Либерализация ОСАГО: удорожание за нарушения ПДД и агрессивное вождение

Сообщества › DRIVE2 Краснодар › Блог › Всего четыре штрафа в год, и ОСАГО станет дороже.

Максимальная страховая выплата при оформлении ДТП без гаишников — европротокол — вырастет вдвое: с 50 до 100 тыс. руб. А водители, у которых много дорожных штрафов, а также есть свежая судимость, связанная с нарушением ПДД, будут платить по повышенным тарифам за страховку авто. Как Минфин поменяет правила игры на рынке ОСАГО — разбирался Лайф.

Минфин подготовил проект поправок (есть в распоряжении Лайфа) в закон об ОСАГО, которые должны внести кардинальные изменения в страхование гражданской ответственности автомобилистов. В частности, планируется ввести повышенные коэффициенты страховых тарифов для водителей, у которых более четырёх дорожных штрафов, а также есть свежая уголовная судимость в области дорожного движения. Эксперты убеждены, что страховщики зашли слишком далеко, взяв на себя карательные функции ради пополнения доходов.

Уголовка по карману бьёт.

В статье 9 закона ОСАГО содержатся условия применения базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Согласно проекту Минфина, в пункте “в” этой статьи появится принципиально новое условие для применения повышающих коэффициентов: “наличие или отсутствие у водителя транспортного средства административных или уголовных правонарушений в области дорожного движения в течение одного года, предшествующего дню заключения договора обязательного страхования…”. В пояснительной записке Минфин пишет, что принятие данного проекта федерального закона позволит улучшить качество страховых услуг и культуру страхования.

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) Лайфу сообщили, что именно они предложили поднять стоимость страховок для лихачей.

— РСА проработал этот вопрос в связи с поручением президента РФ по итогам заседания президиума Госсовета 14 марта по безопасности дорожного движения и в соответствии с планом мероприятий, направленных на снижение смертности населения от ДТП, который утвердил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в начале августа 2015 года (после страшной аварии с автобусами под Хабаровском). В рамках проведённого исследования РСА выявил взаимосвязь между частотой злостных нарушений ПДД и аварийностью и поддержал идею стимулировать автовладельцев к аккуратному вождению через применение специальных коэффициентов, — сообщила представитель РСА Анастасия Викторова.

По её словам, для большинства водителей, нарушающих ПДД не более четырёх раз в год, стоимость ОСАГО не изменится (см. таблицу повышающих коэффициентов РСА).

— Мы полагаем, что если за допуск к управлению машиной злостного нарушителя ПДД автовладельцу придётся платить за полис ОСАГО, например, в три раза больше, чем обычно, то количество таких водителей на дорогах уменьшится кратно. Данные о штрафах страховщики будут ежегодно получать из ИС МВД. Список нарушений, за которые будет применяться коэффициент, будет уточняться и, возможно, ранжироваться по критериям. Какие-то правонарушения не будут учитываться. Например, парковка в неположенном месте, — пояснила представитель РСА.

Существенный нюанс: если в полис вписаны несколько водителей, то его итоговая цена будет рассчитываться из количества штрафов каждого из водителей. Таким образом вероятность перешагнуть заветные четыре штрафа крайне велика. Хотя в РСА на основе собственных расчетов уверяют, что это удорожание коснётся лишь 5,5% автовладельцев. В объединении страховщиков уже ожидают, что многие водители попросту не захотят покупать полисы, но они уповают на тесное взаимодействие с ГИБДД и грядущую видеофиксацию автомобилистов без ОСАГО.

Тему с уголовной ответственностью в РСА предпочли не комментировать. Перечень уголовных статей, а также штрафов КоАП, которые повлияют на стоимость полиса, ещё должен будет пройти утверждение в МВД и Центробанке. Оперативно отреагировать на вопросы Лайфа регулятор не смог.

Европротокол и ремонт у страховщика

Другие нововведения, предложенные Минфином, не менее революционны. Так, упраздняются повышающие и понижающие коэффициенты за мощность двигателей, ранее заставлявшие владельцев спортивных и представительских автомобилей платить в 2—3 раза больше, чем обладателей массовых моделей. Компенсацию при оформлении ДТП водителями без участия сотрудников ГИБДД (европротокол) планируется увеличить с нынешних 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. В то же время заявления о страховых выплатах водители обязаны будут направлять непосредственно страховщику, сейчас закон не запрещает направлять заявление страховому брокеру или в компании посредники, которые и продали полис.

Проект Минфина предполагает исключение возможности выбора для граждан прямых денежных выплат (юрлиц и владельцев коммерческой техники это не касается). Вместо этого обладатели легковушек должны будут пользоваться ремонтными услугами сервисов страховщика. Должно быть несколько альтернативных СТО, аккредитованных профильными автопроизводителями.

В некоторых случаях компенсацию деньгами можно будет получить: Минфин, забирая это право у гражданина, сохраняет его страховщику. Отдельно оговаривается случай, когда ущерб от ДТП превысит максимальный лимит ОСАГО по “железу” (400 тыс. руб.): страховщик рассчитывает сумму доплаты и предлагает гражданину внести собственные средства. Тут автомобилист уже вправе согласиться или отказаться от ремонта. В последнем случае он всю причитающуюся сумму получит в кассе страховой конторы.

Страховщики также пролоббировали сокращение срока предоставления пострадавшего автомобиля на экспертизу — с 20 до семи календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней. При этом законопроект предполагает, что в каждом регионе страховщики обязаны создать центры урегулирования убытков, а его местные посредники (страховые брокеры и иные организации) обязаны заключить договоры с близлежащими сервисными станциями.

Иностранцы, въезжающие на территорию России, будут обязаны приобрести ОСАГО в случае отсутствия аналогичных документов других государств. Контроль за этим возлагается на правоохранителей и Таможенную службу. Для новых автомобилей, периодичность проведения техосмотра которых составляет два или три года, срок действия ОСАГО по соглашению страхователя и страховщика может составлять два или три года соответственно.

Страховщики позитивно воспринимают ужесточающие моменты поправок и осуждают поблажки по европротоколу и отмену привязки к мощности мотора.

— С увеличением лимитов по европротоколу возрастают риски мошенничества, в том числе со стороны недобросовестных автоюристов. Что касается натуральной формы возмещения ущерба, реализация этой идеи нами приветствуется. Автовладелец получит отремонтированный автомобиль. А для страховых компаний снижается риск мошеннических действий со стороны недобросовестных страхователей и количество судебных споров по размеру страховых выплат, — говорит глава пресс-службы СОГАЗа Екатерина Двойникова. — Кроме того, прозвучало предложение отменить привязку стоимости ОСАГО к мощности двигателя автомобиля. На наш взгляд, отменять данный коэффициент было бы неправильным шагом. Связь между мощностью двигателя и аварийностью действительно существует, что подтверждается статистикой.

Правозащитники сходятся во мнении, что страховые компании перегнули палку, а за словами о заботе о безопасности дорожного движения скрывается банальная жажда наживы.

— Страховщики жаждут введения новых повышающих коэффициентов. Цель якобы повысить безопасность дорожного движения, но в реальности цель — заработать больше денег на автовладельцах, — убеждён Николай Тюрников, глава организации по защите прав потребителей страховых услуг “Главстрахконтроль”.

— С коэффициентом за попадание в ДТП всё ясно: страховая компания понесла на этом водителе убытки и хочет хотя бы частично вернуть деньги. Это в рамках страховых отношений. Но вот когда хотят учитывать административные нарушения, за которые предусмотрено отдельное наказание, — это за гранью. Это двойное наказание, и оно противоречит и Конституции, и законодательству России. Получается, что страховщик будет выступать в роли административного органа, наказывая водителей. Только штраф этот страховая компания будет класть себе в карман, — считает лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.

Собеседник убеждён, что грядущие перемены приведут к новой волне (базовые тарифы резко повысились в 2015 году) удорожания ОСАГО. Следствием этого будет ещё больший отказ россиян от покупки обязательной страховки.

— Здесь есть прямая зависимость: чем больше цены — тем больше появится торговцев поддельными полисами, а это опасно для всех — и для страховщиков, и для других участников движения, — заключил Похмелкин. — Этого нельзя допустить.

Как аукнется: зачем учитывать наличие у водителя нарушений ПДД при расчете цены полиса ОСАГО?

Исполнительный директор Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев в колонке для «Реального времени» о реформировании ОСАГО, ужесточении условий для постоянных нарушителей и последствиях введенных изменений.

Читайте также:  Новые штрафы за езду без ОСАГО 2020 – это правда?

«Рынок нуждался в переменах»

Реформирование ОСАГО стало одной из наиболее острых и обсуждаемых тем ушедшего года. И остается таковой и сейчас. Интерес общественности к теме изменений в тарификации ОСАГО не случаен — рынок автогражданки нуждался в переменах, особенно в части формирования стоимости полиса. Раньше премия по ОСАГО рассчитывалась «усредненно» для разных, по сути, групп водителей.

В рамках первого этапа реформы, во-первых, был расширен тарифный коридор базовой ставки на 20 процентов вверх и вниз, т. е. страховые компании получили возможность формировать тариф автогражданки исходя из более широкого диапазона цен. Кроме того, коэффициенты «возраст-стаж» и «бонус-малус» стали более гибкими в связи с рядом изменений в системе их расчета. И результат не заставил себя ждать.

Несмотря на прогнозы ряда скептиков, позитивные результаты изменений стали видны сразу — в течение всего года наблюдалось стабильное снижение средней стоимости ОСАГО для большинства регионов РФ по сравнению с показателями 2018 года. Например, по итогам 2019 года в среднем по стране стоимость полиса уменьшилась на 5%.

Однако целью реформы было именно формирование персонифицированной и справедливой системы расчета стоимости автогражданки. Безусловно, рынку ОСАГО необходимы дальнейшие изменения, среди которых — учет индивидуальных характеристик конкретного водителя.

Целью реформы было именно формирование персонифицированной и справедливой системы расчета стоимости автогражданки. Скриншот

Стоимость страхового полиса будет расти для тех, кто систематически нарушает

В феврале 2020 года правительственная комиссия одобрила новую редакцию проекта по реформе ОСАГО, а в марте он был принят в первом чтении в Госдуме. Ключевой пункт второго этапа реформы — возможность учитывать регулярные грубые нарушения правил дорожного движения со стороны водителей при формировании стоимости ОСАГО.

Это значит, что страховая компания получит право повысить цену ОСАГО для злостных нарушителей. К грубым нарушениям относятся нарушение скоростного режима более чем на 60 км/час, проезд на запрещающий сигнал светофора, езда по встречной полосе или вождение в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.

И такой перечень нарушений не случаен. Например, согласно статистике МВД, каждый четвертый смертельный случай в результате ДТП связан именно с вождением в нетрезвом виде. В 2019 году было зафиксировано около 13 800 таких происшествий. А в целом почти 90% ДТП случаются именно из-за нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств.

Учет именно многократных нарушений в случае с проездом на красный сигнал светофора и езде по встречной полосе — это разумный подход. Стоимость страхового полиса будет расти именно для тех, кто систематически нарушает, т. е. является потенциально аварийным автомобилистом. Аккуратные же водители со временем почувствуют, что степень аварийности на дорогах снизилась, поскольку автовладельцы, часто и грубо нарушающие ПДД, получат экономический стимул вести себя на дорогах более безопасно.

Подобная система расчета тарифа ОСАГО при многократном нарушении ПДД должна стать важной предпосылкой к нормализации ситуации на дорогах.

В целом же учет индивидуальных характеристик конкретного водителя вкупе с более гибкой системой расчета некоторых коэффициентов и расширением базовой ставки является важным шагом в сторону индивидуализации ОСАГО. Подобный подход позволит сделать стоимость полиса еще более справедливой, что и является конечной целью реформы. Кроме того, либерализация ОСАГО сделает рынок автогражданки более конкурентным, что также немаловажно. Таким образом, результатом реформы станет как объективное тарифообразование в автогражданке, так и снижение числа аварийных водителей.

Крепостное ОСАГО: сможет ли автовладелец сам выбирать страховую

Компания «Росгосстрах» обратилась в Российский Союз страховщиков (РСА) с предложением запретить клиентам по ОСАГО менять страховую компанию в период пандемии. По мнению одного из крупных игроков на рынке страхования, это позволит избежать недобросовестной конкуренции. К чему может привести «крепостное право» в обязательном страховании автогражданской ответственности, разбирались «Известия».

Нагнать Росгосстраху

Копия письма «Росгосстраха» на имя президента РСА Игоря Юргенса оказалась в распоряжении Агентства страховых новостей (АСН). В Российском союзе страховщиков подтвердили «Известиям» получение письма.

РГС предлагает ввести мораторий на смену страхователя в том случае, если срок действия полиса ОСАГО истекает. Это означает, что при своевременной оплате страховой премии срок действия договора обязательного страхования автогражданской ответственности будет автоматически продлен с прежним страховщиком.

Такая мера, по мнению авторов антикризисного предложения, позволит избежать недобросовестной конкуренции со стороны отдельных игроков рынка, которые решатся мотивировать своих сотрудников и агентов на работу в нарушение указов президента РФ и распоряжений региональных властей.

«К примеру, это можно сделать в форме перевода из удаленного в штатный режим работы: то есть направить работников «в поля», том числе увеличивая аквизиционные расходы и не думая о дальнейшей платежеспособности, подвергая риску здоровье работников/клиентов страховых организаций, ставя перед собой единственную цель — увеличение объемов продаж и сборов», — цитирует АСН письмо «Росгосстраха».

Опять за старое

«Росгосстрах» после череды скандалов, фактического банкротства и нескольких смен руководства снова наращивает присутствие в сегменте ОСАГО, хотя до прежнего лидерства ему далеко. По результатам 2019 года, компания входит в тройку лидеров по количеству заключенных договоров ОСАГО — 4 млн 911 тыс., и занимает чуть более 10% рынка.

— По нашим данным, «Росгосстрах» сейчас активнее других привлекает новых клиентов на ОСАГО. Больше 40% всех продаваемых полисов в месяц у нас и коллег из канала онлайн-партнеров уходит именно в эту страховую компанию, — рассказал основатель и руководитель сервиса онлайн-страхования для агентов и брокеров «Пампаду». Эксперт считает, что предложением ввести мораторий страховщик пытается закрепить за собой портфель новых клиентов.

Право перехода

Опрошенные «Известиями» эксперты выразили удивление предложенными РГС мерами по борьбе с недобросовестной конкуренцией.

— У человека есть полное право переходить из одной компании в другую, если его что-то там не устраивает. Понятно, что у страховщиков сейчас есть проблемы с возмещением по ДТП из-за того, что не работают сервисы, есть проблемы с осмотром. Но это не повод, чтобы сказать: давайте отменим конкуренцию, — рассказал «Известиям» автоэксперт и партнер информационного агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

Первый зампред комитета палаты по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков считает, что за недобросовестной конкуренцией должны следить надзорные органы.

— Зачем применять превентивные меры, подозревая своих коллег-конкурентов в каких-то ухищрениях, создавая монопольные условия? Мне кажется, это противоречит не только законодательству, но и здравому смыслу, — сказал Лысаков.

Предложение ввести мораторий и пользоваться услугами только одной страховой компании поставит в сложную ситуацию государственные и муниципальные компании, считает руководитель проектов по бизнес-процессам ГК «АвтоСпецЦентр» Константин Авакян. По его словам, такие организации обязаны проводить конкурсы или тендеры на приобретение товаров и услуг, а потому не могут довольствоваться предложением единственного поставщика.

Предложение «Россгосстраха» противоречит законодательству и негативно отразится на рынке услуг автострахования гражданской ответственности, считает партнер юридической компании a. t. Legal Александр Павловский.

— Из конституционных положений о свободе в экономической сфере вытекает конституционное признание свободы договора в числе других гарантируемых государством прав и свобод человека и гражданина, — отметил он.

Усугубит кризис

По информации ИА «Финмаркет», крупные страховщики не только воспротивились инициативе РГС, но даже заблокировали дальнейшие обсуждения этого вопроса.

— Мы не поддерживаем данную инициативу. Риск банкротства у ряда страховых компаний может реализоваться по ряду причин: снижение поступлений премии по ряду ключевых направлений бизнеса, неэффективное управление расходами, неэффективный менеджмент. Принудительное сохранение портфеля клиентов за такой страховой компанией усугубит кризис, поскольку оставит пул ее клиентов ОСАГО без возможности превентивной смены страховщика и возложит дополнительные расходы на компенсационный фонд, — рассказал «Известиям» заместитель генерального директора СПАО «Ингосстрах» по розничному бизнесу Алексей Власов. По его словам, в рамках рыночной модели перераспределение клиентов снижает нагрузку с компенсирующих механизмов, поскольку значительная часть клиентов мигрирует заблаговременно и добровольно.

Читайте также:  Реформа ОСАГО 2020 – последние новости

— Данное обращение на рассмотрение коллегиальными органами РСА не вынесено, — прокомментировали в Российском союзе автостраховщиков ситуацию с письмом «Росгосстраха».

Свобода онлайн

В РСА дополнительно обратили внимание, что в период действия карантинных мер у страхователей есть возможность оформить полис ОСАГО в электронном виде на сайте той страховой компании, в которой он хочет купить или продлить полис обязательной «автогражданки». Таким образом, самоизоляция никак не повлияла на доступность полисов.

Покупка ОСАГО онлайн набирает популярность. По данным РСА за первые две недели апреля, среднее количество заключаемых полисов е-ОСАГО в день увеличилось по сравнению с прошлым месяцем на 26% — с 42 531 до 53 458 штук. Электронный полис стал удобнее, водителям больше не надо возить с собой распечатку, достаточно показать инспектору е-ОСАГО на экране смартфона.

Не хватает коридора

Письмо «Росгосстраха» — не первое антикризисное предложение страховых компаний. Ранее Всероссийский союз страховщиков (ВСС) попросил Банк России временно расширить границы тарифного коридора в ОСАГО на 10%. Это позволило бы компенсировать увеличившуюся из-за падения курса рубля цену на запчасти для восстановительного ремонта.

— В условиях, когда мы понимаем, что часть людей потеряла или потеряет работу, у других зарплата урезана, здесь более актуально понижение стоимости ОСАГО, но никак не расширение тарифного коридора, — отметил Вячеслав Лысаков.

Между тем РСА фиксирует снижение средней стоимости полиса ОСАГО уже 15-й месяц подряд. За период с 1 января по 10 апреля 2020 года средняя цена полиса стала ниже еще на 0,2% и составила 5 431 рубль.

Причину этого президент РСА Игорь Юргенс видит в конкуренции между страховыми компаниями, которая стала возможна благодаря реформе ОСАГО. И подчеркивает, что для сохранения выгодных автовладельцам трендов важно завершить очередной этап либерализации ОСАГО этой весной.

Стоимость ОСАГО повысят для нарушителей ПДД

​​Банк России планирует в 2016 году ввести новый коэффициент, который страховые компании будут использовать при расчете стоимости ОСАГО. Его значение будет зависеть от того, привлекался ли водитель к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения или нет. Такое положение содержится в докладе «Основные направления развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка РФ», который в среду, 2 декабря, презентовал ЦБ. Разрабатывать и внедрять новый инструмент будет ЦБ совместно с Минфином и МВД.

Сейчас при расчете стоимости ОСАГО страховые компании используют восемь коэффициентов, на которые умножают базовый тариф. К примеру, цена зависит от возраста и стажа водителя, от мощности автомобиля и от региона, в котором он используется. На стоимость страховки значительно влияет коэффициент бонус-малус, который дает скидку за безаварийную езду (50% за десять лет). Кроме того, страховая компания может в полтора раза увеличить цену ОСАГО, если ранее клиент допустил грубые нарушения правил страхования (например, вождение в состоянии опьянения, сообщение заведомо ложных сведений или бегство с места ДТП).

Введение в ОСАГО повышающих коэффициентов для злостных нарушителей правил дорожного движения может стать действенным экономическим стимулом для улучшения ситуации с аварийностью на российских дорогах, уверен заместитель председателя правления СОГАЗа Дамир Аксянов. Кроме того, такие корректировки позволят сделать ценообразование в ОСАГО более справедливым и индивидуальным, считает он.

Аксянов полагает, что систему корректирующих коэффициентов в ОСАГО нужно вводить поэтапно. «На первом этапе повышающий коэффициент может быть введен для водителей, совершивших серьезное нарушение ПДД, например для тех, кто выехал на встречную полосу или проехал перекресток на запрещающий сигнал светофора. Затем эта практика может быть распространена и на других водителей, систематически нарушающих правила. Также должна быть предусмотрена вилка повышающих коэффициентов в зависимости от тяжести и частоты допущенных водителем нарушений», — говорит он.

Система может и должна работать не только в сторону повышения тарифа для нарушающих водителей, но и предоставления понижающего коэффициента для аккуратных, уверен руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахование» Денис Макаров. «В этом случае перестанет действовать принцип, что аккуратные оплачивают убытки нарушителей, то есть распределение премий станет справедливым. Когда такая система заработает в полную силу, можно ожидать, что разница в конечной стоимости полисов ОСАГО для обеих групп водителей будет измеряться десятками процентов», – говорит он.

Введение таких коэффициентов соответствует мировой практике, указывает Аксянов: «Зачастую водители активно судятся с полицией против признания их нарушителями правил, поскольку знают, что штраф за нарушение будет в разы меньше, чем увеличение стоимости страховки при последующем заключении договора».

Величину базового тарифа и значение коэффициентов определяет Банк России. Сейчас тариф для легкового автомобиля, принадлежащего частному лицу, составляет 3432–4118 руб. За 2014–2015 годы ЦБ дважды повысил тариф по ОСАГО. Осенью 2014 года — на 23–​30%. Тогда же изменился лимит выплат за имущественный ущерб по этому виду страхования: со 120 тыс. до 400 тыс. руб. С 12 апреля ЦБ увеличил тариф по ОСАГО в среднем на 40% и ввел тарифный коридор в 20%. Таким образом, страховые компании смогли увеличить тариф на 60%.

Зампред ЦБ Владимир Чистюхин объяснял тогда решение о повышении тарифа несколькими причинами. Во-первых, с 1 апреля 2015 года увеличен лимит выплат по ущербу жизни и здоровью с 160 тыс. до 500 тыс. руб. «С апреля возмещение ущерба по жизни и здоровью будет происходить по новым правилам, из-за чего существенно вырастут размеры выплат пострадавшим в авариях», — говорил он.

Во-вторых, ЦБ пытался нормализовать продажу полисов: ранее некоторые страховые компании, чтобы не торговать себе в убыток, перевели свои офисы в отдаленные деревни. «Нам важно, чтобы полис можно было купить рядом с домом, а не за 200 км», — добавил Чистюхин.

Также с 1 апреля 2015 года ЦБ изменил некоторые региональные коэффициенты. Регулятор повысил их для Адыгеи, Мурманской, Амурской, Воронежской, Ульяновской, Курганской, Челябинской областей, Чувашии и Республики Марий Эл, а также для Камчатского края и Мордовии. В двух последних территориальные коэффициенты выросли сильнее всего — на 25%. Для десяти регионов и Байконура они были снижены, например в​ Магаданской области на 41%.

До этого времени тариф по ОСАГО не менялся в течение десяти лет, с момента появления этого вида страхования.

«Либерализация ОСАГО»: как страховая будет отслеживать опасность вождения и что вызывает сомнение?

Лента новостей

Все новости »

Правительство рассмотрит поправки в закон об ОСАГО, согласно которым его цена будет зависеть от манеры вождения. Будут ли бонусы от аккуратной езды работать на практике?

Фото: АГН «Москва» –>

Кабмин может рассмотреть законопроект о либерализации системы ОСАГО 11 июля, сообщает ТАСС со ссылкой на заместителя министра финансов Алексея Моисеева. Документ в народе уже прозвали либерализацией «автогражданки». Ранее его планировалось рассмотреть 4 июля, однако в повестке заседания правительства на этот день проект закона отсутствует.

Сейчас цена ОСАГО определяется исходя из базового тарифа. Новый коэффициент будет учитывать любые нарушения на дороге и вырастет для тех, кто регулярно собирает штрафы: например, проезжает на красный сигнал светофора или превышает скорость. Кроме того, будет учитываться так называемое опасное вождение: превышение скорости, резкие перестроения, создание помех.

Понятие «опасное вождение» так просто законодательно не пропишешь, оно не имеет четких критериев. Для одного водителя резкий поворот будет считаться нормой, для другого — уже экстремальным маневром. Чтобы страховщики имели четкие ориентиры, что опасно, а что нет, собираются использовать телематические устройства. Это не новинка на рынке, сейчас такие датчики иногда ставят при оформлении каско, что позволяет водителю снизить тариф. Например, водитель Валерий за установку телематики получил пятипроцентную скидку.

«Там два варианта: либо оно ставится прямо на аккумулятор, либо на шину OBD2. Я поставил себе непосредственно на аккумулятор. Это небольшая коробочка, прилепленная к аккумулятору. Она оценивает координаты перемещения, экстренные торможения, довольно-таки резкие, крутые повороты. Она рассчитывает именно количество экстренных торможений, может быть, на 100 километров, и на основании этого рассчитывается моя перспективная скидка на следующий год по каско».

Читайте также:  Изменения ПДД 2020: страховку разрешили показывать с телефона

Установка телематических устройств на авто будет возможна либо по желанию самого водителя, либо по требованию страховой. Как правило, их установка оплачивается страховщиком. Но так было с каско, а с ОСАГО может быть по-другому, считает руководитель управления страхования ОСАГО «Страхового дома ВСК» Татьяна Кудрявцева.

Татьяна Кудрявцева руководитель управления страхования ОСАГО «Страхового дома ВСК» «По нашему опыту использование телематики на примере продукта каско имело достаточно низкий потребительский спрос. Не все водители верили в некий будущий понижающий коэффициент на следующий год, не все водители хотели, чтобы об их стиле вождения стало известно страховой компании. В итоге основными нашими потребителями были аккуратные водители, из-за чего наша статистика была искажена. Подобная инициатива все же влечет под собой дополнительные финансовые обязательства не только страховщика, но и, естественно, владельца транспортного средства. Если по каско это делается в рамках неких проектов и есть возможность устанавливать определенные тарифы, то в ОСАГО такой возможности нет. Стоимость самого оборудования, его установки, обслуживания должна будет закладываться, и кто-то за это должен будет платить».

Вопросы так называемого свободного тарифа страховщики обсуждают с конца 2000-х годов. Причем все время говорят, что ОСАГО для них убыточно. Новые же поправки, кажется, бьют по страховому бизнесу еще больнее. Например, сумма выплат по ущербу, причиненному жизни и здоровью, вырастет с сегодняшних 500 тысяч рублей до 2 млн рублей. Исключается повышающий коэффициент на мощность двигателя. Территориальный коэффициент остается, но только пока. Минфин и Центробанк настаивают на его исключении с 1 января 2020 года.

Сомнения вызывает и связь «либерального» тарифа ОСАГО со штрафами. Сегодня реальные условия вождения устроены так, что не получить взыскание практически невозможно. На это нацелены камеры, которые стоят где надо и не надо, заявил заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи при ДТП Глеб Виленский.

— Сейчас система штрафов на ОСАГО в нашей стране ориентирована на пополнение бюджета, причем даже не государства, а частных владельцев камер видеофиксации. До тех пор пока у народа нет консенсуса в понимании того, что эти штрафы справедливые, привязывать к ним что-либо нельзя.

— Если правительство в итоге примет либерализацию ОСАГО, кому от этого станет лучше?

— У меня такое ощущение, что ни тем, ни другим. У водителей в очередной раз непредсказуемым образом начнет меняться тариф, у страховых компаний совершенно предсказуемым образом возникнут большие репутационные потери.

Эксперты отмечают, что идея либерального ОСАГО в нынешнем виде не сработает. По задумке, новый коэффициент позволит аккуратным водителям платить меньше, а нарушителей заставит раскошелиться. Однако все это только на бумаге. Страховой рынок в убыток себе работать не будет и сам определит, кого считать лихачом, а кого нет.

Либерализация ОСАГО: удорожание за нарушения ПДД и агрессивное вождение

http://www.rambler.ru/news/0/0/9992228.html
Для некоторых водителей снизят стоимость ОСАГО
22.03.2007 18:48 | Взгляд
Российские страховщики предложили новый способ борьбы с нарушениями правил дорожного движения – они предлагают увеличивать стоимость полиса ОСАГО для водителей, которые нарушают ПДД. В ГАИ идею страховщиков восприняли на ура. Однако автомобильные правозащитники называют предложения РСА еще одним способом опустошить карманы водителя.

Российский союз автостраховщиков (РСА) подключился к борьбе за порядок на дорогах и предложил увеличивать стоимость полиса обязательного страхования автомобилей (ОСАГО) для злостных нарушителей ПДД.

Естественно, действовать одним только методом кнута в РСА не намерены – в качестве пряника предлагается, наоборот, законопослушным водителям снижать стоимость полиса ОСАГО.

Но и это еще не все. Предложения РСА могут существенно изменить вообще все правила ОСАГО. Страховщики предлагают разрешить им снижать сумму страховой выплаты, если, например, выяснится, что водитель в момент ДТП не был пристегнут или разговаривал по мобильному телефону (как это можно доказать после аварии – не поясняется).

Зато водителей, которые сами стремятся повысить уровень своей безопасности, предлагается премировать. Например, автогражданка может подешеветь для тех, кто установит на свой автомобиль алкозамок, систему слежения за скоростью и прочие средства контроля.

В Союзе страховщиков утверждают, что ничего нового не придумали, так как во многих странах мира страховые компании играют очень весомую роль в процессе безопасности дорожного движения. Такая система бонус-малус, когда обязательное страхование привязывается к количеству нарушений ПДД, действует в Англии, Германии, Франции, США, Канаде.

Участники страхового рынка к идее РСА относятся положительно. “Это очень хорошее предложение”, – рассказал газете ВЗГЛЯД заместитель директора центра страхования автотранспорта компании “РОСНО” Сергей Абалакин.

Радость участников рынка автострахования вполне понятна – чем меньше ДТП, тем меньше страховых выплат. Именно этим правозащитники и объясняют столь деятельное участие страховщиков в деле безопасности дорожного движения. “Это еще один способ залезть в карман водителю”, – не скрывает своего возмущения президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. “Вы можете себе представить водителя, который за целый год не нарушил ни одного правила?” – задается он вопросом.

“Теперь что получится: допустим, у меня во время движения отвалился регистрационный знак и инспектор оштрафовал меня за езду без номеров на 50 рублей. Всe – штраф есть, полис стал дороже. Только какая связь между ездой без номерных знаков и убытками страховой компании?” – обрисовал Травин ситуацию корреспонденту газеты ВЗГЛЯД.

С ним согласился и председатель общественной организации автомобилистов “Свобода выбора” Вячеслав Лысаков. “Есть множество нарушений, которые никоим образом не влияют на безопасность дорожного движения, например проезд под кирпич или остановка или стоянка в неположенном месте. Да этот полис через год будет золотым!” – сказал он.

Что же касается европейского опыта, который РСА предлагает внедрить на наши дороги, то эксперты особо подчеркивают, что, например, в той же Англии, Франции и Германии одно ДТП за год не ведет к удорожанию автогражданки. В России же за единственную аварию следующий полис ОСАГО становится на 45% дороже и, чтобы лишиться этого удорожания, водителю следует 9 лет ездить без ДТП (ежегодно за безаварийную езду компании предоставляют скидку в 5%).

“А учитывая тот факт, что большинство правонарушений в России решается на месте, предложения РСА приведут только к увеличению суммы взятки инспектору – водитель выложит лишние 50-100 рублей только за то, чтобы не попасть в базу штрафников”, – уверен Лысаков. “Сначала надо нормализовать работу ГАИ, а уже потом кивать на европейский опыт”, – добавил он.

Однако в ГАИ идею страховщиков восприняли положительно. “Мы уже обсуждали свои предложения с руководством ДОБДД и получили положительные отзывы”, – заверила представитель РСА Ирина Осокина.

Правда, для внедрения этой системы необходимы изменения в федеральном законодательстве, так как стоимость полиса ОСАГО и повышающие или понижающие коэффициенты сейчас устанавливает правительство России. К тому же страховщики должны получить доступ к базе ГАИ, где будут фиксироваться все штрафы водителей.

“Теоретически эти правила могут вступить в силу в течение ближайшего времени – весь вопрос только в доступе к базе ГАИ”, – говорит Сергей Абалакин из РОСНО. “Но, учитывая то, как медленно у нас проходят все согласования и изменения, боюсь, этого не произойдет никогда”, – добавил он.

Однако правозащитник Виктор Травин уверен, что рано или поздно предложения РСА будут претворены. “Не зря же гаишники столько времени собирают базу злостных неплательщиков, а внести поправки в ОСАГО не так трудно – слишком уж это лакомый кусочек”, – сказал он.
Взгляд.

Добавить комментарий