3 июля 2013 г. по делу №А40-92882/12-91-495б 19 ААС от 17 июня 2015 г. по делу №А35-5388/2014).

    Налог на доходы физических лиц

    У работника возникает доход в натуральной форме, если компания оплачивает ему бензин во время поездок по личным делам. Следовательно, компания как налоговый агент обязана исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с такого дохода работника. Налоговики предъявят претензии, если компания этого не сделает. Тем не менее, судебная практика по данному вопросу складывается в пользу компаний Причина – налоговики не могут доказать, что работник тратил бензин во время личной, а не служебной поездки ( постановление ФАС Московского округа от 12 апреля 2011 г. по делу №А40-75063/10-142-387, 14 ААС от 31 июля 2013 г. по делу №А13-9607012).

    Двойная ответственность — ДТП на служебной машине: кто и за что заплатит?

    Управление служебным автомобилем – еще не гарантия того, что водитель будет осторожен. Но если человек попадает в аварию, улаживание ситуации происходит немного иначе, чем у того, кто ехал на собственном авто. И это не означает, что водителю удастся избежать ответственности.

    Что делать, если попал в аварию на служебной машине

    Если ДТП уже произошло, главное – не растеряться, четко и быстро выполнить следующие действия:

    • включить «аварийку» и выставить на дорогу соответствующий знак;
    • узнать, есть ли в другом автомобиле пострадавшие, при необходимости помочь им и вызвать «скорую»;
    • не менять положение поврежденных ТС;
    • вызвать сотрудников ГИБДД;
    • позвонить своему руководству, чтобы они могли связаться со страховщиком;
    • осмотреть служебную машину, предварительно определить полученные дефекты;
    • сфотографировать место происшествия во всех подробностях и с разных ракурсов, а также автомобили участников аварии;

    • найти и записать имена, телефоны и адреса очевидцев случившегося, убедить их дать показания;
    • объяснить сотрудникам ГИБДД, как все произошло;
    • не признавать себя виновным (пусть сначала соответствующие органы это докажут);
    • проследить, чтобы в протоколе было верно описано видение ситуации, стояло определение «водитель», а не «виновник»;
    • в документе так же должна быть информация о свидетелях;
    • если протокол не отражает истинных обстоятельств дела, свое несогласие следует зафиксировать в нем;
    • забрать у сотрудника ГИБДД все документы, которые положены в таких случаях, а недостающие получить в ближайшем отделении полиции.

    Какая ответственность за ДТП

    Вне зависимости от формы собственности автомобиль является источником повышенной опасности. Но последствия ДТП не всегда улаживаются тем, кто был за рулем, если транспорт служебный.

    В рабочее время

    Если во время аварии автомобилист осуществлял свои профессиональные обязанности, ответственность возлагается на организацию, которой принадлежит ТС. Это регламентируется статьей 1068 Гражданского Кодекса РФ:

    Если все оформлено законным образом, на автомобиль должна быть страховка. Выплата на ремонт осуществляется:

    • Из средств страховой компании другого участника аварии, если он признан виновным. Здесь к водителю служебного авто, являющегося потерпевшей стороной, обычно не предъявляют претензий. Он освобождается от судебных тяжб в качестве истца, выступая третьей стороной. Тем более не будет истребовано никаких выплат из собственного кармана наемного работника.

    Ремонтировать машину придется за счет страховщика, виновного в аварии. А если у последнего нет полиса, то за его личные средства.

    • Страховой фирмой, выдавшей ОСАГО на служебную машину, если ее водитель виноват в ДТП. В данном случае часть выплат могут потребовать с него самого, вычитая деньги из зарплаты. Например, если он грубо нарушил правила, или страховка не покрывает ущерб целиком. Водителя служебного ТС могут вынудить восстанавливать и автомобиль, принадлежащий организации. Если он откажется делать это добровольно, фирма подаст в суд и скорее всего выиграет дело.

    В нерабочее время

    Иначе все происходит, если автомобилист использовал служебную машину в личных целях в нерабочее время. В поездке у него нет путевого листа и других сопроводительных документов. Здесь тоже могут быть два варианта ответственности:

    • Работник признан потерпевшей стороной. В этом случае ремонт машины должен происходить за счет страховщика другого участника аварии. Но он может отказаться делать это добровольно, сославшись на то, что действие полиса не распространяется на использование ТС в нерабочее время. Организации, которой принадлежит авто, придется подавать в суд. Дело наверняка удастся выиграть.

    Но если страховая выплата не покроет весь ущерб, доплачивать придется водителю, попавшему в аварию в нерабочие часы.

    • Он признан виновным в ДТП. Здесь все еще сложнее. Возмещать урон, нанесенный другой стороне, обяжут организацию, на которую зарегистрировано авто. Но она потребует возврата выплаты с работника, воспользовавшегося ТС в неурочное время. Если он не желает возмещать ущерб добровольно, работодатель подаст в суд. Сделать это разрешает статья 243 Трудового Кодекса РФ, гласящая:

    Кроме выплаты пострадавшей стороне, на него ляжет необходимость ремонтировать и служебную машину. Организация может также потребовать со своего сотрудника погашения морального вреда, подав иск в суд.

    Кто платит за разбитое служебное авто, если в ДТП нет виновных

    Отсутствие виновника в аварии приводит к тому, что выплаты страховой компанией, если это полис ОСАГО, не производятся. Но служебный автомобиль оказывается разбитым, значит, требует ремонта. В этом случае организация должна восстанавливать его за свой счет. Или подавать в суд для выявления виновника и взыскания с него возмещения ущерба. Но требовать со своего водителя, чтобы он оплачивал ремонт автомобиля из личных средств, работодатель не имеет права.

    Нередко сотрудника в таких случаях вынуждают составлять долговую расписку, чтобы с ее помощью незаконно получить с него деньги на восстановление ТС. Водителю ни в коем случае не следует поддаваться давлению и подписывать ее. Ведь работодатель с этим документом пойдет в суд. И тот, несмотря на отсутствие заверения расписки нотариусом, может принять решение о выплате водителем несуществующего долга.

    О том, когда страховая компания отказывает в выплате ОСАГО на законных основаниях, смотрите в этом видео:

    Если вина обоюдная

    Иногда виновными в ДТП называют обоих водителей. В этом случае ущерб погашается страховыми компаниями, но только в размере 50%. Или сумма делится в соответствии со степенью вины каждого. Но второй участник ДТП может потребовать недостающие деньги с организации, в которой трудится водитель служебного авто. А она имеет право подать в суд уже на своего работника, чтобы вернуть выплаченные по этому иску деньги.

    Садясь за руль служебной машины, автомобилист не должен рассчитывать, что отвечать за его нарушения будет работодатель. Но не стоит также брать на себя вину за ДТП и разбитую машину, если ее нет. При попытке организации взвалить все выплаты на сотрудника лучше идти в суд, взяв в помощники опытного юриста. Он скорее разберется в том, кто, кому и сколько должен возмещать.

    Попал в ДТП на служебном автомобиле: последствия

    Введите ваш e-mail:

    Нарушил водитель, а отвечать работодателю?

    Eсли ваш водитель попал в ДТП и тем самым причинил вред, возмещать его будет ваша организация. Следует иметь в виду, что законодательством предусмотрен ряд особенностей, которые возникают при взыскании с работника, совершившего ДТП, суммы ущерба в порядке регресса.

    16.02.2007

    Юмакулова Светлана, юрист, Юридическая компания ЮРКОЛЛЕГИЯ, www.urcollegia.ru

    В современном деловом мире, отличающемся мобильностью и подвижностью, трудно представить организацию, которая не использовала бы в своей деятельности служебные автомобили. Как известно, использование транспортных средств относится к деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих. Помимо юридических аспектов данного положения существует и практический момент: автомобиль, как транспортное средство, имеет опасные свойства, которые не поддаются полному контролю человека при его эксплуатации. В силу этих свойств, нередки чрезвычайные ситуации, когда человек, управляющий этим транспортным средством, по разным причинам не справляется с его управлением и происходит дорожно-транспортное происшествие. О дорожно-транспортном происшествии, совершенном работником при исполнении своих служебных обязанностей с использованием служебного автомобиля и будет идти речь. Итак, ваша организация имеет служебный автомобиль. Сразу следует сделать две оговорки. Во-первых, под организацией в рассматриваемом вопросе понимаются юридические лица всех организационно – правовых форм, а также предприниматели без образования юридического лица. Во-вторых, в контексте рассматриваемой проблемы не имеет значения, находится ли служебный автомобиль у организации на праве собственности или на праве аренды.

    Вред, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия.

    В большинстве случаев дорожно-транспортное происшествие влечет за собой причинение вреда личности или имуществу гражданина- участника ДТП, либо имуществу юридического лица. По общему правилу, установленному ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом уже упоминавшаяся повышенная опасность автомобиля, который в движущемся состоянии способен причинить вред даже без вины водителя, влияет и на условия возникновения ответственности. По общим правилам для наступления ответственности за причиненный вред необходимо одновременное присутствие четырех условий: наличие вреда; противоправность поведения; причинная связь между наступившим вредом и противоправным поведением; вина лица, причинившего вред. За вред же, причиненный в процессе эксплуатации автомобиля ответственность наступает без вины (кроме случаев, когда вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего). Ответственность без вины означает, что владелец транспортного средства будет нести имущественную ответственность независимо от того, нарушил ли он правила дорожного движения или нет. Ответственность без вины водителя-участника ДТП установлена ст. 1079 Гражданского кодекса РФ и касается случаев, когда вред причинен одним источником повышенной опасности (например, участником ДТП был автомобиль и гражданин). Если же ДТП произошло в результате столкновения двух или более транспортных средств, то закон (п.3 ст.1079 Гражданского кодекса РФ) в этом случае устанавливает два варианта ответственности. Первый, если в результате столкновения транспортных средств, вред причинен третьим лицам (например, пешеходам или пассажирам), то перед ними владельцы этих транспортных средств несут солидарную ответственность без вины. Вред же, причиненный владельцам столкнувшихся транспортных средств, возмещается на общих основаниях, то есть с учетом всех четырех условий возникновения ответственности, в том числе и вины участников. В этом случае, как показывает обзор судебной практики, вред возмещает тот, кто виноват. Если же виновны владельцы обоих транспортных средств, то вред возмещается соразмерно степени вины каждого из владельцев. А вот когда вина обоих владельцев транспортных средств отсутствует, то вопрос может быть разрешен двояко. Существует такая позиция, что в этом случае никто из владельцев не имеет права на возмещение, и существует другая – ущерб должен быть распределен между ними в равных долях. Понятно, что помимо общих гражданско – правовых условий распределения ответственности по ДТП, существуют и технические условия, на основе которых органами ГИБДД будет устанавливаться наличие нарушения правил дорожного движения и лиц, их нарушивших. Все это говорит о большой важности присутствия представителя организации, водитель которой попал в ДТП, на самых начальных этапах рассмотрения происшествия органами ГИБДД. В этом случае организация сможет в большей степени быть готовой к защите своих прав, ведь вред, причиненный служебным автомобилем, обязана будет возместить именно организация.

    Работник на служебном автомобиле – участник ДТП.

    Гражданским кодексом РФ (ст. 1068 ГК РФ) установлено, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Таким образом, если ваш работник на служебном автомобиле стал участником ДТП, в вопросах возмещения вреда разбираться будут с организацией, и в судебном разбирательстве ответчиком по делу о возмещении ущерба, причиненного в результате этого ДТП, будет организация. Конечно, водитель не останется без внимания, он будет привлечен в качестве третьего лица на стороне ответчика, но вот вред придется возмещать организации. При этом совсем не обязательно, чтобы водитель, управляющий вашим служебным автомобилем, работал только на основании трудового договора. Применительно к правилам, установленным ст. 1068 ГК РФ работниками признаются как граждане, выполняющие работу на основании трудового договора, так и граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию юридического лица или гражданина. Таким образом, для возникновения ответственности организации за действия своего работника необходимы два дополнительных условия: работник должен состоять с организацией в трудовых или гражданско-правовых отношениях и при совершении ДТП он должен находиться при исполнении своих служебных обязанностей (обязанностей по гражданско-правовому договору). При этом следует учитывать, что если работник был и не при исполнении своих обязанностей, но во время совершения ДТП выполнял на служебном автомобиле поручение администрации (владельца автомобиля), то и в этом случае считается, что он находился при исполнении трудовых обязанностей.

    Действующее законодательство на стороне работодателя.

    Да, если ваш водитель попал в ДТП и тем самым причинил вред, возмещать его будет ваша организация. Конечно же, эти расходы причинят организации убытки. Но это не означает, что они не могут быть возмещены. Закон дает право лицу, возместившему вред, причиненный другим лицом, требовать от этого лица возместить выплаченное возмещение (право обратного требования – регресса). Это право закреплено ст. 1081 Гражданского кодекса РФ. При этом требование предъявляется в размере выплаченного возмещения, но имеется оговорка на случай, если законом установлен иной размер. Следует иметь в виду, что если работник не согласен в добровольном порядке возместить размер ущерба, то взыскать его можно будет только в судебном порядке. Удерживать эту сумму из его заработка либо вознаграждения будет в данном случае незаконно. Законодательством предусмотрен ряд особенностей, которые возникают при взыскании с работника, совершившего ДТП, суммы ущерба в порядке регресса. Знание этих особенностей позволит участникам такого спора защитить свои права. Итак, следует помнить, что : Если водитель – участник ДТП работает в организации на основе трудовогодоговора, то при взыскании с него суммы ущерба, суд будет руководствоваться нормами Трудового кодекса РФ, регулирующими материальную ответственность сторон трудового договора (раздел XI). Если с водителем отношения строятся на основании гражданско-правового договора, то предполагается, что в этом случае вопрос о возмещении вреда в порядке регресса будет регулироваться нормами Гражданского кодекса РФ и условиями договора. Для возможности взыскания с водителя суммы ущерба в порядке регресса наличие его вины в ДТП обязательно. Это следует из содержания ст. 233 ТК РФ в отношении работников по трудовому договору и ст. 1064 ГК РФ в отношении работников по гражданско-правовому договору. Если водитель работает в организации на основе трудового договора, то внимание следует уделить определению размера ущерба. Дело в том, что по общему правилу, установленному ст. 241 Трудового кодекса РФ за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами. Данное правило было закреплено еще Кодексом законов о труде РФ, в настоящее время утратившим свою силу. Но как раньше, так и сейчас трудовое законодательство предусматривает также и случаи материальной ответственности работника в полном размере причиненного организации ущерба. При этом новый Трудовой кодекс РФ содержит положение, которое принципиально меняет ситуацию по взысканию с работника суммы причиненного ущерба. Так, статья 243 Трудового кодекса РФ, устанавливающая случаи полной материальной ответственности по сравнению со ст.121 КЗоТ РФ дополнена пунктом 6. Содержание этого пункта заключается в том, что материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом. То есть, раньше взыскать с водителя сумму ущерба, причиненного ДТП в полном размере можно было только тогда, когда в его действиях по ДТП содержался состав преступления. В других случаях с водителя в порядке регресса можно было взыскать ущерб только в размере среднего месячного заработка. Сейчас же, учитывая положение п.6 ст.243 Трудового кодекса РФ, у организации появилась возможность взыскать со своего водителя, виновного в совершении ДТП, в порядке регресса ущерб в полном размере и тогда, когда его действия не являются преступлением. Для этого необходимо, чтобы по факту дорожно-транспортного происшествия было рассмотрено дело об административном правонарушении в области дорожного движения соответствующим государственным органом (в зависимости от нарушения – судом, мировым судьей либо органами внутренних дел) и по результату рассмотрения в отношении виновного водителя было вынесено постановление об административном правонарушении. Также необходимо, чтобы ущерб, причиненный работником (водителем) реально был возмещен организацией и имелся документ, подтверждающий это возмещение. Итак, имея на руках решение суда, обязывающего организацию возместить ущерб, причиненный ее водителем, документ, подтверждающий возмещение ущерба, постановление об административном правонарушении в отношении водителя, вы можете рассчитывать на то, что решение суда о взыскании с работника причиненного ущерба в полном размере будет в вашу пользу.При этом, будьте все-таки готовы, что в суде вам придется убедительно доказывать вашу позицию, потому что законом установлено: “каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений”.

    Ответственность работодателя при ДТП работника в 2020 году

    Работник, принятый на предприятие в рамках трудовых или гражданско-правовых отношений, исполняет обязанности согласно договору и должностной инструкции. Работа, осуществляемая в условиях повышенной опасности, может сопровождаться аварийными ситуациями и ДТП. Повышенный риск возникает у водителей, водителей-экспедиторов и других специальностей, чей труд связан с управлением транспортом.

    Основания для компенсации вреда в зависимости от вида договора

    Ответственность работодателя за ущерб, нанесенный наемным работником в рамках исполнения трудовых обязанностей и договора ГПХ, установлена в ст. 1068 ГК РФ. Причинение вреда работника, допущенная при ДТП в рамках исполнения обязанностей, считается виной работодателя.

    При судебном разбирательстве по вопросу компенсации вреда ответчиком становится работодатель (субъект ответственности). Лицо, непосредственно причинившее вред, привлекается в качестве третьего лица.

    Кандидат юридических наук, профессор Чепига Т.Д. (Комментарий к ГК РФ).

    В дальнейшем работодатель в порядке регресса может предъявить требования к работнику (ст. 1081 ГК РФ). Срок для получения компенсации от виновного лица имеет исковую давность, течение которого ведется от даты погашения работодателем суммы убытка при ДТП. Кроме гражданского законодательства порядок возмещения убытков наемными сотрудниками регулируется ТК РФ.

    Ответчики в зависимости от права собственности

    Предприятия могут использовать собственную и привлеченную со стороны технику. Важным моментом определения ответственного за ДТП лица является установление принадлежности транспортного средства.

    СобственникОтветчик по иску
    ПредприятиеПри использовании собственного средства (переданного на правах управления или хозяйственного ведения) предприятия ответчиком выступает работодатель
    РаботникРаботник, если в качестве служебного автомобиля используется личное средство
    Аренда техники предприятиемАрендодатель, предоставивший транспорт, с последующим предъявлением требований к арендатору

    Особенности нарушений водителей вне исполнения обязанностей

    Для определения лица, ответственного за ДТП, потребуется точное установление того, в какой момент произошла авария – в рабочее или личное время. Работодатель несет ответственность за действия работника в период его трудовой смены. При исполнении обязанностей рабочий режим должен быть оформлен соответствующими документами:

    • Путевым листом, в котором указан маршрут, время выезда и окончания работы.
    • Накладными, подтверждающими исполнение должностных обязанностей.

    Работники должны иметь четко организованный план по размещению транспортного средства после окончания рабочей смены. Местом хранения может стать складское помещение, площадка в месте ведения деятельности или платная автостоянка, обозначенная работодателем. Вне выезда на маршрут по заданию руководителя лицо не должно использовать технику. О графике использования личных автомобилей, используемых в качестве служебных, должно быть составлено соглашение между сторонами.

    Погашение материального убытка

    Работодатель при использовании транспортного средства обязан оформить полис ОСАГО. При возникновении ущерба в результате ДТП сумма покрывается страховой компанией, если не доказаны обстоятельства нарушения договора. Страховая компания определяет условия, при которых страховая сумма не предоставляется. При определении суммы ущерба в размере, превышающем нанесенные убытки, разница покрывается предприятием (виновным лицом).

    Работодатель освобождается от материальной ответственности:

    • При наличии доказательств допущения нарушений со стороны истца, грубой неосторожности либо умысла, повлекших ДТП.
    • При отсутствии причинно-следственной связи нанесения ответчиком действий в отношении истца и возникновения у него убытков.
    • В случаях, когда работник использовал движимое имущество предприятия вне трудовой смены для реализации личных потребностей.

    Пример возникновения условий, освобождающих работодателя от ответственности

    Водитель-экспедитор Р. предприятия ООО «Полет» исполняет обязанности в рамках трудового договора. В момент совершения ДТП работник не исполнял обязанностей, скрылся с места происшествия. По результатам проверки документов, материалов дела судебный орган признал полностью ответственность лица за убытки, нанесенные в результате ДТП. Страховая компания не покрыла ущерб в связи с нарушением условий договора.

    Перепредъявление размера иска работнику

    При возникновении у работодателя ущерба работник обязан его возместить. В соответствии со ст. 238 ТК РФ компенсации подлежит прямой действительный ущерб, под которым подразумевают уменьшение собственности или его состояния, необходимости произвести затраты средств на приобретение имущества, ремонт или возмещения ущерба третьим лицам.

    Наряду с компенсацией ограниченных убытков на сотрудника может быть возложена полная материальная ответственность лица (МОЛ), возникающая при условии:

    • Наличия договора о полной МОЛ.
    • Нанесения ущерба умышленно, в состоянии опьянения.
    • Причинения убытков в нерабочее время, не при исполнении обязанностей.

    Возмещение работодателю потерь в полном размере (превышающем среднемесячный заработок) может быть установлено по решению суда или иного органа, имеющего право наложения административного наказания. Если покрытие убытков устанавливается в судебном порядке, работник имеет возможность снизить размер, предъявив доказательства сложного материального положения, наличия иждивенцев.

    Нормы законодательства, определяющие порядок взыскания

    Убыток, причиненный работодателю, определяется по рыночным ценам, действующим в регионе на дату ДТП. Сумма не должна быть меньше остаточной стоимости имущества, определяемой по бухгалтерскому учету. Законодательством четко определен порядок размера взыскания с сотрудников, нанесших убытки.

    Порядок покрытия ущербаСтатья ТК РФ
    Взыскание с работника сумм в пределах среднего заработкаСт. 241
    Взыскание полного материального ущербаСт. 242
    Основания, при которых возможно взыскание полного материального ущербаСт. 243
    Срок предъявления работодателем претензий (установлен в течение месяца со дня определения размера понесенного ущерба)Ст. 248

    Величина взыскания с сотрудника может быть в размере среднемесячной заработной платы или полной компенсации при наличии договора о МОЛ. Сумма удерживается из выплат лицу, вносится сотрудником в добровольном порядке единовременным взносом в кассу или, по договоренности с руководителем, частями.

    Пошаговая процедура получения работодателем компенсации

    Работодатель должен документально оформить процедуру возмещения ущерба.

    ОперацииОписание
    Документ из ГИБДДНеобходимо иметь протокол о дорожном происшествии
    Получение пояснений виновного лицаСотрудник обязан дать пояснения в связи с ДТП. При отказе от дачи пояснений составляется акт
    Оценка транспортного средстваПри нанесении убытка транспорту предприятия необходимо созвать внутреннюю комиссию с привлечением специалистов либо заказать независимую оценку
    Вынесение работодателем приказа об удержании суммыПри размере ущерба, покрываемого средним заработком виновного лица, удержание производится на основании приказа руководителя. Срок издания приказа ограничивается месячным периодом
    Обращение в судебный органПри выявлении размера оценки убытков, не покрываемого страховкой и среднемесячным заработком работника, необходимо обратиться в суд. Взыскание с физических лиц производится на основании решения, принятого судебным органом. На предъявление иска предоставляется 1 год

    Взыскание в судебном порядке производится на основании выданного исполнительного листа, реализация которого производится с участием приставов. В аналогичном порядке производится покрытие убытков лицом, уволенным с занимаемой должности повышенного риска. Если в периоде исковой давности предприятие ликвидировано, удержание сумм не производится.

    Возможные ошибки при определении ответственности

    При определении ответственности предприятия в результате ДТП необходимо избежать ошибок, возникающих при отсутствии:

    • Данных о водителе в договоре со страховой компанией по ОСАГО.
    • Маршрута движения и исполнения дополнительных действий, например, графика заправки транспорта.
    • Соблюдения сроков на издание акта об ущербе и вынесении распоряжения об удержании суммы. При пропуске сроков издания приказа в месячный срок потребуется обращение в судебный орган.

    Для снижения ответственности работодателя и компенсации сумм убытков в порядке регресса требуется тщательное оформление трудовых отношений.

    Вопрос № 1. Может ли работодатель уволить лицо, совершившее ДТП?

    Работодатель может уволить лицо, нанесшие убытки в связи с ДТП, если комиссия, созданная на предприятии для оценки результата, подтвердит ненадлежащее исполнение обязанностей работника. Одним из видов дисциплинарной ответственности является увольнение.

    Вопрос № 2. Как в судебном процессе определяется ответчик по иску о ДТП с участием транспортного средства предприятия, если виновного невозможно установить?

    При судебном разбирательстве работодатель, являющийся собственником транспортного средства, участвовавшего в ДТП, представляется ответчиком.

    Попал в ДТП на рабочем автомобиле

    Главная » Транспортные средства » Попал в ДТП на рабочем автомобиле

    Что делать, если попал в аварию на рабочей машине

    Если ДТП уже произошло, в первую очередь не стоит паниковать. В подобных случаях очень важны четкие действия именно в первый момент.

    Важно! Итак, приведем порядок действий в такой ситуации:

    • включить аварийный сигнал автомобиля и выставить на дорогу знак аварии;
    • проверить другой автомобиль на наличие пострадавших, по возможности помочь им выбраться из машины, а также вызвать бригаду скорой помощи;
    • не допускать изменения положения транспорта после столкновения;
    • вызвать на место аварии сотрудников ГИБДД;
    • сообщить руководству о произошедшем, дабы оно вызвало эксперта или представителя страховой компании;
    • самостоятельно произвести осмотр служебного автомобиля, по возможности зафиксировать полученные дефекты и повреждения;
    • произвести съемку мест ДТП со всех возможных ракурсов, дополнительно засняв и второй автомобиль;
    • найти свидетелей и очевидцев происшествия, записать их имена и контактные данные, можно взять с них пояснения или попросить о даче показаний;
    • при общении с сотрудниками инспекции сохранять спокойствие, подробно описать произошедшее ДТП;
    • до выяснения всех обстоятельств своей вины не признавать;
    • перед подписанием протокола его текст необходимо внимательно прочитать, обратив внимание на то, чтобы в записях значилось слово «водитель», а не виновник ДТП;
    • если записи в протоколе не соответствуют данным показаниям, подписывая, обозначить свое несогласие письменно, сделав запись «с протоколом не согласен»;
    • истребовать с сотрудника копии всех документов, оформленных на месте происшествия, а недостающие получить в отделении ГИБДД.

    Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

    Ответственность за ДТП в рабочее время

    Вопрос принадлежности или формы собственности автомобиля не делает его менее опасным. А последствия происшествия на дороге не всегда возлагаются на плечи водителя, если автомобиль служебный.

    Если автомобиль попал в ДТП, когда водитель выполнял свою работу – профессиональные обязанности – то вина, если она доказана, возлагается на организацию, которой он принадлежит. Последнее определяется по смыслу ст. 1068 ГК РФ.

    В соответствии с данной нормой частное лицо или организация обязаны возместить ущерб, причиненный его транспортным средством в то время, когда водитель выполнял свои трудовые обязанности.

    Что делать, если автомобиль в кредите попал в ДТП и восстановлению не подлежит, читайте тут.

    Если автомобиль и ответственность организации застрахована в соответствии с нормами закона, то ущерб возмещается:

    • из фондов страховщика или за счет другого участника аварии, если его виновность доказана:
    • если вина второго участника обозначена, то водитель, управлявший служебным транспортом, освобождается от ответственности, и претензий к нему не предъявляется;
    • в ходе судебного разбирательства водитель служебного автомобиля, если он не виновен, привлекается в качестве третьего лица;
    • никаких финансовых требований к последнему не предъявляется, и из зарплаты ничего не удерживается.

    Ремонт пострадавшего автомобиля осуществляется за счет средств страховой компании, в которой застрахован виновник аварии. Если полиса ОСАГО у него нет, то он обязан произвести оплату ремонта за счет личных средств.

    Учтите! Если вина водителя служебного транспорта доказана, или средств страховки недостаточно, остаточную стоимость ремонта или возмещение ущерба могут возложить на него.

    Если попал в ДТП в нерабочую смену

    Рассматриваются ситуации, в которых водитель использовал транспорт для личных целей в нерабочее время. Последнее подтверждается отсутствием путевого листа, если перевозился груз, то сопроводительных документов на него.

    В этом случае события могут развернуться в трех направлениях:

    • водитель служебной машины признан потерпевшим, то есть не виновен в аварии, тогда вся ответственность за причиненный ущерб возлагается на страховую компанию, клиентом которой является виновник аварии. Но страховщик может отказаться от возмещения, сославшись на тот факт, что транспорт использовался в нерабочее время. В этой ситуации организации, владеющей автомобилем, необходимо доказывать свою правоту в суде, который с большой вероятностью примет решение в ее пользу;
    • если средств страхового возмещения будет недостаточно, то остаточную стоимость ремонта будет оплачивать водитель служебного транспорта, использовавший его в нерабочее время;
    • если вина водителя служебного транспорта очевидна и доказана, то для него ситуация сложится критично. Так, ущерб возложат на собственника автомобиля – организацию. Но она вправе возложить его на водителя, использовавшего транспортное средство в нерабочее время. Даже если он откажется его выплачивать, в судебном порядке его вынудят это сделать, так как данная норма предусмотрена трудовым законодательством.

    Эта норма вытекает из смысла статьи 243 ТК РФ, гласящей, что материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:

    • причинение ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
    • причинение ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

    Кроме того, ремонт служебного транспорта также возложат на водителя, использовавшего его во внеурочное время и допустившего ДТП. Понесенные организацией судебные издержки и возмещение морального вреда также возложат на сотрудника.

    Кто возмещает ущерб, если нет виновных

    Если виновных в аварии лиц не установлено, то страховая компания ущерба не оплачивает. А восстановление пострадавшего автомобиля производится за счет средств компании, которой он принадлежит.

    По закону последняя не вправе потребовать с водителя возмещения средств, затраченных на ремонт авто, или его полную стоимость.

    Иногда организации пытаются «давить» на сотрудника, вынуждая подписать долговую расписку или начать выплачивать ущерб.

    Водителю стоит стоять на своем, отказываясь платить и давать расписку. С этим документом организация обязательно пойдет в суд, и даже если он составлен без нотариуса, суд примет ее сторону и уже на законных основаниях обяжет водителя платить.

    В случае обоюдной вины

    В некоторых случаях виновными в аварии признаются оба водителя. В этом случае страховые компании погашают только 50 % ущерба. Или же ущерб делится по степени виновности водителей.

    Но второй водитель имеет полное право потребовать недостающую сумму с организации, которой принадлежал автомобиль первого. А организация в свою очередь может потребовать со своего сотрудника вернуть выплаченную по иску сумму.

    Управляя служебным транспортом, не стоит надеяться на то, что в случае нарушения ПДД отвечать за вас будет работодатель. Но если вашей вины в аварии нет, то не стоит ее взваливать на себя.

    Запомните! Если же работодатель пытается взвалить всю вину на вас, то лучше обратиться за защитой в суд и заручиться помощью опытного юриста. Он быстрее вас разберется, кто кому и сколько должен.

    С кого требовать возмещения ущерба: водителя или организации

    Законодательство гласит, что требовать возмещения ущерба нужно с организации — собственника авто, а не с водителя, который на момент аварии управлял им.

    То есть в качестве истца будет выступать пострадавший от ДТП, если же авария была со смертельным исходом для пострадавшего, то в качестве истца будут выступать его родственники (наследники). Ответчиком же будет организация, на чьем балансе находится авто.

    Но у работодателя имеется право востребовать сумму компенсации с работника, ставшего виновником наезда, в порядке регресса. Об этом будет сказано далее.

    Посмотрите видео. 21 совет, что делать после ДТП:

    ДТП на служебной машине и страховка

    Если машина имела страховку, то все убытки покрывает страховая. Но возмещается только сумма, прописанная в договоре.

    Если же страховка не покрывает весь нанесенный ущерб, то оставшуюся часть компенсирует работодатель.

    Если сотрудник компании попал в аварию пьяным

    Если водитель управлял служебной машиной в пьяном виде и совершил при этом ДТП, и все это подтверждается медэкспертизой и постановлением ГИБДД после разбора ДТП, то он обязан будет возместить весь причиненный ущерб третьим лицам и своему работодателю в полной мере.

    Так говорится в пункте 4 части 1 статьи 243 ТК. Если же работник, уличенный в пьяном вождении, смог оспорить наказание и избежать ответственности за вождение в пьяном виде, то и работодатель не сможет взыскать с него ущерб в полном объеме. Ведь его вина не была доказана.

    Важно! Чтобы получить со своего работника в полной мере, работодателю необходимо иметь доказательство того, что он управлял служебным транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

    Привлечение виновного лица к ответственности

    Закон категоричен – весь нанесенный имуществу других участников аварий вред должен быть полностью возмещен.

    Чтобы нарушителя можно было привлечь к ответственности, в деле должны присутствовать основные составляющие состава преступления:

    • объект правонарушения. Им обычно является имущество с нанесенным ему вредом;
    • субъект. Это физлицо во вменяемом состоянии и с требуемым объемом дееспособности;
    • объективная сторона. Это связь между противоправными действиями и причиненным вредом и последствиями этой связи;
    • субъективная сторона. Это наличие вины.

    Если участником ДТП являлся только один источник повышенной опасности (автомобиль), то чтобы привлечь к ответственности виновника аварии для истребования с него компенсации за ущерб, не обязательно наличие вины последнего. То есть не обязательно водитель должен быть нарушителем правил, за нанесенный пешеходу вред он все равно понесет наказание.

    Внимание! Имеются исключения:

    • у потерпевшего наличествовал умысел, что и привело к возникновению данной ситуации. Здесь имеется в виду пример, когда пешеход по каким-то причинам сам кидается под колеса авто. В итоге ущерб наносится его здоровью, жизни и имуществу (автомобилю);
    • причиной аварии стали непреодолимые внешние факторы. Обычно под таким понятием подразумевают катастрофы больших масштабов и стихийные бедствия;

    Если же в ДТП участвовало несколько машин, то привлечение к ответственности и распределение ущерба рассчитывается так:

    • если вред нанесен пешеходу, то ответственность несет водитель. В нашем случае он был на служебном авто, а значит, солидарную с ним ответственность несет и работодатель. При этом не имеет значения, был виновен водитель в ДТП, или нет;
    • если в ДТП пострадали несколько авто, то ответственность водителей будет устанавливаться в зависимости от их степени виновности. То есть все будет рассчитываться на общих основаниях с учетом всех требований, касающихся состава правонарушений и ПДД. Если же виновниками аварии являются оба водителя и степень их вины одинакова, то убытки покрываются в равной мере.

    В последнем случае есть смысл доказать факт нарушения ПДД водителями других ТС, участвовавших в аварии. Доказательствами могут послужить протокол ГИБДД, свидетельские показания. Так что от привлечения сотрудников автоинспекции к делу не отказываемся.

    Кроме того, не лишним будет:

    • независимая оценка ущерба при аварии;
    • техническая экспертиза при аварии.

    Если виновником ДТП стал водитель на служебном авто, в результате которого был нанесен ущерб другим ТС и третьим лицам, то возмещение ущерба ложится на предприятие, чей работник и стал виновником ДТП.

    Рассматриваться дело по возмещению материального ущерба будет в гражданском суде. Если же в результате аварии был причинен вред здоровью и жизни людей, то такое правонарушение автоматически попадает под юрисдикцию уголовного законодательства.

    И кроме возмещения ущерба виновнику происшествия может грозить и уголовная ответственность.

    Учтите! В этом случае виновнику аварии, водителю, нужно помнить, что, несмотря на то, что материальный ущерб возмещается его работодателем, уголовную ответственность будет нести он. Так как она имеет индивидуальный характер, и солидарная ответственность не предусматривается.

    Авария на служебном автомобиле и регрессные требования

    Если сотрудник фирмы совершил ДТП на служебном авто, то работодатель имеет полное право требовать от него возмещения выплаченной компенсации. Такое право ему дает гражданское законодательство.

    Если суд удовлетворит иск работодателя о возврате компенсации, то сотруднику-нарушителю нужно будет уплатить назначенную ему сумму в порядке регресса. Ведь выплата компенсации наносит определенные убытки предприятию, и законодательство таким образом защищает права работодателя.

    Из всего вышесказанного получается следующий вывод:

    • весь ущерб компенсируется организацией, именно она будет выступать ответчиком в суде вместо сотрудника;
    • выплаченную компенсацию работодатель может потребовать с работника в порядке регресса;
    • если имеется страховой полис, то все обязательства по покрытию убытков берет на себя страховщик. Весь расчет производится согласно договору страхования.

    Составление искового заявления лучше всего осуществлять под наблюдением автоюриста. Его помощь позволит сэкономить и время, и усилия.

    Посмотрите видео. Как получить страховку после ДТП:

    Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

    8 (499) 322-73-27

    Москва, Московская область

    8 (812) 507-82-87

    Санкт-Петербург, Ленинградская область

    8 (800) 551-71-02

    Федеральный номер для других регионов России

    Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме. Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.

    ДТП на служебном автомобиле

    Достаточно часто работодатели, впрочем, как и пострадавшие в результате аварии лица, сталкиваются с проблемой совершения ДТП на служебной машине. Сложность ситуации заключается в том, что пострадавшее от происшествия лицо не знает, кому предъявлять исковые требования, а работодателя, в свою очередь, интересует процедура взыскания средств, выплаченных в качестве компенсации.

    ДТП на служебной машине, кто возмещает ущерб

    Согласно с нормами закона требовать компенсации ущерба, причиненного аварией, необходимо непосредственно с организации, которой принадлежит транспортное средство, а не с водителя, пребывавшего за рулем авто во время ДТП. То есть, истцом по иску подобного рода, как правило, выступает пострадавший от ДТП или его родственники (наследники) в случае летального исхода, ответчиком – предприятие, на балансе которого числится автомобиль.

    Работодатель же наделен правом на истребование суммы компенсации, выплаченной пострадавшему от нарушения лицу, с работника, совершившего наезд, в порядке регресса. Как это сделать, и какого порядка осуществления процедуры следует придерживаться, читайте далее.

    ДТП на служебной машине и страхование авто

    В том случае если автомобиль был предварительно застрахован, убытки, причиненные ДТП, обязана покрыть страховая компания. Возмещению подлежит только та сумма, которая предусмотрена страховым договором.

    Если работник совершил дорожно-транспортное происшествие на служебном автомобиле, и страховка не покрыла ущерб, остальную сумму обязан компенсировать работодатель.

    Некоторые юридические аспекты ситуации

    Осуществление предпринимательской деятельности в наше время невозможно без наличия транспорта. С помощью автомобилей быстрее решаются бизнес-вопросы, чаще производятся поставки и отгрузки товара. Несмотря на массу преимуществ, присущих транспортным средствам, стоит отметить тот факт, что машина является источником опасности и может оказывать негативное воздействие на здоровье и жизнь окружающих.

    При этом необходимо учитывать следующие нюансы:

    • под понятием предприятие подразумеваются юридические лица, а также физические лица (ИП), зарегистрировавшие свою деятельность в предусмотренном законом порядке. При этом организационно-правовая форма организации для выплаты компенсации не имеет значения. Это может быть как ООО, так и акционерное общество закрытого или открытого типа;
    • если работник совершил ДТП на служебном автомобиле, платит работодатель, независимо от того, на каких основаниях он владеет транспортным средством. То ли авто принадлежит организации на праве собственности, то ли на праве аренды. Это никак не влияет на объемы выплат и порядок истребования компенсации.

    Вред, причиненный происшествием на дороге

    Последствием ДТП является нанесение вреда другим лицам, участвующим в аварии, и непосредственно работодателю, сотрудник которого совершил наезд. Как правило, под вредом подразумевается материальный ущерб, подлежащий компенсации. Это средства, потраченные на восстановление автомобиля, а в некоторых случаях на лечение пострадавших в результате аварии лиц.

    Привлечение виновного лица к ответственности

    В соответствии с законом вред, нанесенный имуществу других участников гражданско-правовых отношений, подлежит возмещению в полном объеме. Для привлечения нарушителя к ответственности необходимо наличие основных составляющих состава правонарушения:

    1. объект правонарушения (имущество, которому нанесен вред);
    2. субъект (физическое вменяемое лицо, обладающее необходимым объемом дееспособности);
    3. объективная сторона (противоправное деяние – причиненный вред – связь между первым и вторым действием и наступившими последствиями);
    4. субъективная сторона (наличие вины).

    В случае с ДТП, в котором участвовал только один источник повышенной опасности (автомобиль), для привлечения виновного лица к ответственности и истребования компенсации наличие вины последнего не обязательно. То есть, независимо от того, нарушал ли водитель автомобиля ПДД или нет, наказания за нанесенный пешеходу ущерб, не избежать.

    Исключением являются следующие случаи когда:

    • происшествие произошло в результате наличия умысла потерпевшего. К примеру, пешеход сам бросился под колеса автомобиля, в результате чего его жизни и здоровью, не говоря уже об имуществе, был нанесен ущерб;
    • авария является последствием непреодолимой силы. Как правило, под данным понятием подразумеваются стихийные бедствия и катастрофы существенного масштаба.

    Если же в происшествии принимало участие несколько автомобилей, привлечение к ответственности и распределение убытков осуществляется следующим образом:

    1. при нанесении вреди пешеходу/пешеходам водители, а в случае со служебным авто — работодатели, несут солидарную ответственность перед третьими лицами. При этом была ли вина участников ДТП в его совершении или нет, не имеет значения;
    2. ответственность владельцев автомобилей, пострадавших во время аварии, по отношению друг к другу устанавливается в зависимости от наличия или отсутствия их вины, то есть на общих основаниях с учетом всех правил и требований, касающихся состава правонарушения. Если в аварии виновны оба водителя, причем их вина одинакова, покрывать убытки следует в равной мере.

    Также не помешает:

    В случае ДТП на служебной машине возместить ущерб должно предприятие, работник которого своими противоправными действиями, в данном случае суть которых заключается в нарушении ПДД, нанес ущерб другим участникам аварии, а также третьим лицам.

    Возмещение материального вреда, причиненного ДТП, подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. В том случае, если в результате аварии был нанесен ущерб здоровью или жизни лица (ДТП с пострадавшими), такое нарушение автоматически переходит к категории деяний, предусмотренных уголовным законом и помимо компенсации убытков, нарушителю грозит привлечение к уголовной ответственности. Уголовная ответственность имеет индивидуальный характер, поэтому, несмотря на то, что ущерб возмещается за счет работодателя, нести уголовное наказание будет не кто иной, как непосредственный виновник ДТП.

    Служебный автомобиль, ДТП и регрессные требования: о чем говорит закон

    Гражданским законодательством гарантировано право работодателя требовать от сотрудника-нарушителя возмещения выплаченной суммы компенсации. В случае удовлетворения иска работник обязан выплатить требуемые средства в порядке регресса. Таким образом, действующее законодательство защищает права работодателей, поскольку выплата компенсации причиняет определенные убытки предприятию.

    Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

    • компенсация ущерба осуществляется за счет организации, которая и будет выступать ответчиком по иску;
    • работодатель имеет право требовать возмещения произведенной компенсации с работника в порядке регресса;
    • при наличии страхового полиса обязательства по покрытию убытков ложатся на страховщика. Расчет выплаты по ОСАГО производится согласно содержанию договора.

    Для составления искового заявления, как правило, требуется консультация автоюриста, это поможет сэкономить не только время, но и усилия.

    Понравилась статья? Подписывайтесь на нашу ленту в Яндекс.Дзен, чтобы не пропустить новые интересные материалы!

    Читайте также:  Тяжкий вред здоровью при ДТП – что грозит виновнику
Добавить комментарий